Чудеса народног творчества
план-конспект урока (4 класс) по теме

Tрифонова Валентина Анатольевна

Музыкальная гостиная для начальных классов познакомит с творчеством русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Чудеса народного творчества77.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное образовательное учреждение Чернослободская основная общеобразовательная школа  


                                          Внеклассное мероприятие для 4 класса,

проведённое в рамках предметной недели

 уроков эстетического цикла.

СОСТАВИЛА И ПРОВЕЛА  ТРИФОНОВА В.А.

Село Чёрная Слобода

Шацкий район, Рязанская область

Учитель.

Здравствуйте, ребята! Сегодня в нашем зале нас собрали вместе два вида животворящего искусства – музыка и изо для того, чтобы ярче, красочнее и понятнее раскрыть все свои тайные уголки. Каждый народ испокон веков старался сохранить свою культуру, сохранить, не растерять во времени то богатство, которое было накоплено поколениями, которое принадлежит ему по праву, по завету предков.

И наша с вами задача – усвоить свои национальные культурные ценности, понять идеалы других времён и народов.

Народ. Его творчество; шутки и прибаутки, пляски, песни и хороводы, изделия талантливейших мастеров и мастериц – всё это сегодня пройдёт тонкой нитью через всю нашу встречу, наш урок, тема которого «Чудеса народного творчества».

Народное творчество или как принято называть «фольклор» - является драгоценнейшей жемчужиной любой нации.

Русский народ не только умел всегда хорошо работать, но и с удалью погулять, повеселиться. Так на Руси начиная с 14 октября, а этот день является праздником Покрова, во многих центральных губерниях начинались Покровские ярмарки.

 Вот и мы сегодня решили учинить здесь настоящую ярмарку.

Звучит музыка Р. Щедрина «Озорные частушки»

1 глашатый.

Все на ярмарку! К нам на ярмарку!

2 глашатый.

Поспеши! Налетай! Только рот не разевай!

1 глашатый.

Эй, девчонки и мальчишки,

Собирайтесь к нам скорей!

Здесь вас ждут игрушки, книжки,

Много шуток и затей!

2 глашатый.

Здесь вы сушек и баранок

Вдоволь погрызёте,

А как рты освободятся

Песенки споёте

1 глашатый.

А гостей-то, сколь гостей!

Аж со всех волостей!

2 глашатый.

Здравствуйте, почтенные господа!

Не смущайтесь, веселитесь,

Поудобнее садитесь!

1 глашатый.

Сюда все приглашаются!

Представленье начинается!

2 глашатый.

Кто к нам зайдёт – тот в рай попадёт,

1 глашатый.

А кто не зайдёт – тот со скуки помрёт!

Звучит мелодия р.н.п. «Коробейники», выходит коробейник с товаром и поёт…

Ох, полным-полна моя коробушка –

Есть платки, есть кружева.

Подходите, выбирайте,

Раскупайте, господа!

Бусы есть и есть колечко,

Перстенёчек золотой,

Ну, кто первый? Подходите!

Выбирай товар любой!

Под эту музыку коробейник продолжает говорить:

Сюда! Сюда, почтенные господа!

Билеты берите – пятачки гоните!

За пять копеек дом не построишь,

Соломой не накроешь,

Только кошку молоком напоишь.

Подходят двое молодцев, коробейник предлагает им товар:

Полушалочки купите,

Да подружкам подарите!

Исполняется танец «Весёлая кадриль»

После танца одна из девушек заводит разговор:

1 девушка.

Ах, какие полушалки, просто глаз не оторвать!

Учитель изо.

А сотканы они в Павловском Посаде.

2 девушка.

А это как? Хотим всё знать!

Учитель изо.

Раньше на Руси в больших торговых сёлах и пригородах пользовались популярностью шерстяные набивные павлово-посадские платки и шали. Своей славой они обязаны цветочным композициям из гирлянд и букетов. Наиболее выразительны узоры из крупных роз. Черный платок с мелкими цветами носили пожилые женщины, ярко жёлтые, красные и зелёные шали с розами – девушки на гуляньях и хороводах.

В середине 19 века зародилось и стало развиваться елецкое кружево. Оно очень элегантно, изящно, воздушно, узор его разнообразен. Самыми распространёнными являются геометрические мотивы – «гречишка», «паучки», «бабочка», «снежинки» и растительные – цветки-розетки, кустики. Творчество Елецких мастериц не оставляет никого равнодушным. И поэтому рождаются поэтические слова о них и песни.

На сцене хоровод с исполнением песни Назаровой на слова Фёдорова « Елецкие кружевницы»

Песня эта с детских лет

В памяти жива.

Кружева Елецкие – пена кружева.

Все мечты, которые душу бередят

Выльются узорами, песней зазвенят.

Припев:

Палочки-коклюшечки друг о дружку бьют,

Пожилые женщины про любовь поют.

Ах, зачем ты, девушка,

В чащу забрела?

Ах, зачем ты, девушка,

Счастья не нашла?

Все мечты, которые душу бередят

Выльются узорами, песней зазвенят.

Припев:

Я сижу, и слушаю, и дышу едва,

Плещут, плещут кружева

И зовут слова:

Кружева Елецкие – пена кружева».

1 глашытый.

Снова ярмарка шумит –

Пряники с конфетами,

2 глашатый

На товар народ глядит,

Люди разодетые.

1 глашатый.

А это кто там, за кулисой,

Пробирается сюда?

2 глашатый.

Так это ж весельчак Петрушка!

Вот это радость, это Да!!!

Выходит Петрушка

Петрушка.

Я – Петрушка – весельчак!

Завтра расскажу всем

Как на празднике я был,

Что на ярмарке купил:

Полушалочек цветной.

Это мамочке родной.

Взял я чудо-лапоточки

Не себе – любимой дочке.

Очень доченька просила

Куколке своей носки,

А соседу прикупил я

Снасти: удочку, крючки.

Прикупил ещё игрушку

«Дымковской» красоты,

Не из Репина и Курцева,

А из Чёрной Слободы.

Дети сами мастерили,

Чудо, сотворив руками,

Краски в глине заиграли,

Полюбуйтесь-ка вы сами.

А вот – доски расписные

Акварелью и покрыты лаком.

Мне понравились они,

Закупил аж целых три!

Да ещё шкатулочку себе я прикупил.

Палешанами расписана, красота не писана!

Тёте Маши – рукавицы,

Дяде Феде – помидор

И по ложке двум сестрицам,

Чтоб у них не вышел спор.

Расписаны под хохлому.

Ох, и рад же я тому,

Что на ярмарку пришёл

И для всех товар нашёл!

Учитель.

Ах, какой же наш Петрушка – добрый парень,

Молодец!

Не забыл он никого.

Посмотрите – сколь гостинцев у него!

А сейчас я проверю, как вы были внимательны. Вспомните, что прикупил на нашей ярмарке Петрушка?

Дети: (отвечают дети)

Учитель.

Правильно! Ребята, на нашей ярмарке представлены различные виды животворящего искусства. Это и хохлома, и палех, и шедевры павло-посадских мастериц и елецкие кружева. Я думаю, что вам будет интересно узнать о каждом из них по подробнее.

Учитель изо.

        Мне хочется наше знакомство с искусством начать со сказки.

        «Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Люби мастер своё ремесло, но ещё больше он любил свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих кержинских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нём отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цвета и тоненькие веточки.

        Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать, да любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава мастера дошла и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, которые вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты»

1 глашатый.

А как же на самом деле было?

Учитель.

Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далёкое прошлое зарождение там известного  на весь мир искусства хохломской росписи.

Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке. В 17 веке село Хохлома перешла во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно вот тогда и зародилось производство деревянной, золоченной посуды. Это ковши, ложки, поставцы. Не было здесь ни одного дома, где жители всей семьёй не занимались этим ремеслом. Деревянную ложку с миской можно было увидеть и на боярском столе, и в избе крестьянина.

Мастера заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше хранится. Тогда то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой. Возможно, с техникой писания икон возникло и живописное искусство хохломы

Ещё я бы хотела сказать несколько слов о  палехском искусстве, потому что оно вызывает восторг у всех, кто хотя бы на мгновение соприкасался с этой красотой. Знакомясь с творчеством палехских мастеров, перед нами открывается яркий, самобытный мир народного искусства. Художники-палешане свои миниатюры пишут  масляными красками, разведёнными на клею и яичном желтке.

Вам, школьникам, близок поэтический мир народных и литературных сказок, былин, песен. Поэтому сказочные образы помогают вам лучше понять особый художественный язык, истоки которого лежат в древнерусской живописи. Праздничность, нарядность и цельность колорита, яркие цвета характеризуют палехскую палитру. Для  палехской миниатюры характерно развёрнутое повествование. Когда мы рассматриваем репродукции, мы переживаем события сказки и это доставляет нам эстетическое наслаждение.

У нас сегодня на ярмарке находятся картинные репродукции изделий творчества палешан. Мои помощники проведут небольшую поэтическую экскурсию по эти репродукциям.

  1. уч-ца.

Здесь мы видим репродукции именитых палешан.

Постараюсь по-подробней рассказать о них я вам.

Вот шкатулку дивную Зиновьев  расписал.

Сказ Ершова красками чётко передал.

Словно, с птичьего полёта видим мы сюжеты сказки.

Согласитесь, глаз не оторвать как ярки здесь краски;

Чудо-юдо, рыба-кит выпускает корабли,

Дворец Месяца и Солнца вот, мы видим там, вдали.

В облаках летит Иван на Коньке-Горбунке,

Ну, а в центре – он – красавиц от купания в котле.

Насыщенность миниатюры нас не перегружает,

А напротив, каждый зритель сказку в ней читает

  1. уч-ца.

Образ сказочной стихии нам Котухин передал –

Два сюжета пушкинских в ларце он показал;

В левой плоскости Балда, в правой – мёртвая Царевна,

Просыпается она от дурманящего сна.

Тёплый тон палитры красок, жёлтый, красный и зелёный

Проработан серебром, да и золотом притом.

Вся изысканность рисунка, цвет и ритма линия

Нас волнует и пленяет и в мир сказки погружает.

1 уч-ца

А здесь письменный прибор.

Шесть предметов видим мы.

Нам Зиновьев показал жизнь далёкой старины,

Битву предков; кровь, пожар, слёзы и мучения,

Жёсткой линией рисунка отразил дух времени.

Вот ещё его творенье.

И пять -  ларцы и Пушкин живописца вновь постиг

Воплотить в миниатюре тонкий музыкальный стих.

Сказки о царе Салтане и о рыбке с рыбаком,

А ещё здесь на ларце сказка о золотом петушке.

Котухинские миниатюры отличает лаконичность,

Яркая пластичность образов и композиции ритмичность.

2 уч-ца.    

А у Голикова на пластине в битве яростной схватились воины,

Чтоб смертный враг не проник в наш русский град.

Динамика, экспрессия здесь главными являются ,

И наложенье красок – они, как бы вплавляются.

Очень интересен колорит в миниатюрах Голиковских битв.

Нам букет они напоминают, и цветосочетаньем удивляют.

Исполняется песня Хвойницкого « Русские узоры»

Красная рябина,

Медленный закат.

В роще тополиной

Яркий листопад.

Синие озёра, жёлтые поля…

Русские просторы,

Русская земля.

Припев:

На цветных коврах, расписных платках,

И на вышивках, и на пряниках,

И на ложках, гармошках,

Серёжках, матрёшках.

Русские узоры хороши!

Чтоб не замерзали плечи у берёз,

Голубою шалью их укрыл мороз.

Лес заиндевелый, белая тайга –

Русские метели, русские снега.

В речке за пригорком прячется туман.

Надевает зорька красный сарафан.

Серебрятся в росах травы, как шелка,

Русские покосы, русские луга.

 2 глашатый:

Где ж Петрушка? Где наш друг?

Появляется Петрушка

Глашатый.

Все ль гостинцы ты скупил,

Никого ты не забыл?

Петрушка.

Не забыл я никого.

Вон аж сколько – всё добро!

Глашатый.

Ну, а что же ты себе, наш Петрушка, прикупил?

Петрушка.

Балалаечку трёхструнку – тонкий голосочек

Звонкую, озорную, разухабистую, удалую.

Учитель.

Петрушка, а давай ребятам расскажем, как появился этот всеми любимый не только у нас, но и за рубежом музыкальный инструмент.

        Произошло это 100 лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришёл молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему  Андреев заказал, он страшно рассердился. Балалайку? Ему уважаемому мастеру предлагают шутовской инструмент? Да ещё просят его сделать из лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил для благородных скрипок и виолончелей. А тут – балалайка. Ведь это же недоразумение какое-то, а не инструмент. И сердитый мастер сказал, что если господину Андрееву угодно, он может приобрести - сей мужицкий инструмент в любой мелочной лавке,  где торгуют солью и спичками. Но Василия не испугали слова и гнев мастера. Это правда, что балалайки, которые были сбиты из трёх досок и трёх струн – звучали плохо. Но ведь и первые скрипки тоже звучали некрасиво, визгливо и хрипло, пока за них не взялись великие мастера. И Иванов сдался и согласился сделать балалайку. Ему  понравился молодой музыкант, которому было не безразлично отечественная культура.

        Таким образом Василий Андреев собрал целый оркестр русских народных инструментов, которому рукоплескала вся Россия и заграница. А в Англии даже ввели обучение игре на балалайке в нескольких полках армии.

        Лучшие мастера и целые фабрики теперь работают над созданием этого уникального инструмента.

        А теперь пора всем нам возвратиться в балаган.

Петрушка исполняет песню «Балаган»

Лица стёрты, краски тусклы,

То ли куклы, то ли люди,

Взгляд похож на взгляд,

А тень на тень.

Я устал и отдыхаю, в балаган вас приглашаю,

Где куклы так похожи на людей.

Арлекины и пираты, циркачи и акробаты,

И злодей, чей вид внушает страх,

Волк и заяц , тигры в клетке –

Все они марионетки в ловких и натруженных руках.

Кукол дёргают за нитки, на лице у них улыбки,

И играет клоун на трубе.

И в процессе представленья создаётся впечатленье,

Что куклы пляшут сами по себе.

Ах, до чего ж порой обидно, что хозяина не видно.

И в темноту уходит нить,

А куклы так ему послушны

И мы верим простодушно,

Что кукла тоже может говорить.

Но вот хозяин гасит свечи, кончен бал и кончен вечер,

Засияет месяц в облаках.

И кукол снимут с нитки длинной,

И засыпав нафталином, в виде тряпок сложат в сундуках.

Петрушка.

Как я рад, что к вам пришёл и друзей себе нашёл!

И поэтому сейчас поиграть хочу я с вами,

Но не в салки, и не в прятки,

Загадаю вам загадки!

  1. Серый волк в густом лесу встретил рыжую…..?
  2. Целый день поёт щегол в клетке на окошке,

      Третий год ему пошёл, он боится………?

  1. У меня пропал носок, утащил его………?
  2. Михаил играл в футбол, и забил в ворота……?

Молодцы же вы, ребятки, отгадали все загадки,

А теперь в оркестр играть, всех мы будем развлекать.

Нам в частушках подыграет звонкая гармошка,

И ещё – кто в суп ныряет? Расписная ложка!

Звучат частушки на мотив р.н.п. «Светит месяц», которым аккомпанирует ансамбль ложкарей

Девочки.

Поторгуемся, ребята, может, что приобретём!

Мальчики.

Поторгуемся, девчата, заодно для всех споём!

Коробейник.

Ох, девчата, подходите, подходите, молодцы,

Весь товар у нас на славу: ложки, гребни, бубунцы.

Подходите, примеряйте наши ленты и платки.

Время даром не теряйте, доставайте кошельки.

Мальчики.

Ой, вы девочки - красотки, примеряйте каблучки,

При любой они погоде и нарядны и легки

Девочки.

Что вы, что вы как обидно, больно цены высоки.

Покупатель тут бывалый, тут народ не дураки.

Мальчики.

Вы бы лучше не скупились. Грош – не лошадь со двора.

Мы же к вам так торопились. Вон в лаптях уже дыра.

Девочки.

Коли парни сбавят цену, иль дадут с отсрочкою,

Я кольцо себе надену, да ещё с цепочкою.

Ой, платок узором вышит, ну, купи, прошу такой!

Притворился, что не слышит, притворился, что глухой.

Где, девчата, справедливость?

Есть товар, а денег нет.

Ну, и парни наши жадны,

Не купили даж. конфет.

Всё равно мы загляденье, все любуются на нас.

 Посмотрите, оцените наш весёлый перепляс!

Исполняется танец «Барыня»

Учитель музыки.

Ребята, сейчас вы услышали в исполнении ребят частушки на всем известную мелодию русской народной песни «Светит месяц». Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что почти каждый фольклорный праздник не обходится без этой музыки. Эта песня любима русским народом как все народные песни.

        Само зарождение русской народной песни относится к глубокой древности, когда люди не могли ни читать, ни писать, не говоря уже о знании  нотной грамоты. Песни сочинялись любителями – самоучками и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Песня жила, как птица в полёте.

        Главными особенностями р.н.п. являются широта, протяжность, певучесть.

        Песня была постоянным спутником человека и в радости, и в горести. Песня шла бок о бок с ним, она бередила душу слушателя. Да и по сей день, я думаю, не найдётся ни одного человека, который бы был равнодушным к вокальному шедевру народного искусства. Согласитесь, ведь нельзя быть равнодушным, например, вот к такому творению народа.

Учитель поёт р. н. п. « То не ветер ветку клонит»

То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит,

То моё, моё сердечко стонет, как осенний лист дрожит.

Извела меня кручина, подколодная змея.

Догорай, гори меня лучина,

Догорю с тобой и я…..

        Велики сокровища музыкальной культуры, накопленные за многовековую историю человечества.

Здесь не только народные песни и танцы, но и произведения композиторов разных стран и народов. Они доставляют нам высочайшее эстетическое наслаждение. Слушая музыку, мы не только постигаем её красоту, но и задумываемся над нравственными проблемами, которые волновали её созидателей.

        Богатства музыки нужны людям, и мне бы хотелось, чтобы музыка была неотъемлемой частью вашей жизни, чтобы она радовала вас и уносила вас в свои бесконечные просторы.

        Я предлагаю вашему вниманию песню в исполнении Екатерины Лепёхиной «Ярмарка».

Исполняется песня «Ярмарка»

Хорошая погодка на душе моей стоит,

Пойду гулять на улицу, где музыка звенит,

Пойду гулять на улицу, где ярмарка цветёт,

Где пляшет и ликует православный наш народ.

Припев:

Ярмарка, ярмарка, золотая ярмарка,

Ярмарка, ярмарка – звонкая и яркая,

Как душа моей России, как моя душа,

Как душа моей России, как моля душа.

Ребята вместе с мамами на ярмарку пойдут.

И корме сладких пряников друзей себе найдут.

На ярмарочной площади устроят хоровод,

Молва об этой ярмарке по всей Руси пойдёт.

И если тучи тёмные над ярмаркой пройдут,

Не очень опечалится дождём торговый люд.

Им песню задушевную сыграет музыкант,

Для них такая музыка дороже, чем бриллиант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...