Конспект внеклассного мероприятия. Коми сказка "Пера - богатырь"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Ефимова Анна Алексеевна

Конспект внеклассного мероприятия. ТЕМА: Коми сказка "Пера - богатырь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_s_nrk.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия с НРК

Класс: 3-4

Тема: Коми сказка «Пера богатырь»

Цель: на основе сказки «пера богатырь» познакомить учащихся с коми костюмом и особенностями традиций коми.

Задачи: 1)образовательные:  - формирование умения отличать народную сказку от авторской;

                                                  - формирование знаний по промысловому коми календарю;

                                                  - познакомить с м/ф «Сказ о Пере»

                                                  - формирование знаний о жизни народа коми, коми традиционной

                                                     одежде (мужской костюм); об орудиях охоты и рыболовства.

2) воспитательные: воспитание любви и уважения к традициям коми народа.

3) развивающие: развитие мыслительных операций, внимания, памяти.

Оборудование: проектор, компьютер, экран.

Подготовительная работа: прочитать сказку «Пера богатырь»

Ход занятия.

- Любите ли вы читать сказки? Почему?

- Что такое сказка? (СЛАЙД)

- Ребята, а какие группы сказок вы знаете? (СЛАЙД)

- Когда в сказке не указан автор, это какая сказка?

- Чем народная сказка отличается от авторской?

- А на какие группы можно разделить и народные сказки , и авторские? Назовите, пожалуйста. (СЛАЙД)

- Хорошо. Скажите, какую сказку вам нужно было прочитать к занятию?

- Какая это сказка? Кто ее создал?

- О ком эта сказка?

- А кто такой Пера? (СЛАЙД)

- Верно, вы сказали. Пера – богатырь, охотник, коми человек. А чем же еще, кроме охоты, он  занимался ? (помогал людям)

- Приведите примеры, как именно он помогал людям. В чем заключалась его помощь? (в его богатырской силе: бревна таскал, врагов изгнал)

- Основным занятием Перы, как и у всех коми людей, была охота. Если он был охотником, занимался охотой, то может быть, вы скажете тогда, где же был его дом, где он жил?( в лесу)

- А если рассматривать лесные зоны, то в какой из них жил Пера? (в тайге)

- Что собой представляет тайга? (СЛАЙД)

- Мы с вами сказали,  что Пера – коми человек, для которого главным занятием была охота. Чем еще занимались люди коми?  (Рыболовством). (СЛАЙД)

- Совершенно верно, основными занятиями коми народа были охота и рыболовство. Это промыслы.(СЛАЙД)

- Коми охотники круглый год охотились. И этот год можно разделить на 2 сезона, 2 периода – осенний и весенне-зимний. Как вы думаете, почему такое деление?

- Все коми люди охотились строго по календарь. Год на промысловом коми календаре делился на два периода. (СЛАЙД)

- Календарь был изображен в виде круга, внутри которого кольца – внешний и внутренний круги. Кто изображен в кольце? (фигурки животных) Почему, как вы считаете, изображены животные?

- Каждому периоду охоты соответствует свое животное. В календаре всего 9 животных. Попробуйте угадать, изображения каких животных вы видите? Проверим, так ли это.

( медведь, олень, горностай, росомаха, лось, выдра, лиса, белка, куница)

- Год охоты начинался с весны. Весенне - летняя половина проходила под знаком медведя. Как думаете, почему именно медведя?(весной всё просыпается, медведь встает из берлоги)

- Давайте рассмотрим календарь более детально:

Лось – 10августа – 4 октября

Выдра – 15 ноября – 19 декабря

Лиса – 20 декабря – 24 января

Белка – 25 января – 21 февраля

Куница – 22 февраля – 21 марта

Медведь – 22 марта – 27 апреля

Олень – 28 апреля – 2 июня

Горностай – 3 июня – 4 июля

Росомаха – 5 июля – 9 августа

- Каждый месяц – свое животное.

Что вы узнали о промысловом календаре коми? Нужен ли он был народу коми?

- Вернемся к сказке о Пере. Вспомните, пожалуйста, а с чем, с какими орудиями Пера ходил на охоту? (копье, лук, стрелы, лыжи)

- А какие еще орудия промысла коми охотников вы знаете?

-Оказывается, у коми охотников все орудия охоты можно разделить на две группы: пассивные и активные (СЛАЙД)

- Как понимаете, пассивные орудия охоты?  (они не требовали участия человека в процессе охоты, добычи)

Давайте рассмотрим, самоловные орудия: слопцы, плашки, силки (Пера тоже их расставлял), петли, ямы, черканы, кляпцы и др.

- Охотники регулярно осматривали самоловы.

 - На кого ставили капканы? Петли? Ямы?

- Итак, какие пассивные орудия узнали?

- К активным орудиям охоты относятся лук, копье, ружье, сети для ловли птиц.

- Для кого предназначались копья, ружья?

- Какие активные орудия охоты узнали?

- Что служило средством передвижения  для Перы богатыря? Какие лыжи у него были, опишите.

- Действительно, основным средством передвижения коми охотников были лыжи. Длинные, широкие, деревянные. Для лучшего скольжения лыжи снизу покрывались мехом.

(СЛАЙД)

-Давайте теперь поговорим, в чем ходил на охоту Пера богатырь? Как он выглядел, нарисуйте словами образ Перы, его внешний вид. (пояс, рукавицы, рубаха, шапка, штаны, звериная шкура) (СЛАЙД)

- Для костюма охотника коми было еще характерно:

ЛУЗАН- прямоугольная короткая накидка с отверстием на голове.  На спине пришивалась петля для топора. Подпоясывался кожаным ремнем. На ремень нашивались карманы для охотничьих принадлежностей. (СЛАЙД)

ПОРТЫ – нижние штаны, более широкие. Порты и штаны заправлялись в вязаные чулки. (СЛАЙД)

ПОРШНИ – обувь (летом и осенью) из кожи. Стягивалась ремешком. (СЛАЙД)

КÖТЫ –  обувь, надевались поверх чулков. Из кожи, с невысокими голенищами.

ЛАПТИ- летняя обувь.

ПИМЫ – зимняя обувь.(СЛАЙДЫ)

- Ну а сейчас поиграем в игру «Проверь себя»(СЛАЙДЫ)

-Наше занятие подходит к концу. Вспомните еще раз сказку: каким по характеру был Пера? Назовите качества, которые были ему присущи.(добрый, сильный, мужественный, крепкий, отзывчивый, не любил, когда над ним шутили, помогал всем, сам никого пальцем не трогал, умный, смекалистый, бескорыстный)

- ПЕРА  - богатырь – образ коми человека. Рассмотрев этот образ, мы выяснили основные характерные черты, быт, деятельность коми народа.

- Сегодня уже много говорилось о сказке коми и о коме народе. В заключение предлагаю вам посмотреть м/ф «Сказ о Пере». Ваша задача – определить. В чем отличие сказки от  м/ф, где расхождения?

- Чему было посвящено наше сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали? Чем запомнилось? Что показалось особенно интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия по сказкам А.С. Пушкина

данный конспект представляет собой авторскую разработку литературного мероприятия, посвящённого творчеству А.С. Пушкина....

конспект внеклассного мероприятия

Выпуской вечер в 4 классе....

Конспект внеклассного мероприятия "Изменение и сохранение климата

В методической разработке представлены материалы на экологическую тему в номинации "Изменение и сохранение климата" . Через красоту и тайны цветов я стараюсь прививать любовь к окружающему миру,...

Поклонимся великим тем годам! План-конспект внеклассного мероприятия

План-конспек внеклассного мероприятия (1-4кл.), посвященного Дню Победы.Использованы стихи поэтов г. Армавира. В ходе мероприятия проводится встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, работника...

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

Открытое внеклассное мероприятие "Коми посиделки (Рытпук)"

Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы.Цель: Приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми, прививая любовь к малой Родине.Задачи: Приобщать к традицио...