Внеклассное мероприятие для 1-4 классов"Мы и Астрахань".
занимательные факты по теме

Копёнкина Людмила Павловна

Болеее подробное изучение таких национальностей,как русские,татары,казахи и народы Кавказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_astrahanavtosohranennyy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                Внеклассное занятие «Мы и Астрахань! 

Подготовила  учитель начальных классов

ГБООУ АО «Санаторно-лесная школа»

Копёнкина Л.П.

Цели:

  1. Прививать чувство любви к «Малой родине».
  2. Развивать у учащихся навыки познавательной, творческой деятельности.
  3. Воспитывать уважение к достижениям прошлого, умение ценить и сохранять созданное трудом
  4. многих поколений.
  5. Воспитывать патриотизм, толерантность.

                                                      ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Педагог:  Ребята, сегодня наше занятие называется Астрахань и мы.  Место, где мы живем является маленькой частичкой Россией. И хоть невелика она, называют ее жемчужиной Каспия, за ее  удивительную природу, за несметные богатства, хранящиеся в недрах, за ее честных и трудолюбивых людей.

Ребёнок.

О Астрахань, звонят колокола!

Звон улетает в синие просторы.

Огнём горят собора купола,

И белых стен зубчатые узоры.

Педагог: В Астраханском крае проживают много национальностей и народов. Назовите некоторые из них?

(русские, казахи, татары, украинцы, чеченцы, азербайджанцы, калмыки, армяне, ногайцы, цыгане, аварцы, лакцы, даргинцы, белорусы, туркмены, корейцы, чуваши, турки, узбеки, евреи и т.д.)

Педагог: Правильно ребята, так уж сложилось исторически, что наш край стал самым многонациональным краем. На территории области проживают представители более 130 национальностей, что делает наш край одним из самых многонациональных в Российской Федерации.

По данным переписи население 2010 года количество  жителей Астраханской области составляет - 1.010. 073 человека:

русские-67.6% 69.7%) ,казахи-  16.3%(14.2%),татары-6.6% 7%),народы Кавказа-1,5%(1.4%).

Ребята, а теперь посмотрите друг на друга! Скажите вы все одной национальности? (Нет)

И мы с вами сегодня поговорим о  некоторых национальностях, так как они дольше всего проживают на территории нашей области, и именно они сыграли важную роль в истории Астрахани.

Педагог: Ребята давайте   рассмотрим национальные костюмы

Татарский костюм – Для одежды татар характерен традиционный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна Татры ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра. Наиболее древним видом обуви у татар были кожаные сапоги и туфли без ранта, напоминающие современные тапочки, причём обязательно с загнутыми вверх носами.

В женской одежде используются шерстяные, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, женский головной убор в древности, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательнице. Девушки носили мягкие белые колпачки, а женщины по старше платки.

Русский костюм – используется с древних времён и до наших дней. Основная мужская одежда была сорочка или нижняя рубашка. Рубахи шили из хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Наличие ворота предполагает разрез посередине груди или с лево (косоворотка), с пуговицами или с завязками. Цвета рубах разные. Косоворотки подпоясывались льняным поясом.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой. Иногда расшивали жемчугом. Рубахи подпоясывались. Женщины поверх белой или красной рубашки одевали сарафан. Замужние женщины должны были всегда носить платок, а при выезде надевали кокошники. Девушки носили на голове венчик.

Костюм народов Кавказа – по его отделки и покрою можно определить, к какому народу принадлежит человек. Главным мужским нарядом была черкеска. Черкеска шилась из домотканого сукна. Она была не яркой. В основном это был естественный цвет шерсти – белый, чёрный, серый. Форма костюма подчёркивала атлетичность тела и подразумевала прямую осанку. Черкеску носили всегда за стёгнутой и подпоясана узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка.

Казахский народный костюм – Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской – из туникообразного платья – «кейлек» и безрукавка – «  камзол». Для изготовление женской одежды использовались хлопчато – бумажные, шёлковые ткани и бархат.

Мужской и женский головной убор отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный головной убор – «колпак» из тонкого войлока. Весной и осенью казахи насилии шапки – «борик», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом.

А теперь оденем манекенов в национальные костюмы.

На столе у меня лежат карточки с названиями головных уборов! Ваша задача определить, какому народу принадлежит тот или иной головной убор.

(Дети соотносят головные уборы соответствующей национальности и одевают манекены )

Ребята, а какие вы знаете национальные праздники?

Татары – Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, кА и сам народ. Кульминация праздника мандан – состязание в беге, прыжках, национальной борьбе – корэш, и конечно же конные скачки.

Русские – Масленица. Самый разгульный праздник. Праздник длиться целую неделю. Всю неделю люди ходят друг к другу в гости, кушают блины и другие угощения. А кульминацией праздника, бывает в последний день, когда народ собирается на площади, и сжигают масленицу. Тем самым дают дорогу Весне.

Казахи – Науры-с. Праздник равноденствия. Встреча весны с зимою. В домах пекутся пироги и сладости. Приглашаются гости. Это массовое гуляние, которое проходит на природе. Молодые ребята соревнуются в силе, ловкости. 

Ребёнок.

«Наш композитор – чародей

С аула Алтынжар

Оставил нам души своей

Тепло и песни дар…

Край астраханский – дружбы стан

Согласии исток.

Поют Россия, Казахстан

И Запад, и Восток».

2009 году на территории города Астрахани был воздвигнут памятник им.Курмангазы.

Народы Кавказа– Курбан – байрам. В каждом доме рано утром режут барана. Этого барана раздают бедным. Дети ходят по домам и им дают сладости, а взрослым носовые платки и носки.

Ребята, на столе у меня лежат карточки с названиями праздников! Ваша задача определить, какому народу принадлежит  тот или иной праздник.

 

  Ребёнок.

Мы дети могучих Кавказких гор

Но краем Астраханским горды

Мир и дружба нам милее всего

Всем народам мы счастья желаем.

Педагог. У меня лежит конверт с названиями праздников. Ваша задача определить, какому народу принадлежит то или иной праздник.(Сабантуй, Масленица, Курбан-байрам,

Науры-с.)

Дети соотносят праздники   и приклеивают на плакат рядом с  данными национальностями.

Физминутка (Дружба).

Педагог. А сейчас, давайте посмотрим, где и как жили эти народы! (слайды Юрта, русская изба, татарская изба, сакля.)

На столе у меня лежит конверт с названиями жилищ! Ваша задача определить, к какому народу принадлежит то или иное жилище и наклеить их около данного  манекена.

Педагог: А какие национальные инструменты вы знаете? Давайте их рассмотрим на экране(балалайка, кеманча, домбра, курай).

А теперь определите,к какой национальности относиться тот или иной инструмент(дети наклеивают название инструмента к манекену  соответствующей национальности.)

Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним национальные блюда?

Татары – чак - чак

Русские – блины

Казахи – бешбармак

Народы востока – пахлава

Ребята,  у меня лежат карточки с названиями национальных блюд!  Какому народу принадлежит национальное блюдо(дети приклеивают название блюд  к данной национальности)

Педагог: А сейчас, поиграем в игру: «Отгадай мелодию». Ребятам предлагаются куплеты из разных песен, они должны отгадать, к какой национальности они относятся .

  .Педагог: Ребята, мы  с вами разной национальности, но живём в маленьком коллективе города Астрахани  «Санаторно-лесная школа»

А как мы должны относиться с вами друг к другу? На доске вывешаны карточки: дружба, зависть, миролюбие, доброта, толерантность, вражда, уважение.

Выберете карточки с вашей точки зрения  правильным ответом. Карточки : дружба,   миролюбие, доброта, толерантность, уважение  приклеиваются к плакату.

Педагог: А теперь обратите внимание на наш плакат!. На нём мы сегодня собрали  4 распостранённые   национальности в Астраханской области(русские ,татары ,казахи, народы Кавказа).  ,населяющих нашу область. Вы можете по ней  узнать много нового или то о чём мы сегодня ещё не сказали.

Педагог:  На этом наше мероприятие заканчивается. Я надеюсь, что после  этого  занятия вы более подробно узнали о таких национальностях  как татары, русские ,казахи, народы Кавказа и   будете относится друг к другу более внимательней и будете   терпимыми, уважительными, толерантными. Пусть любовь в вашем сердце не покидает Вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие."Выпускной в 4 классе"

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА В 4 КЛАССЕ....

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов "День рождения класса".

Разработка содержит материал (стихи, песни, загадки, игры, конкурсы)  для проведения праздника "День рождения класса"....

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «До свидания, 1 класс!» 2013-2014 уч.год

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «До свидания, 1 класс!»...

Сценарий внеклассного мероприятия Новогодний вечер в классе для 4 класса

Внеклассное мероприятие новогоднего вечера для детей и родителей. В сценарии представлены разнообразные игры и задания, которые понравятся не только детям, но и родителям...

Разработка внеклассного мероприятия на окончание 3 класса " Прощай, 3 класс!"

В данной разработке в простой увлекательной форме учащиеся 3 класса рассказывают о своих уроках, показывают весёлые сценки и поют песни о дружбе и о лете...