Обязательное условие создания развивающей среды
статья по теме

Ольга Альбертовна Молькова

Систематизированы основные понятия, определения рефлексии, её классификация. Показаны конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организацион-

ного момента и целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

С чего вы начнёте?

На этапе актуализации

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет  вам работа в парах?                        

На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

 - Помогла вам такая форма работы понять и запомнить  ---------------------------------------

 - Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

В начале урока традиционно может проводиться  рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом.

Этап урока 

Задачи 

Приемы 

Вопросы 

в начале урока

и в конце деятельности 

установление эмоционального контакта с классом 

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). 

  1. Я почувствовал, что…
  2. Было интересно…
  3. Меня удивило…
  4. Своей работой на уроке я…
  5. Материал урока мне был…
  6. Мне захотелось…
  7. Мне больше всего удалось…
  8. Моё настроение…
  9. Заставил задуматься…
  10. Навел на размышления…
  11. Могу похвалить своих одноклассников…

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Этап изучения учебного материала 

выявления уровня осознания содержания пройденного,  выяснить отношение к изучаемой проблеме,

соединить старое знание и осмысление нового. 

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта,прием синквейна

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было трудно…
  3. Я выполнял задания…
  4. Я понял что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я приобрёл…
  7. Я научился…
  8. Урок для меня показался…
  9. Для меня было открытием то, что…
  10. Мне показалось важным…
  11. Материал урока был мне…

 Рефлексия деятельности

       

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. 

На этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ

 в конце урока

осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных

  прием

«лестницы успеха»

  1. У меня получилось…
  2. Я научился …
  3. Сегодня на уроке я смог…
  4. Урок дал мне для жизни…
  5. За урок я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей среды в воспитательном процессе для формирования у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения

Делиться опытом  применения приёмов, формирующих у обучающихся начальных классов компетенций по выполнению правил дорожного движения....

Создание развивающей среды

Сотрудничетсво родителей, учеников и учителя...

Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов

        Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста с особыми образовательными потребностями....

«Одно из эффективных условий создания адаптивной среды обучения для детей с ОВЗ - использование интерактивного оборудования в коррекционно-развивающем процессе»

Использование интерактивных игр на коррекционных и логопедических занятиях заметно усиливает эффект коррекционного обучения. Дети с большей мотивацией вовлекаются в процесс, проявляют активность при в...