Развитие интеллектуальных и исследовательских умений учащихся
статья по теме

Трубачева Наталья Петровна

Образование должно быть нацелено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных способностей и созидательных возможностей. Действенный подход в организации учебного процесса: поиск учащимися собственных, неординарных путей решения проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных и исследовательских умений учащихся.

Образование должно быть нацелено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных способностей и созидательных возможностей. Действенный подход в организации учебного процесса: поиск учащимися собственных, неординарных путей решения проблем.

На что нацелена моя деятельность:

формулировать задания на уроке так, чтобы дети оказывались поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

сотрудничество, деловое партнерство: учитель - ученики, ученик-ученик, в результате изучения нового материала, где применяется поисковый путь познания через постановку проблемы и нахождения путей ее решения.

постановка ряда вопросов,  использование ситуации успеха, где ученикам предлагается задача, которую они решают без особых затруднений. Дальше предлагается похожая задача на предыдущую, но решить которую они до конца не могут, т.к. еще не имеют необходимых знаний. Возникает момент постановки учебной проблемы. Ученики осознают проблему, говорят, каких знаний не хватает, выдвигают гипотезы о возможных путях решения проблемы.

Рассуждение идет по намеченному плану, после рассуждения составляется схема к правилу, таблица, памятка, алгоритм  действий. Формирование вывода с опорой на таблицу, алгоритм, схему, памятку к изученному материалу полностью становится делом учащихся. У учителя остается организационная, контрольно-корректирующая функция.  Учащиеся являются активными участниками учебного процесса.

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать умозаключения использую следующие упражнения  на этапе актуализации знаний:

*на что похожи облака, очертания деревьев, узоры на морозных стеклах;

*установление сходства и различия, нахождение общего, исключение лишнего, группировка по определенным признакам, задачи на смекалку.

(Н-р:  «Из предложений выписать словосочетания, в которых зависимые слова – незнакомые части речи.  Докажи, что слова весело, ярко.., не относятся ни к глаголу, ни к именам. Убедись, что они не служебные , а самостоятельные слова, что они не указывают, а называют.»  -М.С.Соловейчик. русский язык. «К тайнам нашего языка», 4 класс. Тема: Наречие)

«Найди признак, по которому можно выделить «лишнее» выражение.

27:4, 30:4, 32:4, 37:4.

(Н.Б.Истомина. Математика, 4 класс. Тема: Деление с остатком).

Для развития интеллектуальных и исследовательских умений на этапе закрепления использую  задачи на развитие воображения, памяти; логические задания: фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным  сложением, вычитанием, умножением, делением; магические квадраты; решение комбинаторных задач.

Для решения задач исследовательского характера использую построение схем, что способствует упрощению поиска решения задач.  Работе со схемами  уделяю достаточно внимания, например:

Используя схему, выбери те выражения, которые имеют смысл при решении данной задачи, запиши пояснение;

Составь и заполни схему к задаче;

Придумай задачу к данной схеме;

Соедини условие задачи, ее схемами и  их решениями.

На уроках ведется работа с консультантом по отработке вычислительных, орфографических  навыков, умений.

Творческая группа учеников участвует в составлении проверочных работ по русскому языку для одноклассников по определенной теме.

Использую карточек с дифференцированными заданиями: обязательными и с заданиями повышенной трудности.

Содержание учебника позволяет достаточно часто ставить учеников в «педагогическую позиции» в «обучении» персонажей: дошкольника Антона и мальчика- иностранца, осваивающего русский язык. После  сформулированных выводов учащиеся имеют возможность познакомиться с мнением героев учебника математики Миши и Маши, где отмечено, то главное, на что необходимо обратить внимание, алгоритм вычислений, новые понятия, способы решений.

На уроках литературного чтения применяю разнообразные задания на выработку устойчивой потребности думать:

А) перед чтением  произведения (характер, тема, жанр)

Б) в процессе чтения, прогнозируя содержание

В) по окончании чтения (перенос прочитанного на себя)

Приемы для интеллектуального развития на уроках чтения:

Словесное рисование (прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь)

Подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки

Конкурс на лучшего чтеца

Составление кроссвордов, викторин после прочтения произведения

Инсценировка фрагментов

В  учебнике включены задания по работе над заголовком, планом, различные виды пересказов, составление диафильма, нахождение главной мысли, сформулированной в тексте, прогнозирование содержания читаемого, определение идеи произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль, придумывание продолжения произведения, характеристика  персонажей, определение собственного отношения к их поступкам.

С каждым классом увеличивается доля самостоятельных действий учащихся.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность под руководством учителя, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов , близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников.

Главный результат исследовательской деятельности для школьника – его развитие за счет приобретения опыта исследовательской деятельности и усвоения знаний о ней, а также открытие новых знаний, которые характеризуются осмысленностью, устойчивостью, личной значимостью.

Задания исследовательского характера на уроках литературного чтения:

Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу т.д.)?

Какое настроение передает автор в первой части текста, второй части, в третьей? Какими средствами?

Прочитайте отрывок на карточке, определите, к  какой части композиции он относится? Почему?

Почему текст так  называется? Докажите. Подберите свое название. Обоснуйте  свой выбор.

Какие сказочные элементы присутствуют в тексте?

Например, задание исследовательского характера  на уроке русского языка, работа над новым словарным словом.

1.Дается слово в зашифрованном виде, либо предъявляется загадка.

2.Запись слова с «окошком».

3. Исследование слова:

А)слово – мои ассоциации;

Б)лексическое значение слова (по толковому словарю);

В)этимология слова;

Г)сочетаемость слов;

Д)пословицы, поговорки, считалки с данным словом;

Е)поиск предложений из художественной литературы;

Ё)синонимы, антонимы.

Такую работу можно вести как на уроке, так и во внеурочное время самостоятельно или с родителями.

4.Написание нужной буквы (решение орфографической задачи). Выделение буквы другим цветом.

Выполнение проектов кратковременных и длительного характера по темам, изучаемым  на уроках.

Например: окружающий мир, 3 класс. Поглазова О.Т. «О чем расскажет нам снежный сугроб?»

Эксперименты, предполагающие проведение каких-либо практических действий.

Например: Получение соли из соленой воды в домашних условиях.

Мысленные эксперименты.

«Рассмотреть рисунок. Правильно ли художник нарисовал тени от предметов?»

Или: Наглядная геометрия, 4 класс. Истомина Н.Б.

«Представь, что ты вращаешь плоскую фигуру вокруг  оси АВ. Выбери рисунок  тела вращения, который получится в результате поворота каждой плоской фигуры вокруг оси и обозначь его тем же номером».

Эксперименты с реальными объектами.

Например: окружающий мир 4 класс. Поглазова О.Т. Тема: «Какие асы изобрел человек?»

«Изготовь водяные часы, пользуясь рисунком. Поясни, как возникли выражения: « время бежит», «время течет», «время кончается».

Тема: «Проращивание семян»

Развивать  исследовательские и интеллектуальные умения помогает участие детей во Всероссийской дистанционной викторине, участие детей в работе школьного НОУ «Эрудит», где ребята готовили интересные проекты по интересующим темам, которые перекликались с программными  темами по предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов.

Данная статья была опубликована в журнале "Известия" (2010 год). В ней учебный проэкт представлен как эффективное средство развития исследовательских умений....

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Развитие исследовательских умений учащихся, как инструмент развитие личности.

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению.  Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умения...

Модель «Системный оператор», как универсальный инструмент формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

В начальных классах работа над формированием исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...