Эффективная организация проекта через формирующее оценивание
статья (3 класс) по теме

Маркова Ирина Анатольевна

Что  поможет учителю замотивировать участников будущего проекта к деятельности? Что поможет организовать самостоятельную работу в проекте и правильно её скорректировать и оценить? Метод формирующего оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

  Эффективная организация  проекта через  формирующее   оценивание.

         Маркова Ирина Анатольевна,

                                                       учитель начальных классов МБОУ                                        

                                               «СОШ № 1 города  Петровска

                                      Саратовской области»            

Подготовить к успешной самостоятельной деятельности растущего человека в современном мире достаточно сложная и интересная задача. Замечательно зарекомендовал себя в практической деятельности учителя и классного руководителя современный и эффективный метод обучения, воспитания, приобретения социального опыта – метод проектов.

Наиважнейшим критерием оценки эффективности проекта является формирующее оценивание. С какой целью  используется данный метод в проектной деятельности –  какие  результаты  прогнозирует?

 Цели  формирующего  оценивания:

  1. оценивание потребностей обучающихся и уровня их мотивации и подготовки помогают оценить уровень  знаний и  способностей;
  2. для планирования направляющих вопросов проекта и организации способов деятельности обучающихся;
  3. формирующее оценивание помогает оценить продвижение ребёнка в решении проблемных задач, определить необходимость поддержки или поиска дополнительных ресурсов;
  4. позволяет контролировать понимание учебного материала обучающимися, позволяет освоить  детям планирование и самоконтроль деятельности.

Этот метод позволяет ещё до начала проекта выяснить потребности детей и родителей, актуализировать проблемные вопросы, замотивировать участников проекта и предложить им план сотрудничества и необходимую для этого информацию. Для этого  может подойти:

*Игровая ситуация

*Постановка вопросов (стартовая диагностика)

*Презентация учителя - актуализация знаний по теме

*Мозговой штурм

* Формирование групп

*Критерии оценивания презентации

*Критерии оценивания публикации и др.

Далее «Критерии  оценивания  презентации и публикации» руководитель проекта представляет в ходе работы для  планирования и коррекции самостоятельной деятельности участников  проекта. На этом этапе полезно предложить и такие формы оценки:

* Бланки контроля «Ответственное поведение»

* Создание индивидуального «Дневника …»

* «Дерево вопросов» – исследования   проекта

* Оценочные  листы  для групп обучающихся (презентация,

   вики- статья)

На этапе завершения проекта необходимы иные формы формирования универсальных  действий и их оценки:

*Критерии оценивания проекта

*Итоговая конференция

*Таблицы общего оценивания

*Защита публикации

  Итоговое обсуждение

*Рефлексия

Итоговое оценивание позволяет  аргументировано  представить итоги работы в виде презентации, публикации, выпуска сборника сказок.

Критерии оценивания составляются в соответствии с требованиями стандартов, по которым проходит контроль, самоконтроль в группах и экспертная оценка учителя. Правильно спланированное оценивание помогает обучающимся самостоятельно успешно продвигаться по проекту, получить  и  презентовать определённый продукт.

Примеры  использования формирующего  оценивания прилагаю в приложениях  к реализованному нами проекту «Мир  добрых волшебников» для обучающихся начальных классов.

Поэтапное планирование деятельности покажу на примере данного  проекта:

1 этап.

Формирующее оценивание и планирование: фронтальная беседа, «Мозговой штурм», после вводной  презентации учителя – коллективное составление Календаря проекта, планирование «Лестницы успеха» и «Говорящей стены» проекта. Планирование работы в группах, заполнение дневника «Доброго волшебника».

2 этап. Работа в группах. Оценивание исследований, презентации, публичного выступления, согласованной работы в группах по плану. «Лента Достижений».

3 этап. Творческий. Написание сборника сказок. Оценивание публикации.

4 этап. Представление проекта на классном родительском собрании. Рефлексия. Защита проекта в форме  учебной  научно-практической конференции:

Презентации групп «Историки», «Исследователи», «Писатели-сказочники»,

«Искусствоведы». Презентация публикации «Сборник  сказок».

Постпроектный  этап.

Представление проекта на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»(2010, Диплом), представление в сети Интернет.

Визитная  карточка  нашего  проекта «Мир добрых волшебников».

Актуальность  проекта: содействие формированию нравственного иммунитета  ребёнка, социального  опыта  является одной из важнейших  воспитательных задач современной школы. В этом помогло нам новое направление педагогики и психологии – сказкотерапия, содержащая  специальные методы работы со сказкой, формирует систему ценностей  ребёнка – нравственный  иммунитет.

Цель  проекта: продемонстрировать  на  примере  детской  литературы, что рождение  волшебства  в  сказке,  иллюстрации, музыке, в жизни  связано  с  особым  творческим  состоянием человека.

Задачи  проекта:

*развивать  нравственный   иммунитет  ребёнка, формировать  систему ценностей  личности – стремление  делать  добрые  дела  через активизацию творческого  начала  ребёнка;

*посредством  знакомства  детей и родителей  с  творчеством «волшебных»  художников-иллюстраторов, композиторов,  сказочников  повысить  уровень  художественного  восприятия, обогатить  творческое  воображение  и  фантазию.

Основополагающий вопрос: Как могут люди помочь себе и друг другу?

Проблемные вопросы:

Где живёт волшебство?

Кто любит волшебные сказки?

Бывает ли волшебство в реальной жизни?

Какие изменения  можем назвать «добрым или злым» волшебством?

Мы составили маршрут нашего проекта «Территорию  добрых дел»: библиотека, дом (родные, друзья), наш класс. В библиотеке  школьники находили не только нужную  информацию, но и изменили  обычный статус пользователя на статус  друга, участвуя в  акциях  проекта: «Подарок  библиотеке», «Книге – вторую жизнь». Семья стала  полноправным участником проекта.

Волшебная  грамота «Я - сам!»

Я – сам!        /  Дата

1.

Уборка  постели.

2.

Порядок   на  полках.

3.

Рабочее  место на  столе.

4.

Моя комната.

5.

Игры и  игрушки.

6.

Мой  дневник.

7.

Мой  портфель.

8.

Моя  одежда.

        Итого баллов:

«5» - САМ  (самостоятельность, активность, мастерство)

Приведу  пример Письма – благодарность «Когда  мой  ребёнок  бывает  Волшебником»: «Мою дочку  я стала называть доброй  волшебницей, феей. Почему? Она не только постоянно стала  следить за порядком в комнате, но и успевала мне помочь  по дому: сама предложит помыть посуду после ужина, и что самое удивительное – научилась оценивать качество  выполненного дела. Мне очень приятно признать, что грамота «Я – сама!», которую мы заполняли каждый день, волшебным образом изменила наши отношения с дочкой, когда они касались недоделок. В ходе проекта мы буквально заключили договор, не нарушали его, и друг другу  подарили много замечательных слов, улыбок, счастливых минут общения».

Формирующее оценивание способствует  эффективной организации проектной деятельности, формируя  у обучающихся высокие навыки 21 века.

Литература:

  1. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации  духовно-нравственного образования в современных условиях/

2.Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. //Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996. – Вып. 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание проекта "Мир добрых волшебников"

Оценивание  деятельности в проекте  признан эффективнейшим методом обучения при деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания. Организация такого оценивания  показана в данной...

Формирующее оценивание - оценивание для обучения.

Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода  и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...

Использование инструментов формирующего оценивания для экспертизы эффективности внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность также является одной из составляющих ФГОС. Наверное все ведут курсы внеурочной деятельности.            Сегодня я х...

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"

Материалы данной работы представляют комплексную презентацию модели по развитию познавательных учебных действий через описание методов и приемов технологий проблемного обучения, формирующего оценивани...

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания" презентация

Презентация модели педагогической деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"...

Проект "Приемы формирующего оценивания"

В данном разделе представлен проект использования приемов формирующего оценивания на уроках в начальной школе...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Доклад, подготовленный к участию в конкурсе профессионального мастерства молодых специалистов XII городской фестиваль "Мое первое открытие"...