Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов
статья по теме

Сальникова Татьяна Николаевна

Плюсы и минусы использования  ИКТ в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №18»

Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов

Учитель начальных классов

 Сальникова Т.Н.

2012 год

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Изучение многих школьных предметов ведется в основном, с использованием традиционных методов: ручка, линейка, тетрадь, доска, мел. А во взрослой жизни школьники столкнутся с необходимостью реального использования компьютеров для практически любой производительной деятельности. Поэтому кроме знаний, которые они получают при выполнении практических работ на компьютере на уроках информатики, полезно  приобрести устойчивые навыки использования различного программированного обучения при выполнении заданий по другим предметам, выработать привычку обращаться к компьютеру при решении задач из любой области знаний и понимать, какой продукт для этого эффективен. Здесь не обойтись без межпредметных связей информатики с другими предметами.

Использование в обучении компьютера

- усиливает мотивацию обучения;

 - вызывает у детей повышенный интерес к предмету;

·формирует умение работать с информацией;

 -  создает возможности доступа к ранее недоступной современной информации;

· развивает у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

· активно вовлекает учащихся в учебный процесс;

·развивает коммуникативные способности;

- расширяет возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

 - прививает  навыки самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся.

Я чаще всего применяю  компьютер на уроках окружающего мира и при проведении кл. часов. Компьютер дает  новые возможности, позволяя вместе с учениками получать удовольствие от увлекательного процесса познания, раздвигая стены школьного кабинета,  с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. А используя программы компании «Кирилл и Мефодий»  ученики могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

При подготовке д/з компьютер стал незаменимым помощником. Сначала мы учились просто набирать текст, затем редактировали его, добавляли картинки, печатали титульные листы.  Такая работа детям очень нравится, т. к. дома они чаще всего играют в компьютерные игры и о других возможностях компьютера мало что знают.

После этого мы учились выходить в интернет,  находить там нужную информацию, составлять выступления.

Сейчас многие дети, у которых дома есть компьютер, уже самостоятельно готовят рефераты, доклады и презентации.  

 

 Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  1. повышает качество знаний
  2. продвигает ребенка в общем развитии
  3. помогает преодолеть трудности
  4. вносит радость в жизнь ребенка
  5. позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
  6. создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!»
  Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должны быть четко продумана и дозирована.

   Поэтому помимо компьютера, ученики при выполнении д/з пользуются различными энциклопедиями, словарями, журналами. Я считаю их более полезными, т. к. в данном случае ребёнку  приходится сначала прочитать весь материал, потом продумать -  что более подходит к теме и только потом выписать нужную информацию. Такие выступления не так эффектно выглядят, но труда в них вложено больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.

В статье рассматривается опыт работы учителя начальных классов по использованию ИКТ...

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов....

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов

    21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида обр...

Использование современных информационных технологий в работе учителя начальных классов

    Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросше...

Информационные технологии в работе учителя начальных классов.

ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...