Планируем урок по ФГОС.
статья на тему

Киршина Галина Александровна

Подготовить урок в соответствии с ФГОС становится актуальной задачей. Это требует много времени и знаний. В статье кратко рассказывается, как определить цели урока, спланировать УУД, раскрываются этапы урока, а также корректировка в ходе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planiruem_urok_po_fgos.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить урок по ФГОС

                                                                                                               Киршина Г. А.

1. Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

    В Стандарте говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроке.  Учебные предметы нашли отражение в Стандарте  в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования». Эти требования подразделяются на требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.

Становится актуальным  вопрос:  как же подготовить   урок в соответствии с ФГОС?

2. Итак, после обозначения темы в проекте урока обозначается его цель (цели, задачи).  В настоящее время подход к определению целей урока иной. Цели должны выводиться из заданных в Приложении к Стандарту планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.  Выделяют три уровня описания планируемых результатов, заданных в  виде целей:

1) Цели-ориентиры. Это такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных  потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам.  Поскольку достижение этих целей – дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана конкретного урока не обязательно.

2)Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эта группа целей приводится в блоке «Выпускник научится».

Например, при изучении раздела «Человек и общество» ученик научится различать государственную символику РФ. Обращаем внимание: планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, как было раньше. Каждый современный урок в качестве целей должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. «Проверяться будет только то, что школьник действительно умеет» - записано в Стандарте.

       Задачи урока должны быть сформулированы для школьников: учиться, а не научить, сформировать, т.д.

Например, цели и задачи урока «Главные и второстепенные  члены предложения», 2 класс сформулированы следующим образом: учиться  различать главные и второстепенные члены предложения;  учиться определять, какой частью речи выражены члены предложения.

    Кроме предметных, в цели урока должны включаться и УУД. Над всеми УУД на одном уроке невозможно работать. Необходима определенная выборка и соответствующее определение целей урока. Критериями отбора могут быть:

- содержание урока. Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД.

- составляемая учителем программа  формирования УУД, в которой должна быть зафиксирована последовательность формирования УУД по годам обучения. Так, в 1 классе может включаться в задачи урока регулятивное УУД «осуществляет действия по реализации плана»  в варианте «учится работать по предложенному плану», в 3 и 4 классах – «обучение   самостоятельному составлению плана и работе по нему».

3) Возможно и определение целей, касающихся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах эти цели  приводятся в блоках  «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального  подхода.

       Итак, главный вывод – цели должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. При этом предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты.

3. УУД. Как включить их в урок?

    В первую очередь речь идет о регулятивных – целеполагании, планировании, оценке. Варианты подведения школьников к осознанию цели:

  1. Дети узнают о цели урока из учебника (Мы научились… теперь давайте научимся )
  2.  Цель урока  или этапа сообщает учитель.
  3. Цель выводится из проблемной ситуации.
  4.  Цель урока входит в структуру учебной задачи. После того, как дети продемонстрируют владение старым способом.

Формирование и развитие у школьников способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности должно быть системным и осуществляться на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

   Приведем пример последовательности развития этого УУД:

1 класс (необходимый уровень) – школьник учится принимать учебную задачу в готовом виде, а также определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2 класс (необходимый уровень, для 1 класса это повышенный уровень) – определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

3-4 классы (необходимый уровень, для 2 класса это повышенный) – учится обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем;

3-4 классы (повышенный уровень) – обнаруживает и формулирует проблему, определяет цель учебной деятельности, урока, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно.

Следует находить и использовать любые возможности для введения в содержание урока различных  УУД. Не забываем, что средством развития личности является усвоение школьниками универсальных учебных действий.

4. Какой должна быть структура «деятельностного»  урока?

Исходя из положений Стандарта системно-деятельностный   вариант планирования урока должен быть основным. Для того, чтобы ученик включился в «деятельность» на уроке, он должен осознавать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. В этом случае обозначение этапов урока может быть следующим:

- подведение учеников к цели урока(цель);

-освоение нового материала (процесс, средства, результат);

- применение освоенного в практической деятельности (формирование умений по использованию полученного результата);

- оценивание планируемых  достижений.

Другой вариант этапов урока:

- Самоопределение к деятельности (организационный момент, хочу, потому что смогу).

- Актуализация знаний;

-Постановка учебной задачи;

-«Открытие»  нового знания (построение проекта выхода из затруднения);

- первичное закрепление;

- Самостоятельная работа с проверкой по эталону;

-Включение нового знания в систему знаний и повторение;

-Рефлексия деятельности (итог урока).

5. Общие положения реализации проекта урока.

  1. Реализуя свой проект,  учитель должен его корректировать по ходу урока;
  2. В ходе урока учитель соотносит свою активность и активность детей. Если вопрос задан, то учитель терпеливо ждет ответа столько, сколько потребуется детям;
  3. Если ребенок задает вопрос или высказывает свое соображение, учитель всегда обращает внимание на  его  адресованность (либо классу, либо – другому ребенку). Нужно научить ребенка поворачиваться лицом к классу, собеседнику, называть его по имени;
  4. Добивайтесь, чтобы школьники смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться. Используйте несколько правил:

- презумпция правильного ответа. Всякий ответ, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл, должен считаться правильным.

- пусть ученик говорит, как может, а учитель пусть всегда говорит правильно;

- на любой интересный творческий вопрос может быть больше одного правильного ответа. Не следует бояться разных ответов учеников, многие из них оказываются верными.

 5)   Учитель старается избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается и корректирует самооценку и взаимооценки  детей. Обращает внимание на достижения друг друга. Дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя ко всем  детям.

6. Урок может считаться удавшимся, если:

а) реализован замысел урока (т.е. достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные  достижения), даже, если спроектированный ход урока нарушен;

б)этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Литература.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов(и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1/М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  3.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов (и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2010.
  4. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Доклад по теме: " Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков"

В презентации рассмотрены типы уроков по ФГОС, предложенные в методике, в чем их предназначение, и какие виды и формы предлагают нам новые требования в начальной школе с учётом новых требований ФГОС Н...

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков...

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...