Социально-педагогический проект по изучению культуры русского и татарского народов.
презентация к уроку (1 класс) по теме

Аубекирова Зияфат Имангалиевна

В презентации представлен проект по формированию базовых национальных ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО И ТАТАРСКОГО НАРОДОВ «ИСТОКИ» Аубекирова Зияфат Имангалиевна учитель начальных классов МКОУ СОШ п.Мирный Дергачёвского района Саратовской области Фаизова Альфия Фягимовна учитель начальных классов МКОУ СОШ п.Мирный Дергачёвского района Саратовской области 2013год

Слайд 2

ПРОБЛЕМА УЧАСТВУЯ В НЕДЕЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА МЫ МНОГО УЗНАЛИ О НЕМЕЦКОЙ ПАСХЕ. У НАС ВОЗНИК ВОПРОС, А КАК И КТО ПРАЗДНУЕТ ПАСХУ В РОССИИ?

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: На территории муниципального образования «МИРНЫЙ» расположены 3 посёлка: п.Мирный, п.Славный, п.Свободный. По национальному составу МО многонационально. Теряется интерес к прошлому и уважение к традициям народов, наблюдается отсутствие знаний у детей о национальной культуре. Данная проблема решается через работу в долгосрочном проекте по изучению и сохранению культуры русских и татарских народов. Цель работы над проектом: Воспитание обучающихся по формированию базовых национальных ценностей в сфере личностного развития, в сотрудничестве с родителями. Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. Задачи: Изучение и сохранение исторических и культурных традиций, воспитание интереса к прошлому и уважения к традициям народов. Возрождение семейных традиций . Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. Формирование способности к организации деятельности и управление ею. 4. Включение младших школьников в социально-значимые дела для возникновения чувства причастности к судьбе и делам малой родины. 5. Взаимодействие и партнёрство школы и социума родного посёлка. 6. Способствовать формированию умения ориентироваться в информационном пространстве и находить нужные источники; работать в группе; публично выступать.

Слайд 4

Этапы выполнения проекта и распределение заданий по группам Этап 1 ( 1 неделя) Погружение в проект. Актуальность проблемы. Этап 2 (1 неделя) Организация деятельности. Распределение заданий по группам. Этап 3 (1 месяца) Осуществление деятельности (сбор информации по группам) Этап 4 (1 неделя) Презентация результатов проекта через заседание клуба «ИСТОКИ» Участники проекта: учащиеся начальных классов

Слайд 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ГРУППАМ: 1 группа «Историки» – познакомиться с обычаями православной церкви, празднованием Светлой Пасхи, подготовить поздравительные открытки. 2 группа – « Мастера » узнать, почему в Пасху красят яйца и как красить яйца? 3 группа «Закличники» – познакомить с пасхальными играми всех ребят класса. 4 группа «Кызыл йомырка» ( татарское «красное яичко») - изучить праздник татарского народа.

Слайд 6

СБОР ИНФОРМАЦИИ ГРУППА «ИСТОРИКИ» У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Пасха - один из главных христианских праздников. Это праздник отмечается в день Светлого Воскресенья Иисуса Христа . В Пасху, совершается особо торжественное богослужение. На Пасху мы радостно говорим „Христос Воскресе!” и обмениваемся красными яичками. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни .

Слайд 7

СБОР ИНФОРМАЦИИ ГРУППА «ИСТОРИКИ» Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется праздник, иначе называемый Вербным воскресением . Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, и накануне во время вечерней службы .

Слайд 8

СБОР ИНФОРМАЦИИ ГРУППА «ИСТОРИКИ» Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхаль- ной службы большую свечу есть во всех христианских странах. Люди уносят свечи с благословенным огнём домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приносит счастье в дом. В русской традиции пасхальное угощение готовили не за один день, а в течение почти всей Страстной недели - с понедельника до четверга. В понедельник-вторник раскрашивали яйца, в среду-четверг пекли куличи, делали пасху, а в субботу освящали пасхальные яства в церкви. Блюда с освященными куличами, пасхой, яйцами всегда ставили в центре праздничного стола.

Слайд 9

СБОР ИНФОРМАЦИИ ГРУППА «МАСТЕРА» Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. - Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию. Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым! И в тот же миг куриное яйцо - скромное подношение императору – стало ярко - красным… В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. Писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами . Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками.

Слайд 10

СБОР ИНФОРМАЦИИ ГРУППА «МАСТЕРА» Шкатулка фарфоровая. Яйцо. Из коллекции семьи Кобыненкова Данилы В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. Они были деревянными, фарфоровыми, из папье-маше, стекла, камня, кости. Декоративное яйцо из бисера.

Слайд 11

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «ИСТОКИ» Как всякий большой праздник, Пасха заполнена различными забавами, играми. Люди ходят друг к другу в гости, дарят крашенные яйца и куличи, играют в пасхальные игры, водят хороводы. «Не урони яйцо» Пронести в ложке яйцо через зал, стараясь не уронить. Победит тот, кто быстрее вернется на место. «Чье яйцо крепче?» Вызывается два человека. Им дается по одному яйцу. Они должны им стукнуть друг о дружку. Чье яйцо окажется крепче? «Катание яиц » По деревянной дощечке по очереди катили яйцо. Чье дальше укатится, тот и победил.

Слайд 12

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «ИСТОКИ» «Пасхальный обход дворов детьми» - «ЗАКЛИЧНИКИ» Ты, хозяинушка, Ты, наш батюшка! Христос воскрес! Не вели томить, Прикажи дарить Каждому певцу По крашеному яйцу Да по куличику. Ты, хозяюшка, Наша матушка, Дари ты нас, Не держи ты нас. Далалынь, далалынь, По яиченьку нам скинь. Кто не даст пару яиц- Сгоним со двора всех птиц Далалын, далалын, Нет яиц, дай алтын.

Слайд 13

СБОР ИНФОРМАЦИИ ГРУППА «КЫЗЫЛ ЙОМЫРКА » У всех татар даже тех, которые считают себя исторически мусульманами, сохранилась христианская традиция. Одним из ожидаемых, запоминающихся моментов весны в татарских деревнях был подворный сбор крашеных яиц. Обряд бытовал под названием кызыл йомырка - «красное яйцо». В деревнях кряшен, татар-мишарей обряд был приурочен к первому дню Пасхи. Татары этот праздник называли «большим, великим» - Оло к ө н. Казанские татары называли этот праздник "Сабантуй" Молодежные игрища. Их проводили в течение нескольких дней подряд, начиная со дня сбора яиц. Они были обязательными и в день состязаний. Игрища устраивали либо на месте майдана, либо на традиционных местах игрищ - за околицей, на лугах, на поляне.

Слайд 14

СБОР ИНФОРМАЦИИ ГРУППА « МАСТЕРА» Яйца красили чаще всего в отваре луковой шелухи, в зависимости от концентрации которого цвет яиц варьировал от золотисто-желтого до темно-коричневого. В отваре березовых листьев получали различные оттенки зеленого цвета.

Слайд 15

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «ИСТОКИ» Рано утром мальчики и девочки в возрастеот3-4 до10-11 лет начинали обход дворов. Заходя в дом, обязательно произносили пожелания. «...пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур, цыплят - «аяг ың җ инел булсын, тавык-чебеш к ү п булсын….»

Слайд 16

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «ИСТОКИ» Бытовало и такое поверие: если первой войдет девочка, то будет много кур, если мальчик, то петухов. Первыми вошли мальчики. Ребенка сажали на подушку. Если ребенок сидел спокойно, не егозил, то куры хорошо будут «сидеть» (выводить цыплят). Малыш сидел спокойно.

Слайд 17

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА «ИСТОКИ» Главным украшением стола в этот день, как и в христианской Пасхе, были крашенные яйца, пироги, катлама, чак-чак, сладости.

Слайд 18

ПРОДУКТ ПРОЕКТА Итоги работы над проектом были подведены на заседании клуба «Истоки». Участники проекта представили вниманию приглашенных гостей результаты работы над проектом в форме компьютерной презентации, праздничной программы в поэтической, танцевально – музыкальной форме, сопровождаемой Пасхальным благовестом

Слайд 19

ПРОДУКТ ПРОЕКТА Изготовили «Пасхальную горку», сувенирное яйцо, альбом пасхальных открыток, которые передали в школьный музей.

Слайд 20

ПРОДУКТ ПРОЕКТА Рецепты куличей и пасхи в подарок мамам, для того чтобы они приготовили это блюдо сами, в праздник Светлой Пасхи.

Слайд 21

МНЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПРОЕКТЕ Чернуха Коля, 3 класс Самым интересным для меня в подготовке этого проекта было изготовление из папье-маше яйца и их роспись . Дмитриева Виктория, 3 класс Работа над этим проектом помогла мне более подробно узнать традиции моего народа . Карагуйшинова Мария, 3 класс Я смогла побороть волнение и хорошо выступила с презентацией проекта перед родителями. Кобыненков Данила, 1 класс Мой дедушка со стороны папы русский, бабушка – татарка, а мама-казашка, так что мне было очень интересно. Особенно учить стихотворение на татарском языке . Захарова Вера, 1 класс Я выучила пасхальные заклички, научилась раскрашивать яйца. Аменов Дмитрий, 3 класс Я узнал увлекательную игру «Катание яиц». Алиева Динара, 3класс Как интересны пасхальные традиции. В чем то похожи на традиции празднования «Науруза», когда дети ходят по домам и собирают сладости.

Слайд 22

МНЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПРОЕКТЕ Я был руководителем группы, это ответственное поручение. Собрать информацию и отобрать нужное. Моя бабушка поблагодарила нас. Она узнала что-то новое о Пасхе. Этот проект помог мне понять, Было интересно учить добрые что обычаи русского и татарского народов пожелания на татарском похожи. Думаю, в этом сила нашей страны! языке. Мне в этом помогал папа. Научилась работать в Интернете .

Слайд 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. history-ryazan.ru< История >305 2. docme.ru Расписные яйца 5. Iplayer.fm>g/ Колокольный перезвон в благовест 6 . Журналы «Начальная школа» № 3- 2000; № 11- 2006; № 4 – 2004;№ 2-2004; № 3- 2004; № 12- 1999; № 4- 1994. 7. Энциклопедия обрядов и обычаев Издательство: Спб., "РЕСПЕКС", 1996 г. Составители: Брудная Л.И., Гуревич 3.М., Дмитриева О.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Традиции русского и татарского народов."

В презентации рассказывается о русском народном и татарском праздниках....

КВН по кружку "Культура татарского народа"

Тип занятия: закрепление пройденного материала.Цели и PRIVATE "TYPE=PICT;ALT="задачи:- образовательныезакрепить полученные знания у учащихся по культуре татарского народа (национальные традиции ,обыча...

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».

конспект урока - интегрированного урока ИЗО+татарский язык. урок для 1 класса, где можно детей познакомить с костюмами разных народов, проживающих на территории республики Татастан...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Доклад "Изучение орнаментального искусства татарского народа на занятиях кружка в 1 классе"

В данном материале представлен опыт работы воспитателя группы продленного дня по ознакомлению детей с ОВЗ с орнаментальным искусством татарского народа на занятиях кружка....

Поликультурное воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"

Поликультурное  воспитание учащихся на занятиях кружка "Культура и язык татарского народа"...