УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
календарно-тематическое планирование по теме

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_uud.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных

действий, соответствующих ключевым целям общего образо

вания, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) ре_

гулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысло

вую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение

соотносить поступки и события с принятыми этическими

принципами, умение выделить нравственный аспект поведе

ния) и ориентацию в социальных ролях и межличностных

отношениях. Применительно к учебной деятельности следует

выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопре_

деление;

смыслообразование, т. е. установление учащимися свя

зи между целью учебной деятельности и ее мотивом, други

ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает

деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен

задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет

для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно-_этическая ориентация, в том числе и

оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных

и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо

ральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся органи

зацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на осно

ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,

и того, что еще неизвестно;

планирование — определение последовательности про

межуточных целей с учетом конечного результата; составле

ние плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уров

ня усвоения знаний, его временныˆх характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его ре

зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне

ний и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и кор

ректив в план и способ действия в случае расхождения эта

лона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что

уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и

уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и

энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци

онного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают:

общеучебные, логические, а также постановку и решение

проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познава

тельной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; приме

нение методов информационного поиска, в том числе с по

мощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого вы

сказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач

в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы

бор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необхо

димой информации из прослушанных текстов различных

жанров; определение основной и второстепенной инфор

мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе

ственного, научного, публицистического и официально-дело

вого стилей; понимание и адекватная оценка языка средств

массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятель

ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со

ставляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувствен

ной формы в модель, где выделены существенные характе

ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-

символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих

законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (суще

ственных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих

компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную

компетентность и учет позиции других людей, партнеров по

общению или деятельности; умение слушать и вступать в ди

алог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интег

рироваться в группу сверстников и строить продуктивное вза

имодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, спо

собов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре

шения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррек

ция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму

никации; владение монологической и диалогической форма

ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически

ми нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в со

ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни

кативных действий, определяющих развитие психологических

способностей личности, осуществляется в рамках норматив

но%возрастного развития личностной и познавательной сфер

ребенка. Процесс обучения задает содержание и характерис

тики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет

зону ближайшего развития указанных универсальных учеб

ных действий (их уровень развития, соответствующий «высо

кой норме») и их свойства.

Критерии оценки сформированности универсальных

учебных действий учащихся:

— соответствие возрастно-психологическим нормативным

требованиям;

– соответствие свойств универсальных действий заранее

заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются

для каждого вида универсальных учебных действий с учетом

определенной стадии их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уро

вень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость),

разумность, сознательность (осознанность), обобщенность,

критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).

Анализ происхождения и развития универсальных учебных

действий, особенностей их функционирования позволяет

установить их взаимозависимость и взаимообусловленность,

прямо вытекающие из активно-деятельностной природы

развития психологических новообразований.

Универсальные учебные действия представляют собой це

лостную систему, в которой происхождение и развитие каж

дого вида учебного действия определяется его отношением с

другими видами учебных действий и общей логикой возраст

ного развития. Общение выступает основой дифференциации

и развития форм психической деятельности в раннем онтоге

незе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Так, происхождение

личностных, познавательных и регулятивных действий опре

деляется развитием коммуникации и общения ребенка с со

циальным (учитель) и близким (родители) взрослым и свер

стниками. Из общения и со-_регуляции вырастает способность

ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружа

ющих и в первую очередь оценок близкого взрослого фор

мируется представление о себе и своих возможностях, появ

ляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и

Я%концепция как результат самоопределения. Из ситуативно

познавательного и внеситуативно-познавательного общения

формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).

В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было

показано, что автономия ребенка и его познавательное раз

витие в значительной степени предопределены типом его

привязанности, особенностями его взаимоотношений и со

трудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что

содержание и способы общения и коммуникации обусловли

вают развитие способности ребенка к регуляции поведения и

деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как сис

тему представлений о себе, отношений к себе. Именно по

этому особое внимание в концепции развития универсальных

учебных действий уделяется становлению коммуникативных

универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребенка

(смыслообразование и самоопределение, нравственноэтиче

ская ориентация) функционирование и развитие универсаль

ных учебных действий (коммуникативных, познавательных и

регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регу

ляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует

определенные достижения и результаты ребенка, что вторич

но приводит к изменению характера его общения и Я-кон

цепции. Познавательные действия также являются сущест-

венным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние

как на эффективность самой деятельности и коммуникации,

так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение

учащегося.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕКОТОРЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

АНАЛИЗИРОВАТЬ – мысленно расчленить предмет на его составные части и выделение их признаков.

ГРУППИРОВАТЬ – мысленно разделить множество предметов на группы по какому-либо одному признаку без  остатка.

ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – раскрыть смысл незнакомого слова с помощью знакомых ближайших понятий.

ДОКАЗАТЬ –  с помощью рассуждения установить истинность чего-либо  с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана.

ИЗУЧИТЬ предмет  – определить признаки предмета, выделить из них  все обязательные, определить причинно-следственные связи их друг с другом и с функцией  (назначением) предмета.   

КЛАССИФИЦИРОВАТЬ – мысленно разделить объем некоторого понятия на группы многоступенчатые, разветвленные.

КОНТРОЛИРОВАТЬ –  сопоставлять результат с целью.

НАБЛЮДАТЬ –  преднамеренно, внимательно и целенаправленно воспринимать действительность в соответствии с поставленной целью.

ОБЪЯСНИТЬ  –  истолковать сущность одного предмета (явления) через другое, являющееся понимаемым, достоверным.

ОПИСАТЬ предмет – перечислить ряд внешних признаков предмета, как обязательных (существенных), так  и необязательных (несущественных).      

ПЛАНИРОВАТЬ –  заранее наметить порядок выполнения действий.

ПОНЯТЬ — усвоить новое путем его включения в систему имеющихся знаний и умений.

ПРОЕКТ – образ желаемого будущего.

САМОКОНТРОЛЬ – самопроверка и самооценка полученных результатов, сравнение их с целью.

СИНТЕЗИРОВАТЬ – мысленно соединить  в  единое  целое  части  предмета и  их  признаки.

СРАВНИТЬ – поставить цель сравнения предметов, выявить обязательные и/или необязательные (в зависимости от цели сравнения) признаки сравниваемых предметов и сопоставить их по наличию сходства и различий, сделать вывод.

ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ предмет – перечислить внутренние, обязательные                 признаки предмета.

ЦЕЛЬ –  образ  желаемого  результата.

   Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.  

   В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.

Формулировка задач УМК «Перспектива» предполагает, что теоретические знания, получаемые ребенком, должны стать одним из средств формирования личности.  Данный подход реализуется во всех учебниках УМК «Перспектива», но каждый предмет обладает своей спецификой.

 Например,  включение в содержание  предмета «Окружающий мир» таких понятий, как «культура» и «человек», а также работа учителя с данными понятиями позволяет формировать систему ценностей ребенка.

 Учебники «Обучение грамоте» и «Русский язык» построены на коммуникативной основе,  такой подход позволяет изучать родной язык как средство общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил языка. Чтение и дальнейшее изучение литературных произведений позволяет осмыслить нравственно-этические понятия и общепринятые нормы, а также знакомит с культурно-историческими ценностями, что относится непосредственно к формированию личностных универсальных учебных действий.

Одной из идей, положенных в основу построения курса «Математики»  является  осмысление  значения математики в жизни человека:  «Обучаем ребенка не математике, а математикой». Ведь для ребенка важно понять, в какой ситуации ему пригодятся знания, полученные на уроке. Также математика является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий.

В курсе «Технология» для ученика создаются  условия для  осмысления  и освоения проектной деятельности, что дает возможность научить ребенка самостоятельно планировать деятельность и работать с информацией – здесь речь идет уже о развитии регулятивных УУД.

Хотя при изучении каждого предмета по комплексу «Перспектива» один или два вида УУД формируются в большей степени, остальные виды УУД также не забыты. Например, «Окружающий мир. 1 класс», в котором заявлены темы «Край родной, навек любимый» и т.п., способствует формированию не только личностных УУД, но и познавательных и коммуникативных. В одних учебниках сделан больший акцент на формирование одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Однако в целом УМК «Перспектива» выстроен таким образом, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Для наглядного представления о системе формирования УУД  средствами УМК «Перспектива» приводится сводная таблица целевых установок формирования УУД из «Технологических карт» 1 полугодия 1 класса. Важно обратить внимание на то, как реализуются метапредметные связи при формировании УУД.

Таблица. Формирование УУД при работе по учебникам комплекта «Перспектива» для 1 класса (1 полугодие)


Обучение грамоте

Тема

Общая цель изучения темы

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Мир

общения (10 ч.)

Осознание процесса, форм и способов общения

Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации.

Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения.

Освоение способов общения.

Осознание  восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения.

Слово. Знак (8 ч.)

Знакомство с понятиями «слово», «знак», «знак-символ».

Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).

Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

Освоение способов использования знаков.

Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром.

Звуки

(2 ч.)

Систематизация знаний о звуках и их характеристиках. Введение знаково-символической системы. Звук-символ

Осмысление особенностей звуков и их свойств.

Формирование умений слышать и слушать.

Освоение способов сравнения звуков, анализа и синтеза речи.

Осознание значимости мира звуков для человека.

Слово и слог (10 ч.)

Познакомить с понятием «слог», способом его образования, способом деления слов на слоги и постановки ударения.

Осмысление слоговой структуры слова.

Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.

Осознание значимости правильного произношения слов.

Гласные звуки и буквы  (20  ч.)

Познакомить учащихся с гласными звуками, их особенностями и буквами, их обозначающими









Установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

.

Формирование умений слышать и слушать звуки, формулировать ответ

Освоение способов определения гласного звука; закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения

Осознание связей между гласными звуками и буквами.


Обучение письму

Тема

Общая цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Подготовка руки к письму

Учить школьников ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; обводить по контуру и штриховать фигуры; писать элементы печатных и письменных букв.

Систематизация знаний о форме предметов, осмысление элементов письменных букв.

Формирование умения объяснять свой выбор.

Освоение способов ориентировки в пространстве (учебника, тетради);  формирование алгоритма своих действий в процессе письма.

Формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Письмо букв, слогов, слов, предложений

Учить школьников писать буквы, слоги, слова, предложения и выполнять правильно соединения букв.


Осмысление слов и предложения в письменном виде.

Умение объяснять свои действия (способ написания).

Освоение способов написания и соединения письменных букв русского алфавита.

Осознание и оценивание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.


Математика

Тема

Общая цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Сравнение и счёт предметов (11 ч.)

Познакомить учащихся со способами сравнения предметов: по форме, величине, цвету, учить детей  ориентироваться в пространстве, научить прямому и обратному счёту в пределах 10.

Осмысление себя и предметов в пространстве.

Формирование умения использовать в устной речи математических терминов, изучаемых в данной теме.

Освоение способов определения предметов в пространстве (включая порядковый счёт), способов сравнения предметов.

Осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?).

Множества (9 ч.)

Учить объединять предметы в группы по сходным признакам и выделять из группы отдельные предметы, различать геометрические фигуры: точки, линии прямые, кривые.

Осмысление понятия

«множество» на предметно-конкретном уровне; развитие умений анализировать и объединять понятия.


Умение аргументировать свой ответ.

Освоение способов объединения предметов и выделения их из группы по определённым признакам.

Осознание математических составляющих окружающего мира.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.

Учить способам образования    чисел, писать цифры, сравнивать числа и раскладывать по составу, считать в прямом и обратном порядке, называть и обозначать действия сложения и вычитания.

Осмысление вышеперечисленных математических понятий на предметно-конкретном уровне; формирование мыслительного умения переводить устную речь в письменную знаково-символическую.

Формирование умения отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах.

Освоение способов установления количественных взаимосвязей между объектами.

Осознание «количественности» мира.

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание  (58 ч.)

Учить  способам  сравнения, сложения и вычитания  чисел,  видеть математическую суть задачи,  измерять длину отрезка.

Осмысление вышеперечисленных математических понятий на предметно-конкретном уровне; формирование мыслительного умения переводить устную речь в письменную знаково-символическую.

Умение отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах.

Освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между предметами.

Осознание математических составляющих окружающего мира.


Окружающий мир

Тема

Общая цель

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Мы и наш мир  (10 ч.)

Формировать  представление о человеке и мире, который его окружает.

Осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…); учиться отвечать на поставленный вопрос.

Формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.

Формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

Наш класс (12 ч.)

Формировать  представление о школе и классе, как части целого мира, и отношениях в нем.

Осознание важности школы в процессе познания окружающего мира.

Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками и учителями (в процессе учебы, во внеклассной деятельности); учиться монологической и диалоговой речи.

Умение выполнять задание в соответствии с целью.

Формирование личного (эмоционального) отношения к школе, классу, другим ученикам.

Наш дом и семья (14 ч.)

Формировать  представление о доме и семье, как мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди.

Осмысление понятий, связанных с темой «Семья». Осознание своей роли в семье.

Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье.

Освоение способов выражения  позитивного отношения к семье и семейным ценностям; к планированию и целеполаганию в семье

Формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям.


Технология

Тема

Общая цель

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Деятельность человека и его рабочее место (6 ч.)

Познакомить учащихся с разнообразной деятельностью человека и организацией рабочего места.

Систематизация знаний о материалах, инструментах и условных обозначениях.

.

Умение объяснять свой выбор.

Способы организации рабочего места и планирования деятельности в соответствии с целью.

Формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места.

Деятельность человека на Земле (18 ч.)

Познакомить детей с видами деятельности человека, материалами, инструментами; способами их использования; правилами безопасности.

Осмысление алгоритма работы с материалами и инструментами; осмысление правил безопасности (что МОЖНО делать и что ОПАСНО делать).

Формирование умения взаимодействовать в парах и малых группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемных ситуаций.

Освоение способов работы с материалами, инструментами и приспособлениями.

Формирование позитивного отношения к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...