Информационные технологии в начальной школе как фактор развития творческих способностей учащихся
статья по теме

Чеботарева Елена Алексеевна

Доклад в рамках работы МО учителей начальных классов о возможностях повышения эффективности образовательного процесса посредством использования ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии в начальной школе

как фактор развития творческих способностей учащихся

XXI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Очевидным сегодня является тот факт, что создание соответствующих компьютерных программ и педагогических методов их использования требует разработку технологии обучения на основе концепции компьютеризации и информатизации всей системы образования, и начального образования, в частности. Анализируя аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе, можно выделить следующие.

Первый аспект – компьютер как объект изучения.
Второй аспект – компьютер как средство обучения.
Третий аспект – компьютер как инструмент.

Применяя информационные технологии в учебном процессе, мы:  

  1. формируем у учащихся устойчивый интерес к обучению;
  2. развиваем  логическое  мышление;
  3. формируем  навыки  осуществления анализа и синтеза в процессе   графического конструирования;
  4. развиваем  творческие  компоненты  мышления;
  5. формируем   авторское  мышление.

В своей работе мы используем различные компьютерные программы: управляющие и диагностирующие, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они позволяют последовательно задавать учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. Например, на уроке математики при изучении темы «Задачи на движение» в программе Power Point создаётся слайд, где в динамике раскрывается данная тема. Много различных заданий  к урокам составляем в программе Microsoft Word.

Для развития у учащихся творческих компонентов мышления и формирования авторского мышления  в процессе обучения, мы используем такой методический прием, как реализация  творческих проектов. Мобилизуя большие затраты умственной деятельности, работа на компьютерах ускоряет процессы развития пространственного мышления, воображения, развивает умственные способности, наблюдательность детей, чувство гармонии. Часто используем компьютер в качестве электронной доски, что увеличивает объём работы, которую мы успеваем сделать на уроке. Создавая презентацию к теме «Письменные приёмы умножения» даём ограниченное количество времени на выполнение заданий. Каждый ребёнок имеет возможность сверить свои ответы с компьютером. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств.

Такой подход к организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий в начальной школе дает возможность привлечь учащихся к творческой деятельности, что является необходимым условием формирования различных качеств творческого мышления. Работая с этими программами, учащиеся закрепляют навык работы с компьютером, учатся работать в режиме диалога, развивают логическое и алгоритмическое мышление. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей.  Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст на уроках русского языка. Но для того, чтобы учащиеся начальной школы могли в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, мы должны позаботиться об универсальности их пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня. Работа с интерактивной доской  действительно помогает  младшим школьникам в учебе.

С помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения мы заинтересовываем своих учеников, облегчаем усвоение материала, а также помогаем им. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Уже не мыслимы уроки окружающего мира без презентаций в Power Point. Материалы, как правило, берутся из Интернета. Значит, здесь важно и умение работать с Интернет-ресурсами. Программное обеспечение позволяет добиться эффективного усвоения учебного материала детьми, оптимизировать труд учителя,  заинтересовать обе стороны процесса обучения в качественном результате.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационные технологии в начальной школе как фактор развития творческих способностей учащихся Чеботарева Е.А.

Слайд 2

Аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе компьютер как объект изучения компьютер как средство обучения компьютер как инструмент.

Слайд 3

формируем у учащихся устойчивый интерес к обучению; развиваем логическое мышление; формируем навыки осуществления анализа и синтеза в процессе графического конструирования; развиваем творческие компоненты мышления; формируем авторское мышление.

Слайд 4

А В

Слайд 6

«Жители Антарктики» Пингвинообразные Проектная работа Автор: Давтян Артем

Слайд 8

Письменные приёмы умножения 23 · 10 23 · 11 33 · 10 33 · 12 230 253 330 396

Слайд 9

Русская изба

Слайд 11

Птицы нашего края

Слайд 12

В лесах Белгородской области живут: 20 видов отряда воробьиных,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии, используя новые подходы учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

Данная статья раскрывает новые подходы учебно-воспитательного процесса  развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО и технологии в условиях реализации ФГОС...