Вступительное слово Обласовой Л.Ю. Семинар "Развитие культуры чтения" в ГБОУ СОШ№76 Санкт-Петербурга в марте 2013.
материал на тему

Обласова Людмила Юрьевна

Статья о научно-практическом районном  семинаре, посвященном обобщению опыта работы учителей  начальных классов ГБОУ СОШ№76 Выборгского района Санкт-Петербурга по приобщению младших школьников к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstupitelnoe_slovo_l.yu_.oblasova.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Людмила Юрьевна Обласова, учитель начальных классов

Воспитываем «человека читающего»

Пробуждение  и развитие интереса к чтению является  жизненно важной задачей.

Учителя нашей школы осознают свою ответственность за привлечение детей к чтению. Поддержка интереса к чтению является не только сугубо профессиональной нашей заботой. Мы хотим жить в культурном обществе и делаем для этого все возможное.  Мы хотим научить наших детей быть способными адаптироваться в информационной среде быстро меняющегося мира. Мы разделяем мнение авторитетных ученых и педагогов в том, что адаптационные возможности человека напрямую связаны с уровнем его культуры, читательской культуры в том числе.

Методическая тема МО учителей начальных классов нашей школы: "Приобщение к чтению. Развитие читательской культуры". В этом направлении мы работаем несколько лет. На протяжении последних семи лет мы объединяем усилия с работниками библиотек и Русского музея, на базе которых проходят занятия внеклассного чтения, эстетического воспитания.

Развитие творческих способностей наших учеников происходит  на основе знакомства с произведениями мировой и  русской  детской литературной классики. Дети рисуют иллюстрации, пишут сочинения и отзывы, участвуют в театральных постановках. Процесс проходит в рамках тематических периодов Традиционными являются праздничные концерты, театральные представления, литературно-музыкальные композиции.  

В 2012-2013  учебном году МО учителей начальных классов  нашей школы включилось в работу над долгосрочным проектом «Развитие культуры чтения, как средства воспитания учащихся». Реализация задач, которые ставят перед собой учителя, проходит через организацию деятельности, стимулирующей интерес и потребность в чтении у  учащихся в урочное и внеурочное время.

В октябре 2012 года мы провели мониторинг, исследуя читательскую практику учеников начальной школы. Выводы подтвердили известные данные о достаточно высоком интересе к чтению у учеников нашей  возрастной группы.

 Чтобы проанализировать круг чтения младших школьников, в рамках инициативы «Списка 100 книг»,  учителя провели анкетирование учеников и родителей для  создания  школьного списка литературы «Полка любимых книг». Анализ полученных списков показал оптимальное соотношение классических и современных произведений, русских и зарубежных авторов. Такое соотношении, мы предполагаем,  поможет взаимопониманию детей и старшего поколения.

Однако, нас беспокоит уровень эстетического развития и читательские предпочтения наших учеников. В поисках путей развития культуры  чтения и творчества мы начали работу по внеклассному чтению с использованием  УМК  "Учимся успешному чтению. Портфель читателя" (Галактионовой Т.Г. и др.).

09.04.2013 в творческой рабочей обстановке в школе прошел районный семинар: "Развитие читательской культуры у младших школьников через инновационные формы работы по внеклассному чтению".

Актуальность темы нашего семинара связана с тем, что внеклассное чтение обладает большим потенциалом как средство формирования личностных результатов обучения младших школьников, в частности развития читательской культуры. Выполняя социальный заказ общества в подготовке творческих личностей, активно преобразующих действительность, современные учителя должны знать и использовать инновационные формы работы.

Цель семинара

- Поделиться опытом организации работы по внеклассному чтению для приобщения к чтению  и развития читательской культуры  учащихся начальной школы.

Задачи, которые мы ставили

- Организовать практическое знакомство с инновационными формами работы по  внеклассному чтению в начальной школе;

- Познакомить с практикой использования УМК «Учимся успешному чтению. Портфель читателя»;

- Поделиться опытом партнерской деятельности с учреждениями культуры (районной библиотекой №1 и Русским музеем)  по формированию читательской культуры.

Мы встретились  с теми, кто заинтересован в воспитании компетентных читателей, которыми мы хотим видеть наших учеников.

Участниками нашего семинара были доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена  Татьяна Гелиевна Галактионова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора эстетического воспитания Государственного Русского музея Ольга Анатольевна Туминская, библиотекарь детского отдела библиотеки №1 Выборгского района Санкт-Петербурга Ольга Анатольевна Боровикова.

Нам удалось продемонстрировать возможности применения инновационных технологий на уроках внеклассного чтения для обеспечения  педагогического эффекта  в деле  воспитания  и  обучения младших школьников.

 Технология "Бортовой журнал" была представлена в секции    «Перспективы использования УМК «Учимся успешному чтению» -    ведущие В.Н.Галаева, Г.В.Болтухова. 

 Стратегия «Список» (Е.О.Галицких) была освоена  в секции «Проектная работа в начальной школе как самоорганизующаяся деятельность» - ведущие Л.Ю,Обласова, М.Б.Пирогова.

Технологический прием  Фишбон  - в секции    «Предметные недели в начальной школе. Интеграция как средство          формирования УУД» - ведущие Т.А.Норенкова, М.В.Рощина.

Наш опыт заинтересовал участников семинара.

Работа по развитию интереса и  культуры чтения учащихся начальной школы продолжается.

Литература

Успешное чтение: теория и практика: Методическое пособие для педагогов. СПб.: « «ЛЕМА», 2009, 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сближение культур в архитектуре и скульптурах Санкт-Петербурга» – виртуальное путешествие

2010 год объявлен Всемирной организацией ЮНЕСКО «Международным годом сближения культур». Наша  раб...

Аулова Татьяна Олеговна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ №333 Санкт-Петербурга ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 – 4 КЛАССАХ

На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К.Д.Ушинский, опору на логическую способность ребёнка, на его умение «отвлекаться от конкретных предста...

Сценарная разработка реализованного проекта "Петербургский урок. Символы и традиции" учителя начальных классов ГБОУ школы № 76 Санкт-Петербурга Обласовой Людмилы Юрьевны

Реализованный проект "Петербургский урок. Символы и традиции" в  рамках предмета "Литературное чтение" для учащихся параллели 2-х классов псоле изучения басен И.А.Крылова....

Комплексная программа, экспериментальная форма организации и осуществления дополнительной образовательной деятельности учащихся (ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга)

Комплексная программа «Найди себя. Попробуй все» представляет из себя экспериментальную, для нашей школы, форму организации и осуществления дополнительной образовательной деятельности учащ...

Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна

Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...

Конспект урока русского языка учителя начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасовой Наталии Владимировны

Расширение знаний о гласных и согласных звуках русского языка. Обозначение их буквами на письме....