Активизация познавательной деятельности учащихся
учебно-методический материал по теме

Кононенко Марина Геннадьевна

Задача пособия - показать пути активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности, сделать детей активными участниками учебного процесса, приучать их думать, мыслить, проникать в суть явлений, делать выводы, умозаключения, повышать их внимание к слову, его звучанию, правописанию, значению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchikhsya.docx240.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С. Федоровского»

        методические рекомендации        

                        

Автор - составитель:

 Марина Геннадьевна Кононенко,

 учитель начальных классов

Юрга

        Содержание

Введение                         3

  1. Значение задач и правил в стихах для активизации познавательной деятельности учащихся                         3
  2. Роль загадки в формировании интеллектуальных компонентов

     учащихся                ………………… 9

  1. Дидактические игры и их роль в формировании эвристического мышления учащихся        ………………………15

Заключение                                ……...        17

Литература         …………         18

Приложения

Весёлые задачи в стихах                ….        ……………….19

Правила в стихах                        ..22

       Кроссворды по окружающему миру                ………………………2

5


1. Вводная часть.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требование самой жизни. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.

Сделать детей активными участниками учебного процесса, приучать их думать, мыслить, проникать в суть явлений, делать выводы, умозаключения, повышать их внимание к слову, его звучанию, правописанию, значению.

От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения.

      Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами, такими как:

  • дидактические игры;                                                                                                              
  • загадки;                                                  
  • ребусы;
  • кроссворды;
  • головоломки;
  • занимательные задания;
  • задачи в стихах;
  • правила в стихах.

Применение каждого вида работы зависит от учебного предмета и темы урока.

2. Значение задач и правил в стихах для познавательной деятельности учащихся.

Задачи в стихах стали неотъемлемой частью урока математики, особенно в 1 классе. Сначала они применялись, когда учили счёт предметов, а потом как элемент устного счёта.

Образование числа 3

  •        Две розы Маша сорвала

                                                           В подарок маме принесла.

                                                           Сорви ещё и подари

                                                           Ты мамочке не две, а .. .(три) .

Образование числа 6.

  •       У куклы пять нарядных  платьев,

                                                          Какое нынче надевать?

   Есть у меня для платья шерсть,

   Свяжу, и платьев будет .. .(шесть).

Упражнения в счёте.

  •       Как - то вечером к медведю

     На пирог пришли соседи:

   Ёж, барсук, енот, косой,

   Волк с плутовкою - лисой.

   А медведь никак не мог

   Разделить на всех пирог.

   От труда медведь вспотел,

   Он считать ведь не умел.

   Помоги ему скорей,

   Посчитай - ка всех зверей.

  Применять их можно на разных этапах урока: в начале урока, чтобы разу завладеть вниманием детей, в середине, чтобы снять усталость, напряжение.

Например, решили  2-3 задачи, прочитанные учителем, решения их дети составили на наборном полотне, и чтобы не пропал интерес к решению задач, уже готова - задача в стихах

  • Шесть весёлых медвежат

      За малиной в лес спешат.

                 Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

             Сколько мишек впереди?

И во втором классе, изучая табличное умножение и деление, также применение задач в стихах имеет место.

Дарит бабушка - лисица                или        Две весёлые мартышки     

Трём внучатам рукавицы:                          Покупать ходили книжки.

«Это вам на зиму, внуки,                            И купили книг по 5,

Рукавичек по две штуки.                             Чтобы было что читать.          

Берегите, не теряйте,                                   Только глупые мартышки                      

Сколько всех, пересчитайте!»                        Сосчитать не могут книжки.

                                                                           Ты мартышкам помоги,

                                                                           Сколько книг у них, скажи.

                                     


Задача на деление.

  •  Три бельчонка маму - белку    

      Ждали около дупла.

 Им на завтрак мама - белка  

 Девять шишек принесла.

 Разделила на троих -  

 Сколько каждому из них?

       Для накопления информации создаём раскладушки, иллюстрируя их подходящими картинками. В настоящее время информация такого рода может быть востребована из специальной литературы.

      На уроках русского языка широко применяем правила в стихах, которые направлены на активизацию запоминания. Много правил надо запомнить детям и первое из них, начиная с азбуки «Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей».

Алгоритм подачи учебного материала:

  1. Работа с учебником.
  • На определённой странице написаны слова с заглавной буквы, дети читают.
  1. Работа учителя с учащимися.
  • Идентификация слова (имени, фамилии) и приёма его написания (устно).
  1. Работа учителя с учащимися.
  • Озвучивание правила, приведение примеров его использования (устно).
  1. Чтение и заучивание правила.
  2. Активизация запоминания.
  • запись стихотворения на доске, коллективное чтение.
  1. Обратная связь.
  • Проверка запоминания правила.

Используя данный алгоритм, решаем две задачи

  1. Активизируем навык запоминания правила.
  2. Тренируем технику чтения.

3.  Применяем индивидуальную работу со слабыми учащимися.

  •   Таня, Ваня, Петя, Галя,

Лена, Нина, Миша, Валя,

Коля, Ира, Алексей,

И Серёжа, и Андрей.

Никогда не забывайте –

Имя буквой выделяйте.

Так, в течение недели все дети запомнили стихотворение. Вместе с именами запоминаем и написание большой буквы в фамилиях, отчествах.

Затем переходим к кличкам животных. На странице азбуки встретилась кличка Барсик.

  • Кошка - Маришка,

 Котёнок - Тишка,

 Щенок - Дружок,

     Цыплёнок - Пушок,

   Корова - Бурёнка,

Коза - Найдёнка,

   Поросёнок - Хрюша,

   И бычок - Гаврюша,

   Всех их клички до одной    

   Пишут с буквы прописной!

          Также в течение нескольких дней заучиваем и этот незатейливое стихотворение.

         Большая буква в названиях рек, городов встретилась на страницах азбуки. Мы также сообщаем правило. И как обобщение всем этим правилам вот такое стихотворение.

  • Имена, фамилии,

 Клички, города

 Все с заглавной буквы

 Пишутся всегда.

 Начинает буква

 Важные слова:

 Иванова Анна, Волга и Москва.

Правило жи - ши, ча - та, чу - щу.

  •    ЖИ - ШИ, ЖИ и ШИ

                                                    С буквой И всегда пиши:

                                                    Мыши, ёжики, ужи,

                                                    Лыжи, лужи, камыши.

ЧА - ЩА, ЧА и ЩА -                                      Сочетанья ЧУ и ЩУ

Роща, чаща и свеча,                                      Пишем только с буквой У!

Пища, туча, саранча –                                         Чушка, щучка, ухвачу,        

С буквой А и ЧА, и ЩА.                          И лечу, кричу, свищу!

                     


Безударные гласные.

  • Если буква гласная Вызвала сомнение,

                                                 Ты её немедленно

                                                 Поставь под ударение.

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный - Стоп!

Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте - Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело.

Парные звонкие и глухие согласные.

  • Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй,

                                                  Слово смело изменяй:

                                                  Зуб - на зубы, лёд - на льды

                                                  Будешь грамотным и ты.

Непроизносимые согласные.

  • Иногда согласные

                                                  Играют с нами в прятки.

                                                  Они не произносятся,

                                                  Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

      При изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» используются следующие стихи, грамматические сказки и наглядность для активизации запоминания:

  • Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

                                      Признаки предметов

                                      Называешь ты.

                                      Солнечное лето,

                                      Праздничная ель,

                                      Вкусные конфеты,

                                      Машенькин портфель.

Что без меня предметы?                       Летит ракета.

Лишь названья.        Люди строят зданья.

А я приду -        Цветут сады

Все в действие придет.        И хлеб в полях растет.

Для запоминания гласных и согласных звуков и букв в период обучения грамоте служат стихи из книги «Веселая грамматика», «Весёлая азбука».

  • Гласные тянутся в песенке звонкой,

      Могут заплакать и закричать,

      Могут в кроватке баюкать ребенка,

      Но не желают свистеть и ворчать.

  • А согласные ... согласны

                                          Шелестеть, шептать, скрипеть,

                                           Даже фыркать и шипеть,

                                           Но не хочется им петь.

  • Сколько в слове гласных –

      Столько и слогов.

      Это знает каждый из учеников.

Веселые стихи есть на каждую букву. Например, при изучении звуков [ в], [в’] и буквы В, в.

  • Вот ведь горе у старушки:

      На очках сломались душки!

Тут же весёлое стихотворение.

  • Воробья врачи спасли,

                                                   В вертолет его внесли.

                                                   Вертолёт вертел винтами

                                                   Волновал траву с цветами.

В словах стихотворения определяем мягкий или твёрдый изучаемый звук.

3. Роль загадки в формировании интеллектуальных компонентов.

      Поподробнее остановлюсь на значении загадок, которые мы используем на уроках. Загадки есть народные и авторские. Внимание к загадкам не является случайным. Ещё в дошкольном возрасте дети тянутся к ним как к увлекательной и интересной игре. Они пытаются не только отгадать загадку, но и запомнить её, чтобы загадать другим.

   Нередки случаи, когда дети сами стараются составить свою загадку.

   Кроме занимательной игровой формы, загадка интересна для детей ещё тем, что она вводит их в мир открытий: они узнают уже известные им предметы и явления с новой, ранее незнакомой им стороны.

   Тем самым дети углубляют и уточняют свои первоначальные знания об окружающем мире, их увлекает яркость и образность языка.

   Великие наши отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста. Создавая свои учебники для детей, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки.

  Вот что сказал по этому поводу К.Д.Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку. но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти. увлекая за собой все объяснения с нею связанные».

        Вот какую высокую оценку загадкам дал великий педагог. По его мнению недостаточно только отгадать загадку. Загадка нуждается в анализе, дети должны войти в художественный образ, понять, почему использована та или друга метафора, когда качество, признак или действие одного предмета, переносится на другой, сходный в каком - то отношении. Рассмотрим некоторые примеры использования загадок на математики, природоведения, русского языка.

Во втором - третьем классе по математике изучается тема «Время». Активизируя познавательную деятельность детей при изучении этой сложной и монотонной темы, нужно внести элемент занимательности – загадку, которую необходимо загадать в начале изучения темы.

  •  Что за гуси пролетают?

                                                   По семёрке в каждой стае.

                                                   Вереницею летят,

                                                   Не воротишь их назад.

                                                                   (Время: дни недели)

Вот какие вопросы могут быть заданы:

  • Почему вы думаете, что «гуси» - это дни?
  • Почему их семь?
  • Видели ли вы полёт гусей?
  • Слышали ли слово «гуськом»?
  • Что значит выражение «летят вереницей»?
  • Почему гусей нельзя возвратить назад?
  • Как надо относится ко времени, раз оно не возвращается?
  • Как зовутся эти гуси?

Эта загадка является отправной точкой к изучению темы.

Есть загадки о часах, календаре.

  •  Есть в квартире молодец.

                                                   Математик и мудрец,

                                                   Постоянно, круглый год

                                                   Точный счёт он дням ведёт.

                                                                                      (календарь)

Вопросы:

  • Почему вы думаете, что это календарь?
  • Почему он назван математиком и мудрецом?
  • Какие виды календарей вы знаете, видели?

( отрывной, настольный,

«Календарь школьника»).

Курс окружающего мира является специфическим и поэтому, изучение материала окружающего мира во 2 классе должно строиться с применением элементов занимательности, одним из которых является загадка.

 Природа, изменения, происходящие в ней, смена времен года. Как обойтись без загадки?

  • Четыре ковра рукодельницы ткут.

                                                  Один за другим их на землю кладут:

                                                  Белый, зелёный, пёстрый и жёлтый.

                                                  Ответ здесь мудрёный.

                                                  Его ты нашёл?

                                                                            (времена года)

После того, как дети отгадают загадку, учитель задаёт вопросы:

  • Почему вы считаете, что это времена года?
  • Как зовут рукодельниц?

Велико разнообразие загадок о каждом времени года.

Например, о весне:

  • Пришла, улыбнулась - утихли метели.  

     Позванивать стал колокольчик капели.

                                                     Река пробудилась, растаяли льды,

                                                     Наряд белоснежный надели сады.

                                                     Взревев за работу, взялись трактора,

       А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»

Как видим, в загадке отражены все изменения, происходящие в природе с приходом весны.

Уместно к загадкам и вопросам из учебника подключить средства визуальной и аудиальной наглядности (картины весенней природы, аудиозапись со звуками природы, классическую музыку). Всё в комплексе не оставит равнодушными самых пассивных детей.

       А о зиме, о зимних явлениях природы загадок очень много. Приступая к изучению этой темы, конечно, готовим весь арсенал наглядности (картины, работы детей по этой теме, аудиозаписи, видеозаписи), которые служат иллюстрациями загадок. Чтобы на каждый урок было что-то новое.

  •   Тройка - тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

( Зима.)

Вопросы:

  • Что за тройка прилетела?
  • О какой тройке говорится в загадке?

( 3 зимних месяца)

  • О какой царице говорится в загадке?
  • Почему она белокоса, белолица?
  • Может вот такая царица?

(презентация с картинами зимней природы)

Учитель завладел вниманием учащихся на определённое время,

(необходимо успеть прочитать вопросы в учебнике и ответить на них, обращаясь к картинам природы и личным наблюдениям, и особенно к материалам, результатам экскурсии, проведённой накануне).

       Во время экскурсии дети измерили глубину снега в разных местах, наблюдали за жизнью птиц, за жизнью растений: деревьев, кустарников, и особенно состояние почек. Одну - две принесли в класс, сняли чешуйки и увидели зелёные крошечные комочки. И какое радостное открытие делают дети:

- Жизнь растений продолжается и зимой?

  Разве это не будет активизацией познавательной деятельности учащихся?

      Загадок о зимних явлениях морозе, снеге, снежинках, сосульках столько много, что их хватит на все темы о зиме.

  •  Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?

(мороз)

  •  С неба звездой, на ладошке - водой?

(снег)

  •  Чист и ясен, как алмаз, дорог не бываю. Я от матери рождён, сам её рождаю.

(лёд)

и множество других собраны в сборник загадок.

  Как не загадать загадку:        

  • Можно ли в решете воды принести?

   Приступая к изучению темы «Вода в природе, три состояния воды». Принести обязательно дуршлаг, заменяющий решето.

Даже самые слабые высказывают свои догадки на такой провокационный вопрос - загадку.

Тут же принести снега, льда, который растает, превратившись в воду.

Были снег, лёд, стала вода. Вывод сделают сами учащиеся.

       Для осуществления обратной связи обязательно спросить детей, какие они знают загадки о зиме, о зимних явлениях. Если не знают, выдать домашнее задание - спросить у родителей, поискать в книгах. Как правило это задание выполняют с удовольствием.

Широко находит применение загадок при изучении тем:

  •  «Жизнь животных» (по временам года)
  •  « Жизнь птиц» (по временам года)
  •  «Жизнь насекомых» (по временам года)

                      Например:

  •  Не зверь, не птица, а нос как спица.

(комар)

  • Гудит мохнатенький, летит за сладеньким.

(шмель)

  • Шевелились у цветка все четыре лепестка,

     Я сорвать его хотел,

     Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

  • В тесной избушке ткут холст старушки.

(пчёлы)

Загадки лучше озвучивать с применением наглядности.

 К теме « Изменения в жизни диких животных осенью» также подобраны загадки. Перед объяснением темы и задач урока можно создать проблемную ситуацию, предложив отгадать загадки.

  •   Сама мелковата, а хвост богатый.

С ветки на ветку скок - поскок,

Орешек за орешком щёлк - пощёлк.

(белочка)

  •  Прыг - скок, трусишка!

                                                   Хвост коротышка, ушки вдоль спинки,

                                                   Глаза с косинкой, одежка в два цвета –

                                                   Для зимы и лета.

(заяц)

После отгадывания загадок задать вопрос:

- О какой группе животных мы сегодня узнаем?

( о диких животных )

     На следующем этапе происходит формирование понятая дикие животные. Учитель подводит детей к пониманию отличий диких животных от домашних. И чтобы не ослабить интерес скучными вопросами учебника, в беседу включаются вопросы, вызывающие на размышление учащихся:

- Какой лесной зверёк сушит себе на деревьях грибы?

               - Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему?

               - Что значит выражение « волка ноги кормят»?

                                     (Волк не стережёт добычу в засаде, а догоняет её.)

   Ответили на данные вопросы, снова обращаемся к учебнику, ведь на все вопросы, указанные там, тоже надо дать ответ.

Аналогично, может с небольшими изменениями, можно изучить тему

«Домашние животные», применив следующие загадки:

  • Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

(корова)

  • Заплелись густые травы,

      Закудрявились луга,

      Да и сам я весь кудрявый,

      Даже завитком рога.

(барашек)        

  • Не царь, а в короне,

      Не всадник, а со шпорами.

 (петух )

  • Квохчет, квохчет, детей созовёт.

      Всех под крылья соберёт.

(курица)

  • В воде купался, а сух остался.

(гусь)

    Не в полной мере будут развиваться познавательные интересы, если такие задания будет давать только учитель. Обязательно предложить детям подобрать загадки к следующей теме и дать возможность загадать самим детям. Учитель предварительно проверяет выданное задание накануне.

     Как можно обойтись без загадки на уроках русского языка, когда они, загадки развивают и обогащают речь, являются интересным резервом для лексической работы. Ежедневно на уроках русского языка повторяем слова с непроверяемым написанием, словарные слова. Как не загадать загадку о воробье, о лисице, о том же зайце, о медведе, о берёзе, о ветре, о морозе, о карандаше, об автомобиле и о многом - многом другом, в отгадках, которых кроется орфограмма. В других отгадках другие орфограммы: безударные гласные, непроизносимые согласные, двойные согласные.

Даже по математике о цифрах есть загадки.

  •  Вид её - как запятая

      Хвост крючком, и не секрет:

      Любит всех она лентяев,

      А её лентяи нет.

(двойка)        

При изучении числа и цифры 2. Тут же воспитательный момент.

  • Даже лентяи не любят оценку двойку.
  •  Отгадайте - ка ребятки,

       Что за цифра акробатка?

        Если на голову встанет,

        Ровно на 3 больше станет.

  (шесть)

      Образовательная практика показывает, что использование загадок повышает мотивацию обучаемых, способствует лучшему усвоению учебного материала, а также имеет огромное развивающее значение.

      «Загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (то есть способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления.»

М.А. Тупичкина (преподаватель Армавирского педагогического института).

По моему мнению процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы ребёнка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству.

4. Дидактические игры и их роль в формировании эвристического мышления

     Василий Александрович Сухомлинский писал: « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

   И с этими словами нельзя не согласиться, со словами великого педагога. Как загораются глаза детей при сообщении: «А сейчас поиграем».

   Мы хорошо знаем, что основная задача курса математики — формирование у учащихся осознанных, прочных, доведенных до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 10, 20 и табличных навыков умножения и деления.

        Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому очень часто на каждом уроке, включаем эти упражнения в игровые ситуации, дидактические игры.

   Трудно даётся детям тема «Состав чисел 1 десятка», которая является основой для сложения и вычитания всех видов в пределах 10,20,100.

Например,  9-7 - на знании состава числа    9

    7 2

28 + 5 = 33                        14 - 6 = 8        

        2 3             4 2

В учебнике отведены упражнения, но тем не менее этого недостаточно.

Поэтому ежедневно проводим игры по составу:

  • Расставь машины в гаражах.
  • Курицы - наседки.
  • Утки на озере.
  • Составь букет.
  • Разложи яблоки.
  • Собери урожай (помидоров, грибов).
  • Заселяем жильцов.

           От наглядности переходим к отвлечённому запоминанию. И примеры 9-7, 6-4, 10-8, 9-5 решаются на знании состава чисел. Игра также применяется для активизации усвоения изученных видов сложения и вычитания, умножения и деления.

  •  Помоги Зайчику.
  •  Муравьишке добраться до домика.
  • Белочке до дупла.
  •  Красной Шапочке.
  •  Парашютистам приземлиться.
  •  «Спаси зайчика от лисы»

       Лиса близко притаилась,

       Лиса кустиком прикрылась.

       Лиса носом повела –

       Разбегайся кто куда.

        Далее необходимо узнать, как учащиеся усвоили сложение и вычитание, умножение и деление, поэтому выдаются тестовые «карточки - форточки», с другими играем.

          Обратная связь. Любят ребята такой вид работа «Игра - молчанка». Учитель показывает пример, они ответ из касс цифр. Играют с удовольствием.

     Игры по русскому языку. «Волшебная яблоня» - на доске написаны слова с пропущенными безударными гласными, на яблоне срывают яблоки с необходимыми гласными и вставляют в слово. «Куда причалят лодки» - слова с парными согласными. Подобрать «Не менее 10 слов» на заданную орфограмму. Игры с сигнальными карточками по темам: безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, безударные окончания существительных, прилагательных, глаголов.

        Природа — неистощимый кладезь для задач, упражнений. Вниманием самого неусидчивого ребёнка можно завладеть, предложив такие задачи:

  • Чтобы насытиться тигру надо 30 кг мяса, а в желудок усатого кита вмещается 3 тонны пищи. Во сколько раз кит может съесть пищи больше, чем тигр?
  • Длина кита 33м, это на 19 м больше длины акулы. Какова длина акулы?

  • Самая маленькая птичка у нас - королёк. Масса её тела составляет 1 от 1кг. Чему равна масса тела птички?

                          200

  • Сокол живёт 170 лет, жизнь дрозда в 17 раз короче. Сколько лет живёт дрозд?
  • Улитка проползает со скоростью 5 км/ч. За какое время она проползёт 100 метров?
  • Меч - рыба плывёт со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние она проплывёт за 30 минут?
  • Пчела вылетает из улья со скоростью 5 м/с. Через сколько минут она долетит до цветущего сада, находящегося в 300 метрах от улья?

Включение дидактических игр, загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок, занимательных заданий, задач в стихах, правил в стихах в урок будет не только способствовать:

  • лучшему усвоению программного материала по предметам, но и
  •  развитию логического мышления,
  • наблюдательности,
  •  внимания,
  • памяти,
  •  обогащению и развитию словарного запаса детей,
  •  развитию творческого воображения и интереса к учебным предметам.

       Всё это в дальнейшем будет способствовать формированию обобщений, умению давать определения понятиям (по ближайшему роду и видовому отличию), развитию мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез).

        

Литература:

  1. Истомина Н. Б. «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах». Москва, Просвещение, 1995г.
  2. Волина В. «Весёлая грамматика». Москва, «Знание», 1995г.
  3. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка». АСТ-Астрель. Москва, 2004г.
  4. Калмыкова И. Р. «Таинственный мир звуков». Ярославль, 1998г.
  5. Волина В. «Праздник числа». Москва, Знание, 1994г.
  6. Волкова С. И., Ордынкина И. С. «Математика. Тесты и контрольные работы. 1-4 классы». Москва, Астрель, 2000г.
  7. Сорокин П. И. «Занимательные задачи по математике». Москва, Просвещение, 1997г.

1. Весёлые задачи в стихах.

Лисица учила своих малышей

Ловить под кустами весёлых мышей.

Мыши услышали злую лису

И спрятались все под ёлкой в лесу.

Мышек же было всего только 5,

У каждой мамаши по 9 мышат.

Так сколько, скажите мышей и мышат

Тихо под елью ветвистой сидят?

На деревьях грибы сохли,

Ну а в дождь, конечно мокли.

40 жёлтеньких маслят,

8 тоненьких опят

Да 3 рыжие лисички –

Очень милые сестрички.

Вы, ребята, не молчите,

Сколько всех грибов? Скажите!

Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

И на Белкины качели

Собрались лесные звери:

20 зайцев, 7 куниц,

8 рыженьких лисиц.

6 ежей и 5 зайчат

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте.

                        Яблоки дети в саду собирали.

                        Взвесив их, урожай подсчитали.

Дети собрали 16 корзин.

8 корзин увезли в магазин,

3 детсаду отдали,

         Все остальные в школу послали.

         Сколько же яблок для школы дадут,

Когда все корзины они развезут?

По 7 кг в каждой корзине.

Сколько же яблок уже в магазине? Сколько, скажите, детсаду отдали? И сколько всего килограммов собрали?

Хомячок по полю шёл,

Девять зёрен он нашёл.

Посмотрел - к нему спешат

Трое маленьких мышат.

Возле них остановился

И находкой поделился.

 Девять зёрен на троих

Разделил он в тот же миг.

                                                                  На птичьем дворе

                                                                  Гусей дети кормили.

                                                                  Целыми семьями их выводили.  

                                                                  Всего было 5 гусиных семей,

                                                                  В каждой семье по 12 детей,

                                                                  Папа и мама, и бабушка с дедом.

                                                                  Сколько гусей собралось за обедом?

7 малышей кота морского

Уселись на полосу прибоя.

Принять холодный свежий душ

Ещё приплыли 25 медуз.

Сколько маленьких животных

Плещется в волнах холодных?

                                                                 Кормушки повесили дети для птиц.  

                                                                   Туда прилетели 10 синиц,

                                                                   4 вороны, 6 снегирей,

                                                                   Сорока - воровка и с ней воробей.    

                                                                   Кто же нам по быстрее ответит,

                                                                   Сколько же птичек увидели дети?

Однажды три цыплёнка,

А с ними три мышонка,

А с ними три весёлых

Умытых поросёнка

Бежали спозаранку

Из дома на полянку.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех друзей,

Что утром спозаранку

Играли на полянке?

В сад девять пчёлок прилетело.

Одна из них на клумбу села.

Все остальные через сад

К себе на пасеку спешат.

Так сколько ж пчёл летит из сада?

Нам сосчитать тех пчёлок надо.

         Подарил  утятам ёжик

         Восемь кожаных сапожек.

         Кто ответит из ребят,

         Сколько было всех утят?

2. Правила в стихах.

2.1 Правописание «Не с глаголами»

Не бегал, не прыгал,

Не пел, не грустил,

Не спорил, не дрался,

И стёкла не бил,

Не ползал под партой,

Бумаг не бросал –

И вместе с глаголами

НЕ

Не писал!

Практическая работа учащихся.

1. Нам сказали в Новый год

    Дед Мороз к нам в дом придёт.

    Мы (не) ели, мы (не) пили,

    Никуда мы (не) ходили,

    (Не) гуляли, (не) играли –

    Дед Мороза в гости ждали.

    Оказался он не дед,

    А дядя Стёпа наш сосед!

2. Береги книгу! (Не) бери её грязными руками и (не) клади на грязный стол. (Не) перегибай книгу и (не) загибай у неё листов. Если ты взял книгу в библиотеке, то (не) забудь вернуть её в срок. (Учащимся необходимо раскрыть правильно скобки.)    

2.2 Непроверяемые безударные гласные.

Трудные учить слова                                     А МЕДведь наоборот,

Помогает нам игра                                           Петь не любит, любит МЁД.

Петуха назвали «Петя» -                                Лиса – лИсИца, посмотри,

Петь он любит на рассвете.                            Очень любит букву …И.              

   

Играем в прятки.

(Найти всех животных, спрятавшихся между строк стихотворений.)

Была гроЗА Я Целый час                           Арбуз по Волге вниз уплыл,          

Не открывал от страха глаз.                      Я полчаСА ЗА Ним следил.

СмотриТЕ! ЛЁН Около ив,                        На муху поверху, со дНа Ли    

Как голубой ковёр красив.                         Меня поймаешь ты едва ли.

ЗнаКОМА Рыбам тень моя,                       И худ, и щуПЛ, ОТВАги полный,

Над гладью рек танцую я.                       Жучок таранит носом волны.

Шарады.

Мои кусты легко узнать:                           Начало – голос птицы,

Цвету я гроздьями весною.                       Конец – на дне пруда.

Но замените мягкий знак                           А целое в музее

На букву А – и я завою.                            Найдёте без труда.

                   (сирень – сирена)                                           (картина)

2.3 Состав слова. Словообразование.

Помни, при разборе слова                        Корень слова – значимая часть.

Окончанье и основу                                   Над словами родственными

Первым делом находи.                              Держит власть.

После корня будет суффикс,                     Выясни умело линию родства

А приставка – впереди.                             Однокоренные подбери слова.

Перед корнем есть приставка,                   За корнем суффиксу

Слитно пишется она.                                  Нашлось местечко,

А при помощи приставки                          Заняв его, конечно,

Образуются слова.                                     Натворил он дел.

Часть слова, которая изменяется.

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Хитрые вопросы.

1. Как большой дом превратить маленький?

2. Как из маленького хвостика сделать большой?

3. Можно ли превратить рыбу в человека?

4. Можно ли из одного стола построить комнату?

5. Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща?

6. Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину?

Ответы: 

1. Добавить суффикс - ИК-.

  1. Отнять суффикс - ИК-.
  2. Можно, добавить суффиксы - А - и - К-.
  3. Можно, если добавить суффикс - ОВ - и окончание - АЯ-.
  4. Отнять суффикс - НИК-.
  5. Отбросить суффикс - ИСТ-.

Шарады.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

                                                                      Корнем - с дорогой роднится,

                                                                      В сборе приставка таится.

                                                                      Суффикс, как в слове дневник.  

                                                                      Целым же - в космос проник.

Мой корень - родственник сраженью,

Приставка - в слове заявленье.

В наборщике есть суффикс мой,

А весь - тружусь я под землёй.

                                                                  Мой корень в просьбе заключён

                                                              (в ней он озвучен и смягчён).

                                                                  Приставка - в воплощенье где-то,

                                                              На целое - все ждут ответа.

3. Кроссворды по окружающему миру

Кроссворд по теме «Живая и неживая природа»

1. Тронь, только тронь –                          5.   Ну-ка, кто из вас ответит:

    Отдёрнешь ладонь:                                     Не огонь, больно жжёт,

    Обжигает трава,                                        Не фонарь, а ярко светит,

    Как огонь.                                        И не пекарь, печёт?

2. Летом бежит,                                        6.  В этом белом сундучище

    А зимой стоит.                                           Мы храним на полках пищу.

                                                                     На дворе стоит жарища,

                                                                     В сундучище - холодища.

3. Хвост пушистый,                                  7.  Что же это за девица?

Мех золотистый,                                        Не швея, не мастерица,                

В лесу живёт,                                              Ничего сама не шьёт,

В деревне кур крадёт.                                А в иголка круглый год.            

4. Непоседа пёстрая, 

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая.

                

Кроссворд по теме: «Какого цвета осень?»

1.  На улицах холодает.                                        3.  Это что за чудеса?

     Ледок лужи покрывает.                                        Не разверзлись небеса -

     Иней покрывает землю и траву –                        Дождь идёт такой прекрасный.

     Это лёгкий морозец                                              Он лилово-жёлтый-красный!

     Пришёл ко двору.                                                  Это осени явление,

     Как народ такое явление называет?                     Ты подумай и скажи.

2.  Это кто такой садовник?                 А как сумерки настали

     Полил вишню и крыжовник,          Нам по радио сказали,

     Полил сливу и цветы,                      Что и завтра он придёт

     Вымыл травы и кусты.                    И польёт наш огород.

4.  Понижение температуры осенью.

 

5. Эта особа летом покрыта зелёной хвоей,

    а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно

    сбрасывает его.

6. В конце осени реки, озёра, пруды покрываются

    льдом. Это явление называется …

7. Название второго месяца осени.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...

Активизация познавательной деятельности учащихся на I ступени обучения

Конспект выступления на МО учителей начальных классов...

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...