Основные направления и цели оценочной деятельности учителя
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Исакова Елена Николаевна

Выступление по теме "Основные направления и цели оценочной деятельности учителя в условиях введения ФГОС НОО"  и презентация по данной теме 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исакова Е.Н.,

учитель начальных классов

МОУ «Краснохолмская сош №2

 им.С.Забавина»

СЛ.1,2                                          Тема выступления

 «Основные направления и цели оценочной деятельности учителя»

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения.

СЛ.3 Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

СЛ.4 Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

СЛ.5 Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует обучающихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.

 СЛ.6     Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки, является: раздел ООП НОО - «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ».

  СЛ.7 Согласно ФГОС НОО, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы нашей школы:

  • закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания;
  • ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
  • обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
  • предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

СЛ.8 Система оценки – сложная и многофункциональная система, которая включает: внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами, и внутреннюю оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией.

СЛ.9 Основными направлениями и целями оценочной деятельности педагога в соответствии с требованиями стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.

Полученные данные используются для оценки состояния системы образования школьного уровня.

Направления оценочной деятельности могут быть реализованы только посредством изучения образовательных результатов, демонстрируемых обучающимися.

       СЛ.10 Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

1.Оценивание является постоянным процессом.

2.Оценивание может быть только критериальным.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

     Система оценки предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

     Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

СЛ.11 Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП, составляющие содержание блока «Выпускники научатся» для каждой учебной программы.

СЛ.12 Ещё одна особенность системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка обучающегося, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся опорный уровень образовательных достижений. Достижения этого опорного уровня представляются как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. Это позволяет поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».

СЛ.13 В основе оценивания лежат следующие показатели:

  • уровень сформированности предметных  результатов;
  •  уровень сформированности универсальных учебных действий;
  • образовательные достижения обучающихся;
  • состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;
  • адаптация обучающихся на новой ступени обучения;
  • эффективность образовательного процесса;
  • уровень воспитанности обучающихся.

       

  СЛ.14  Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

  СЛ.15,16,17   С этой целью мы в школе выстроили сводные  таблицы  комплексной  оценки  результатов  образования обучающихся по классам в рамках внедрения ФГОС  НОО, которые включают диагностические исследования, сроки проведения, виды диагностик, фиксирование результатов по всем группам результатов.

СЛ.18  Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

       Объектом оценки личностных результатов являются: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

СЛ.19  Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется , во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.

СЛ.20  Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Структура специально разработана для учащихся начальных классов школы.

СЛ.21  Третьим методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является неформальная оценка личностного прогресса ученика (это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения).

СЛ.22  Для первоклассника это листы достижений, которые показывают развитие ученика, отражают динамику сформированности индивидуального прогресса в развитии учения, в развитии социальных навыков, коммуникативных навыков, развитие навыков деятельности.

СЛ.23,24  Четвертый метод – самооценивание (оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех). С целью развития самооценки используем ежедневники первоклассников. И обязательным этапом каждого урока является рефлексия, проводится целенаправленная работа по обучению самоконтролю: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.

СЛ.25  Пятый метод - групповое оценивание (процесс оценивания друг друга вовремя урочной деятельности).

  1. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность  самих обучающихся. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки дают возможность обучающимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

СЛ.26  Диагностические  исследования по определению формирования личностных результатов проводятся два раза в год в каждом классе (в начале и в конце года). Так как проводим неперсонифицированные процедуры, то результаты фиксируем в сводной характеристике достижений и положительных качеств обучающихся класса.  В тоже время нельзя забывать о том, что личностные результаты не  подлежат итоговой оценке.

      

  СЛ.27   Объект оценки метапредметных результатов – это сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, строится вокруг умения учиться.

СЛ.28 Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, качественно оценен и измерен в результате следующих действий:

  • выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
  • выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;
  • выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Все три варианта оценки представлены в УМК «Школа России» в каждом учебном предмете.

СЛ.29 Мониторинг по определению уровня сформированности метапредметных результатов проводятся два раза в год в каждом классе (в начале и в конце года). Результаты заносим в листы наблюдений  за формированием различных групп  УУД.

     СЛ.30 Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. И объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

     СЛ.31 В нашей школе учителя начальных классов определили четыре вида оценивания предметных результатов: стартовую диагностику (входная), текущее оценивание,  промежуточное оценивание, тесно связанное с процессом обучения, итоговое оценивание.

  •   Стартовая диагностика в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и проводится в начале года и входные диагностики во 2-4 классах.
  • В текущем оценивании используем субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Выбор формы текущего оценивания зависит от  этапа обучения, общих и специальных целей обучения, конкретных учебных задач, целью получения информации. Оценивание в 1-х классах осуществляется на безотметочной основе. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка, условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Положительно оценивается каждый удавшийся шаг обучающегося. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

СЛ.32 Мы используем для фиксации предметных результатов листы образовательных результатов по предметам, которые помещаются в портфолио обучающихся. 

  •  СЛ.33Промежуточная диагностика проводится с целью оценки уровня сформированности предметных  знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения. Представляет собой тестирование, контрольные работы по предметам по итогам четверти(полугодия).
  • СЛ.34Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе  в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков, но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.

        Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и т.д.

         СЛ.35 Результаты диагностик оценки предметных результатов заносим в таблицы образовательных результатов.

Таким образом, предметный мониторинг стал более дифференцирован, он направлен на отслеживание отдельных видов образовательных результатов.

СЛ.36 Используемая в школе  система оценки стремиться к объективному контролю, ориентирована на стимулирование обучающегося, позволяет учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя в начальной школе...

Оценочная деятельность учителя

Доклад на педагогическом совете на тему: "Оценочная деятельность учителя"...

Презентация "Основные цели оценочной деятельности"

Презентация к вычступлению на  семинаре...

Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС....

Доклад "Оценочная деятельность учителя на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО"

В докладе указаны задачи и принципы организации оценочной деятельности, перечислены планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, раскрыты общие критерии и приёмы формирования кон...

Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО

Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...