Оценочная деятельность учителя
учебно-методический материал по теме

Доклад на педагогическом совете на тему: "Оценочная деятельность учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnaya_deyatelnost_uchitelya.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа»

Оценочная самостоятельность обучающихся как ключевая компетенция

(выступление на педагогическом совете)

                                                                     Подготовила: Учитель начальных    классов Камаева Г.И.

д.Елымбаево

2013г.

Доклад на тему: «Оценочная самостоятельность обучающихся как ключевая компетенция»


        В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие качество cовременного образования.
В современных условиях, когда последовательно и наступательно осуществляется перевод общества в иную социально-экономическую систему, по-новому должны функционировать все обслуживающие ее подсистемы, в том числе и образовательная школа. Главной целью проводимого реформирования является достижения нового качества образования. Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой. К числу таких образовательных результатов относятся формирование ключевых компетенций.
        Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет нашему ученику быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетентности.
        К основным ключевым компетеностям относятся: ценностно-смысловая, общекультурная,  информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетентности, учебно-познавательная компетенция, которая охватывает сферу самостоятельной познавательной деятельности, опирающейся на комплекс общеучебных умений, рефлексию, творчество, проблемность в обучении, на умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, умение отыскивать причины явлений, умение  обозначать свое понимание или понимание по отношений, умение обозначать свое понимание или понимание по отношению к изучаемой проблеме, организовать самооценку своей познавательной деятельности.
        В рамках учебно-познавательной компетенции можно выделить ключевую компетенцию, а именно оценочную самостоятельность. Базовым умением в осуществлении оценочной функции ребенка  должна стать сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности. В логике компетентностного подхода оценочная самостоятельность – самостоятельное установление качества своей работы, ее оценивание без посторонних влияний или чужой помощи на основе собственных знаний и умений. И следовательно, в основе формирования оценочной самостоятельности лежат ответы на ключевые вопросы: что оценивать?(т.е., что подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); как оценивать? (т.е.. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);  каким образом оценивать? (т.е., какова должна быть процедура оценивания). Иначе говоря, оценочная самостоятельность как базовая компетенция включает следующие элементы: целеполагание, планирование, рефлексию и самооценку.

Самооценка – как один из компонентов контрольно-оценочной деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку.
Основные функции самооценки:
1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;
2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);
- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);
- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Процедура самооценки включает в себя:
1. Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания;
2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания обучающимся известны и дети самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы; 
4. Составление обучающимися собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
Самоконтроль – самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении. 
Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. 
Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.
Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Для того чтобы сформировать у детей действия самоконтроля и самооценки школе необходимо:

- соблюдать этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников; 

- использовать разнообразные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;

- иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;

- использовать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся;

- иметь нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы оценивания, т.е. выработать относительно единую «оценочную политику» на уровне школы.
Разноуровневое обучение, дифференцированные задания (причем, дифференциация не связана просто с более «легкими» и «трудными» заданиями, а именно уровнями их выполнения).

Выбор технологии уровневой дифференциации вызван стремлением помочь учащимся, не справляющимся с учёбой и из-за этого испытывающим дискомфорт в учебном процессе, что в свою очередь ведёт к целому ряду негативных последствий: потере интереса к учению, отрицательному отношению к школе и учебному труду. Использование данной технологии позволяет:
-разрешить проблему требований, предъявляемых учащимся (каждый ученик работает на уровне своих возможностей, позволяющих ему справиться с данными требованиями);

-разработать обоснованные критерии оценки и установить единый уровень положительной минимальной оценки (выставление положительной отметки ученику может быть оправдано только в том случае, если он достиг обязательных результатов обучения);

-создать условия для более глубокого усвоения материала, для максимального развития учащихся, проявляющих интерес к предмету;

-выявить одарённых детей и проводить с ними систематическую индивидуальную работу.

Таким образом, формируя оценочную самостоятельность у обучающихся, работая в рамках компетентностного подхода, ориентируется не на сумму усвоенной информации – как результат образования, а на способность школьников мыслить, оценивать самостоятельно свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя в начальной школе...

Основные направления и цели оценочной деятельности учителя

Выступление по теме "Основные направления и цели оценочной деятельности учителя в условиях введения ФГОС НОО"  и презентация по данной теме...

Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС....

Доклад "Оценочная деятельность учителя на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО"

В докладе указаны задачи и принципы организации оценочной деятельности, перечислены планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, раскрыты общие критерии и приёмы формирования кон...

Оценочная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС

Ориентиры развития образования, требования к содержанию и организации образовательного процесса, требования к уровню выпускников....

Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО

Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...