Урок-обзор "Мы - дети России"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»
Урок-обзор «Мы – дети России»
Поддубная Татьяна Владимировна, классный руководитель 4а класса с. Ныда 2012 |
Класс: 4а
Цель урока: расширение представления детей о России как общей родине разных народов, обладающих самобытной культурой, сформировавших облик современного государства.
Задачи урока: дать обучающимся наиболее полное представление об идеологии, ценностях и традициях России и малой Родины. Представить детям образ Родины, символы государства, местоположение российского государства на географической карте.
Форма проведения: урок-обзор
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Оборудование: аудиозапись государственного гимна России, аудиозаписи песен; государственные флаги и гербы России, ЯНАО, Надыма, Ныды; физические карты России, ЯНАО, Надыма, стенная газета о Надыме.
Место проведения: классная комната
Ход урока.
Ι. Актуализация имеющейся у школьников информации о значимых событиях России.
- Какие знаменательные даты отмечает наша страна, округ, район?
(200-летие Бородинского сражения, 1150-летие зарождения российской государственности, 40-летие г.Надыма).
- Отправляемся в путешествие. Мы поговорим о нашей стране, её символах.
ΙΙ. Раскрытие понятия «Государство».
1) «Полёт на ракете».
-Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертания нашего государства.
(Обращение к карте России. Учитель показывает очертания государства).
-Как называется наше государство? (Россия, Российская Федерация).
Учитель: В 1862 году по инициативе императора Александра ΙΙ было торжественно отмечено 1000-летие России. Точкой отсчета стал 862 год, когда старейшины славянских и угро-финских племен ради прекращения раздоров решили призвать на княжение правителя «со стороны» - варяжского князя Рюрика. Он и стал первым новгородским князем, положив начало династии Рюриковичей. 21-23 сентября отмечается 1150 годовщина зарождения российской государственности.
Ты, Россия моя, золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная!
За твою широту, за твою красоту
Я люблю тебя, родина светлая!
Россия – единое многонациональное государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей этнических групп.
- В нашем классе учатся дети разных национальностей. (Перечисляют: ненцы, коми, ханты, русские, белорус)
- Как всех можно назвать одним словом? (Россияне)
- Приземлимся на ракете в столицу России.
- Назовите столицу нашего государства. (Москва)
(Отмечают на карте г.Москва).
В состав России входит 89 субъектов; Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения.
- Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего.
На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы.
- Кто знает основные символы любого государства? (Герб, гимн, флаг).
2) Государственный гимн.
-Прослушайте Государственный гимн России.
(Обучающиеся слушают гимн стоя)
- Какая это музыка по характеру? (Торжественная музыка, красивые слова). Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. Гимн – торжественное музыкальное произведение. В переводе с греческого языка гимн – это торжественная песнь. При исполнении гимна люди, слушающие его, встают. Так они проявляют уважение к государству. Много раз гимн менялся. Этот гимн звучит в нашей стране с 1 января 2001 года. Текст его написан С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова и утвержден Государственной Думой и Президентом.
3) Государственный герб России.
- Что такое герб? (Ответы обучающихся).
- Официальный государственный символ – герб. В нем выражена государственность страны.
(Объясняют значение изображения)
- Герб России – красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Красный цвет означает символ героизма, победы, а золотой цвет Орла – достоинство, богатство, величие, славу. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные одной лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение непоколебимости государственных устоев нашего Отечества. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца- считавшимся символом борьбы со злом, покровителем России.
4) Государственный флаг России.
- Что такое флаг? (Выслушиваются ответы обучающихся). (Демонстрация флага). Флаг - прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов. В переводе с греческого, означает «гореть, озарять, зажигать». Из глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский государственный флаг, потому что с приходом новой власти флаги менялись. Вернулся этот флаг из XVΙΙ века. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего, нижняя – красного цвета. Каждый цвет имеет глубокий смысл: белый – символ мира, чистоты, правды; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, мужество, любовь.
ΙΙΙ. «Поездка на поезде в Салехард».
Путешествие продолжается. На поезде мы отправляемся в наш округ.
- Как называется наш округ? (Ямало – Ненецкий).
(Учитель показывает границы на карте)
- Назовите столицу. (Салехард)
Салехард – «город на мысу», единственный город в мире, расположенный на полярном круге.(Отмечают на своей карте г.Салехард).
- Как зовут губернатора округа? (Д.Н.Кобылкин)
- Люди каких национальностей проживают в округе? (Ненцы, коми, ханты)
На полярном самом круге,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе,
Хлебосольный Салехард.
Главный город на Ямале
Ты судьбе, конечно, рад,
Обелиск стоит, чтоб знали:
Непростой ты, Салехард!
У нашего округа тоже есть свой герб и флаг – символы автономного округа. (Демонстрация флага и герба)
Герб состоит из геральдического щита, увенчанного золотой короной, который удерживают два полярных медведя. В сине-голубом поле щита идущий серебряный олень, сопровождаемый полярной звездой. Медведи стоят на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент (оленьи рога), соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа. Сине-голубой – символ величия, красоты, цвет неба и воды; золото – символ богатства, справедливости, великодушия; белый – символ чистоты, добра, независимости, цвет белых снегов. Северный олень символизирует мощь и независимость территории.
ΙV. «Полёт на самолете в Надымский район».
(Учитель показывает границы района на карте)
- Отметьте главный город района. (Надым)
9 марта 1972 года образовался город Надым. Отмечаем 40-летие города.
-Как переводится название города? (Болотистое место).
-Как называют жителей Надыма? (Надымчане).
- Кто является мэром Надыма и Надымского района? ( …..Ситников)
Сумасшедшие ветра – нелепость:
Город газа строится как крепость.
На сугробах расцвели костры.
Это дружбы яркие миры.
День за днем пройдут в работе годы –
Побегут в страну газопроводы,
Провода протянутся стальные,
И взметнутся вышки нефтяные.
Где из недр всходил белёсый дым,
Город, словно ключ забил Надым.
-Надымский район тоже имеет свои символы – герб и флаг. (Демонстрация)
Верхнее и нижнее полукружья по ненецкой мифологии – два круга жизни: небесный –справедливость, добро, память предков, и земной – человеческую сущность. Факел о трёх языках пламени символизирует газовую промышленность района, поверх которого серебряный национальный орнамент. Красный цвет – символ солнца, силы, красоты; голубой – символ чести, славы, преданности, чистого неба; зеленый – богатство сибирской природы, символ здоровья; серебро – символ простоты, мудрости, благородства, мира. Флаг украшает звезда, символизирующая северное сияние.
V. «Полет на вертолете в Ныду».
- Как переводится Ныда? (Дыра, яма; подвешенная, находящаяся в воздухе; легендарная; по названию реки).
- Как называют жителей села Ныда? (Ныдинцы).
- Это ваша Родина. Никто не возьмется перечислить всего того, что стоит за этим большим и ёмким словом – Родина! Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями и друзьями.
Моя маленькая Родина.
Тихая улица посреди села,
Домик деревянный,
Рядом тополя.
Здесь провел я детство
С матерью, отцом.
Бегал на рыбалку,
По грибы ходил,
У костра ночного
Комаров кормил…
Часто вспоминаю -
Я милые места,
Детство беззаботное,
Мать свою, отца.
Всё, что сердцу дорого -
В памяти храню.
Маленькую Родину
Я помню и люблю.
Какие вы знаете пословицы о Родине.
(Обучающиеся читают заранее подготовленные пословицы)
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Родину – мать умей защищать.
- Куда бы малина не заманила, а родное село назад привело.
(Демонстрация герба и флага с. Ныда)
VΙΙ. Итог занятия.
Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости – это национальная гордость. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам стоит знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
Ожидаемый результат: знание обучающимися символов ЯНАО, понимание их смысла; воспитание чувства гордости за свою малую Родину; активное участие ребят, заинтересованность, развитие творческих способностей.
Литература
1. Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б.Внеклассные мероприятия в начальной школе. В.: «Учитель», 2005
2. Архарова Л.И., Гребенкина Л.К. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
3. Василенко Г.И., Ерёменко Н.И. Дни наук в начальной школе. В.: «Учитель», 2006
Дневник учащегося Надымского района.
4. Лободина Н.В., Савинова С.В. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 4. В.: «Учитель», 2006
5. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям. С-Пб,: «Просвещение», 2001
6. Федорова Л.В. Ямальский калейдоскоп. 2 класс, Т.: Институт проблем освоения Севера СОРАН, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дети России"
Развитие у учащихся гражданственность, патриотизм как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активн...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для начальных классов «Дети России»
Цель программы: формирование у младших школьников навыков толерантных отношений. Воспитательная программа «Дети России» объединяет учащихся с 1-4 класс, живущих по зак...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Дети России - детям Донбасса»
Детей из объятого войной Юго-востока Украины вывозят в Россию под артобстрелами.В наш класс в этом году тоже пришла девочка из Украины. Это Золотарёва Вероника. Она вместе с родителями и маленькой сес...
Эссе на тему "Как усыновить всех детей России"
Сироты при живых родителях вот бич нашего времени. Почему дети оказываются в детских домах? Что сделать обществу, чтобы защитить детей уже оказавшимся в детском доме или как сделать так, чтобы детских...
Конспект занятия "Мы друзья природы" (Экологический фестиваль "Дети России за сохранение природы")
Конспект занятия для детей летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, посвященный Всемирному дню защиты окружающей среды в рамках Всероссийского экологического фестиваля "Дети России...
Социальный проект "Дети России-детям войны"
Представлен фотоотчет о выполненном долгосрочном социальном проекте...
"Мы - дети России" Печерская Варвара, 1 класс
Рисунок выполнен ученицей 1 класса....