«Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе».
статья по теме

Юлина Марина Михайловна

Тема по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе».

Развитие любой науки, и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием её терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике начального обучения время от времени появляются новые слова – названия типа методист – исследователь, новатор, оптимизация обучения, технология учебного процесса и т.п. Последняя новация такого рода, получившая глобальное распространение, это интеграция учебных предметов.

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова «интеграция». Зато хорошо известно, что латинское слово

1.        Объединение в целом каких – либо частей, элементов;

2.        Процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем.

Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе и обществе.

Традиционное разделение содержания школьного обучения на отдельные автономные учебные предметы вызвано стремлением дать школьнику более обстоятельную подготовку по той или иной учебно й дисциплине, с тем, чтобы при завершении обучения каждый учащийся, имея хорошее представление о частном, имел бы общее представление в целом. Поэтому – то столь важным для традиционной методики является реализация принципа межпредметных и внутрипредметных связей. Однако практика обучения показывает, сколь трудно осуществить эти связи в реальности, как часто школьник «за деревьями не видит леса». Более того, обладая различными способностями к изучению того или иного учебного предмета, ( что вполне естественно для ребёнка), школьник не в состоянии постичь целое при наличии пробелов в тех или иных деталях.

Нарастающий поток  общественной, научной и технической информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения.

В этих условиях правомерны попытки нетрадиционной проблемы обновления содержания обучения и воспитания, которые многие педагогические исследователи и новаторы- практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции». И естественно, что интеграцию обучения пытаются осуществить прежде всего на его ступени в начальной школе.

Негативными факторами для интеграции в начальной школе являются малочисленность учебных предметов, необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, письма и счёта, трудность в изложении интегративных курсов так, чтобы детям данного возраста было интересно и понятно. Так, например, стараюсь на уроках проводить больше игровых моментов.

Не всякое объединение учебных предметов или их составляющих является их интеграцией. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного курса.

По–видимому, начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно. Полезно при этом вспомнить высказывание великого педагога XVII века  Я. А. Каменского о том, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счёту, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. При этом следует объяснять  увлекательно, почти играя, «в четверть часа» (чтобы не наскучить). Школа, по мысли Я. А Каменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего, и должны способствовать обновлённые учебные курсы, формы и методы.

В течение нескольких лет разрабатываю  разные варианты интегрированных уроков. В таком уроке объединяются два, а иногда три или четыре учебных предмета. Интегрированные уроки – широко распространённая форма интеграции в современной школе. Такие занятия представляют интегрирование отдельных тем различных учебных предметов, т.е. это уроки, позволяющие применить материал близких наук, строить их изучение на тесной взаимосвязи.

Как известно, созданный К. Д. Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

Интегрированные дни – следование в течение дня одной сюжетной линии. Такое построение учебного материала связано с возрастными особенностями младшего школьника. Интегрированные дни позволяют целостно преподнести материал, активизировать детей. Нет уроков математики, чтения, письма, а есть «путешествия», «прогулки», «экскурсии».

Очень часто в своей работе применяю путешествия по сказкам. Например, на уроке математики при изучении числа 7 ребята путешествовали по сказке «Гуси – Лебеди», где вместе с героиней выполняли различные математические задания.

Такие уроки очень нравятся детям. Они с удовольствием выполняют задания и лучше запоминают материал. Дети получают большой эмоциональный заряд. Проведение таких занятий способствует развитию творчества учащихся.

Интеграция позволяет нам решить несколько проблем одновременно:

         - создание целостной картины, прочное усвоение межпредметных связей;

         - сокращение учебного времени при сохранении объёма материала;

         - создание эмоциональной атмосферы конкретного урока, поддержание устойчивого интереса на протяжении всего занятия;

         - сохраняется единое требование к таким урокам:

1)        интегрированные уроки должны решать цели и задачи конкретных учебных предметов;

2)        содержать структурные элементы этих уроков и достичь в ходе уроков обучения своих образовательных и развивающих задач.

Возможны несколько направлений тем различных предметов:

        интеграция предметов языкового цикла (уроки обучения грамоте – обучение чтению и письму; литературное чтение – русский язык);

        интеграция предметов эстетического курса (литературное чтение – ИЗО; литературное чтение – ИЗО – музыка);

        интеграция гуманитарных дисциплин с трудовым обучением и рисованием ( математика – технология);

Итог удачно построенного общения – доверие к учителю, желание учиться, желание узнать ещё больше.

Интегрированные курсы – полное смешение учебного материала различных предметов в единый курс, при соблюдении условий интеграции.

Такая форма интеграции предусматривает:

- целостное восприятие учебного материала и окружающего мира;

- гармоничное развитие личности ребёнка.

Создание таких курсов – одна из задач обновления содержания и методов обучения.

Современный курс «Внеклассное чтение», а точнее «Основы читательской самостоятельности в начальных классах» - это курс, несомненно, интегрированный. В нём в единый полноценный процесс самостоятельной читательской деятельности интегрируются минимально достаточные и необходимые читателю действия трёх основных видов:

а)        с книгой как инструментом чтения,

б)        с текстом как искусством слова,

в)        с миром книг как возможным для выбора кругом собеседников.

При слиянии названных частей обеспечено и единство цели: вся деятельность учащихся с книгой и среди книг подчинено освоению прямой зависимости выбора и чтения произведений литературы и осознания окружающего мира во всей доступной возрасту чтеца полноты ( мира людей, мира вещей, мира природы и т.д.) и себя самого как человека, живущего в этом мире. Так, например, в 4 классе на уроке внеклассного чтения по теме «Из истории нашей Родины» ребята использовали не только чтение художественных произведений о героях прошлого, но и достоверные факты исторических событий.

Всем известный курс «Математика и конструирование» формирует у детей элементы конструкторских знаний, умений и способностей в процессе изучения этого предмета за счёт выполнения целесообразно подобранных задач, заданий и практических работ. Особое значение придаётся решению конструкторско – технических заданий. Например, «Нитяная графика» на уроках технологии как закрепление пройденного материала по математике.  Темы «Окружность». «Радиус». «Диагональ». «Деление окружности на равные части».

В процессе выполнения заданий увидела, что у детей развивается внимание, наблюдательность, сообразительность, стремление к точности и аккуратность.

Наиболее благоприятные условия для достижения поставленных целей могут быть созданы при органичном соединении обучения математике и работы с бумагой и картоном, которая позволяет осуществлять как плоскостное, так и объёмное моделирование при активном использовании знаний  геометрических фигур, а также при проведении уроков по техническому моделированию с использованием математических знаний и умений учащихся.

В педагогической литературе, посвящённой экологическому образованию, неоднократно подчёркивалось, что все учебные предметы начальной школы призваны внести свой вклад в формирование экологической культуры детей и их отношение к природе. Усиление экологической направленности курсов трудового обучения и природоведения – это, на мой взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении «экологизации» начальной школы в целом. Чтобы курсы трудового обучения и природоведения приобрели «экологическое звучание», нужно признать, что их главной целью является формирование у детей нового, ответственного отношения к природе. «Природа и люди – одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждёт моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребёнок, изучающий природоведение и выполняющий практические работы по трудовому обучению.

Но прежде чем ребята придут к конечному результату и сделают определённые выводы. Делаю так, чтобы эти выводы не навязывались ученику, а органично вытекали из всего, что он увидел, услышал, почувствовал, прочитал, осмыслил, сделал своими руками на занятиях. Так, на интегрированном уроке «экология – технология» учащиеся познакомились с проблемой охраны природы, выяснили, как решается эта задача в Бурейском районе, в Хинганском заповеднике и научились сами мастерить журавлика – символ мира и солидарности.

Реализуя в школьной практике основные цели природоохранительного просвещения, провожу с младшими школьниками учебные дискуссии, беседы о правилах поведения в природе. Ребята выполняют ряд творческих заданий, раскрывая связи, направленные от  природы к человеку и от человека к природе.

Интегрированные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей.

Учителя начальных классов, не имея чёткой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать указанную проблему на эмпирическом уровне.

Наша работа всегда была и остаётся  работой творческой. Вместе с тем хорошо известно, что одним из важнейших составных элементов любого вида творчества являются изучение, анализ , обобщение опыта, распространение и пропаганда лучшего, передового в нём. Необходимо анализировать опыт учителей и видеть, в каких ситуациях и какие элементы опыта данного педагога имеют всеобщее значение, а какие являются специфичными для него.

Реализация опыта возможна как внутри коллектива между коллегами, так и вне школы. К примеру, устраиваемые районным методическим объединением конкурсов нестандартных уроков, где происходит обмен опытом.

Задача педагогической науки – помочь учителям осуществить интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Интеграция как методическое явление и её возможности в начальной школе

Построение предметного обучения по интегрированному пути отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который вы...

Зачетное занятие на курсах повышения квалификации ФГОС НОО 2013 год по теме "Паралимпийские игры: равенство возможностей" для начальной школы

Архив содержит материалы по подготовке к зачетному занятию на курсах повышения квалификации ФГОС начального общего образования:Конструкт внеурочного занятия по теме "Паралимпийские игры: равенство воз...

Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания учебных предметов в начальной школе

Cистемная интеграция ИКТ в процесс преподавания всех учебных предметов повышает качество преподавания. ...

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»

«Возможности УМК «Начальная школа XXI века» в рамках концептуальных положений ФГОС начального образования»...

Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.

  Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был...

Интеграция регионального компонента в изучении английского языка в начальной школе

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося его дос...