Активизация познавательной деятельности
статья (4 класс) по теме

Растунцова Валентина Сергеевна

Подписи к слайдам:

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и математики
МБОУ Медведёвская СОШ
Учитель высшей категорииРастунцова В.С.
 Ученик – это не сосуд,  который надо заполнить, а факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание.
Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Выделяют следующие уровни познавательной активности:
2. Второй уровень - интерпретирующая активность.Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.3. Третий уровень - творческий.Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
       Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра.
       Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игра – это «дитя труда».
 Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Использую очень многие игры, например: «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло» и др. Игры помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют воспитанию интереса к математике, развитию внимания, мышления. Для развития активности и внимания учащихся про вожу устный счёт С элементами игры.
Игра «Веселый счет» 12 14 15 17 13 20 18 15 18 11 19 20 17 16 13 16 12 19 11 141.Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные в красном кружке, а затем все числа, написанные чёрным цветом. 2.Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные чёрным цветом, а затем те, которые написаны в красном кружке. 3. Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные чёрным цветом и в красном кружке, назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные чёрным цветом и в красном кружке. Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Приведу некоторые из них.
Задание 1 1.Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом. 2.Найди сумму всех чисел, записанных чёрным цветом. Запиши полученные суммы соответственно в красном и чёрном квадратах.  Задание 2                Найди: 1) сумму чисел, которые встречаются два- три раза. Запиши её в первом квадрате; 2) сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши её во втором квадрате; 3) разность чисел. Запиши её в третьем квадрате.  Задание 3 Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки? Каких геометрических фигур больше в данном рисунке? На сколько больше?   В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме, например:
2. Способы активизации деятельности на уроках русского языка2.1 Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характераСуть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к родному языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся. На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм
На втором этапе обучаю детей нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное - развитие зрительной памяти.б) разработка новых вариантов правил;в) подготовка карточек для самодиктантов;г) редактирование текста; д) исправление допущенных ошибок;е) анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети?»;ж) подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря. На данном этапе использую групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым - задания базового уровня, а сильным - повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход.
На третьем этапе создают условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (проекты, творческие сочинения, эссе).Деятельность педагога заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:1. написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;2. написание сочинений-миниатюр по пословицам:а) языковой анализ пословиц;б) описание события, обозначенного пословицей;3. монологи от имени вещей, которые окружают нас;4. задания на основе материалов газет, радио, телевидения;5. сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента
2.2 Использование занимательных элементов для активизации деятельности учащихсяНаряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использую на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, схемоконспекты, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету. Основу таких учебно-познавательных подходов составляют термины русского языка. Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами . Решение кроссвордов - полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.
Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «АДПЕЖ, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Падеж, нота, калькулятор, слух. Падеж - это словоизменительная лексико-грамматическая категория имени существительного, значение которого зависит не только от синтаксической функции, но и от связи с другими словами в словосочетании и предложении».
Применение компьютера на уроках русского языка как способ активизации деятельности учащихсяВ настоящее время очевидно снижение интереса учащихся, увлечённых электронной техникой, к гуманитарным наукам и другим дисциплинам, тесно не связанных с компьютером. Работа с учащимися требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования.Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики? Этот вопрос стоит остро перед учителем. Проверочные работы , применение презентаций, задания в игровых формах « Проверь свои знания»,« Научи соседа по парте» , использование интернета при подготовке творческих работ и проектов –учащимся просто необходимо, без этого просто невоз-можно .Читательская функция , конечно, снижается , а именно предназначение книги.
       Еще одним методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся. Главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шар...

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Доклад Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности учащихся...