Из опыта работы по реализации ФГОС
статья по теме

Григорьева Кристина Николаевна

Выступление на пед.совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_po_realizatsii_fgos.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по реализации ФГОС

Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось тем, кто работал по развивающим системам. Ну а мне, как и любому другому учителю традиционной программы, пришлось многое пересматривать как в своей деятельности, так и в себе самой.

        Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и пр. Но с позиции ФГОС я поняла и приняла это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам.  Надо самим научиться учиться, быть успешными, и тогда мы научим этому детей. Поэтому все началось  с постепенной «перестройки» себя и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого стало  понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.

        Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, и считаю, что нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого прошла курсы по внедрению фгос и затем уже появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС.

         Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются.

       Но, единоразовое, непродуманное использование новых приемов для активизации познавательной активности не дает особых результатов. Теперь я стараюсь чаще использовать  на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать УУД.

К примеру: «Мозговой штурм», когда  ученики могут высказать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Например, на уроке окружающий мир на этапе актуализация знаний, я озвучила тему урока «Органы чувств» и попросила их сказать что такое «Органы чувств». Это хороший способ формирования регулятивных УУД (прогнозирование)

Приём «актуальность» (Познавательные УУД)

Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.

Урок математики по теме «Числа от 1 до 20» (1 класс)

- Мы с вами научились читать и записывать числа от 1 до 10, складывать их и вычитать. Взгляните на циферблат часов. Все ли числа, написанные на нём, вам знакомы? Хватает ли нам изученных чисел, чтобы найти время по часам?

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (знакомиться с новыми числами).

На уроке обучения грамоте по теме «Заглавная буква Е» (1 класс) учащиеся затрудняются написать слово «Елена».

- Почему вы не можете написать это слово?

- Чем мы сегодня будем заниматься? (учиться писать заглавную букву Е)

Приём «яркое пятно»

Например, тема урока математики в 1 классе «Число и цифра 8»

Записаны числа на доске одним цветом, а новое число 8 другим цветом. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

       Также использую метод создания проблемных ситуаций. На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Таким образом, я помогаю ученикам открыть новое знание.

Отгадайте рост синицы:

1 см, 9 см, 12 см, 1 дм 2 см, 4 см, 8 см

   Для этого определите лишнюю запись среди этих величин и узнаете рост синицы.

  Какая величина нам известна?

  Что можно измерять в сантиметрах?

  Какая из величин нам не известна?  

   Значит, рост синицы 1 дм 2 см. А знаете ли вы, что такое «дм»?

На уроках окружающего мира чаще организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Что вы подумали сначала? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Примером побуждающего диалога может служить следующий фрагмент урока.

Тема: «Откуда берутся снег и лёд?».

- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

И самое интересное, что это был правдивый рассказ.

(У некоторых ребят при этом «глаза на лоб лезут»)

 Если дети затрудняются, говорю:

- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?

(Дело происходит зимой, за окном снег) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств.

При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, познакомила ребят с основными правилами работы в паре.

При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Также на уроках ребята сами исправляют одноклассников, услышав неправильный ответ. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Ребенок очень доволен, когда он слышит «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Такие оценки получают учащиеся с разными способностями. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью.  Таким образом, складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

        Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное,  - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.  (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, каким образом осуществляется оценка результатов образования обучающихся. Во-первых, в сентябре была проверена СТАРТОВАЯ Готовность учащихся К УСПЕШНОМУ ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ по рабочим тетрадям «Школьный старт» авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., результаты помогли мне выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше промежуточная диагностика в конце 1 полугодия и итоговая – комплексные тестирования по предметам. Еще в конце учебного года будет проходить  МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ по рабочей тетради «УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ И ДЕЙСТВОВАТЬ» автор Беглова Т.В. Битянова М.Р. Так же совместно с родителями и детьми ведется работа с портфолио не только детей, но и 1 И класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Из опыта работы (презентация) "Реализация ФГОС НОО: первые результаты и опыт"

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призв...

Обобщение опыта работы по реализации регионального компонента в учебных курсах начальной школы. (Архангельская область)

Цель реализации регионального компонента:- развивать интерес к истории культуре, традициям  и  быту  Архангельской области- формировать национально самосознаниеВоспитывать черты национа...

Из опыта работы по реализации программы "Жизненно важные навыки"

Жизненно важные навыки-это своего рода фундамент, на котором  строится дальнейшее развитие навыков социализации младших школьников. Результаты реализации данной программы радуют. Разные виды...

Предоставления опыта работы по внедрению ФГОС НОО (открытые уроки)

1) Приказ № 86 от 13.02.2017 г "Об организации и проведении Презентации образовательной деятельности в условиях  реализации ФГОС  на базе МБОУСОШ п. Пионерский  в 2016 - 2017 учебн...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА «РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Проект используется для  духовного возрождения народа ,использую нравственную культуру предков....

Из опыта работы по введению ФГОС для детей с ОВЗ

Стпатья подготовлена  опубликована в сборнике ГОУ ДПО ЛОИРО, в ней обощен опыт работы с детьми с ОВЗ...