Главные вкладки

    Каша - матушка наша.
    методическая разработка по теме

    Кудасова Ольга Александровна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kasha_-_matushka_nasha.docx810.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка внеурочной деятельности

    Внеклассное познавательно – развивающее мероприятие

    Тема: Каша –

    матушка наша.

    G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3397.JPG

    Цель: сформировать у детей представление о культурных и кулинарных традициях русского народа, о продукте питания – каше, как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака.

    Задачи:

    - представление  культуры питания как неотъемлемой части общей культуры человека;

    - ознакомление  и приобщение обучающихся к традициям, обычаям, обрядам, быту, кухни русского народа;

    - пробуждение в ребенке любви к родной земле и ее бессмертному поэту – русскому народу;

    - ознакомление учащихся с историей  возникновения различных каш;

    - овладение доступными методами изучения человека;

    - развитие знания учащихся о здоровом, правильном питании, ознакомление   с преимуществом каш;

    - воспитание вкуса ребенка, культуры питания;

    - совершенствование  развития у детей диалогической речи, развитие  мыслительной деятельности;

    - воспитание бережного отношения к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи;

    - формирование потребности вести здоровый образ жизни, способствующей сохранению физического и нравственного здоровья человека;

    - установление гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.

    Оборудование: интерактивная  доска, презентация, костюмы для выступлений, приготовленные продукты для мастер – класса, приготовленные заранее сообщения детей и родителей (проекты, коллекции, поделки).

    Ход мероприятия

    Учитель:

    Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии!

    А главная героиня праздника - каша  - матушка наша.

    Мы, россияне, не должны забывать о своих традициях. Мало кто помнит, что каша – исконно русская пища, даже всем хорошо известные картошку и капусту привезли из - за границы.

    Каша является одним из основных блюд не только в России, но и в других странах, разница лишь в способах приготовления и названиях. Едят кашу все: от президента до пенсионера, что уж говорить о маленьких детях, которым просто необходимы злаки для здорового развития и  роста.

    (на сцене дети, и в руках у них цветик – семицветик)

    Ученик и ученица:

    Ученик: Скучно сегодня во дворе. Поиграть, повеселиться хочется.

    Ученица: Я сегодня тоже очень расстроена. Утром кашу есть отказалась, а мама на меня обиделась. Выхожу я на улицу, тут старушка подходит, и цветочек мне протягивает. Сказала она мне, что он волшебный.

    Ученик: Я в сказочки не верю!

    Ученица: Да я тоже уже большая, а, может, попробуем, оторвем лепесточек.

    Ученик: Отрывай!

    (дети отрывают первый лепесток, звучит музыка)

    Изображение 055

    Первый лепесток

    Бабушка Аграфена: Здравствуйте, мои драгоценные, вот вы ко мне в гости и пожаловали.

    Ученица: Смотри, это та самая старушка.

    Бабушка Аграфена: А вот послушайте, что я вам про кашу расскажу. Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Отсюда и пословица: «Каша – матушка наша». Оно готовится из сваренного или запаренного зерна, крупы или муки. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу, как на церковные, так и на народные праздники.

    Раньше на Руси праздновали много праздников. Одним из таких праздников является праздник первой каши. Наши предки отмечали его 22 октября, в день Святого апостола Якова. С этого дня принимались перемалывать пшеницу на крупу, домолачивать гречку, обдирать просо, овес, ячмень. На крестьянском столе были самые разнообразные каши: пшеничные, гречневые, овсяные, перловые, манные. В народе говорили: «Яков пришел – крупу прислал». В день святого апостола Якова заваривали кашу, приправляли свежим постным маслом. Хозяйки пекли пироги с кашей из новой намолоченной крупы. На пироги да кашу приходили гости с различными прибаутками, пословицами, вот примерно такими:

    Гости на печь глядят, видно, каши хотят.

    Любо брюху, что глаза кашу видят.

    На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

    Заварил кашу, так не жалей масла.

    Бабушка Варварушка: Праздновали день каши еще и на  Акулину - гречишницу, который приходится на 26 июня. В Центральных и Южных областях России букетами гречихи украшали иконы и дома, молились святой Акулине о хорошем урожае. В этот день было также принято готовить гречневую кашу для нищих и путешественников. Делали ее "богатую" - крутую с яйцами и (или) грибами, пуховую - с молоком. Кашевары соревновались в приготовлении каши и создании блюд из неё. На северо-западе России в этот праздник варили, ели и славили овсяную кашу. А 6 июля - накануне знаменитого праздника Ивана Купалы (7 июля) - отмечается день Аграфены Купальницы. Начинался праздник так. Собирались все женщины деревни - девушки, молодухи. После бани, на закате солнца, они нарядные выходили за деревню, вместе шествовали по дорогам вдоль полей и пели купальские песни. Они обходили также деревни, дома, готовили обрядовые каши и потом совершали совместную трапезу. А еще в старину свадебные пиры называли кашею. Их обычно устраивали в доме отца невесты. Часто каша была единственной едой молодых на свадебном пиру. И говаривали тогда: "Заварил кашу - расхлебывай!", "Ну и кашу ты заварил!"

    Ученики:

    1 В Древнем Риме кашу считали символом женской домовитости. Поэтому обычай на свадьбе обсыпать невесту зерном сохранился у многих народов до сих пор.

    2 Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов. Так в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая, белужья. Рыбу мелко крошили и смешивали с разваренной крупой. Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репяные и множество других каш из овощей.

    3 «Праматерью хлеба» величают кашу в народе. Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует, отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке,  из каши появился на свет хлеб.

    Бабушка Аграфена: А я для вас, мои хорошие, задачку приготовила. Поставьте слова в правильном порядке и прочтите предложение (задание на интерактивной доске).

    ( «колос», «зерна», «крупу», «кашу», «варят», «получают», «выращивают», «из»  « и»)  (Из зерна выращивают колос, получают крупу и  варят кашу.)

    Молодцы, а это вот мой подарочек вам, как закончите путешествие, так и прочтете. (Каша – матушка наша).

    G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3377.JPG

    Второй лепесток

    Ученик и ученица: Посмотрим, куда нас второй лепесточек приведет.

    Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть в нашей библиотеке.

    Ученик: Каша в библиотеке?

    Библиотекарь: Да, да! Каша действительно живет во многих произведениях: песенках, стихах, сказках, прибаутках, частушках. Кто помнит, поделитесь с нами (дети называют произведения, читают стихи).

    Библиотекарь: А теперь заглянем в одно произведение.

    G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3379.JPG

    Домовята и каша

    За столом кричит Дуняша:

    "Не хочу! Не буду кашу!"

    Мама с папой:

    "Что с тобой?"

    Деда с бабой:

    "Ой - ёй - ёй!"

    Тётя с дядей:

    "Съешь, Дуняш!"

    Домовята:

    "Завтрак наш!"

    Но воротит нос Дуняша:

    "Надоела эта каша!"

    Мама с папой:

    "Нагоняй!"

    Деда с бабой:

    "Ай-яй-яй!"

    Тётя с дядей:

    "Стыд и срам!"

    Домовята:

    "Ням-ням-ням!"

    Удивляется Дуняша:

    "А куда пропала каша?"

    Мама с папой:

    "Кто же мог?"

    Деда с бабой:

    "Ох-ох-ох!"

    Тётя с дядей:

    "Глянь, глазища!"

    Домовята:

    "Вкуснотища!"

    Стала умницей Дуняша:

    "По утрам варите кашу!"

    Мама с папой:

    "Чудеса!"

    Деда с бабой:

    "Ах, краса!"

    Тётя с дядей:

    "Молодец!"

    Домовята:

    "Наконец!

    Ух, как ест, вот это дело!

    Ложкой вправо, ложкой влево;

    Проучили, будет знать!

    Быстро в щёлку под кровать.                

    Библиотекарь: Ну а теперь самое время частушки спеть и сплясать.

    1.Посвятим частушки наши

       Мы сегодня славной каше

       Пшенной, манной, овсяной,

       Крупяной и овощной.

    2.Дайте каши, дайте каши,

       Дайте каши с молоком.

       Наедимся вкусной каши

       И частушки вам споем.

    3.Нам тихонько подпевает

       Тот, кто каши обожает.

       Кто не любит, пусть сидит,

       Смотрит только и молчит.

    4.В каше сила, в каше смелость.

       В каше русская душа!

       Каша молодость и честность,

       Каша очень хороша!

    5.На Руси поесть любили

       И особо каши чтили

       Пшенные, овсяные

       Гречневые, манные.

    6.Не заваривайте чаю,

       Чаю пить я не хочу:

       Подавайте лучше кашу,

       Быть здоровою хочу!

    7.Ешьте кашу каждый день,

       Силы набирайтесь!

       А чтоб было веселeй,

       Спортом занимайтесь!

    8.Кашу ем я каждый день -

       И здоровой буду.

       И, конечно, похвалить

       Маму не забуду.

    9.Мама заставляет Сашу

       Ежедневно кушать кашу.

       Саша кушать не желает

       Над тарелкой он рыдает.

    10.Лучше каши блюда нет.

        Ешь на завтрак и обед.

        Таков будет наш совет!

        Лучше каши блюда нет!

    Б: Вот вам, мои хорошие, подарок.

        (С кашей жизнь краше).

    Третий лепесток

    Ученик и ученица: А вот и третий лепесток, отрывай скорее (каша из армейского котелка).

    G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\Изображение 059.jpg

    Ученик:

     Как известно, щи да каша -

     Вот еда народная.

     Нам ответил дед столетний,

     Почему не постарел:

     Дед: «Потому что я, ребятки,

     В детстве только кашу ел!»

     Нас в войну кормили кашей.

     В основном, перловкою –

     До Берлина докатили

     С полной поварёшкою.

     Русской каши, вкусной каши

     Мы сегодня поедим,

     Наберемся силы нашей

     И до Марса долетим.

    Дед: Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец)

     60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.

    - Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с кашей?

    Рецепт этой знаменитой  каши родился триста лет назад.

    - После одного из тяжёлых сражений, при переходе через Альпы – это высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат  войска Суворова не оставалось сил.  В довершение ко всему закончилось пропитание, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки, и старик - командующий - а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз, все думал о том, как накормить голодных и измученных солдат и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, добавив лука и масла. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.

    Рецепт Суворовской каши:

    лук репчатый - 6 шт.

    морковь - 2 шт.        

    пшено - 4 ст. ложки

    перловая крупа - 4 ст. ложки

    горох - 4 ст. ложки

    растительное масло - 2 ст. ложки

    вода - 2 стакана

    соль - по вкусу.

    Ученики:

    1 А вот римские бойцы-гладиаторы ежедневно ели кашу из ячменя. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

    2 У русских князей существовал обычай — в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь!»

    3 Голодными были годы Великой Отечественной войны, а особенно страшно вспоминать блокаду города Ленинграда. Послушайте и почувствуйте, как было тяжело людям.

    4 Валерий Шумилин «Школа в сорок первом»

    Школа в сорок первом.

     Нам, ученикам,        

     Больно бьёт по нервам

     Чтенье по слогам:

     «Ма-ша е-ла ка-шу…»

     Непонятно мне,

     Где достала Маша

     Кашу на войне?

     Может быть, солдаты

     Дали котелок?

     Съёжились ребята,

     Бросил в дрожь урок.

     Мой сосед из сумки

     Вынул свой сухарь.

     И, глотая слюнки,

     Я гляжу в букварь:

     «Ма-ша е-ла ка-шу…» -

     Полон каши рот.

     Вспоминает каждый

     Довоенный год.

     Запах жжёной пшёнки,

     Словно током бьёт.

     Голос хрупкий, ломкий,

     Как весенний лёд:

    «Ма-ша е-ла ка-шу…»

     И со всех сторон

    Слышен сильный кашель,

     Слышен слабый стон.

     Как признаться классу,

     Что я глупым был?

     Почему-то кашу

     Прежде не любил.

     В рёв – при виде манной,

     (Да на молоке!)

     Причитала мама

     С ложкою в руке:

     - Вот умница, вот лапушка!

     За дедушку! За бабушку!

     Теперь за папу ложку;

     За нашу Мурку – кошку!..

     Может, это мнится,

     Может, занемог:

     На огне дымится

     Полный чугунок.

     … Школа в сорок первом.

     Как хотелось есть!

     Всхлипывают перья

     «Восемьдесят шесть».

     Боже, дай нам силы!

     Стали льдом чернила.

     Мы почти не дышим.

     Мы в тетрадках пишем:

     «Ма - ша е-ла ка - шу».

    Ученик:

     Я все понял, дедушка!

     (Читает стих)

    Кашей буду увлекаться,

     Когда стукнет восемнадцать,

     Когда в армию пойду,

     Там без каши – пропаду.

     У солдат  житьё не сладко,

     Утром - каша, по раскладке.

    Вредны гренки и блины

     Для защитников страны.

     Полюблю я кашу сразу

     По армейскому приказу.

     В  завтрак, в армии – всегда,

     Каша – главная еда.

    Д: Возьмите и  от меня добрые слова, пригодится.

     (Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит).

    Четвертый лепесток

    Ученик и ученица:  Отрываю четвертый лепесточек.

    Учитель: Путешественники вы мои дорогие, нравятся ли вам такие приключения? Но вижу чуть – чуть отдохнуть не помешает.

    Закройте все глазки по – настоящему и слушайте меня.

    Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко-широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба...

      - Откройте глаза. (Картина с изображением пшеничного поля.)

    Вот вам от меня тоже подарок.

    (Каша – любимица наша.)

    Пятый лепесток

    Ученик и ученица: Вот и пятый листочек оторвался.

    Здоровенок:

    Рано утром просыпайся

    Себе, людям улыбайся.

    Ты зарядкой занимайся,

    Обливайся, вытирайся.

    Всегда правильно питайся,

    Аккуратно одевайся,

    В школу смело собирайся.

    Доктор: Добрый день, дорогие мои ребята. Расскажу я вам о том, что такая пища, как каша – это здоровье наше.

    «Если про кашу не забудешь, здоровым будешь», -  гласит народная поговорка. Эта давняя поговорка хорошо показывает полезность каш, их ценность для питания человека. Каши прекрасно и быстро усваиваются человеческим организмом, они питательны, сытны и в виде завтрака просто идеальны. Причем, они не способствуют отложению лишнего жира на нашем теле. Любая каша – это хороший источник растительной клетчатки, которая выводит из организма шлаки,  токсины и контролирует усвоение жира.

    Здоровенок: Британские учёные выяснили, что утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день.

    Доктор: Каши достаточно быстро готовятся и особенно полезны для растущего организма детей, для больных и ослабленных людей и для тех, кто находится на определённой диете.

    Здоровенок: Манная крупа легко усваивается и очень калорийна. Особенно она полезна на завтрак детям перед серьезными нагрузками (контрольной, соревнованием).

    Доктор: Каши полезны тем, что в крупах меньше всего накапливается вредных веществ.

    (Подходят Ученик и ученица.)

    Ученица: Доктор, но нам хочется  что-нибудь вкусненькое.

    Ученик: Да!

    К ним выскакивают Чипсы, Сухарики, Жвачка, Газировка, прыгают вокруг, водят хоровод, все хором кричат:

    - Съешь меня! Съешь меня! Съешь меня!

    Чипсик: - Съешь меня! Видишь, какой я блестящий, хрустящий!

    Сухарик: - Съешь меня! Узнай, как долго я могу храниться!

    Жвачка: - Попробуй, какая я сладкая!

    Газировка: - Попробуй, какая я ароматная!

    Хором: - Съешь меня!

    Затем молча, сзади учеников, прыгают, водят хороводы, играют в «ладушки».

    Ученик: Давай попробуем!

    Ученица: Нет, надо спросить у Доктора, что это за продукты, какую пользу или вред они могут принести!

    Вместе: Доктор, помогите нам!

    Доктор: Кто что жарит, кто что варит, маринует и печет, знаю я наперечет.

    Сейчас проверим.

    Дотрагивается по очереди до каждого угощения, тот замирает. С шапочки снимает текст. Пока вслух читают, угощения хватаются за то место, которое болит у человека после употребления этого продукта.

    ЧИПСЫ. Добавки, которые используются в  чипсах, при проведении опытов показали, что они у 30% людей вызывают головные боли, повышенное сердцебиение, слабость в мышцах, жар и распирание в груди.

    ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА. Добавки, что в ней находятся, вызывают пищевую аллергию. У больных астмой провоцируют приступы болезни.

    СУХАРИКИ. Добавки в сухариках –  консерванты – увеличивают срок хранения продуктов, защищают от микробов, грибков, брожения. Это знаменитые нитриты и нитраты, которые вызывают аллергические и воспалительные реакции, головную боль, печеночные колики, раздражительность, утомляемость.

    ГАЗИРОВАННЫЕ НАПИТКИ.  Химические добавки – красители. Их в большом количестве добавляют в газированные напитки, чтобы придать им привлекательный желтый, розовый, красный, зеленый и другие цвета. Они оказывают токсическое воздействие на желудок, почки, печень.

    Доктор: Выбирайте, откуда вам набираться здоровья! Из традиционных русских блюд или блестящих и хрустящих продуктов с добавками.

    Угощения понуро уходят

    Ученик и Ученица: Мы выбираем щи, компот и кашу – здоровую русскую пищу нашу.

    Ученик и Ученица: Спасибо, доктор.

    Доктор: Вам подарок от меня, не забывайте, детвора.

    (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь).

    G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3392.JPG

    Шестой лепесток

    Ученик и ученица: Посмотри, всего два лепесточка осталось. Отрываю еще один.

    Повар:

    Крупу в кастрюлю насыпают,

    Водой холодной заливают

    И ставят на плиту вариться.

    И что тут может получиться?

    (ответ: каша)

    Повар: Наварила я вам каши, ребятки, приготовила продукты для улучшения вкуса.

    Ребята, кто может сказать, как улучшить вкус каши? ( Положить в неё разные добавки).

    Что же можно добавить в каши?

    (Грибы, малину, молоко, рыбу, тыкву, яблоко, яйцо, лук, орехи).

    Действительно, вкус каши будет во многом зависеть от того, чем её сдобрили и приправили. Конечно же, прежде всего, к кашам подходит масло. «Кашу маслом не испортишь», - гласит народная пословица.

    А какие продукты можно добавить, чтобы  вкус каши стал сладким?

    ( Варенье, мёд, изюм, курагу, свежие фрукты, шоколад, семечки, разные орешки).

    При помощи чего можно изменить цвет каши?

    (Соков фруктовых или овощных).

    Все эти добавки не только улучшают вкус всех каш, но и увеличивают их пользу для организма. Каши содержат все необходимые питательные вещества для организма и легко усваиваются. Поэтому очень полезно есть каши утром, когда наш организм только «просыпается».

    Давайте украсим каждый свою кашу и сделаем ее еще вкуснее.

    мастер – класс

    1. Перед приготовлением каши любую крупу перебирают, очищают от случайных примесей, при необходимости промывают.

    2. Соль, жиры, молоко надо добавлять на последней стадии, в почти уже готовую кашу.

    3. Посуда для варки каш должна быть с толстым дном, лучше всего с закругленным. Не рекомендуются эмалированные кастрюли.

    4. При варке большинства каш не надо открывать крышку, мешать крупу, нарушать естественный процесс приготовления.

    5. При варке каши важно знать правильное соотношение  объемов воды и крупы.

    6. До закипания кашу варят на сильном огне, затем – спокойное, в самом конце – слабое, до полного выкипания воды.

    7. Каша, снятая с огня, должна постоять несколько минут под крышкой – упреть.

    Игорь Коньков

    Поваренок:

    На столе дымиться каша,

    Где большая ложка наша?

    С кашей будем мы дружить,

    Лет до ста мы будем жить!»

    Повар: А вот и мой подарок для вас

    (Щи да каша – пища наша).

    Седьмой лепесток

    Ученик и ученица: Последний, седьмой лепесток. Закончилось наше путешествие.

    Учитель: Каждый из вас постарался проявить себя в чем - то, кто – то смастерил поделку, кто – то сделал аппликацию, кто – то собрал коллекцию круп, кто – то провел опыт и вырастил культурные растения, а кто – то даже занялся исследовательской работой и подготовил интересные проекты про каши, покажите нам свое мастерство (дети демонстрируют работы). Посмотрите: « Каша - умница наша».

    Учитель:

    Давайте посмотрим на подарки.  

    1. Каша – матушка наша.

    2. С кашей жизнь краше.

    3. Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

    4. Каша – любимица наша.

    5. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

    6. Щи да каша – пища наша.

    7. Каша - умница наша.

    Ребята, давайте подарим друг другу и нашим гостям на прощание слова-подарки (красота, уют, добро, хлебосольство, тепло, сказка…). Какие хорошие слова! И я хочу подарить вам слово – подарок - «здоровье». Берегите свое здоровье и проявляйте заботу о здоровье близких вам людей. До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Каша-матушка наша"

    Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....

    Внеклассное мероприятие по теме «Каша – матушка наша»

    Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак....

    Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"

    Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...

    Каша-матушка наша!

    О пользе каши!...

    проектная работа "Каша - матушка наша"

    Введение.       Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что...

    "Каша- матушка наша"

    Внеклассное мероприятие...

    Презентация «И полезна, и вкусна каша – матушка наша».

    «Веселый урок о том, что вкусно и полезно» в рамках программы «Разговор о правильном питании» - это совместная работа всего класса.      Ученики нашего класса проводили исслед...