Каша - матушка наша.
методическая разработка по теме

Кудасова Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasha_-_matushka_nasha.docx810.15 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочной деятельности

Внеклассное познавательно – развивающее мероприятие

Тема: Каша –

матушка наша.

G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3397.JPG

Цель: сформировать у детей представление о культурных и кулинарных традициях русского народа, о продукте питания – каше, как об обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака.

Задачи:

- представление  культуры питания как неотъемлемой части общей культуры человека;

- ознакомление  и приобщение обучающихся к традициям, обычаям, обрядам, быту, кухни русского народа;

- пробуждение в ребенке любви к родной земле и ее бессмертному поэту – русскому народу;

- ознакомление учащихся с историей  возникновения различных каш;

- овладение доступными методами изучения человека;

- развитие знания учащихся о здоровом, правильном питании, ознакомление   с преимуществом каш;

- воспитание вкуса ребенка, культуры питания;

- совершенствование  развития у детей диалогической речи, развитие  мыслительной деятельности;

- воспитание бережного отношения к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи;

- формирование потребности вести здоровый образ жизни, способствующей сохранению физического и нравственного здоровья человека;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле, с обществом, самим собой.

Оборудование: интерактивная  доска, презентация, костюмы для выступлений, приготовленные продукты для мастер – класса, приготовленные заранее сообщения детей и родителей (проекты, коллекции, поделки).

Ход мероприятия

Учитель:

Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии!

А главная героиня праздника - каша  - матушка наша.

Мы, россияне, не должны забывать о своих традициях. Мало кто помнит, что каша – исконно русская пища, даже всем хорошо известные картошку и капусту привезли из - за границы.

Каша является одним из основных блюд не только в России, но и в других странах, разница лишь в способах приготовления и названиях. Едят кашу все: от президента до пенсионера, что уж говорить о маленьких детях, которым просто необходимы злаки для здорового развития и  роста.

(на сцене дети, и в руках у них цветик – семицветик)

Ученик и ученица:

Ученик: Скучно сегодня во дворе. Поиграть, повеселиться хочется.

Ученица: Я сегодня тоже очень расстроена. Утром кашу есть отказалась, а мама на меня обиделась. Выхожу я на улицу, тут старушка подходит, и цветочек мне протягивает. Сказала она мне, что он волшебный.

Ученик: Я в сказочки не верю!

Ученица: Да я тоже уже большая, а, может, попробуем, оторвем лепесточек.

Ученик: Отрывай!

(дети отрывают первый лепесток, звучит музыка)

Изображение 055

Первый лепесток

Бабушка Аграфена: Здравствуйте, мои драгоценные, вот вы ко мне в гости и пожаловали.

Ученица: Смотри, это та самая старушка.

Бабушка Аграфена: А вот послушайте, что я вам про кашу расскажу. Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Отсюда и пословица: «Каша – матушка наша». Оно готовится из сваренного или запаренного зерна, крупы или муки. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу, как на церковные, так и на народные праздники.

Раньше на Руси праздновали много праздников. Одним из таких праздников является праздник первой каши. Наши предки отмечали его 22 октября, в день Святого апостола Якова. С этого дня принимались перемалывать пшеницу на крупу, домолачивать гречку, обдирать просо, овес, ячмень. На крестьянском столе были самые разнообразные каши: пшеничные, гречневые, овсяные, перловые, манные. В народе говорили: «Яков пришел – крупу прислал». В день святого апостола Якова заваривали кашу, приправляли свежим постным маслом. Хозяйки пекли пироги с кашей из новой намолоченной крупы. На пироги да кашу приходили гости с различными прибаутками, пословицами, вот примерно такими:

Гости на печь глядят, видно, каши хотят.

Любо брюху, что глаза кашу видят.

На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

Заварил кашу, так не жалей масла.

Бабушка Варварушка: Праздновали день каши еще и на  Акулину - гречишницу, который приходится на 26 июня. В Центральных и Южных областях России букетами гречихи украшали иконы и дома, молились святой Акулине о хорошем урожае. В этот день было также принято готовить гречневую кашу для нищих и путешественников. Делали ее "богатую" - крутую с яйцами и (или) грибами, пуховую - с молоком. Кашевары соревновались в приготовлении каши и создании блюд из неё. На северо-западе России в этот праздник варили, ели и славили овсяную кашу. А 6 июля - накануне знаменитого праздника Ивана Купалы (7 июля) - отмечается день Аграфены Купальницы. Начинался праздник так. Собирались все женщины деревни - девушки, молодухи. После бани, на закате солнца, они нарядные выходили за деревню, вместе шествовали по дорогам вдоль полей и пели купальские песни. Они обходили также деревни, дома, готовили обрядовые каши и потом совершали совместную трапезу. А еще в старину свадебные пиры называли кашею. Их обычно устраивали в доме отца невесты. Часто каша была единственной едой молодых на свадебном пиру. И говаривали тогда: "Заварил кашу - расхлебывай!", "Ну и кашу ты заварил!"

Ученики:

1 В Древнем Риме кашу считали символом женской домовитости. Поэтому обычай на свадьбе обсыпать невесту зерном сохранился у многих народов до сих пор.

2 Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов. Так в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей, а также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, лососевая, осетровая, белужья. Рыбу мелко крошили и смешивали с разваренной крупой. Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репяные и множество других каш из овощей.

3 «Праматерью хлеба» величают кашу в народе. Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует, отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке,  из каши появился на свет хлеб.

Бабушка Аграфена: А я для вас, мои хорошие, задачку приготовила. Поставьте слова в правильном порядке и прочтите предложение (задание на интерактивной доске).

( «колос», «зерна», «крупу», «кашу», «варят», «получают», «выращивают», «из»  « и»)  (Из зерна выращивают колос, получают крупу и  варят кашу.)

Молодцы, а это вот мой подарочек вам, как закончите путешествие, так и прочтете. (Каша – матушка наша).

G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3377.JPG

Второй лепесток

Ученик и ученица: Посмотрим, куда нас второй лепесточек приведет.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть в нашей библиотеке.

Ученик: Каша в библиотеке?

Библиотекарь: Да, да! Каша действительно живет во многих произведениях: песенках, стихах, сказках, прибаутках, частушках. Кто помнит, поделитесь с нами (дети называют произведения, читают стихи).

Библиотекарь: А теперь заглянем в одно произведение.

G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3379.JPG

Домовята и каша

За столом кричит Дуняша:

"Не хочу! Не буду кашу!"

Мама с папой:

"Что с тобой?"

Деда с бабой:

"Ой - ёй - ёй!"

Тётя с дядей:

"Съешь, Дуняш!"

Домовята:

"Завтрак наш!"

Но воротит нос Дуняша:

"Надоела эта каша!"

Мама с папой:

"Нагоняй!"

Деда с бабой:

"Ай-яй-яй!"

Тётя с дядей:

"Стыд и срам!"

Домовята:

"Ням-ням-ням!"

Удивляется Дуняша:

"А куда пропала каша?"

Мама с папой:

"Кто же мог?"

Деда с бабой:

"Ох-ох-ох!"

Тётя с дядей:

"Глянь, глазища!"

Домовята:

"Вкуснотища!"

Стала умницей Дуняша:

"По утрам варите кашу!"

Мама с папой:

"Чудеса!"

Деда с бабой:

"Ах, краса!"

Тётя с дядей:

"Молодец!"

Домовята:

"Наконец!

Ух, как ест, вот это дело!

Ложкой вправо, ложкой влево;

Проучили, будет знать!

Быстро в щёлку под кровать.                

Библиотекарь: Ну а теперь самое время частушки спеть и сплясать.

1.Посвятим частушки наши

   Мы сегодня славной каше

   Пшенной, манной, овсяной,

   Крупяной и овощной.

2.Дайте каши, дайте каши,

   Дайте каши с молоком.

   Наедимся вкусной каши

   И частушки вам споем.

3.Нам тихонько подпевает

   Тот, кто каши обожает.

   Кто не любит, пусть сидит,

   Смотрит только и молчит.

4.В каше сила, в каше смелость.

   В каше русская душа!

   Каша молодость и честность,

   Каша очень хороша!

5.На Руси поесть любили

   И особо каши чтили

   Пшенные, овсяные

   Гречневые, манные.

6.Не заваривайте чаю,

   Чаю пить я не хочу:

   Подавайте лучше кашу,

   Быть здоровою хочу!

7.Ешьте кашу каждый день,

   Силы набирайтесь!

   А чтоб было веселeй,

   Спортом занимайтесь!

8.Кашу ем я каждый день -

   И здоровой буду.

   И, конечно, похвалить

   Маму не забуду.

9.Мама заставляет Сашу

   Ежедневно кушать кашу.

   Саша кушать не желает

   Над тарелкой он рыдает.

10.Лучше каши блюда нет.

    Ешь на завтрак и обед.

    Таков будет наш совет!

    Лучше каши блюда нет!

Б: Вот вам, мои хорошие, подарок.

    (С кашей жизнь краше).

Третий лепесток

Ученик и ученица: А вот и третий лепесток, отрывай скорее (каша из армейского котелка).

G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\Изображение 059.jpg

Ученик:

 Как известно, щи да каша -

 Вот еда народная.

 Нам ответил дед столетний,

 Почему не постарел:

 Дед: «Потому что я, ребятки,

 В детстве только кашу ел!»

 Нас в войну кормили кашей.

 В основном, перловкою –

 До Берлина докатили

 С полной поварёшкою.

 Русской каши, вкусной каши

 Мы сегодня поедим,

 Наберемся силы нашей

 И до Марса долетим.

Дед: Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец)

 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.

- Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с кашей?

Рецепт этой знаменитой  каши родился триста лет назад.

- После одного из тяжёлых сражений, при переходе через Альпы – это высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат  войска Суворова не оставалось сил.  В довершение ко всему закончилось пропитание, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки, и старик - командующий - а Суворову тогда исполнилось 70 лет - всю ночь не сомкнул глаз, все думал о том, как накормить голодных и измученных солдат и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, добавив лука и масла. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.

Рецепт Суворовской каши:

лук репчатый - 6 шт.

морковь - 2 шт.        

пшено - 4 ст. ложки

перловая крупа - 4 ст. ложки

горох - 4 ст. ложки

растительное масло - 2 ст. ложки

вода - 2 стакана

соль - по вкусу.

Ученики:

1 А вот римские бойцы-гладиаторы ежедневно ели кашу из ячменя. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

2 У русских князей существовал обычай — в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь!»

3 Голодными были годы Великой Отечественной войны, а особенно страшно вспоминать блокаду города Ленинграда. Послушайте и почувствуйте, как было тяжело людям.

4 Валерий Шумилин «Школа в сорок первом»

Школа в сорок первом.

 Нам, ученикам,        

 Больно бьёт по нервам

 Чтенье по слогам:

 «Ма-ша е-ла ка-шу…»

 Непонятно мне,

 Где достала Маша

 Кашу на войне?

 Может быть, солдаты

 Дали котелок?

 Съёжились ребята,

 Бросил в дрожь урок.

 Мой сосед из сумки

 Вынул свой сухарь.

 И, глотая слюнки,

 Я гляжу в букварь:

 «Ма-ша е-ла ка-шу…» -

 Полон каши рот.

 Вспоминает каждый

 Довоенный год.

 Запах жжёной пшёнки,

 Словно током бьёт.

 Голос хрупкий, ломкий,

 Как весенний лёд:

«Ма-ша е-ла ка-шу…»

 И со всех сторон

Слышен сильный кашель,

 Слышен слабый стон.

 Как признаться классу,

 Что я глупым был?

 Почему-то кашу

 Прежде не любил.

 В рёв – при виде манной,

 (Да на молоке!)

 Причитала мама

 С ложкою в руке:

 - Вот умница, вот лапушка!

 За дедушку! За бабушку!

 Теперь за папу ложку;

 За нашу Мурку – кошку!..

 Может, это мнится,

 Может, занемог:

 На огне дымится

 Полный чугунок.

 … Школа в сорок первом.

 Как хотелось есть!

 Всхлипывают перья

 «Восемьдесят шесть».

 Боже, дай нам силы!

 Стали льдом чернила.

 Мы почти не дышим.

 Мы в тетрадках пишем:

 «Ма - ша е-ла ка - шу».

Ученик:

 Я все понял, дедушка!

 (Читает стих)

Кашей буду увлекаться,

 Когда стукнет восемнадцать,

 Когда в армию пойду,

 Там без каши – пропаду.

 У солдат  житьё не сладко,

 Утром - каша, по раскладке.

Вредны гренки и блины

 Для защитников страны.

 Полюблю я кашу сразу

 По армейскому приказу.

 В  завтрак, в армии – всегда,

 Каша – главная еда.

Д: Возьмите и  от меня добрые слова, пригодится.

 (Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит).

Четвертый лепесток

Ученик и ученица:  Отрываю четвертый лепесточек.

Учитель: Путешественники вы мои дорогие, нравятся ли вам такие приключения? Но вижу чуть – чуть отдохнуть не помешает.

Закройте все глазки по – настоящему и слушайте меня.

Представьте, что вы находитесь посреди пшеничного поля. Веет легкий теплый ветерок, и золотые колосья покачиваются от него, шепчут свою песенку. Вы видите каждое зернышко в колоске. Вдруг вы заметили ярко-синий василек, а на его зеленом листике сидит красная божья коровка. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. И вы видите, как широко-широко простирается поле, как сливается золото поля с голубизной неба...

  - Откройте глаза. (Картина с изображением пшеничного поля.)

Вот вам от меня тоже подарок.

(Каша – любимица наша.)

Пятый лепесток

Ученик и ученица: Вот и пятый листочек оторвался.

Здоровенок:

Рано утром просыпайся

Себе, людям улыбайся.

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся.

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело собирайся.

Доктор: Добрый день, дорогие мои ребята. Расскажу я вам о том, что такая пища, как каша – это здоровье наше.

«Если про кашу не забудешь, здоровым будешь», -  гласит народная поговорка. Эта давняя поговорка хорошо показывает полезность каш, их ценность для питания человека. Каши прекрасно и быстро усваиваются человеческим организмом, они питательны, сытны и в виде завтрака просто идеальны. Причем, они не способствуют отложению лишнего жира на нашем теле. Любая каша – это хороший источник растительной клетчатки, которая выводит из организма шлаки,  токсины и контролирует усвоение жира.

Здоровенок: Британские учёные выяснили, что утренние каши повышают концентрацию внимания на целый день.

Доктор: Каши достаточно быстро готовятся и особенно полезны для растущего организма детей, для больных и ослабленных людей и для тех, кто находится на определённой диете.

Здоровенок: Манная крупа легко усваивается и очень калорийна. Особенно она полезна на завтрак детям перед серьезными нагрузками (контрольной, соревнованием).

Доктор: Каши полезны тем, что в крупах меньше всего накапливается вредных веществ.

(Подходят Ученик и ученица.)

Ученица: Доктор, но нам хочется  что-нибудь вкусненькое.

Ученик: Да!

К ним выскакивают Чипсы, Сухарики, Жвачка, Газировка, прыгают вокруг, водят хоровод, все хором кричат:

- Съешь меня! Съешь меня! Съешь меня!

Чипсик: - Съешь меня! Видишь, какой я блестящий, хрустящий!

Сухарик: - Съешь меня! Узнай, как долго я могу храниться!

Жвачка: - Попробуй, какая я сладкая!

Газировка: - Попробуй, какая я ароматная!

Хором: - Съешь меня!

Затем молча, сзади учеников, прыгают, водят хороводы, играют в «ладушки».

Ученик: Давай попробуем!

Ученица: Нет, надо спросить у Доктора, что это за продукты, какую пользу или вред они могут принести!

Вместе: Доктор, помогите нам!

Доктор: Кто что жарит, кто что варит, маринует и печет, знаю я наперечет.

Сейчас проверим.

Дотрагивается по очереди до каждого угощения, тот замирает. С шапочки снимает текст. Пока вслух читают, угощения хватаются за то место, которое болит у человека после употребления этого продукта.

ЧИПСЫ. Добавки, которые используются в  чипсах, при проведении опытов показали, что они у 30% людей вызывают головные боли, повышенное сердцебиение, слабость в мышцах, жар и распирание в груди.

ЖЕВАТЕЛЬНАЯ РЕЗИНКА. Добавки, что в ней находятся, вызывают пищевую аллергию. У больных астмой провоцируют приступы болезни.

СУХАРИКИ. Добавки в сухариках –  консерванты – увеличивают срок хранения продуктов, защищают от микробов, грибков, брожения. Это знаменитые нитриты и нитраты, которые вызывают аллергические и воспалительные реакции, головную боль, печеночные колики, раздражительность, утомляемость.

ГАЗИРОВАННЫЕ НАПИТКИ.  Химические добавки – красители. Их в большом количестве добавляют в газированные напитки, чтобы придать им привлекательный желтый, розовый, красный, зеленый и другие цвета. Они оказывают токсическое воздействие на желудок, почки, печень.

Доктор: Выбирайте, откуда вам набираться здоровья! Из традиционных русских блюд или блестящих и хрустящих продуктов с добавками.

Угощения понуро уходят

Ученик и Ученица: Мы выбираем щи, компот и кашу – здоровую русскую пищу нашу.

Ученик и Ученица: Спасибо, доктор.

Доктор: Вам подарок от меня, не забывайте, детвора.

(Если про кашу не забудешь, здоровым будешь).

G:\фото\Все фотографии\кашка фотки\IMG_3392.JPG

Шестой лепесток

Ученик и ученица: Посмотри, всего два лепесточка осталось. Отрываю еще один.

Повар:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(ответ: каша)

Повар: Наварила я вам каши, ребятки, приготовила продукты для улучшения вкуса.

Ребята, кто может сказать, как улучшить вкус каши? ( Положить в неё разные добавки).

Что же можно добавить в каши?

(Грибы, малину, молоко, рыбу, тыкву, яблоко, яйцо, лук, орехи).

Действительно, вкус каши будет во многом зависеть от того, чем её сдобрили и приправили. Конечно же, прежде всего, к кашам подходит масло. «Кашу маслом не испортишь», - гласит народная пословица.

А какие продукты можно добавить, чтобы  вкус каши стал сладким?

( Варенье, мёд, изюм, курагу, свежие фрукты, шоколад, семечки, разные орешки).

При помощи чего можно изменить цвет каши?

(Соков фруктовых или овощных).

Все эти добавки не только улучшают вкус всех каш, но и увеличивают их пользу для организма. Каши содержат все необходимые питательные вещества для организма и легко усваиваются. Поэтому очень полезно есть каши утром, когда наш организм только «просыпается».

Давайте украсим каждый свою кашу и сделаем ее еще вкуснее.

мастер – класс

1. Перед приготовлением каши любую крупу перебирают, очищают от случайных примесей, при необходимости промывают.

2. Соль, жиры, молоко надо добавлять на последней стадии, в почти уже готовую кашу.

3. Посуда для варки каш должна быть с толстым дном, лучше всего с закругленным. Не рекомендуются эмалированные кастрюли.

4. При варке большинства каш не надо открывать крышку, мешать крупу, нарушать естественный процесс приготовления.

5. При варке каши важно знать правильное соотношение  объемов воды и крупы.

6. До закипания кашу варят на сильном огне, затем – спокойное, в самом конце – слабое, до полного выкипания воды.

7. Каша, снятая с огня, должна постоять несколько минут под крышкой – упреть.

Игорь Коньков

Поваренок:

На столе дымиться каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!»

Повар: А вот и мой подарок для вас

(Щи да каша – пища наша).

Седьмой лепесток

Ученик и ученица: Последний, седьмой лепесток. Закончилось наше путешествие.

Учитель: Каждый из вас постарался проявить себя в чем - то, кто – то смастерил поделку, кто – то сделал аппликацию, кто – то собрал коллекцию круп, кто – то провел опыт и вырастил культурные растения, а кто – то даже занялся исследовательской работой и подготовил интересные проекты про каши, покажите нам свое мастерство (дети демонстрируют работы). Посмотрите: « Каша - умница наша».

Учитель:

Давайте посмотрим на подарки.  

1. Каша – матушка наша.

2. С кашей жизнь краше.

3. Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

4. Каша – любимица наша.

5. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

6. Щи да каша – пища наша.

7. Каша - умница наша.

Ребята, давайте подарим друг другу и нашим гостям на прощание слова-подарки (красота, уют, добро, хлебосольство, тепло, сказка…). Какие хорошие слова! И я хочу подарить вам слово – подарок - «здоровье». Берегите свое здоровье и проявляйте заботу о здоровье близких вам людей. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Каша-матушка наша"

Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....

Внеклассное мероприятие по теме «Каша – матушка наша»

Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак....

Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"

Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...

Каша-матушка наша!

О пользе каши!...

проектная работа "Каша - матушка наша"

Введение.       Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что...

"Каша- матушка наша"

Внеклассное мероприятие...

Презентация «И полезна, и вкусна каша – матушка наша».

«Веселый урок о том, что вкусно и полезно» в рамках программы «Разговор о правильном питании» - это совместная работа всего класса.      Ученики нашего класса проводили исслед...