"Каша- матушка наша"
план-конспект занятия (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное
мероприятие
«Каша – матушка наша»
Разработала: учитель начальных классов
Брылякова Людмила Михайловна
Тема занятия: «Каша – матушка наша»
Цель: формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.
Задачи:
- рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
- познакомить со злаковыми растениями, закрепить навыки гигиены;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- развивать мышление, речь учащихся.
Оборудование: иллюстрации злаковых растений, различные виды круп, таблички с пословицами, названиями злаков, с результатами анкетирования, магнитофон.
Ход занятия
I. Организационный момент
Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Все сумею, все смогу
И другому помогу!
II. Актуализация знаний
- У нас сегодня занятие по правильному питанию.
- А что значит правильно питаться?
- Для чего это нужно?
III. Формулирование темы занятия
- А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, прослушав отрывки из художественных произведений.
Сорока - белобока по полю летала,
Зерна собирала, печку топила,
Кашу варила, деток созывала,
Кашей угощала.
Раз, два, три, горшочек, вари.
И горшочек варил вкусную кашу.
А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить.
- Что объединяет эти все произведения?
- А почему я решила наш разговор посвятить каше?
IV. Работа по теме занятия
- Сообщения детей о каше
1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.
2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.
3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.
4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».
6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.
7. Знаменитый рецепт одной каши родился во время тяжелого похода через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось «чуть – чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как накормить голодных солдат, Суворов вдруг отдал приказ - все варить в общем котле, добавив лука и масла. Каша получилась вкусная и полезная, и в народе ее прозвали суворовской.
- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.
Двигательная минутка
- Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.
- Поменялись местами те, кто завтракает.
- Поменялись местами те, кто любит кашу.
- А кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу?
Дети:
1. Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом.
2. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.
2. Виды каш
- Внимательно послушайте стихотворения и скажите, о каких видах каш идет речь.
Дети читают стихи.
- Гречневая каша-
Развивает ум.
Очень ароматна
И на вкус приятна.
2. Рисовая каша - полезная,
Не дает толстеть.
А овсяную просто
Нужно детям есть.
3. Перловая и ячневая
Особый имеют вкус.
Долго не раздумывай,
А мотай на ус.
4. Пшенная, да если там
Еще и тыква есть,
Это такая вкуснятина,
Слов восторженных не счесть.
5. Да, ребята, понял я:
Каша – это сила, каша – это ум.
Ешь на завтрак кашу,
И расти большим.
- О каких видах каши шла речь?
- А от чего же зависят названия видов каш?
- Сейчас мы с вами побудем в роли помощников повара.
- Как их называют?
- Прежде, чем приступить к работе, какие правила гигиены вспомним?
- Вам нужно крупы рассортировать по видам. Если крупа неизвестна, можно обратиться за помощью к другу.
Работа в группах. Дети разбирают крупы по сортам: перловая, гречневая, рисовая, пшенная.
- Какие крупы вам не знакомы?
- А знаете ли вы, из каких растений получаются эти крупы?
Показ злаковых растений.
- Какая крупа осталась? (Пшено)
- Какую кашу будет варить повар?
- Какой секрет должен знать повар, чтобы правильно сварить кашу?
- Представим, что повар сварил замечательную кашу.
- А как сделать кашу вкуснее?
- Много сейчас различных «готовых завтраков», которые вытесняют кашу из нашего рациона. Но в нашем классе не забывают про ароматную кашку!
- Результаты опроса показали, что в нашем классе кашу не любит 1 человек, а любят 15 человек, из них:
- перловую – 1 чел.
- пшенную – 1 чел.
- овсяную – 4 чел.
- гречневую – 6 чел.
- манную – 12 чел.
- Какая каша самая любимая?
- Не зря мы выучили песню «Манная каша». (Исполнение песни)
1. На плите в кастрюле каша кипела.
Всех ребятишек угостить хотела.
Манная, манная каша желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.
2. Кушай, кушай, Маша, манную кашу.
Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.
3. Работа с пословицами
- Давайте вспомним пословицы о каше.
- Что произошло?
- Давайте, восстановим пословицы:
- Кашу маслом – пища наша. (Кашу маслом не испортишь)
- Щи да каша – здоровым будешь. (Щи да каша – пища наша)
- Если про кашу не забудешь, матушка наша. (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь)
- Гречневая каша – да мала чашка. (Гречневая каша – матушка наша)
- Хороша кашка, не испортишь. (Хороша кашка, да мала чашка)
1 учащийся: Рестораны русской кухни можно встретить во всех странах мира. Наша кухня яркая и самобытная. А одно из любимых российских блюд – каша, которая наравне со щами стала чуть ли не нашим национальным символом. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”..
2 учащийся : Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу как на церковные, так и на народные праздники.
3 учащийся : На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Рассыпчатые каши ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.
4 учащийся : В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы, который приходится на 26 июня. В этот день было принято готовить гречневую кашу для нищих и путешественников. Делали ее "богатую" - крутую с яйцами или грибами, пуховую - с молоком. Кашевары соревновались в приготовлении каши и создании блюд из неё.
На северо-западе России в этот праздник варили, ели и славили овсяную кашу.
5 учащийся : А еще в старину свадебные пиры называли кашею. Их обычно устраивали в доме отца невесты говаривали: «Заварил кашу- расхлёбывай!», «Ну и кашу ты заварил!» В Древнем Риме кашу считали символом женской домовитости. Поэтому обычай на свадьбе обсыпать невесту зерном сохранился у многих народов до сих пор.
6 учащийся: В Древней Руси «кашей» называли и княжеский пир, и рабочую артель. Поскольку ели из одного котла, то и кашу звали «артельной». Каши — это религия русского народа. Ведь даже блины произошли из каши, в которую переложили крупы.
7 учащийся: С кашей связано много поверий и гаданий. Каша из зерна нового урожая готовилась так. Крупу из амбара должна была принести старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца — старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог кому-либо дотронуться, пока не истопится печь.
8 учащийся : А как истопится, все семейство садилось за стол, и бабушка начинала помешивать крупу, приговаривая:
«Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали- позывали гречу в Царь-град; со князьями с боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидались у каменных врат; встречали гречу князья да бояре; сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать!»
Это грече особенная хвала. Ее даже княгиней величали! Но бабушка знала причитанья и для других каш…
9 учащийся: После хвалы все вставали, и хозяйка с поклонами ставила горшок в печь, при этом все семейство ждало, когда каша «допреет». Когда же «дойдет», хозяйка со словами:«Милости просим к нам во двор со своим добром!»—вынимала кашу из печи и перво-наперво осматривала горшок, в котором каша варилась.
10 учащийся: Не было большего горя в семье, если каша вылезла из горшка или, того хуже, горшок треснет! Тогда — открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если «княгиня» получалась красная, хорошо разваренная—быть семье счастливой в новом году. Бледный же цвет—предвестник несчастий.
11 учащийся : Однако каша в чистом виде еще не каша. Вкус будет во многом зависеть от того, чем её сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается. «Кашу маслом не испортишь», — гласит пословица. Но масло - не единственная и, главное, не первая добавка в кашу, а заключительная. Самыми же распространенными добавками в каши являются молочные продукты — молоко, простокваша, пахта, сметана, творог и сливки. На втором месте по частоте применения в качестве добавок стоят мясо, рыба, горох, яйца и грибы.
Первые три продукта используются чаще всего в кашицах (особенно рыба), последние два — в рассыпчатых кашах. Лук идет во многие виды каш.
Ведущий: Какая же каша самая полезная и вкусная?
Манная? Овсяная? Гречневая? Перловая? Пшённая? Рисовая? Гороховая?
Выступление учащихся- Манная каша
В манной крупе 70 процентов крахмала, много белков, витаминов и минеральных веществ, и так как она быстро готовится, то все они сохраняются. В ней мало клетчатки, и она рекомендуется в послеоперационный период и при истощении.
Выступление учащихся - Овсяная каша
В овсянке много витамина В6, который способствует выработке серотонина в мозгу. Чувствуешь себя хо-ро-шо!
В овсянке содержится марганец и цинк. Полезно для костей, для иммунной системы
Выступление учащихся - Гречневая каша
За особые питательные свойства и энергонасыщенность Суворов назвал гречневую кашу богатырской, а крестьяне сложили поговорку: "Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли гречневая каша в печи стоит".Гречневая каша способствует выведению из организма избыточного холестерина. Гречка ценится за способность поддерживать зрение и мозговое кровообращение. В общем, не каша , а настоящая природная аптека.
Выступление учащихся - Перловая каша
Перловую кашу мало кто назовет своей любимой кашей, но это лишь потому, что её не умеют правильно готовить. А ведь имеется свидетельство того, что она была любимым блюдом Петра Первого. В полезности же крупы для нашего здоровья вы можете не сомневаться. Она отвечает за слаженную работу нервной системы, красивые волосы и чистую кожу.Нужна для хорошего зрения и защиты от инфекций, предотвращает преждевременное старение, делает крепкими кости и зубы. Необходима для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга.
Выступление учащихся - Пшённая каша
Пшено - чистейшее средоточие силы, будто специально созданное для людей со слабыми тканями: В нем много кремния - микроэлемента, из которого все живые существа строят свои кости, панцири и скорлупу, а также кожу, волосы и ногти. Высокое содержание меди придает тканям дополнительную эластичность. В нём - богатое содержание клетчатки, которая мягко и щадяще очищает кишечник от шлаков.
Выступление учащихся - Рисовая каша
Человек выращивает рис на протяжении тысяч лет, и этот злак справедливо называют самым популярным во всем мире. История возделывания риса началась давно: археологические раскопки показывают, что еще шесть или семь тысячелетий назад люди выращивали рис и употребляли его в пищу. В Россию рис завезли совсем недавно по сравнению с другими странами и континентами - каких-то двести лет назад. Рисовая каша - низкоаллергенная каша, которая снижает риск развития аллергии.
Выступление учащихся - Гороховая каша
На территории России горох известен с незапамятных времен, и когда говорят: «Это было при царе Горохе» — имеют в виду события глубокой древности. Наш горох, оказывается, был известен еще тогда, когда не знали ни капусты, ни моркови, ни тем более картошки.
С давних времен известен горох и на Востоке, где он считался символом плодородия и богатства.По латыни горох — «цицеро». Отсюда, между прочим, фамилия знаменитого римского оратора Цицерона, которая по-русски звучала бы, как Горохов. По преданию, один из его предков имел на носу бородавку в форме горошины, за что и был прозван Цицероном. Прозвище закрепилось за всей семьей.
Горох в космосе
Космонавт Михаил Тюрин увлекся выращиванием гороха на международной космической станции. В космосе горох растет так же быстро, как и на Земле.А на МКС удалось собрать уже шесть урожаев этой ценной и вкусной бобовой культуры.
Ведущий: Выводы
· Есть ли кашу и какую, решает каждый сам.
· Но, несомненно одно, любая каша полезна для здоровья.
· Кашу систематически необходимо вводить в рацион
V. Рефлексия
Я понял, что …
Я узнала …
Мне было интересно …
Я теперь буду…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Каша-матушка наша"
Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....
Внеклассное мероприятие по теме «Каша – матушка наша»
Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак....
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"
Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...
Каша-матушка наша!
О пользе каши!...
проектная работа "Каша - матушка наша"
Введение. Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что...
Презентация «И полезна, и вкусна каша – матушка наша».
«Веселый урок о том, что вкусно и полезно» в рамках программы «Разговор о правильном питании» - это совместная работа всего класса. Ученики нашего класса проводили исслед...