Главные вкладки

    "Каша- матушка наша"
    план-конспект занятия (2 класс) по теме

    Брылякова Людмила Михайловна

    Внеклассное мероприятие

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл внеклассное мероприятие27.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное

    мероприятие

    «Каша – матушка наша»

                                  Разработала: учитель начальных классов

    Брылякова Людмила Михайловна

    Тема занятия: «Каша – матушка наша»

     Цель: формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.

      Задачи:

    • рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
    • познакомить со злаковыми растениями, закрепить навыки гигиены;
    • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
    • развивать мышление, речь учащихся.

    Оборудование: иллюстрации злаковых растений, различные виды круп, таблички с пословицами, названиями злаков, с результатами анкетирования, магнитофон.

    Ход занятия

    I. Организационный момент

    Я сегодня удалец!
    Я сегодня молодец!
    Все сумею, все смогу
    И другому помогу!

    II. Актуализация знаний

    - У нас сегодня занятие по правильному питанию.

    - А что значит правильно питаться?

    - Для чего это нужно?

    III. Формулирование темы занятия

    - А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, прослушав отрывки из художественных произведений.

    Сорока - белобока по полю летала,
    Зерна собирала, печку топила,
    Кашу варила, деток созывала,
    Кашей угощала.

    Раз, два, три, горшочек, вари.
    И горшочек варил вкусную кашу.

    А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
    Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить.

    - Что объединяет эти все произведения?

    - А почему я решила наш разговор посвятить каше?

    IV. Работа по теме занятия

    1. Сообщения детей о каше

    1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

    2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

    3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.

    4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.

    5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

    6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.

    7. Знаменитый рецепт одной каши родился во время тяжелого похода через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось «чуть – чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как накормить голодных солдат, Суворов вдруг отдал приказ - все варить в общем котле, добавив лука и масла. Каша получилась вкусная и полезная, и в народе ее прозвали суворовской.

    - Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.

    Двигательная минутка

    - Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.
    - Поменялись местами те, кто завтракает.
    - Поменялись местами те, кто любит кашу.

    - А кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу?

    Дети:

    1. Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом.

    2. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.

    2. Виды каш

    - Внимательно послушайте стихотворения и скажите, о каких видах каш идет речь.

    Дети читают стихи.

    1. Гречневая каша-
      Развивает ум.
      Очень ароматна
      И на вкус приятна.

    2. Рисовая каша - полезная,
    Не дает толстеть.
    А овсяную просто
    Нужно детям есть.

    3. Перловая и ячневая
    Особый имеют вкус.
    Долго не раздумывай,
    А мотай на ус.

    4. Пшенная, да если там
    Еще и тыква есть,
    Это такая вкуснятина,
    Слов восторженных не счесть.

    5. Да, ребята, понял я:
    Каша – это сила, каша – это ум.
    Ешь на завтрак кашу,
    И расти большим.

    - О каких видах каши шла речь?

    - А от чего же зависят названия видов каш?

    - Сейчас мы с вами побудем в роли помощников повара.

    - Как их называют?

    - Прежде, чем приступить к работе, какие правила гигиены вспомним?

    - Вам нужно крупы рассортировать по видам. Если крупа неизвестна, можно обратиться за помощью к другу.

    Работа в группах. Дети разбирают крупы по сортам: перловая, гречневая, рисовая, пшенная.

    - Какие крупы вам не знакомы?

    - А знаете ли вы, из каких растений получаются эти крупы?

    Показ злаковых растений.

    - Какая крупа осталась? (Пшено)

    - Какую кашу будет варить повар?

    - Какой секрет должен знать повар, чтобы правильно сварить кашу?

    - Представим, что повар сварил замечательную кашу.

    - А как сделать кашу вкуснее?

    - Много сейчас различных «готовых завтраков», которые вытесняют кашу из нашего рациона. Но в нашем классе не забывают про ароматную кашку!

    - Результаты опроса показали, что в нашем классе кашу не любит 1 человек, а любят 15 человек, из них:

    • перловую – 1 чел.
    • пшенную – 1 чел.
    • овсяную – 4 чел.
    • гречневую – 6 чел.
    • манную – 12 чел.

    - Какая каша самая любимая?

    - Не зря мы выучили песню «Манная каша». (Исполнение песни)

    1. На плите в кастрюле каша кипела.
    Всех ребятишек угостить хотела.
    Манная, манная каша желанная.
    Вкусная, нежная каша полезная.

    2. Кушай, кушай, Маша, манную кашу.
    Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.
    Манная, манная кажа желанная.
    Вкусная, нежная каша полезная.

    3. Работа с пословицами

    - Давайте вспомним пословицы о каше.

    - Что произошло?

    - Давайте, восстановим пословицы:

    • Кашу маслом – пища наша. (Кашу маслом не испортишь)
    • Щи да каша – здоровым будешь. (Щи да каша – пища наша)
    • Если про кашу не забудешь, матушка наша. (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь)
    • Гречневая каша – да мала чашка. (Гречневая каша – матушка наша)
    • Хороша кашка, не испортишь. (Хороша кашка, да мала чашка)

    1 учащийся:     Рестораны русской кухни можно встретить во всех странах мира. Наша  кухня яркая и самобытная. А одно из любимых российских блюд – каша, которая наравне со щами стала чуть ли не нашим национальным символом. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”..

    2 учащийся :  Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу как на церковные, так и на народные праздники.

    3 учащийся :  На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Рассыпчатые каши ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

    4 учащийся : В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы, который приходится на 26 июня. В этот день было принято готовить гречневую кашу для нищих и путешественников. Делали ее "богатую" - крутую с яйцами  или грибами, пуховую - с молоком. Кашевары соревновались в приготовлении каши и создании блюд из неё.

    На северо-западе России в этот праздник варили, ели и славили овсяную кашу.

    5 учащийся : А еще в старину свадебные пиры называли кашею. Их обычно устраивали в доме отца невесты говаривали: «Заварил кашу- расхлёбывай!», «Ну и кашу ты заварил!»   В Древнем Риме кашу считали символом женской домовитости. Поэтому обычай на свадьбе обсыпать невесту зерном сохранился у многих народов до сих пор.

    6 учащийся:  В Древней Руси «кашей» называли  и княжеский пир, и рабочую артель. Поскольку ели из одного котла, то и кашу звали «артельной». Каши — это религия русского народа. Ведь даже блины произошли из каши, в которую переложили крупы.

    7 учащийся:   С кашей связано много поверий и гаданий. Каша из зерна нового урожая готовилась так. Крупу из амбара должна была принести старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца — старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог кому-либо дотронуться, пока не истопится печь.

    8 учащийся : А как истопится, все семейство садилось за стол, и бабушка начинала помешивать крупу, приговаривая:

    «Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали- позывали гречу в Царь-град; со князьями с боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидались у каменных врат; встречали гречу князья да бояре; сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать!»

    Это грече особенная хвала. Ее даже княгиней величали! Но бабушка знала причитанья и для других каш…

    9 учащийся: После хвалы все вставали, и хозяйка с поклонами ставила горшок в печь, при этом все семейство ждало, когда каша «допреет». Когда же «дойдет», хозяйка со словами:«Милости просим к нам во двор со своим добром!»—вынимала кашу из печи и перво-наперво осматривала горшок, в котором  каша варилась.

    10 учащийся: Не было большего горя в семье, если каша вылезла из горшка или, того хуже, горшок треснет! Тогда — открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если «княгиня» получалась красная, хорошо разваренная—быть семье счастливой в новом году. Бледный же цвет—предвестник несчастий.

    11 учащийся : Однако каша в чистом виде еще не каша. Вкус будет во многом зависеть от того, чем её сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается. «Кашу маслом не испортишь», — гласит пословица. Но масло - не единственная и, главное, не первая добавка в кашу, а заключительная. Самыми же распространенными добавками в каши являются молочные продукты — молоко, простокваша, пахта, сметана, творог и сливки. На втором месте по частоте применения в качестве добавок стоят мясо, рыба, горох, яйца и грибы.

     Первые три продукта используются чаще всего в кашицах (особенно рыба), последние два — в рассыпчатых кашах.   Лук идет во многие виды каш.

    Ведущий: Какая же каша самая полезная и вкусная?

    Манная?   Овсяная?   Гречневая?   Перловая?   Пшённая?    Рисовая?    Гороховая?

    Выступление учащихся- Манная каша

      В манной крупе 70 процентов крахмала, много белков, витаминов и минеральных веществ, и так как она быстро готовится, то все они сохраняются. В ней мало клетчатки, и она рекомендуется в послеоперационный период и при истощении.

    Выступление учащихся - Овсяная каша

    В овсянке много витамина В6, который способствует выработке серотонина в мозгу.  Чувствуешь себя   хо-ро-шо!

    В овсянке содержится марганец и цинк. Полезно для костей, для иммунной системы

    Выступление учащихся -  Гречневая каша

    За особые питательные свойства и энергонасыщенность Суворов назвал гречневую кашу богатырской, а крестьяне сложили поговорку: "Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли гречневая каша в печи стоит".Гречневая каша способствует выведению из организма избыточного холестерина. Гречка ценится за способность поддерживать зрение и мозговое кровообращение. В общем, не каша , а настоящая природная аптека.

    Выступление учащихся - Перловая каша

    Перловую кашу мало кто назовет своей любимой кашей, но это лишь потому, что её не умеют правильно готовить. А ведь имеется свидетельство того, что она была любимым блюдом Петра Первого. В полезности же крупы для нашего здоровья вы можете не сомневаться. Она отвечает за слаженную работу нервной системы, красивые волосы и чистую кожу.Нужна для хорошего зрения и защиты от инфекций, предотвращает преждевременное старение, делает крепкими кости и зубы. Необходима для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга. 

    Выступление учащихся - Пшённая каша

    Пшено - чистейшее средоточие силы, будто специально созданное для людей со слабыми тканями: В нем много кремния - микроэлемента, из которого все живые существа строят свои кости, панцири и скорлупу, а также кожу, волосы и ногти. Высокое содержание меди придает тканям дополнительную эластичность. В нём - богатое содержание клетчатки, которая мягко и щадяще очищает кишечник от шлаков.

    Выступление учащихся - Рисовая каша

    Человек выращивает рис на протяжении тысяч лет, и этот злак справедливо называют самым популярным во всем мире. История возделывания риса началась давно: археологические раскопки показывают, что еще шесть или семь тысячелетий назад люди выращивали рис и употребляли его в пищу. В Россию рис завезли совсем недавно по сравнению с другими странами и континентами - каких-то двести лет назад. Рисовая каша - низкоаллергенная каша, которая снижает риск развития аллергии.

    Выступление учащихся - Гороховая каша

     На территории России горох известен с незапамятных времен, и когда говорят: «Это было при царе Горохе» — имеют в виду события глубокой древности. Наш горох, оказывается, был известен еще тогда, когда не знали ни капусты, ни моркови, ни тем более картошки.

    С давних времен известен горох и на Востоке, где он считался символом плодородия и богатства.По латыни горох — «цицеро». Отсюда, между прочим, фамилия знаменитого римского оратора Цицерона, которая по-русски звучала бы, как Горохов. По преданию, один из его предков имел на носу бородавку в форме горошины, за что и был прозван Цицероном. Прозвище закрепилось за всей семьей.

    Горох в космосе

    Космонавт Михаил Тюрин увлекся выращиванием гороха на международной космической станции. В космосе горох растет так же быстро, как и на Земле.А на МКС  удалось собрать уже шесть урожаев этой ценной и вкусной бобовой культуры.

    Ведущий:  Выводы

    ·        Есть ли кашу и какую, решает каждый сам.

    ·        Но, несомненно одно, любая каша полезна для здоровья.

    ·         Кашу систематически необходимо вводить в рацион

     

    V. Рефлексия

    Я понял, что …
    Я узнала …
    Мне было интересно …
    Я теперь буду…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Каша-матушка наша"

    Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....

    Внеклассное мероприятие по теме «Каша – матушка наша»

    Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак....

    Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"

    Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...

    Каша-матушка наша!

    О пользе каши!...

    проектная работа "Каша - матушка наша"

    Введение.       Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что...

    Презентация «И полезна, и вкусна каша – матушка наша».

    «Веселый урок о том, что вкусно и полезно» в рамках программы «Разговор о правильном питании» - это совместная работа всего класса.      Ученики нашего класса проводили исслед...