"Каша- матушка наша"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Брылякова Людмила Михайловна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное мероприятие27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное

мероприятие

«Каша – матушка наша»

                              Разработала: учитель начальных классов

Брылякова Людмила Михайловна

Тема занятия: «Каша – матушка наша»

 Цель: формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.

  Задачи:

  • рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
  • познакомить со злаковыми растениями, закрепить навыки гигиены;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • развивать мышление, речь учащихся.

Оборудование: иллюстрации злаковых растений, различные виды круп, таблички с пословицами, названиями злаков, с результатами анкетирования, магнитофон.

Ход занятия

I. Организационный момент

Я сегодня удалец!
Я сегодня молодец!
Все сумею, все смогу
И другому помогу!

II. Актуализация знаний

- У нас сегодня занятие по правильному питанию.

- А что значит правильно питаться?

- Для чего это нужно?

III. Формулирование темы занятия

- А о чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, прослушав отрывки из художественных произведений.

Сорока - белобока по полю летала,
Зерна собирала, печку топила,
Кашу варила, деток созывала,
Кашей угощала.

Раз, два, три, горшочек, вари.
И горшочек варил вкусную кашу.

А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить.

- Что объединяет эти все произведения?

- А почему я решила наш разговор посвятить каше?

IV. Работа по теме занятия

  1. Сообщения детей о каше

1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

3. Каша сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали, встречали новорожденного.

4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.

5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров называли кашеварами.

7. Знаменитый рецепт одной каши родился во время тяжелого похода через Альпы. К концу подходили запасы – оставалось «чуть – чуть» гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как накормить голодных солдат, Суворов вдруг отдал приказ - все варить в общем котле, добавив лука и масла. Каша получилась вкусная и полезная, и в народе ее прозвали суворовской.

- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.

Двигательная минутка

- Поменялись местами те, кто всегда моет руки перед едой.
- Поменялись местами те, кто завтракает.
- Поменялись местами те, кто любит кашу.

- А кто знает, в какое время суток лучше всего есть кашу?

Дети:

1. Каша – наиболее подходящий продукт для завтрака. Она содержит необходимое количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся» организмом.

2. Каша – это полезная еда, которая помогает нам стать сильными и здоровыми, перенести учебные нагрузки. В крупах меньше всего накапливается вредных веществ в отличие от других растений.

2. Виды каш

- Внимательно послушайте стихотворения и скажите, о каких видах каш идет речь.

Дети читают стихи.

  1. Гречневая каша-
    Развивает ум.
    Очень ароматна
    И на вкус приятна.

2. Рисовая каша - полезная,
Не дает толстеть.
А овсяную просто
Нужно детям есть.

3. Перловая и ячневая
Особый имеют вкус.
Долго не раздумывай,
А мотай на ус.

4. Пшенная, да если там
Еще и тыква есть,
Это такая вкуснятина,
Слов восторженных не счесть.

5. Да, ребята, понял я:
Каша – это сила, каша – это ум.
Ешь на завтрак кашу,
И расти большим.

- О каких видах каши шла речь?

- А от чего же зависят названия видов каш?

- Сейчас мы с вами побудем в роли помощников повара.

- Как их называют?

- Прежде, чем приступить к работе, какие правила гигиены вспомним?

- Вам нужно крупы рассортировать по видам. Если крупа неизвестна, можно обратиться за помощью к другу.

Работа в группах. Дети разбирают крупы по сортам: перловая, гречневая, рисовая, пшенная.

- Какие крупы вам не знакомы?

- А знаете ли вы, из каких растений получаются эти крупы?

Показ злаковых растений.

- Какая крупа осталась? (Пшено)

- Какую кашу будет варить повар?

- Какой секрет должен знать повар, чтобы правильно сварить кашу?

- Представим, что повар сварил замечательную кашу.

- А как сделать кашу вкуснее?

- Много сейчас различных «готовых завтраков», которые вытесняют кашу из нашего рациона. Но в нашем классе не забывают про ароматную кашку!

- Результаты опроса показали, что в нашем классе кашу не любит 1 человек, а любят 15 человек, из них:

  • перловую – 1 чел.
  • пшенную – 1 чел.
  • овсяную – 4 чел.
  • гречневую – 6 чел.
  • манную – 12 чел.

- Какая каша самая любимая?

- Не зря мы выучили песню «Манная каша». (Исполнение песни)

1. На плите в кастрюле каша кипела.
Всех ребятишек угостить хотела.
Манная, манная каша желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.

2. Кушай, кушай, Маша, манную кашу.
Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.
Манная, манная кажа желанная.
Вкусная, нежная каша полезная.

3. Работа с пословицами

- Давайте вспомним пословицы о каше.

- Что произошло?

- Давайте, восстановим пословицы:

  • Кашу маслом – пища наша. (Кашу маслом не испортишь)
  • Щи да каша – здоровым будешь. (Щи да каша – пища наша)
  • Если про кашу не забудешь, матушка наша. (Если про кашу не забудешь, здоровым будешь)
  • Гречневая каша – да мала чашка. (Гречневая каша – матушка наша)
  • Хороша кашка, не испортишь. (Хороша кашка, да мала чашка)

1 учащийся:     Рестораны русской кухни можно встретить во всех странах мира. Наша  кухня яркая и самобытная. А одно из любимых российских блюд – каша, которая наравне со щами стала чуть ли не нашим национальным символом. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир”..

2 учащийся :  Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу как на церковные, так и на народные праздники.

3 учащийся :  На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром. Рассыпчатые каши ели с маслом. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, патокой, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

4 учащийся : В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины - гречишницы, который приходится на 26 июня. В этот день было принято готовить гречневую кашу для нищих и путешественников. Делали ее "богатую" - крутую с яйцами  или грибами, пуховую - с молоком. Кашевары соревновались в приготовлении каши и создании блюд из неё.

На северо-западе России в этот праздник варили, ели и славили овсяную кашу.

5 учащийся : А еще в старину свадебные пиры называли кашею. Их обычно устраивали в доме отца невесты говаривали: «Заварил кашу- расхлёбывай!», «Ну и кашу ты заварил!»   В Древнем Риме кашу считали символом женской домовитости. Поэтому обычай на свадьбе обсыпать невесту зерном сохранился у многих народов до сих пор.

6 учащийся:  В Древней Руси «кашей» называли  и княжеский пир, и рабочую артель. Поскольку ели из одного котла, то и кашу звали «артельной». Каши — это религия русского народа. Ведь даже блины произошли из каши, в которую переложили крупы.

7 учащийся:   С кашей связано много поверий и гаданий. Каша из зерна нового урожая готовилась так. Крупу из амбара должна была принести старшая в доме женщина, а воду из реки или из колодца — старший из мужчин. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси Бог кому-либо дотронуться, пока не истопится печь.

8 учащийся : А как истопится, все семейство садилось за стол, и бабушка начинала помешивать крупу, приговаривая:

«Сеяли, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали- позывали гречу в Царь-град; со князьями с боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидались у каменных врат; встречали гречу князья да бояре; сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам гостевать!»

Это грече особенная хвала. Ее даже княгиней величали! Но бабушка знала причитанья и для других каш…

9 учащийся: После хвалы все вставали, и хозяйка с поклонами ставила горшок в печь, при этом все семейство ждало, когда каша «допреет». Когда же «дойдет», хозяйка со словами:«Милости просим к нам во двор со своим добром!»—вынимала кашу из печи и перво-наперво осматривала горшок, в котором  каша варилась.

10 учащийся: Не было большего горя в семье, если каша вылезла из горшка или, того хуже, горшок треснет! Тогда — открывай ворота для грядущих бед. Но и это не все. Если «княгиня» получалась красная, хорошо разваренная—быть семье счастливой в новом году. Бледный же цвет—предвестник несчастий.

11 учащийся : Однако каша в чистом виде еще не каша. Вкус будет во многом зависеть от того, чем её сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается. «Кашу маслом не испортишь», — гласит пословица. Но масло - не единственная и, главное, не первая добавка в кашу, а заключительная. Самыми же распространенными добавками в каши являются молочные продукты — молоко, простокваша, пахта, сметана, творог и сливки. На втором месте по частоте применения в качестве добавок стоят мясо, рыба, горох, яйца и грибы.

 Первые три продукта используются чаще всего в кашицах (особенно рыба), последние два — в рассыпчатых кашах.   Лук идет во многие виды каш.

Ведущий: Какая же каша самая полезная и вкусная?

Манная?   Овсяная?   Гречневая?   Перловая?   Пшённая?    Рисовая?    Гороховая?

Выступление учащихся- Манная каша

  В манной крупе 70 процентов крахмала, много белков, витаминов и минеральных веществ, и так как она быстро готовится, то все они сохраняются. В ней мало клетчатки, и она рекомендуется в послеоперационный период и при истощении.

Выступление учащихся - Овсяная каша

В овсянке много витамина В6, который способствует выработке серотонина в мозгу.  Чувствуешь себя   хо-ро-шо!

В овсянке содержится марганец и цинк. Полезно для костей, для иммунной системы

Выступление учащихся -  Гречневая каша

За особые питательные свойства и энергонасыщенность Суворов назвал гречневую кашу богатырской, а крестьяне сложили поговорку: "Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли гречневая каша в печи стоит".Гречневая каша способствует выведению из организма избыточного холестерина. Гречка ценится за способность поддерживать зрение и мозговое кровообращение. В общем, не каша , а настоящая природная аптека.

Выступление учащихся - Перловая каша

Перловую кашу мало кто назовет своей любимой кашей, но это лишь потому, что её не умеют правильно готовить. А ведь имеется свидетельство того, что она была любимым блюдом Петра Первого. В полезности же крупы для нашего здоровья вы можете не сомневаться. Она отвечает за слаженную работу нервной системы, красивые волосы и чистую кожу.Нужна для хорошего зрения и защиты от инфекций, предотвращает преждевременное старение, делает крепкими кости и зубы. Необходима для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга. 

Выступление учащихся - Пшённая каша

Пшено - чистейшее средоточие силы, будто специально созданное для людей со слабыми тканями: В нем много кремния - микроэлемента, из которого все живые существа строят свои кости, панцири и скорлупу, а также кожу, волосы и ногти. Высокое содержание меди придает тканям дополнительную эластичность. В нём - богатое содержание клетчатки, которая мягко и щадяще очищает кишечник от шлаков.

Выступление учащихся - Рисовая каша

Человек выращивает рис на протяжении тысяч лет, и этот злак справедливо называют самым популярным во всем мире. История возделывания риса началась давно: археологические раскопки показывают, что еще шесть или семь тысячелетий назад люди выращивали рис и употребляли его в пищу. В Россию рис завезли совсем недавно по сравнению с другими странами и континентами - каких-то двести лет назад. Рисовая каша - низкоаллергенная каша, которая снижает риск развития аллергии.

Выступление учащихся - Гороховая каша

 На территории России горох известен с незапамятных времен, и когда говорят: «Это было при царе Горохе» — имеют в виду события глубокой древности. Наш горох, оказывается, был известен еще тогда, когда не знали ни капусты, ни моркови, ни тем более картошки.

С давних времен известен горох и на Востоке, где он считался символом плодородия и богатства.По латыни горох — «цицеро». Отсюда, между прочим, фамилия знаменитого римского оратора Цицерона, которая по-русски звучала бы, как Горохов. По преданию, один из его предков имел на носу бородавку в форме горошины, за что и был прозван Цицероном. Прозвище закрепилось за всей семьей.

Горох в космосе

Космонавт Михаил Тюрин увлекся выращиванием гороха на международной космической станции. В космосе горох растет так же быстро, как и на Земле.А на МКС  удалось собрать уже шесть урожаев этой ценной и вкусной бобовой культуры.

Ведущий:  Выводы

·        Есть ли кашу и какую, решает каждый сам.

·        Но, несомненно одно, любая каша полезна для здоровья.

·         Кашу систематически необходимо вводить в рацион

 

V. Рефлексия

Я понял, что …
Я узнала …
Мне было интересно …
Я теперь буду…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Каша-матушка наша"

Презентация помогает в проведении внеклассного занятия....

Внеклассное мероприятие по теме «Каша – матушка наша»

Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак....

Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!"

Презентация русской кухни. "Каша - матушка наша!" Интересный рассказ о традиционном руссом блюде - каше. Использованы веселые стишки, загадки, скороговорки,старинные приметы и обряды, а так-же рецепты...

Каша-матушка наша!

О пользе каши!...

проектная работа "Каша - матушка наша"

Введение.       Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что...

Презентация «И полезна, и вкусна каша – матушка наша».

«Веселый урок о том, что вкусно и полезно» в рамках программы «Разговор о правильном питании» - это совместная работа всего класса.      Ученики нашего класса проводили исслед...