Методическая разработка
методическая разработка (3 класс) на тему

Ахпателова Виктория Владимировна

Развернутый  конспект урока по литературному чтению с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priklyuchenie_elektronika.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Робот и человек»

Цель урока: познакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью       и творчеством Е.С.Велтистова;

Задачи: проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь, мышление.

Образовательные технологии: технология ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ + технология самооценивания + использование игровых форм работы

                                                Ход урока:

  1. Организация внимания учащихся.
  2. Речевая разминка:

а) Чтение стихотворения.

В чудной стране,

В одной чудной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

                       И.Токмакова

- Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

б) Словарная работа.

- Назовите имена существительные, которые действуют, как живые. (язычок, глазок, горлышко, стул)

- Найдите многозначное слово. (язычок)

- Почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение?

в) Заучивание стихотворения за 2 минуты.

г) Проверка.

3. Изучение нового материала.

а) Вступительная беседа.

  - Как вы думаете, в какую страну мы сегодня попадём?

  - Как вы понимаете слово «фантазия»?

 б) Рассказ учителя о фантастике.

    Брата Морфея, бога сна, древние греки называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образована «фантастика» (от греч. «искусство воображать») – термин для литературных произведений, изображающих невероятное и действительное как невероятное. К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удаётся прочертить чётко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Ещё до нашего столетия  были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты.

   Дело в том, что фантастика – это прежде всего художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далёкое будущее.

- Так что же такое: Фантазия –

       1.Способность к творческому воображению; само такое воображение.

       2.Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

       3.Прихоть, причуда.

Фантазёр: Человек, который любит фантазировать, мечтатель.

                    Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек. (определения по толковому словарю).

  1. Ознакомление с жизнью и творчеством Е.С.Велтистова.

а) Рассказ учителя и подготовленных учеников о писателе.

Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве. Шла война. Великая война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться. Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение. Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что печаталось на последних страницах.

Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. «Рисунок»

Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости. Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю – фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960 г). Электроник мальчик из чемодана. (1961 г).

За ней вышли и другие произведения. Их было немало:

Тяпа, Борька и ракета»(1962г),
«Глоток солнца» (1967),
«Гум – гам»(1970г),
«Победитель невозможного»( 1975г),
«Ресси неуловимый друг «( 1971 г),
«Миллион и один день каникул» (1979г),
«Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» (1985г),
«Новые приключения Электроника»(1988).

Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в каникулы.

Доктор физико-математических наук, профессор Сергей Петрович Капица назвал Электроника «Буратино наших дней», а его историю – сказкой , спроецированной в электронный век.

Умер Е.С.Велтистов в 1989 году.

 4.Физминутка (фонограмма «До чего дошёл прогресс…»)

5. Чтение отрывка из повести «Приключения Электроника».

а) Чтение учителем и учащимися. Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Велтистов Евгений Серафимович.

б) Первичное восприятие текста. Как вы поняли значения слов КИБЕРНЕТИК? (специалист по кибернетике, КИБЕРНЕТИКА – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).

- Что такое контрабас? (самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра)

- Понравился ли вам отрывок? Чем?

5.  Итог урока.

- Какой раздел начали изучать на уроке? Зажмите руку в кулак и…

- Кому было интересно – разожмите мизинец;

- Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

- Кто хорошо работал на уроке – средний;

- Кто помогал работе в группе – указательный;

- Кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою оценку за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...