Правила поведения для воспитанных детей
методическая разработка (1 класс) на тему

Ефанова Любовь Митрофановна

Работа направлена на формирование у младшего школьника понятия общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира, способствующему формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие.  Этика: азбука добра  (для учащихся  1 класса).

Тема занятия: «Правила поведения  для воспитанных детей».

 Цель занятия: формировать у младшего школьника понятие общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Способствовать формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Данные цели реализуются посредством  следующих задач:

1. Образовательные:

  • учить  новым правилам поведения
  • способствовать закреплению  знаний, умений и навыков по привитию правил поведения и общих норм безопасности;
  • формировать  эстетическое воспитание, общечеловеческие ценности, положительные качества обучающихся;
  • развивать сообразительность, любознательность, мышление, внимание, память, речь;
  • расширять кругозор учащихся в области духовно-нравственной направленности;

2. Развивающие:

  • развивать умение планировать свою работу;
  • умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • развивать коммуникативные навыки;

3. Воспитательные:

  • прививать интерес к занятиям внеурочной деятельностью;
  • формировать чувство товарищества, взаимовыручки, взаимопомощи и самостоятельности;

4. Здоровьесберегающие:

  • создать благоприятные условия на занятии для сохранения здоровья  школьников;
  • организовать двигательную активность.

На занятии  у обучающихся формировали следующие универсальные учебные действия:

1. Познавательные УУД: дети самостоятельно формулируют цели, проводят анализ, осознанно строят речевые высказывания в устной форме, обобщают.

2. Личностные УУД: при выполнении учебных действий пытаются дать конкретный ответ,  включают фантазию и воображение, устанавливают значимость познавательной деятельности, дают оценку изучаемого материала.

3. Коммуникативные УУД: проявляют сотрудничество ,оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника, уважать мнение другого.

4. Регулятивные УУД: ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся распределять свою силу и энергию к преодолению препятствий, контролируют и оценивают правильность выполнения действий, учатся оценивать качество и уровень усвоения материала, пытаются искать ошибки, помогают сверстникам.


Школа- это мастерская человечности.

(Я. –А. Каменский)

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Вход в класс (мальчики пропускают вперед девочек и присаживаются за «круглый» стол).

2. Приветствие гостей (поклон, кивок головой).

3. Вступительное слово учителя:

-Вы знаете, что у нас сегодня гости.

-Как бы вы еще приветствовали гостей? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, рады Вас видеть, доброго здоровья, желаю удачи; на  англ. яз: Hello, good morning, good afternoon, glad to see you, good health, good luck)

-А что это за слова? Как они называются? (Волшебные)

-Какие еще волшебные слова вы знаете? (Будьте так добры...,спасибо ,до свидания, приятного аппетита, угощайся пожалуйста ,возьми.. с удовольствием..)

-Что они означают? (просьбу, благодарность, уважение, доброту..)

-Для чего мы эти слова повторяли? ( Такие слова учат хорошим манерам, воспитывают культуру и уважение  к окружающим, учат жить по правилам в окружающем мире)

-Молодцы!

II. Первичное знакомство с правилами поведения для воспитанных детей.

1. Чтение сказки учителем.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?»   Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. А потом   подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.

2. Игра: «В ладонях бабочка»  2 человека выполняют у доски

- Смотрите, как поступили ребята? (кто-то из ребят «смял», кто-то оставил в первозданном виде бабочку)  

- Объясните, почему так поступили? (боялся  «выпустить» из рук.)

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках».

3. Просмотр слайдов

Слайд 1.(назовите тему)

- О чем она говорит?   (ответы детей)

- Чтобы этике учиться, а для жизни пригодится, пробежим и вспомним мы, друзья, как делать все-таки нельзя.

Вывод: Знакомясь с нашей темой занятия, мы узнаем и научимся хорошим манерам и поступкам, которые помогут нам в любой ситуации и пригодятся  в жизни. (Поэтому, все в наших руках! Вот в чем смысл сказки).

Слайд 2. (читает стихотворение хорошо читающий мальчик)

Утром столько разных дел!

Ты умылся и поел,

Одеваешься, спешишь,

В школу весело бежишь.

Но запомнить надо всем:

Чтобы утро без проблем

Проходило, нужно вам

Собираться по часам:

Пять минут - на умыванье,

Пять минут - на одеванье,

Вам на завтрак семь минут!

Три - убрать постель, и тут

Выходить уже пора,

Собирайся, детвора!

Время нужно рассчитать,

Чтобы в класс не опоздать. (Вывод должны сделать сами дети , по выбору  читающего мальчика, о драгоценном  и бережном отношении к своему времени)

Слайд 3. (читает стихотворение хорошо читающая девочка)

Сидит за партою Лисица,

Но ей спокойно не сидится:

Она то шубку поправляет,

То время по часам сверяет,

То обернётся посмотреть,

Что пишет в дневнике Медведь.

Вся извертелась, искрутилась

И ничему не научилась.

Вот потому-то, как Лисица,

Вам отвлекаться не годится. (Вывод должны сделать сами дети о том, что нужно быть внимательным, усидчивым, терпеливы; не показывать свое хвастовство)

Слайд 4.  (читают мальчик и девочка)

Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал.

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

- Нам школа - это дом второй,

Всему здесь учат нас с тобой,

И мы беречь её должны -

Нам хулиганы не нужны!

Главный помощник в учёбе - учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему -

Будь благодарен за это ему!

(Вывод: идет диалог-разговор  о бережном  отношении  к школьному имуществу)

Слайд 5. (читает учитель)

Знай: по перилам опасно кататься!

Можешь случайно не удержаться

Или за что-нибудь вдруг зацепиться -

Больно, мой друг, на ступеньки свалиться!

Если сорвёшься в проём - что тогда?! -

Это уже пострашнее беда!

Так что, прошу, не рискуй, не катайся,

А по ступенькам спокойно спускайся!

-А у нас такие ребята есть? (примеры по нашей школе)

Все дети должны обязательно знать:

Электроприборы нельзя выключать

Тогда, когда руки мокры от воды.

Такая халатность - шаг до беды!

Сначала их вытри получше, дружок,

Потом выключай самовар, утюжок.

Шутить с электричеством очень опасно!

Зачем же тебе рисковать понапрасну? Привести примеры ( доминируют высказывания учащихся – мальчиков, которые формируют способность давать собственную оценку конкретным фактам)

Слайд 6. (читает мальчик)

С другом твоим приключилась беда?

Не покидай ты его никогда,

А подбодри, "всё в порядке!" - скажи,

Помощь посильную сам окажи.

Если ему не сумеешь помочь,

Не убегай ты испуганно прочь,

Взрослых на помощь зови поскорей!

Время и силы свои не жалей!

Помни: в лесу, на земле, на воде

Люди людей не бросают в беде!

(Вывод содержится в последних строках:

 Помни: в лесу, на земле, на воде

Люди людей не бросают в беде!

Слайд 7. (читает стихотворение хорошо читающая девочка и мальчик)

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои,

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел - и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

(О наблюдениях из жизни нашего класса )

Ещё совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встаёт,

Чтоб оказать ему почёт.

Учитель скажет вам: - Садитесь!

На место тихо опуститесь.

Когда садится шумно класс,

Учитель сердится на вас.

Слайд 8. (Мальчик предлагает тренинг- практикум по правилам дорожного движения, выполняют дважды)

Если свет зажегся красный,

 значит двигаться опасно!

Желтый свет – предупреждение,

ждем сигнала для движения!

Свет зеленый говорит:

«Проходите -  путь открыт!»

Слайд 9.

Все торопятся у нас:

В детский садик, в школьный класс,

На работу, в магазин.

Все спешат, не ты один.

Транспорт наш всегда на службе,

Он со всеми нами в дружбе,

Он общественным зовется.

Это значит, вам придётся

Пассажиров уважать,

Никого не обижать,

Не ругаться никогда,

Помнить о других всегда!

Слайд 10.

В транспорт вы зашли, друзья,

Но в дверях стоять нельзя!

Там вы будете мешать

Всем проблему создавать:

Надо людям выходить -

Вас придётся обходить;

Вдруг толкнут! Вы упадёте,

Руку, ногу подвернёте.

Так что время не тяните,

Поскорей в салон пройдите!

В общественный транспорт, прошу не забыть,

Положено в заднюю дверь заходить.

Вошли - проходите скорее в салон,

У двери не стройте надёжный заслон.

На выход идите к передним дверям,

Но главное, что я советую вам,

Выход и вход лишь тогда совершать,

Когда будет транспорт на месте стоять.

Вывод дети делают общий: оценивать  нужно свое поведение и поведение окружающих, с соблюдением правил вежливости, культуры; терпимое  отношение к конкретным людям, учитывая жизненную ситуацию)

Слайд 11.(перекличка ученика и учителя)

Звенит заливисто звонок,

И начинается урок.

Но отчего же еле-еле

Все достают свои портфели

И начинают там искать

Учебник, ручку и тетрадь?

Учитель говорит сурово:

- Опять к уроку не готовы!

Хочу, ребята, вам сказать:

Стыдитесь время зря терять!

Прошу к занятиям без лени

Готовиться на перемене!

Как только прозвенит звонок,

Мы сразу же начнем урок.

Слайд 12.(мальчики надели маску щенка и котенка и выбежали в центр, с ними девочка-автор)

Д:     Щенок к Котёнку подбегает,

        Его в сторонку отзывает

       И шепчет:

Щ:  "Друг мой, выручай!

       Списать задачу срочно дай!

        Решить её я не сумел,

       Да и не очень-то хотел..."

Д:     Задачу наш герой списал,

    Но смысл её не разобрал.

    Ответить у доски не смог,

    И "Двойку" получил Щенок.

Ребята, я задам вопрос:

Чтоб не было обид и слёз,

Что лучше - самому решать

Или, не думая, списать?(дети привели пример из м/фильма)

Слайд 13.(читает учитель)

Слон из школы возвратился

И в портфеле долго рылся.

Видит, что пенал забыл,

Свой дневник не захватил.

И пришлось назад бежать...

Что же можно тут сказать?!

Помни обязательно:

Нужно быть внимательным,

В школе всё в портфель сложить,

Ничего не позабыть!

Что за тетрадь у бегемота!

Повсюду пятна от чего-то.

И всем противно в руки брать

Такую грязную тетрадь.

Он пишет в ней неровно, криво

И  совершенно некрасиво.

Ошибок там полным-полно,

Но бегемоту всё равно.

Но только, братцы, не годится

Так безалаберно учиться.

Тетрадь для школьника важна

И аккуратной быть должна!

Свои тетрадки берегите

И без ошибок в них пишите.

Ещё старайтесь не спешить,

Красиво буквы выводить.

(Вывод: чистота и порядок должны быть во всем и всегда.)

Слайд 14. (девочка в маске мартышки и девочка в роли автора)

Мартышка за партою в классе сидит

И тихо соседке своей говорит:

М:  - Вчера не до школы, подружка, мне было,

        Поэтому я свой портфель не сложила,

А утром сегодняшним в класс торопилась,

И что же в итоге, смотри, получилось!

А:    Портфель свой Мартышка тихонько достала,

       А в нём нет линейки, тетрадок, пенала.

М:-  Соседка, прошу, ты меня выручай

       И ручку, листочек, линейку мне дай.

А:     Конечно, соседка Мартышку спасла

       И в просьбе такой отказать не смогла.

       Но всё-таки в будущем, дети, учтите:

       В портфеле с собою  всегда приносите

        Вывод: Все вещи, что в школе бывают нужны.

                    Вы их никогда забывать не должны!

Ш. Закрепление изученных правил.

Вывод: (ответы детей по каждому из правил)

-Мы занятие начинали  сказкой об интересной жизни бабочки. Я думаю, и со мной согласятся многие, что все в наших руках, т.к.

знакомясь с правилами - мы учимся,

 вспоминаем изученное - размышляем,

 узнаем - применяем на практике.

Это  все нам пригодится в дальнейшей жизни.

IV. Физкультминутка (видео)

V. Ситуация.

1. - Представьте себе, что вы идёте из школы одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли её намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слёзы. Что бы вы сделали? Давайте поможем девочке.

- Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? (ответы детей)

 -Это не просто. Но если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящим волшебником.

2. Игра-практикум: «Рассыпались вещи».

(небрежно рассыпать, ......      дети бегут, ...........игра: «Замри»).

Правильно ли я сделала?

Цель: Каждую вещь  «положи»  на место.

(Дети дают пояснение, куда положить вещь: школьные вещи сложить в портфель, кухонное полотенце повесить на кухне, рубашку на стул или в гардероб,  т.д. )

Вывод: каждой вещи свое место.

VI. Итог занятия.

- Чему учились и что узнали?

(ответы детей: тема и цель занятия обозначены и достигнуты, указаны развивающие и воспитательные задачи)

- Раздать детям  (по желанию) листочки с буквами (л, м, д, ц, ы, о, о.)

- Итак, кто вы сегодня?  (дети должны составить слово)

- Молодцы!

- Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Правила для воспитанных детей"

Презентация к классному часу "Правила для воспитанных детей"...

Правила для воспитанных детей в школе

Презентация на тему "Правила для воспитанных детей в школе"...

Программа по правовому воспитанию детей "Я- человек, я имею право!"

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Введение.  Положение детей в России в начале XXI  вызывает  большую тревогу. Увеличилось коли...

Права и обязанности родителей по воспитанию детей

Права и обязанности родителей по воспитанию детей...

Правила поведения для воспитанных детей.

Это мероприятие предназначено для закрепления умений и навыков культурного поведения....

Классный час "Правила поведения для воспитанных детей"

Познакомить детей с правилами культурного поведеня....

Золотые правила воспитания детей

Золотые правила воспитания детей...