Интегрированный урок " Да здравствует вода!"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Роль воды в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_32_.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Да здравствует вода!

Интеграция предметов: курс «Окружающий мир», музыка, литературное чтение, развитие речи.

Тема: «Роль воды в природе и жизни человека. Свойства воды и три её состояния».

Цели урока: ознакомить детей со свойствами воды, с её тремя состояниями; развивать умение находить взаимосвязи в роде; воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам; развивать творческую активность детей; обучать различать и сравнивать характер музыкальных произведений; учить выразительно исполнять музыкальные произведения; развивать у детей способность эмоционально откликаться на музыкальные и литературные произведения.

Оборудование: плакат «Вода – это жизнь», картины родной природы, иллюстрации к произведению К. Чуковского «Мойдодыр»; кассета с записью пьесы П.И. Чайковского «Баркарола» и «Океан – море синее»; вступление к опере Н.Н. Римского - Корсакого «Садко».

Ход урока

1. Организационный момент

(Звучит музыка из оперы Н.Н. Римского – Корсакова «Садко». Вступление к опере «Океан – море синее».)

- Сегодня мы будем говорить о воде – колыбели жизни на Планете. Давайте прочитаем название плаката «Вода – это Жизнь».

(Дети хором читают.)

- Древние философы относили воду на ряду с огнём, воздухом и землёй к категории начала всех начал в природе. Нет другого такого вещества, значение которого для человека было так велико и необходимо. Вода нужна всему живому на земле. Сколько раз в день вы пьёте?

(Дети отвечают.)

- Сколько можете не пить воду?

(Дети отвечают.)

- Человек может жить без пищи два месяца, но без воды человек не может более 4-5ти дней.

- Французский писатель Антуан де Септ-Экзюпери говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».

(Продолжает звучать музыка Н.Н. Римского-Корсакова.)

- Отгадайте, отрывок из какого произведения прозвучал сейчас? Охарактеризуйте музыку этого отрывка.

(Дети отвечают.)

- Как вы думаете, откуда пришла к нам вода? На этот вопрос нам ответят дети стихами.

2. Изучение нового материала

Откуда пришла к нам вода

Спросил на днях малыш – сосед

У струнки льющейся из крана:

- Откуда ты?

Вода, в ответ:

- Издалека! Из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

Поверь – я из Океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

И я, дружок, из Океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в мае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в слезинке, и в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

- Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, океанах. Всё это водные богатства. Мы идём в школу, а кругом снег и лёд. Это же вода, только в твёрдом состоянии. Роса, туман – это тоже мельчайшие капельки воды.

- Ребята, как вы думаете, из чего сделаны облака?

(Дети отвечают.)

- Сейчас на этот вопрос ответят следующие учащиеся.

(Дети читают стихи «Облака».)

- Облака – это мельчайшие капельки воды в газообразном состоянии. Итак: вода находится в трёх состояниях – в жидком (какую мы видим каждый день), в твёрдом (в виде снега, града, льда) и газообразном (в виде пара, облаков).

- Каждому растению необходима вода. Какая же вода больше всего обрадует растения? (Дождевая).

- Сейчас мы исполним песню «Дождик». Слова Заходера, музыка Туманяна. (Дети встают и поют песню.)

- Иногда в жизни бывают чудеса. Однажды можно увидеть, как разговаривает Солнышко с Дождём. Мы сейчас послушаем этот разговор.

(Дети читают стихи Т. Пушкарёвой.)

Повстречалось Солнышко с дождём

И спросило: «Ну, куда идём?»

Дождь ответил: «Землю поливать,

Всех друзей водою угощать!»

Солнышко сказало: «Замечательно,

Дай Земле водицы обязательно!

Я за то вручу тебе подарок

Из семи чудесных ярких арок.

- Вы догадались, что это за подарок, ребята? (Радуга.)

- Зачем нужен дождик, дождевая вода?

(Дети отвечают.)

- Вода нужна всем: и растениям, и полям, лесам и нам. Но всему живому нужна чистая вода. Растёт население планеты нашей, увеличиваются затраты воды. С развитием промышленности, ростом заводов, фабрик, химических комбинатов во всём мире наблюдается загрязнение рек, озёр, морей вредными веществами, отходами. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения. Охрана чистой воды – это очень важное и нужное дело. Человек, как и все организмы, скоро может остаться без воды. А вода – это жизнь. Но не только заводы и фабрики загрязняют воду. Это часто делаем и мы сами – простые люди. Часто летом мы выезжаем на родную ручку (Усманку) и видим такую картину. Закройте глазки, представьте летний жаркий день, а мы с вами на берегу реки. Открыли глазки и видим…

(группа детей инсценируют стихотворение С.Михалкова «Прогулка».)

- Правильно ли поступили школьники? Как бы вы поступили с мусором? Костром? Можно ли мыть машины в реке?

- А сейчас прозвучит музыка П.И. Чайковского «Байкорапа». Это песнь на воде итальянских лодочников. Мы будем слушать и работать в альбомах А.А. Плешакова «Оглянись вокруг» на стр. 12. Внимательно посмотрите на картинки, чего здесь не хватает? (Воды.) Дорисуйте воду.

(Дети слушают музыку и выполняют задание. После прослушивания музыки дети дают характеристику музыкальному произведению. По вариантам составляют не большие рассказы по иллюстрациям в альбомах.)

3. Физкультминутка

(Дети встают и делают упражнения, сопровождая их стихами.)

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму

Синим морем поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там,

Плывут рыбки тут и там.

- В старину говорили: «Мать-водица – всему царица». Послушайте загадку.

(Ученик загадывает.)

Сколько сказок и стихов

Про моря и моряков,

 О подводном царстве,

О волшебном государстве?

4. Соревнования детей

(Соревнования между рядами: «Кто больше знает сказок и стихов».)

- Вода необходима и для нашего здоровья. Благотворное воздействие воды на организм мы ощущаем ежедневно. Постоянное общение с водой имеет большое значение для вашего гармоничного развития. Летом вы купаетесь, а зимой надо принимать холодный душ, обливать ноги, чисто мыть руки, уши, лицо, плавать в бассейне. Вода – это важное лечебное средство, она закаливает наш организм.

- Вода нам нужна всюду и всегда. А часто мы её расходуем напрасно. Почему, уходя на урок, мы тщательно закрываем все краны?

- Как вы дома бережёте воду?

- Давайте прочтём плакаты:

«Охранять природу – значит охранять Родину»

М.М. Пришвин

«Всё хорошо в природе, но вода – красота всей природы»

С.Аксаков

5. Итог урока

- О чём мы сегодня беседовали на уроке? В каких трёх состояниях бывает вода? Откуда пришла вода?

- Как мы можем беречь и охранять природу?

- Природа-это наш дом, в котором мы живём, и охрана этого дома – нам просто необходима. Если мы не будем беречь реки, ручейки, водоёмы, то погибнут и насекомые и птицы, и рыбы, и растения, и мы с вами. В природе всё взаимосвязано, и вся наша Земля превратится в ужасное мрачное зрелище. Чудесное стихотворение, призывающее беречь и охранять Родную природу, прочтут наши ребята.

(Дети читают стихотворение Шкловского «Ты береги нас». Учитель демонстрирует иллюстрации к стихотворению Чуковского «Мойдодыр».)

- Из какого произведения пришли к нам герои?

(Дети называют произведение и читаю отрывки из него.)

- В заключение нашего урока давайте исполним «Гимн Воде».

(Ученики исполняют «Гимн Воде» на стихи Чуковского из «Мойдодыра».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Интегрированный урок«Береги планету!»(Русский язык/Окружающий мир). Изменение глаголов по числам и временам. Охрана воздуха, почвы и воды.

Данная разработка урока показывает, как можно организовать изучение родного языка, связав его с актуальной темой охраны нашей планеты Земля.  Задания для изучения глагола (непростой темы в курсе ...

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир "Газ.Огонь.Вода" 3 класс "Школа России"

Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс...

Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.

Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...

Интегрированный урок чтения и развития речи с уроком музыки. Ф. И. Тютчев «Весенние воды».

Урок чтения и развития речи  по теме «Весенние воды»  Ф. И. Тютчева,  разработан и проведен совместно с учителем музыки. Урок  не только знакомит учащихся с фактами биографии и лир...

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.Цель:1...

Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды"

Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды". Урок предпочтительно проводить совместно с учителем  физики в кабинете с оборудованной лаборатрией.  Урок вк...