Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 3 классе «Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Слепцова Мария  Анатольевна

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру "Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой Круговорот воды в природе" был проведен в 3 классе МБОУ СОШ №1 г. Олёкминска.

Цель:

1.  Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

2. Продолжить работу по формированию у детей представления о круговороте воды, как важнейшем   явлении в природе, связав его со свойствами воды.

3. Создать условия для воспитания бережного отношения к воде, а также чувство товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.

4.  Развивать умения получать информацию из разных источников.

Оборудование:учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, сосуды, стаканы с водой, штатив, спиртовка, колба, блюдце со льдом, карточки с заданием, мультимедиа.

Форма работы: групповая

Весь урок  построен на знаниях, предположениях и умениях работать с дополнительным материалом учеников.  Учитель  лишь немного помогает и направляет..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по литературному чтению и окружающему мирув 3 классе

«Куда девается вода из моря?» Л.Н. Толстой

Круговорот воды в природе.

Цель:

1.  Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

2. Продолжить работу по формированию у детей представления о круговороте воды, как важнейшем   явлении в природе, связав его со свойствами воды.

3. Создать условия для воспитания бережного отношения к воде, а также чувство товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.

4.  Развивать умения получать информацию из разных источников.

Оборудование:учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, сосуды, стаканы с водой, штатив, спиртовка, колба, блюдце со льдом, карточки с заданием, мультимедиа.

Форма работы: групповая

Ход урока:

  1. Орг.момент:

Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

Морскиефигуры  тихо садитесь

- Ребята, я желаю вам хорошего настроения и самое главное получить удовольствие от сегодняшнего урока.

2) Постановка проблемы и актуализация знаний:

- Я непросто так начала урок с игры «Море волнуется …». Морская тема продолжается. Посмотрите какая красота… (Слайды 1,2,3)

- Понравилось? (Да)

- А теперь посмотрите на эту картинку моря. Здесь море какое? (Ответы детей)Какое бескрайнее море… сколько воды?! (Слайд 4)

- Ребята, а откуда в море столько воды? (реки впадают, текут в море, несут  свои воды…)

- Да, вы правы. (Слайд 5) Вот посмотрите сколько рек впадают в море.

- А теперь, давайте проведем небольшой эксперимент. У вас на партах стоит сосуд-тарелка, стаканы с водой. Представим себе, что тарелка это море, а стаканы – реки. Берите по стакану и вливайте свои воды в сосуд.

- Давайте предположим. Если реки все время, безостановочно  впадают в море, то что может произойти?(море может переполниться и выйти из берегов)

- А почему этого не происходит? На какой вопрос нужно ответить, чтобы это узнать?

Куда девается вода из моря?

  1. Тема и цель урока:

- Это и есть самый главный вопрос и тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» А чтобы ответить на этот вопрос, какую тему должны вспомнить из курса окружающего мира?Круговорот воды в природе.

(Слайд 6) Молодцы!

Сегодня у нас необычный урок. Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и умениях работать с дополнительным материалом. И оценивать сегодня себя будете сами. Я буду лишь немного помогать вам.

  1. Основная часть урока:Решение учебной проблемы.

- Перед тем, как начать работу давайте вспомним правила работы в группе:

  • Работаем дружно, сообща;
  • Распределяем обязанности;
  • Готовим выступление

Каждая группа получит свое задание:

  • 1 группа: отгадать загадки

На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела 6 горошин Нина,
У неё теперь ангина. 
(Град)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. 
(Облака)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. 
(Туман)

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. 
(Снег)

Вечером родится,
Ночью живёт, утром умирает. 
(Роса)

Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. 
(Дождь)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. 
(Иней)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт – 
Заплачет она и умрёт.
 (Сосулька

  • 2 группа:Что такое вода? Расскажите о свойствах и состояниях  воды.

Град, облако, иней, сосулька, дождь, роса, снег, туман – внесите эти слова в таблицу.

Жидкое тело

Твёрдое тело

Газообразное тело

  • 3 группа:Расскажите о круговороте воды в природе.

Составьте схему круговорота воды в природе, пользуясь условными знаками.

  • 4 группа:О творчестве и жизни Л.Н. Толстого.

  • 5 группа:Работа с текстом «Куда девается вода из моря?»

- Прочитайте текст. Подготовьте выразительное чтение и придумайте к тексту 5 вопросов?

- К какому типу.текста относится это произведение?

(Это текст-рассуждение)

 «Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?».

«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, какразвивались события. Вопросы: Кто? Что? Где?  Когда? Как?»

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

После выступления каждой группы :

- Что бы вы добавили к выступлению группы?

- Оцените работу группы.

- Молодцы, все справились с заданиями!

  1. Подведение итогов выступлений. Закрепление

Просмотр слайдов 7,8,9

Чтение текста учителем (Слайд 10)

- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею?

- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- Можем ли мы назвать этот текст научным?(Да)

- В середине текста Л.Н. Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря?Отчего она не течёт через край?)

Мы ответили на главный вопрос урока? (да)

  1. Беседа об охране воды

- Но говоря о воде , мы не можем не затронуть тему об охране воды.

-  Почему же всё чаще люди говорят, что вода в опасности?

– Почему так опасно загрязнять водоёмы?

– Как люди должны беречь и охранять воду?

– Что мы с вами можем сделать для охраны воды от загрязнений?

Ответы детей.

  1. Рефлексия.

Ну что ж наш урок  подходят к концу. Легко ли вам работалось на уроке? (Ответы детей)

Что вы взяли с этого урока?(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме:  Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира

урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира во 2 классе во 2 классе "В..В.Бианки "Сова". Невидимые нити в природе"

Данный интегрированный урок помогает детям увидеть неразрывную связь между объектами природы, а также между природой и человеком, дети учатся делать экологические прогнозы и искать грамотный подход к ...