Статья "Творческая домашняя работа"
статья на тему

Филиппова Светлана Владимировна

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Помочь в решении этого вопроса могут творческие домашние задания. Этому и посвящена статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tvorcheskaya_domashnyaya_rabota.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА

 Филиппова  Светлана Владимировна, учитель, Санкт-Петербург

Развитие творческих способностей ребёнка является одной из важнейших проблем школы. Перед школой стоит задача развития творческой активности учащихся, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на поиске и реализации эффективных путей развития творческих способностей учащихся. В связи с этим остро стоит  вопрос об организации активной познавательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Данной проблемой  занимались такие учёные и педагоги, как  Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие. Помочь в решении этого вопроса могут творческие домашние задания. До сих пор у педагогов нет единого мнения о том, нужны ли домашние задания, какие, какой объем предпочтителен, их характер, вид … Н.К. Крупская (1) писала: «Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности».. Хорст Древелов, Дитер Хесс, Хельмут Век (2)  в своей книге «Домашние задания» в частности пишут: « Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это, как утверждают многие успешно работающие учителя,- разрешимые проблемы, и решить их для себя должен каждый педагог, птому что высоких результатов в обучении школьников можно достичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиям сегодняшнего дня». Итак, можно сделать вывод, что успешное решение этого вопроса важно для   каждого педагога Главное,  чтобы домашние задания вызывали интерес, желание их выполнять, чтобы приучали детей к самостоятельной работе, побуждали их самостоятельному поиску ответов на вопросы.  Необходимо создать атмосферу творчества, учитель должен всячески поощрять инициативу детей, т. к  творческие домашние  работы и задания несут в себе огромный потенциал. Они:

 -стимулируют познавательного интереса учащихся,

-формируют положительное отношение к учебной деятельности, -

-повышают мотивацию к учебному процессу,

-воспитывают самостоятельность школьников в учебно-познавательной         деятельности и ответственность за выполняемую работу,

-развивают самоконтроль при выполнении задания,

-выявляют  и развивают творческие способности детей,

-всестороннее развивают личность.

Виды творческих домашних работ:

  1. Написание собственной сказки, рассказа на заданную тему
  2. Создание собственной азбуки. Можно придумать азбуку насекомых, улиц проспектов города, музыкальных инструментов и др..
  3. Создание киносценария, комиксов.
  4. Вопросы к автору худ. произведения, путешественнику, изобретателю, композитору и др.
  5. Составление собственных словарей (математических терминов, словарь наречий со сложным написанием, словарь слов с удвоенной согласной и др.)
  6. « Поработать учителем»  и придумать собственное объяснение новой темы.
  7. Кроссворды словарных слов, тематические.
  8. Ребусы.
  9. Загадки с числами.
  10. Самостоятельное придумывание задач.
  11. Самостоятельное составление графических диктантов.
  12. Карта слова. Даётся слово, образуется другая словоформа, синоним, антоним, значение слова в словаре, своё предложение.
  13. Рисунки, иллюстрирующие правила или тексты.
  14. Составление алгоритмов, таблиц по теме.

Необходимо отметить, что есть и некоторые проблемы в осуществлении системы творческих домашних заданий. Например:

-Неподготовленным к творческой деятельности учащимся бесполезно предлагать творческие домашние задания. Их можно давать только тогда, когда у школьников уже есть достаточные знания и умения по предмету.

-В классе, как правило,  учащиеся с различным уровнем способностей, и всех их нужно научить. Нужно вводить дифференцированные задания, чтобы в работу мог включиться каждый. 

- Выполнение  творческих домашних заданий занимает у ученика много времени. Необходимо давать ученикам на подготовку достаточное время.

Домашнее задание необходимо, но надо по возможности предлагать его в интересной для школьника форме, такие задания должны быть регулярными; они могут быть и индивидуальными, и коллективными, задания должны оцениваться, а исполнители поощряться оценкой. Творческое домашнее задание – это как раз один из путей воспитания познавательного интереса и развития творческих способностей, а значит продуктивного обучения.

Литература:

  1. Н.К. Крупская  Собрание сочинений, М., 1959 г.
  2. Хорст Древелов, Дитер Хесс, Хельмут Век «Домашние задания»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение с родителями "Домашняя работа"

Этот материал можно использовать на родительском собрании....

Вместе, а не вместо. Помощь родителей ребенку в домашней работе

Как родители могут помочь ребенку в выполнении домашних заданий...

"Общаемся с родителями: домашняя работа в начальной школе"

В соответствиии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации свой деятельности - умение планировать свою деятельн...

Домашняя работа как средство повышения успеваемости и интереса к учению

Домашние задания играют большую роль в жизни школьника. Задача учителя- научить детей самостоятельно выполнять домашние задания, учить овладевать навыками умственной работы, необходимыми им не только ...

Как помочь ребёнку с домашней работой

Как сделать, чтобы домашнее задание не превратилось в кошмар для всей семьи? Об этом и пойдёт сегодня речь....

Домашняя работа, ка одна из форм организации самостоятельной внеурочной работы

В данной работе содержатся карточки для дифференцированной работы по русскому языку для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века"....