Урок обучения грамоте в 1 – м классе по теме: "Знакомство с буквой «Ч, ч». Сравнение чисел. Измерение расстояний между точками."
план-конспект урока (1 класс) на тему

Фельдман Ирина Владимировна
  • Знакомство с новой согласной буквой; выявить, что звук [ч] – всегда мягкий;
  • развитие фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
  • развитие умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
  • продолжение работу по сравнению чисел и решению задач, изученных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_feldman_iv.docx221.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 – м классе по теме:

 «Знакомство с буквой «Ч, ч». Сравнение чисел.

Измерение расстояний между точками.

Учитель:  Фельдман И. В.

Цели:

  • познакомить с новой согласной буквой; выявить, что звук [ч] – всегда мягкий;
  • развивать фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила;
  • продолжить работу по сравнению чисел и решению задач, изученных видов.

Оборудование: грамзапись, видеозапись, домики зеленый и синий, звуковички, трафа-реты букв, карточки с видами часов, вагончики с заданиями, таблицы-выводы, звезды, счетный и геометрический материалы.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, вы готовы?

Начинаем точно в срок.

Учитель.  Сейчас я буду называть слова. Если слово начинается с гласного звука, сядут дети 1 ряда;  если с мягкого согласного звука, сядут дети 2 ряда; если с твердого согласного звука, сядут дети 3 ряда.

            кошка                       апельсин                       винт

           гармошка                  утка                            бинт

       

       На места все тихо сели,

       Не нарушив тишину.

       Приготовились все слушать,

       Я урок сейчас начну.

  1. Повторение, подготовка к изучению нового.

Учитель.  Сегодня на уроке мы с вами отправимся в интересное путешествие, а по дороге познакомимся  с новой буквой, научимся правильно и красиво ее писать, узнаем много интересного.

( Стук в дверь, входит почтальон Печкин).

- Кто это? (Почтальон Печкин).

- Для вашего класса получено заказное письмо.

- Ребята, давайте откроем письмо и посмотрим, что там находится?

- Что это?  (Кассета). Послушаем ее.

( Грамзапись).

     

          « Здравствуйте, дорогие ребята!

Я принц из сказки. Меня заколдовала злая ведьма. Сам прийти я к вам побоялся, но очень прошу вас помочь мне. Расколдовать меня можно только, если каждый из вас за время урока получит звезду за знания. Я очень жду того момента, когда стану человеком и очень надеюсь на вас.»

Учитель. Ребята, хотите отправиться в путешествие, чтобы помочь принцу? А на чем будем путешествовать, узнаете, отгадав загадку.

        Братцы в гости снарядились,

        Друг за друга уцепились

        И помчались в путь далек,

        Лишь оставили дымок.     (Поезд).

- Какой звук издает поезд?  (У-у-у).

(Дети гудят, имитируют движение поезда, и раскачиваясь в такт под мелодию песни «Голубой вагон», хором читают стихотворение).

           Торопится поезд,

         Колеса стучат,

         А в поезде этом

         Ребята сидят…         (На доске иллюстрация поезда).

Учитель. А вот и остановка (из первого вагона поезда беру конверт с заданием).

У меня в руках два домика. Почему они разного цвета? В первом домике живут мягкие согласные звуки, а во втором твердые согласные.

     - Какие буквы обозначают всегда только твердые согласные?   ( ЖЭ, ША). Поселим звуковичков в синий домик. Какое правило правописания знаем с этими буквами?

     - Какие буквы обозначают всегда только мягкие согласные? Мы знаем одну такую букву  ( И краткое ). Прикрепим звуковичка в зеленый домик.

Сегодня мы узнаем, есть ли еще жители в этих домиках.

 

дом1
дом

  1. Физминутка.

Движение поезда продолжается. Но вот и остановка. Выйдем из вагончиков поезда и отдохнем.  Ой, ребята, нам навстречу выбегает хомячок.

       Физминутка «ХОМКА».

  1. Работа по учебнику над новым материалом.

   

Учитель. Поезд двигается дальше. Следующее задание из третьего вагона.

 

  1. Звукобуквенный анализ слов.

           - Что изображено на картинках? ( Чайник, спички).

           - Напечатайте слова в схемах. Сделайте звукобуквенный анализ ( девочки слова  чайник, мальчики слова спички).

а

й

         

- Произнесите выделенные звуки. Что вы можете о них сказать?

 

- Чтобы определить какой звук [ ч ] сейчас я наш класс превращаю в научно-исследовательский институт и делю его на кафедры по 3 направлениям:

  • 1 кафедра – анализирует эти слова и делает вывод:

звук [ ч ] – гласный или согласный?

  • 2 кафедра – анализирует эти слова и делает вывод:

звук [ ч ] – твердый или мягкий?

  • 3 кафедра – анализирует эти слова и делает вывод:

звук [ ч ] – звонкий или глухой согласный?

Вывод: [ ч ] – согласный, мягкий, глухой.

- Найдите схему на странице 168. Обведите зеленый квадратик и запомните.

                                                   

                                               Ч          ?

        

  1. Знакомство с буквой  Ч, ч.
  • Замените фишки в схемах слов буквами, прочитайте слова.
  • Буквосочетание ча (в слове чайник) пишем только с буквой А!
  • - Сколько всего букв в этих словах?  ( 12 )
  • - Сколько разных букв в этих словах?  ( 8 ) Назовите их.
  • - Разделите слова на слоги. Сколько слогов?  Почему?
  • - Определите ударный слог.

  1. Игра «Живые звуки» со словом спички.

4. Придумай слово.

        - Назовите как можно больше слов, для записи которых потребуется буква ч.

5. Чтение слогов.

          Обратить внимание на правописание сочетаний:  ЧА, ЩА.

6. Чтение слов

               реч                                                        доч

               печ                 ка                   точ                    ка

               поч

               боч                                                 коч

             

           - Среди этих слов найдите и прочитайте слова, которые соответствуют модели:

            - Что нужно изменить в этой модели, чтобы ей соответствовали оставшиеся слова?

               ( Первую синюю фишку поменять на зеленую ).

7. Чтение цепочки слов.

            точка          тачка        пачка          почка          печка          

           речка          ручка

         - Какие изменения происходили в словах?

На доске:

                                                                             РУЧКА

                                                                 

- Выясним лексическое значение слова «ручка».

        ( 1. Человеческая.  2. Дверная.  3. Авторучка. )

- Придумайте три предложения, употребив в каждом из них это слово в разных значениях.

8.  Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Бобик в гостях у Шарика».

- Чем заинтересовался герой из мультфильма?    ( Что такое часы?).

- Что можно узнать, если посмотреть на часы?

9.  Чтение стихотворения В. Орлова «Часы».

- В каком случае говорят: «Часы стоят?»    ( Не тикают, их не завели).

- В каком случае говорят: «Часы спешат?»  ( Стрелки показывают больше времени, чем есть на самом деле).

- В каком случае говорят: «Часы идут, но немножко отстают?»  ( Стрелки часов показывают меньше времени).

- Какие вы знаете виды часов?  Правильно. В каждом доме, конечно, есть часы. И, скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать в школу, настенные  часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. На кухне можно увидеть песочные часы ( ими могут отмерять, например, время на процедурах в поликлинике). Есть часы кремлевские, водяные, а вот самыми первыми появились солнечные часы.

( Демонстрация видов часов ).

scan часы

       Говорят: «Не сбережешь минуту, час потеряешь».

- Как понять смысл этой пословицы?

  1. Физминутка ( остановка поезда).

 

        А как часы идут?

        Все часы идут вот так:

        Тик-так, тик-так.

        Смотри скорей, который час.

        Тик-так, тик-так.

        Налево – раз, направо – раз,

        Мы тоже можем так.

        Тик-так, тик-так.

  1. Работа в тетради «Грамота».

       Продолжаем двигаться дальше. Откройте рабочую тетрадь по грамоте.

1.Сравните буквы на верхней строке. Выявите их сходства и различия.

2. Физминутка «Капустка».

 Чтобы нам красиво и правильно написать букву, мы должны подготовить руку к письму.

          Мы капустку рубим – рубим,     (движение прямыми ладонями вверх-вниз)

          Мы капустку солим – солим,     (поочередное поглаживание подушечек пальцев)

          Мы капустку трем – трем,          (потирать кулачок о кулачок)

          Мы капустку жмем – жмем.       (сжимать и разжимать кулачки)

3. Письмо заглавной и строчной печатной буквы.

  • - На что похожа буква Ч?

                             Да, вы правильно решили:

                             Ч мы пишем как четыре.

                             Только с цифрами, друзья,

                             Буквы путать нам нельзя.

( Показ учителем на доске. Письмо в воздухе).

  • Обведение буквы.

             ( Дети находят печатную букву Ч у себя в конвертах, вырезанную из бархатной бумаги и обводят ее указательным пальцем 5 раз. Затем пишут в тетради).

  1. Дописывание недостающего элемента письменной буквы ч.

  1. Преобразование письменного шрифта в печатный.

  1. Буквосочетания ча и чу:

                   В сочетании ча – пишем только букву а!

                   В сочетании чу – пишут только букву у!

            Подберите и запишите слова, в которых пишутся данные буквосочетания.

  1. Физминутка для глаз: «Вверх – вниз, влево – вправо».

                 (Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до 10).

  1. Работа по учебнику.

  1. Решение задач.
  • Послушайте задачу №1 стр.169.

          «Пятерым детям дали по 2 апельсина. Сколько всего апельсинов отдали детям?»

?

=

  • Выложите на парте фишки так, чтобы они соответствовали условию данной задачи.
  • Ниже, под фишками, составьте решение задачи.
  • Объясните свой выбор.

  • Послушайте задачу №2.
  • Деление задачи на смысловые части.
  • Самостоятельное решение задачи.

          - Какое выражение составили?

  1. Сравнение чисел.

          Больше?     Меньше?

      6 или 8              7 или 6

      9 или7             12 или 13

  1. Состав числа 9.
  • Разложите 9 фишек в две ладошки.

- Сколько в левой? Правой?

  • Дополните каждое число до 9.

9 – это 5 и …              9 – это 2 и …

9 – это 6 и …              9 – это 4 и …   и т.д.

  1. Измерение расстояния между точками одинакового цвета.

  • Измерьте расстояние между точками синего (красного, желтого) цвета.
  • Какими способами можно выполнить это задание?

                - с помощью линейки;

                - с помощью вычитания: 11 – 1;

                - подсчитать, сколько шагов надо сделать, чтобы попасть из одной синей  

                   точки в другую синюю точку.  

  • Покажите результат с помощью цифр из кассы.
  • Сравните полученные результаты.

( Расстояние между точками одного цвета равны между собой и составляют

10 см  или 1 дм ).

  • Назовите другие пары чисел на линейке, расстояние между которыми 10 см:

( 9 и 19,  7 и 17,  0 и 10,  10 и 20  и др.).

  1. Работа в тетради «Грамота».

  1. Составление и решение задач по схематическим рисункам.
  • Рассмотрите верхнюю схему и расскажите, что обозначает в этой схеме красная (синяя) замкнутые линии?
  • Составьте задачу по рисунку. Что требуется узнать в задаче?
  • Запишите решение в клетках под схемой.
  • Рассмотрите нижнюю схему и расскажите, чем она похожа и чем отличается от верхней?
  • Составьте задачу по этой схеме; определите, что требуется узнать в задаче; запишите решение.

      2. Пальчиковая гимнастика.

3. Решение задачи. Представление чисел от 11 до 19 в виде суммы разрядных слагаемых.

  • Прочитайте задачу.
  • Анализ и решение задачи.
  • Рассмотрите схемы на доске и выберите ту, которая соответствует условию задачи; объясните свой выбор.

scan таблицы

  • Решите примеры по образцу, данному в тетради.

  1. Дифференцированная работа.

  1. Чтение рассказа о маленьком автомобильчике «Малыш у себя дома».

            - Как называл хозяин свой маленький автомобильчик?

            - Какие звуки и в каких случаях издавал Малыш?

2. Слушание песни из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена».

 

3.Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

 

           - Раскрасьте картинку. Кто получился?   (Чебурашка).

           - Из какого произведения этот герой?

           - Кто был лучшим другом Чебурашки?

           

           - Вставьте пропущенные буквы в словах.

           - Разделите слова на слоги, поставьте знак ударения.

  1. Итог урока.

  • Игра «Подбери пару»

черника                                 черная

чай                                        чистый

чайник                                  честный

человек                                 чудесный

чертёж                               червивый

чернослив                            чёткий

- С какой буквой познакомились?

- Что вы о ней узнали?

- Что узнали о звуке [ ч]?

- Как вы думаете в каком домике будет жить звуковичок буквы Ч? Почему?

scan звуков

- Кому мы сегодня помогали в пути?

- Как вы думаете, мы помогли принцу? Все задания выполнили успешно и получили звезды.

Послушаем ещё раз кассету «Принц из сказки».

        «Большое спасибо, ребята, за вашу помощь. Мы вместе победили злую ведьму, а вы выполнили свои задания. И я понял, что вам на уроке было очень интересно. Ещё раз спасибо. До свидания».

Принц благодарит нас за урок словами, в которых есть буква Ч.

           Чудесно. Очаровательно.

           Умнички.  До встречи.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы р "

Научить писать строчную букву “р”. Закрепление графических и каллиграфических навыков письма.Развивать мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость, пространственные соотношения букв...

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Мм"

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: Звук Ш, буквы Ш,ш.

Данный урок предназначен тем, кто интересуется структурами сингапурского обучения, составлен по УМК "Планета знаний"...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук и буква Ч"

Урок обучения грамоте с использованием игровой и личностно- ориентированной технологий....

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме: «Знакомство с буквой Н»

Презентация составлена для знакомства с новой буквой по программе "Школа 21 века"...

Фрагмент урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Звук "ч", буква Ч"

На уроке проводилась работа в группах на этапе актуализации знаний....