Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Мм"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Разработка и презентация урока обучения грамоте в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В. ТКАЧЕНКО»

.

Бянкина Елена Ильинична,

учитель начальных классов

Тында

2012

Пояснительная записка.

Урок обучения грамоте с компьютерным сопровождением. УМК «Начальная школа ХХI века». Тема «Знакомство с буквой Мм».

Цель урока:  познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м'], буквами Мм.

Задачи урока:

  1. Образовательные:  познакомить с буквой Мм и звуками [м], [м'],  повторение ранее изученных букв, установление логических связей с изученным на предыдущих уроках; формирование умения правильно производить фонетический разбор на элементарном уровне.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся; развивать психические процессы: мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя.
  3. Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, формировать понятие о дружбе, доброте, отзывчивости; учить работать в парах.

Работаю на первом классе  по программе « Начальная школа 21 века».  В классе 28 человек, из них есть дети, которые хорошо читают. Есть два ребёнка,  которые не знают буквы. Поэтому на уроках чтения приходится больше заданий включать на запоминание учащимися изучаемых букв.   Составляю презентации к урокам чтения на изучение каждой буквы, потому что презентации позволяют:

  1. разнообразить виды работы на уроке;
  2. способствуют развитию кругозора учащихся и мотивации к получению знаний; развитию памяти, внимания, способностей детей.
  3. предоставить возможность учащимся сразу увидеть результат своей работы и работы товарищей;
  4. быстро провести проверку самостоятельно выполненных работ;
  5. включить каждого обучающегося в учебную деятельность.
  6. решить проблему подвижной наглядности.

Тема урока: Знакомство с буквой М, м.

Цель урока:  познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м'], буквами Мм.

Задачи урока:

  1. Образовательные:  познакомить с буквой Мм и звуками [м], [м'],  повторение ранее изученных букв, установление логических связей с изученным на предыдущих уроках; формирование умения правильно производить фонетический разбор на элементарном уровне.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся; развивать психические процессы: мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя.
  3. Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, формировать понятие о дружбе, доброте, отзывчивости; учить работать в парах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока: «дробная» (т.е. включение разных видов деятельности: чтение – печатание – игровая деятельность  и др.)

Технологии: коммуникационные технологии, компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии способом чередования видов деятельности, проведения физкультминуток.

Ход урока.

1.Организационный момент

Всем-всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания)

Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка.

-Выберите на урок свое настроение.

 (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)

2. Повторение изученного материала (разминка)

1) Наш урок начнём с разминки

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:                                                                                          

 (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными;

гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими; твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;

мягкие согласные могут быть  звонкими и глухими.)

-Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки

( дети называют)

( составляем схему на доске)

а) - Я буду читать вам загадки про буквы, а отгадки – буквы вы будете писать в тетрадях печатным шрифтом.

*Обруч катится легко,

Он похож на букву…(О)

* В слове МНЕ, в слове ДВЕ

На конце напишем …(Е)

*Вот два столбика наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед  тобою буква…(А)

*Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась … буква…(Ю)

*Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква…(Ё)

*Надела буква поясок,

Не просто так – наискосок.

Один совет ребятам всем:

Не путать эту букву с Н…(И)

Проверка    (Слайд 3  )  

 

   2)   - Ребята, посмотрите на эти буквы, все ли изученные буквы здесь напечатаны?  Что  вы о них знаете? Распределите их по домикам.

( Повторение правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков).

- Объясните, почему после синего квадрата расположены буквы а, о, у, э, ы, а после зелёного квадрата – буквы ю,я,и,ё,е

                                                                                   

Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке?

3. Изучение нового материала

а) Введение в тему.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.

* Звучит в записи песня «Улыбка».

- О чём эта песня?

- У кого в классе есть друзья?

- Как вы понимаете слово «Дружба»?

б) Работа по учебнику (стр. 62)

- Рассмотрите картинку

слайд № 6

* Жили – были Маша и Миша. Они были большие друзья. Но однажды Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.

- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

в) Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек

( девочки составляют схему слова Маша, а мальчики слова Миша)

( у доски работают 2 ученика)

слайды № 7 - 9

- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м']?

*  К нам на урок пожаловала новая буква, она сегодня именинница. Это буква Мм

слайд № 10 и видеосюжет (гиперссылка).

Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

г)  На что похожа буква?

Стихи о букве

                         *Вот качели – буква М!

                           Здесь качаться можно всем! (рисунок)

слайд № 11

                         *Взялись за руки друзья

                           И сказали: «Ты да я –

                           Это мы».

                           А между тем

                           Получилась буква М.

д)  Конструирование буквы М из палочек 

4.  Физкультминутка

Мы за руки возьмемся.

Друг другу улыбнемся.

Мы  словно буква М,

Идем с тобой вдвоем.

5. Ребята, буква – именинница принесла нам интересные задания. Давайте сделаем ей подарок,  и все задания выполним правильно. Согласны?

а) Из всех букв выбрать и зачеркнуть все буквы Мм (У каждого на парте задание на карточках)

ОьтМУцЪзоМЦуаАмМуЕпфРЁвомУврМмрОнаАчуЛдюиХАыМамаУаЩздАуМо

б) Игра «Магазин» слайд № 13

Поможем продавцу расставить  предметы на три полочки: на первую – предметы, названия которых начинаются на букву м; на вторую – предметы, в названии которых буква м находится в середине слова; на третью – буква м в конце слова.

в)  Игра «Распредели слова правильно» слайд № 14

Учащиеся распределяют слова по мягкости – твёрдости первого звука в слове. Маша собирает слова с твердым звуком [м] , а Миша – с мягким звуком  [м'].

6. Чтение слогов. Работа по учебнику. слайды № 15 - 24

а) * Вышел  ёжик погулять, грибов – ягодок собрать,

А за ним ежатки, малые ребятки.

«Все сюда, скорей, я шёл и вам буковку нашёл».

- Какую буковку нашёл ёжик? (М)

Прибежал весёлый А, прочитали дети – МА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.

Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – МИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.

Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.

Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.

Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.

б) работа в парах – чтение слогов по учебнику (слабые дети читают более сильным).

в) Составление слов.

МА – МО – МЯ – МЫ – МИ

МУ – МЁ – МЮ – МЭ – МЕ

- Составьте слова с данными слогами

7. Физкультминутка

Упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук). Затем построить мостик втроём, вчетвером и т.д.. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

8. Чтение и анализ стихотворения В.Орлова «Кто кого».

а) Чтение стихотворения учителем (если есть, то хорошо читающими детьми)

б) - О ком это стихотворение?

- Кто задаёт вопросы мальчикам?

- Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный выбор?

- Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

- Что обозначает выражение «водой не разольёшь»?

9. Чтение учителем стихотворения Б. Заходера      «Мы – друзья».

- Поднимите руку, кто ещё не имеет друга.

- Кто хотел бы найти себе друга?

- Для чего нужны друзья?

10. Физкультминутка

 11. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

а) - Назовите изображенные предметы (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)

- Покажите и назовите все предметы одежды.

- Прочитайте слова, написанные под картинками (Моя, моё, мой, мои)

б) Работа в парах

- Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «моя» («моё», «мой», «мои»).

 Проверка

слайд № 25

-Назовите другие предметы, к которым подходят эти слова.

12. Дифференцированная работа.

1) Задание  для нечитающих детей

- Закрасьте коричневым карандашом те части рисунка, в которых найдете буквы «М» и «м».

2) Задание для читающих детей (самостоятельная работа)

- Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос учебника.

3) Проверка выполнения заданий

13. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает буква М?

- Какой фишкой обозначим твёрдый согласный звук [м]?

- Перед какими гласными буква М обозначает твёрдый согласный звук?

- Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук  [м']?

- Перед какими гласными буква М обозначает мягкий звук?

                   Если есть друзья на свете –

                  Всё прекрасно, всё цветёт.

                  Даже самый сильный ветер,

                  Даже буря не согнет.

                  Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

                 Будем весело шагать.

                 При любой погоде дружим –

                 Дружбы этой не порвать.

-  Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

- Как называется буква, которую изучили?

-Какие звуки она обозначает?

- Научились ли мы читать слоги, слова, с буквой м?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

-В кружочках настроения нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравни его с тем, что было вначале  урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему?

14. Рефлексия-  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте 1 класс "Звук (ч*). Строчная буква ч."

Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс. Тема: «Звук [и]. Буквы И,и»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок обучения грамоте 1 класс. "Звуки [ф], [ф\']. Буквы Ф, ф. Морское путешествие"

Урок обучения грамоте с применением игровых, информационно -коммуникационных и здоровьесберегающих технологий....

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....

Урок обучения грамоте 1 класс "Звуки [б,б\'], буквы Б,б."

Знакомство с согласными звуками и буквой....

План-конспект урока обучения грамоте. 1 класс.Звуки [ л ], [л\']. Буква Л, л.

Конспект урока обучения грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Тема: Звуки [ л ], [л']. Буква Л,л....