Интегрированный урок обучения грамоте 1 класс "Звук (ч*). Строчная буква ч."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы при организации деятельностного подхода в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.
Программа Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю, даёт возможность проведения интегрированных уроков обучения грамоте. Такие уроки повышают мотивацию учения. Урок носит развивающий характер, используются проблемный и частично- поисковый методы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Дактуйская средняя общеобразовательная школа
интегрированный (чтение и письмо)
Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100»
Учебник: Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС,2012.
Ливандовская Елена Викторовна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
электронный почтовый ящик: lliwan@yandex.ru
2013 год
Технологическая карта
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Тип урока | ОНЗ (открытие нового знания) |
Используемые технологии | Технология деятельностного метода |
Используемые методы | Проблемный, частично - поисковый |
Тема урока | Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание ча- чу. |
Цель | Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой ч, для формирования УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных). |
Задачи | Образовательные: способствовать формированию представлений о звуках и буквах русского языка, вырабатывать навыки осознанного чтения, формировать навыки правильного написания букв и их соединений. Развивающие: развивать орфографические умения, тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение. Развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, умение контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности своих товарищей, продолжать формировать навыки групповой работы, повышать мотивацию учения. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, коммуникативные умения, веру в свои силы. |
Планируемый результат | |
Предметные умения: - уметь выделять звук [ч'], давать ему характеристику ; - уметь делать звуко- буквенный анализ слова; - уметь находить «ошибкоопасное место» в слове; - уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; - уметь прогнозировать учебную деятельность. | Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; -оценивать содержание учебного материала -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; -работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение; Принимать и сохранять - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь чётко выражать свои мысли; - учиться выполнять различные роли в группе. |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах | Книгопечатная продукция:
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска SMART. Экранно-звуковое пособие: презентация в Power Point . ЭОР: http://rushkolnik.ru/tw_files/4754/d-4753688/4753688_html_166c49bd.jpgние http://www.brainmusic.ru/cartoon_film/2/27.MP3 http://www.brainmusic.ru/cartoon_film/2/17.MP3 |
Пояснительная записка
В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.
Федеральный государственный стандарт определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении. В связи с этим для меня актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода. Ведущая идея опыта: сформировать у младших школьников УУД, которые обеспечат достижение новых образовательных результатов.
Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы при организации деятельностного подхода в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.
Программа Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю, даёт возможность проведения интегрированных уроков обучения грамоте. Такие уроки повышают мотивацию учения. Урок носит развивающий характер, используются проблемный и частично- поисковый методы.
Ι. Самоопределение к учебной деятельности.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
- Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.
- Какая работа предстоит нам на уроке? ( Узнать что-то новое)
- Мы сегодня будем познавать тайны русского языка.
-Послушайте советы парты. Слайд №1
- В походе за новыми знаниями нам нужно вспомнить правила работы в группе. Сайд №2
- Девиз нашего урока «Век живи – век учись!». Слайд № 3
- Почему, люди учатся всю жизнь? (Высказывания детей)
ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Я думаю, что всё на уроке у нас получится. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.
- Из чего состоит наша речь?
- На какие группы можно разделить все звуки?
- Что можете сказать о согласных звуках? О гласных? Слайд № 4
- Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.
- Что можно составить из звуков и букв?
- Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить? Вспомним написания словарных слов.
Учащиеся сидят группами. На каждом столе карточки с заданиями, лист самооценки, сигнальные кружки.
Карточки № 1.(Приложение 1)
Учащиеся вставляют букву в слово, передают по карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой (1-2-я, 3-4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Готовы».
- Обсудите и оцените работу в группах. (Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)
- Молодцы!
Физкультминутка.
Дыхательная гимнастика по Стрельникову.
Упражнения «Кошечка» и «Маятник»
- Ребята, вспомните последнее слово на карточке (Чай, чудо).Слайд № 5
- На Руси, чаепитие всегда отличалось сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы
А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. Название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».
- Какую новую букву вы встретили в словах? (Букву ч)
- Какие буквы вставили после неё? Вы можете доказать правильность выбора буквы? Что мы теперь должны сделать?
( Разобраться в чём наше затруднение)
III. Постановка учебной задачи.
- У нас появилась проблема! Итак, какой должна быть цель нашей деятельности? Чему мы будем учиться? О чем мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её выполнить? (Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу.)
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какой должен быть следующий шаг нашей деятельности?
(Самим найти способ решения этой проблемы) Слайд № 6
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
- Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать
Повторим правила работы в группе. Приложение 2
- Возьмите карточки № 2 и выполните задание. Приложение 3
1-я группа.
Откройте Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.
2-я группа.
Откройте Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой гамме). Сделайте вывод о звуке [ч'].
3-я группа.
Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.
4-я группа.
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?
Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )
Чу – чу – чу – мультик я сейчас…( включу )
Ча – ча – ча – на столе горит …(свеча)
Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы».
- Послушаем ответы 4-й группы. Оценим их.
- Послушайте и оцените ответы 3-й группы.
- Молодцы!
Слайд № 7 - Прочитайте запись на слайде
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. А ещё в чёрном чулане не живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.
Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал. Ничего кроме колёсиков и винтиков там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!
- Значение каких слов вы не знаете? (Чабан, чулан, чердак, чемодан)
- Где можно узнать что обозначают незнакомые слова? (Словари толковые)
Слайд № 8,9 Чабан – это пастух, пасущий овец; чулан – кладовка; чердак - помещение между потолком и крышей дома; чемодан - коробка с прикрепленной запирающейся крышкой, используемая для перевозки вещей, сделанная из прочного материала.
-Найдите слова с буквой ч и подчеркните в тексте.
Выполняется работа на интердоске.
- Молодцы! Так какая же тайна спряталась в часах?
(высказывания детей)
Слайд № 10 Физкультминутка.
Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Работа с учебником.
- Продолжаем работу. Откройте Букварь с. 132.
- Послушаем ответы 1-й группы. Рисуем схему- «человечка» ч.
Слайд № 11
Оцените ответы.
- Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.
- Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч']
- Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги? (Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)
- Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги?
(Звук [ч'] не бывает твёрдым.) Слайд №12
- Итак, расскажите, что мы узнали о букве ч.
Рассказ в парах. Сигнал «Готовы».
- Обсудите выполнение задания в группе. Самооценка.
Слайд № 13 Физкультминутка
- Продолжим знакомство с буквой ч.
Карточки № 3.
1-я группа.
Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». (См. Приложение 4.) Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант.
2-я группа.
Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.
3-я группа.
Сравните строчную букву ч со строчной буквой г. Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.
4-я группа.
Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (чо че чи чу ач еч).
Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы».
-Послушаем ответы 1-й группы...
2-й группы...
- Откройте прописи на с. 23.
Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Ручку я от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Подготовим руку к письму, обведите узоры. В конвертах вырезанная письменная буква ч из бархатной бумаги. Обведите её указательным пальцем несколько раз.
- Послушаем ответ 3-й группы.
Далее учитель показывает написание буквы ч на доске, дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи.
Письмо буквы маркером на индивидуальной досточке.
Письмо в прописи: ч ч ч ч ч ч/ч/г ч г ч ч чч ч чч.
Физкультминутка (моторика).
Это пальчик дедушка,
Это пальчик бабушка,
Это пальчик мамочка,
Это пальчик папочка,
Это пальчик я, вот и вся моя семья!
- Послушаем ответ 4-й группы.
Письмо в прописи: чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн.
Взаимопроверка в парах: подчеркнуть красным цветом самую красивую букву, самый красивый слог.
- С написанием какой буквы вы познакомились?
- Обсудите выполнение задания в группе.
Самооценка.
Работа с учебником.
- Прочитайте столбики слов.
- На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча, чу.)
- Почему эти сочетания являются опасными? (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.)
- Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить?
(Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.)
- Вот ещё одну тайну вы узнали на уроке. Открыли для себя новое знание!
V.Первичное закрепление.
- Работа в прописи. Найдите слова с сочетаниями ча, чу.
- Прочитайте их. В прописях девочки пишут слова со слогом ча, мальчики — слова со слогом чу.
- Подчеркните орфограмму простым карандашом.
Взаимопроверка в парах.
- А теперь в группах попробуйте придумать коротенькую сказку о том, как буква ч подружилась с буквами а и у:
1-я и 2-я группа - ча,
3-я и 4-я группа - чу.
- Послушаем сказки.
Оценивание групп.
- Итак, с какую тайну русского языка вы сейчас узнали? (Ча пиши с а, чу пиши су.)
- Обсудите выполнение задания в группе.
Самооценка.
Физкультминутка.
- Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий.
Слайд №14
- Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. - Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Упражнение в чтении.
- Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч - «почемучка».
- Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию, о чём прочитаем в рассказе?
Читаем за звуковым ориентиром (магнитофон)
- Верны ли ваши предположения?
- О какой букве идёт речь?
- Как её называет автор? Почему?
- А теперь вы отправляетесь в этот текст со своим заданием.
Карточки № 4.
1-я группа.
Найдите однокоренные слова к слову чай. Докажите, что они одно-коренные. (Что обозначает каждое слово?)
2-я группа.
Найдите в тексте слова: чаепитие, перевёрнутый, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?
3-я группа.
Ответьте подробно на вопрос: почему букву ч назвали буквой-почемучкой? Хорошо это - быть почемучкой?
4-я группа.
Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.
- Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.
- А кого ещё называют «почемучками?» ( Детей, потому что нам всё интересно)
- Значит девиз нашего урока правильный, если человек учится, значит, он будет знать больше.
- Придумать продолжение сказки.
Дети работают в парах.
- Обсудите выполнение задания в группе.
Самооценка.
VII. Рефлексия деятельности.
- Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
Самооценка. Выскажите свои мысли по уроку. Слайд №15
- Спасибо за урок!
Литература
- Бунеев Р.Н. Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС, 2012.
- Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - М., 1994.
- Глазкова ТА, Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности / Т.А. Глазкова // Начальная школа. -1999. -М 10. -С. 33-36.
- Классификация общих методик при коллективных учебных занятиях // Сельская школа. - 2005. - Июнь. - С. 4-8.
- Пронина О. В. Мои волшебные пальчики: Тетрадь № 5 / О.В. Пронина. - М., 2012.
Приложение .
Приложение 1 Карточки №1
1 и 3 группы
К_пуста, ябл_ня, х_р_шо, к_рова, л_мон, ч_й.
Ябл_ко, р_бина, в_рона, _сина, м_л_ко,ч_до. 2 и 4 группы
Приложение 2
Правила работы в группе
Приложение 3 Карточки № 2
1-я группа.
Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о
букве ч.
2-я группа.
Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой форме). Сделайте вывод о звуке [ч'].
3-я группа.
Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.
4-я группа.
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?
Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )
Чу – чу – чу – мультик я сейчас…( включу )
Ча – ча – ча – на столе горит …(свеча)
Приложение 4
На что похожа буква ч. | |
Буква ч сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь. | |
Ч | Ч с четвёркой так похож! Буква с цифрой? Ну и что же?! Удивляешься чему ты? Просто их не надо путать. |
Первой букве в слове «ЧТЕНИЕ», Букве ч моё почтение! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Разработка интегрированного урока обучения грамоте Тема: «Звук [ш],буквы Ш, ш. Закрепление».
Урок обучения грамоте по теме "Закрепление. Звук и буква "ш". УМК "Школа России". На уроке использован материал для создания эмоционального настроя учащихся, учащиеся учатся работать в парах, учатся а...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140971-1352483613.jpg)
Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.
Урок по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....
Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"
Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-336843-1392386671.jpg)
Конспект урока обучения грамоте "Звук у. Строчная буква У"
УМК "Перспектива" 1 класс, учебник "Азбука" авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева...
Презентация к уроку обучения грамоте на тему: "Строчная буква д".
Данная презентация составлена для работы с УМК "Перспектива". Она позволит обучающимся научиться планировать свою деятельность при знакомстве с написанием новой буквы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1188021-1573669987.jpg)
Конспект урока обучения грамоте на тему «Строчная буква п». 1 класс
Конспект урока обучения грамоте на тему «Строчная буква п». 1 класс...