Главные вкладки

    Интегрированный урок обучения грамоте 1 класс "Звук (ч*). Строчная буква ч."
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Ливандовская Елена Викторовна

    Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы при организации  деятельностного подхода в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.
    Программа Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю, даёт возможность проведения интегрированных уроков обучения грамоте. Такие уроки повышают мотивацию учения. Урок носит развивающий характер, используются проблемный и частично- поисковый методы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Дактуйская средняя общеобразовательная школа

    интегрированный (чтение и письмо)

    Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100»

    Учебник: Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС,2012.

    Ливандовская Елена Викторовна

    учитель начальных классов

    первая квалификационная категория

    электронный почтовый ящик: lliwan@yandex.ru

    2013 год

    Технологическая карта

    Учебный предмет

    Русский язык

    Класс

    1

    Тип урока

    ОНЗ (открытие нового знания)

    Используемые технологии

    Технология деятельностного метода

    Используемые методы

    Проблемный, частично - поисковый

    Тема урока

    Согласный звук [ч']. Строчная буква ч.  Правописание ча- чу.

    Цель

    Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой ч, для формирования УУД учащихся  (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

    Задачи

    Образовательные: способствовать формированию представлений  о звуках и буквах русского языка, вырабатывать навыки осознанного чтения, формировать навыки правильного написания  букв и их соединений.

    Развивающие:  развивать орфографические умения, тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение. Развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, умение контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности  своих товарищей, продолжать формировать навыки групповой работы, повышать мотивацию учения.

    Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению,  коммуникативные умения, веру в свои силы.

    Планируемый результат

    Предметные умения:

    - уметь выделять звук [ч'], давать ему характеристику ;

    - уметь делать звуко- буквенный анализ слова;

    - уметь находить «ошибкоопасное место» в слове;

    - уметь сравнивать, обобщать, делать выводы;

    - уметь прогнозировать учебную деятельность.

    Познавательные УУД:

    - ориентироваться в учебнике, тетради;

     -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

    - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

       Личностные УУД:

    - определять общие для всех правила поведения;

     - определять правила работы в группах;

     -оценивать содержание учебного материала

     -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Регулятивные УУД:

     - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

     - формулировать учебные задачи;

     -работать по предложенному плану, инструкции;

     - высказывать свое предположение;

    Принимать и сохранять  - осуществлять самоконтроль;

      -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

      Коммуникативные УУД:

     - слушать и понимать речь других;

     - уметь чётко выражать свои мысли;

     - учиться выполнять различные роли в группе.

            Формы работы

                        Ресурсы

    Фронтальная

    Групповая

    Работа в парах

    Книгопечатная продукция:

    1. Пропись Пронина О. В. Мои волшебные пальчики: Тетрадь № 5  О.В. Пронина. - М., 2012.
    2. Раздаточный материал для учащихся (карточки  с заданиями).
    3.  Индивидуальные  маркерные досточки , маркеры.

    Технические средства обучения:

    компьютер, медиапроектор,

    интерактивная доска SMART.

    Экранно-звуковое пособие:

    презентация в  Power  Point .

    ЭОР: http://rushkolnik.ru/tw_files/4754/d-4753688/4753688_html_166c49bd.jpgние 

    http://www.brainmusic.ru/cartoon_film/2/27.MP3 

    http://www.brainmusic.ru/cartoon_film/2/17.MP3 

    Пояснительная записка

     В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

    Федеральный государственный стандарт  определил цель образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении. В связи с этим для меня актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода. Ведущая идея опыта: сформировать у младших школьников УУД, которые обеспечат достижение новых образовательных результатов.

    Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы при организации  деятельностного подхода в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.

    Программа Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю, даёт возможность проведения интегрированных уроков обучения грамоте. Такие уроки повышают мотивацию учения. Урок носит развивающий характер, используются проблемный и частично- поисковый методы.

                                            Ход урока.

    Ι. Самоопределение к  учебной деятельности.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Урок пора нам начинать.

    Вы друг другу улыбнитесь.

    И тихонечко садитесь.

    - Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.

    - Какая работа предстоит нам на уроке?  ( Узнать что-то новое)

    - Мы сегодня будем познавать тайны  русского языка.

    -Послушайте  советы парты. Слайд №1

    - В походе за новыми знаниями нам нужно вспомнить правила работы в группе. Сайд №2

    - Девиз нашего урока «Век живи – век учись!».  Слайд № 3

    - Почему, люди учатся всю жизнь?  (Высказывания детей)

    ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    - Я думаю, что всё на уроке у нас получится. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.

    - Из чего состоит наша речь?

    - На какие группы можно разделить все звуки?

    - Что можете сказать о согласных звуках? О гласных? Слайд № 4

    - Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.

    - Что можно составить из звуков и букв?

    - Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить? Вспомним написания словарных слов.

    Учащиеся сидят группами. На каждом столе карточки с заданиями, лист самооценки, сигнальные кружки.

    Карточки № 1.(Приложение 1)

    Учащиеся вставляют букву в слово, передают по карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой (1-2-я, 3-4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Готовы».

    - Обсудите и оцените работу в группах. (Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки  выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)

    - Молодцы!

    Физкультминутка.

    Дыхательная гимнастика по Стрельникову.

    Упражнения «Кошечка» и «Маятник»

    - Ребята, вспомните последнее слово на карточке (Чай, чудо).Слайд № 5

    - На Руси, чаепитие всегда отличалось сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы

    А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. Название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».

    - Какую новую букву вы встретили в словах? (Букву ч)

    - Какие  буквы вставили после неё? Вы можете доказать правильность выбора буквы?  Что мы теперь должны сделать?

    ( Разобраться в чём наше затруднение)

    III. Постановка учебной задачи.

    - У нас появилась проблема!  Итак, какой должна быть цель нашей деятельности? Чему  мы будем учиться? О чем мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её выполнить?  (Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу.)

    - Сформулируйте тему нашего урока.

    - Какой должен быть следующий  шаг нашей деятельности?

    (Самим найти способ решения этой проблемы) Слайд № 6

    IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

    - Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].

    Чтобы звуком управлять,

    О нём всё точно надо знать

    Повторим правила работы в группе. Приложение 2

    - Возьмите карточки № 2 и выполните задание. Приложение 3

    1-я группа.

    Откройте Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.

    2-я группа.

    Откройте  Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой гамме). Сделайте вывод о звуке [ч'].

    3-я группа.

    Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?

    Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.

    4-я группа.

    Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?

    Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )

    Чу – чу – чу – мультик  я сейчас…( включу )

    Ча – ча – ча –  на столе горит …(свеча)

    Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы».

    - Послушаем ответы 4-й группы.  Оценим их.

    - Послушайте и оцените ответы 3-й группы.

    - Молодцы!

    Слайд № 7 - Прочитайте запись на слайде 

       Я знаю, что чайки  живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде.

      Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. А ещё в чёрном чулане не живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.

       Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал. Ничего кроме колёсиков и винтиков там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

    - Значение  каких слов вы не знаете? (Чабан, чулан, чердак, чемодан)

    - Где можно узнать что обозначают незнакомые слова? (Словари толковые)

    Слайд № 8,9  Чабан – это пастух, пасущий овец;   чулан – кладовка; чердак - помещение между потолком и крышей  дома; чемодан - коробка с прикрепленной запирающейся крышкой, используемая для перевозки вещей, сделанная из прочного материала.

    -Найдите слова с буквой ч и подчеркните в тексте.

    Выполняется работа на интердоске.

    - Молодцы! Так какая же тайна спряталась в часах?

    (высказывания детей)

    Слайд № 10  Физкультминутка.  

    Тик-так, тик-так.

    Все часы идут вот так:

    Тик-так, тик-так.

    Смотри скорей, который час:

    Тик-так, тик-так, тик-так.

    Налево раз, направо раз,

    Мы тоже можем так:

    Тик-так, тик-так, тик-так.

    Работа с учебником.

    - Продолжаем работу. Откройте Букварь  с. 132.

    - Послушаем ответы 1-й группы. Рисуем схему- «человечка» ч.

    Слайд № 11

    Оцените ответы.

    - Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.

    - Найдите слоги вверху.  Обозначьте цветом звук [ч']

    - Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги? (Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)

    - Какой    слог    соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги?

    (Звук [ч'] не бывает твёрдым.)  Слайд №12

    - Итак, расскажите, что мы узнали о букве ч.

    Рассказ в парах. Сигнал «Готовы».

    - Обсудите выполнение задания в группе. Самооценка.

    Слайд № 13  Физкультминутка 

    - Продолжим знакомство с буквой ч.

    Карточки № 3.

    1-я группа.

    Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». (См. Приложение 4.) Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант.

    2-я группа.

    Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.

    3-я группа.

    Сравните строчную букву ч со строчной  буквой г. Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.

    4-я группа.

    Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (чо че чи чу ач еч).

    Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы».

    -Послушаем ответы 1-й группы...

    2-й группы...

    - Откройте прописи на с. 23.

      Я тетрадочку открою и наклонно положу,

    Ручку я от вас не скрою, ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

    Подготовим руку к письму, обведите узоры. В конвертах вырезанная письменная буква ч из бархатной бумаги. Обведите её указательным пальцем несколько раз.

    - Послушаем ответ 3-й группы.

    Далее учитель показывает написание буквы ч на доске, дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на  ладони и в прописи.

    Письмо буквы маркером на индивидуальной досточке.

    Письмо в прописи: ч ч ч ч ч ч/ч/г ч г ч ч чч ч чч.

    Физкультминутка (моторика).

    Это пальчик дедушка,

    Это пальчик бабушка,

    Это пальчик мамочка,

    Это пальчик папочка,

    Это пальчик я, вот и вся моя семья!

    - Послушаем ответ 4-й группы.
    Письмо в прописи:
    чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн.

    Взаимопроверка в парах: подчеркнуть красным цветом самую красивую букву, самый красивый слог.

    - С написанием какой буквы вы познакомились?

    - Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    Работа с учебником.

    - Прочитайте столбики слов.

    - На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча,  чу.)

    - Почему эти сочетания являются опасными? (Звук '] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.)

    - Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить?

    (Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.)

    - Вот ещё одну тайну вы узнали на уроке. Открыли для себя новое знание!

    V.Первичное закрепление.

    - Работа в прописи. Найдите слова с сочетаниями ча, чу.

    - Прочитайте их. В прописях девочки пишут слова со слогом ча, мальчики — слова со слогом чу.

    - Подчеркните орфограмму простым карандашом.

    Взаимопроверка в парах.

    - А теперь в группах попробуйте придумать коротенькую сказку о том, как буква ч подружилась с буквами а и у:
    1-я и 2-я группа - ча,

    3-я и 4-я группа - чу.

    - Послушаем сказки.
    Оценивание групп.

    - Итак, с какую тайну русского языка вы сейчас узнали? (Ча пиши с а, чу пиши су.)

    - Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    Физкультминутка.

    • Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий.

    Слайд №14

    • Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)

    - Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.      - Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    VI. Включение в систему знаний и повторение.

    Упражнение в чтении.

    - Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч - «почемучка».

    - Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию, о чём прочитаем в рассказе?

    Читаем за звуковым ориентиром (магнитофон)

    - Верны ли ваши предположения?

    - О какой букве идёт речь?

    - Как её называет автор? Почему?

    - А теперь вы отправляетесь в этот текст со своим заданием.

    Карточки № 4.

    1-я группа.

    Найдите однокоренные слова к слову чай. Докажите, что они одно-коренные. (Что обозначает каждое слово?)

    2-я группа.

    Найдите в тексте слова: чаепитие,  перевёрнутый, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?

    3-я группа.

    Ответьте подробно на вопрос: почему букву ч назвали буквой-почемучкой? Хорошо это - быть почемучкой?

    4-я группа.

    Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.

    - Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.

    - А кого ещё называют «почемучками?» ( Детей, потому что нам всё интересно)

    - Значит девиз нашего урока правильный, если человек учится, значит, он будет знать больше.

    - Придумать продолжение сказки.

    Дети работают в парах.

    - Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    VII. Рефлексия деятельности.

    - Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
    Самооценка. Выскажите свои мысли по уроку
    . Слайд №15

    - Спасибо за урок!

    Литература

    1. Бунеев Р.Н. Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС, 2012.

    1. Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - М., 1994.

    1. Глазкова ТА, Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности  / Т.А. Глазкова // Начальная школа. -1999. -М 10. -С. 33-36.

    1. Классификация общих методик при коллективных учебных занятиях // Сельская школа. - 2005. - Июнь. - С. 4-8.

    1. Пронина О. В. Мои волшебные пальчики: Тетрадь № 5 / О.В. Пронина. - М., 2012.

    Приложение .

    Приложение 1 Карточки №1

    1 и 3 группы  

    К_пуста, ябл_ня, х_р_шо, к_рова, л_мон, ч_й.

    Ябл_ко, р_бина, в_рона, _сина, м_л_ко,ч_до. 2 и 4 группы

    Приложение 2

    Правила работы в группе

    Приложение 3   Карточки № 2

    1-я группа.

    Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о

    букве ч.

    2-я группа.

    Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой форме). Сделайте вывод о звуке [ч'].

    3-я группа.

    Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?

    Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.

    4-я группа.

    Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?

    Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )

    Чу – чу – чу – мультик  я сейчас…( включу )

    Ча – ча – ча –  на столе горит …(свеча)

    Приложение 4

    На что похожа буква  ч.

    Буква ч сказала: «Есть!»

    Отдала кому-то честь.

    Ч

    Ч с четвёркой так похож!

    Буква с цифрой? Ну и что же?!

    Удивляешься чему ты?

    Просто их не надо путать.

    Первой букве в слове «ЧТЕНИЕ»,

    Букве ч моё почтение!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

    Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

    Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

    Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

    Разработка интегрированного урока обучения грамоте Тема: «Звук [ш],буквы Ш, ш. Закрепление».

    Урок обучения грамоте по теме "Закрепление. Звук и буква "ш". УМК "Школа России". На уроке использован материал для создания эмоционального настроя учащихся, учащиеся учатся работать в парах, учатся а...

    Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

    Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

    Конспект урока обучения грамоте ( письмо). "Письмо строчной буквы ё"

    Цель урока научить правильному написанию строчной буквы ё. Повторить особенности букв е, ё. Закреплять навык звукобуквенного разбора слов, умения выделять, слышать нужный звук. Развивать фонематически...

    Конспект урока обучения грамоте "Звук у. Строчная буква У"

    УМК "Перспектива" 1 класс, учебник "Азбука" авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева...