Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме:
    Интегрированный урок обучения грамоте 1 класс "Звук (ч*). Строчная буква ч."

    Ливандовская Елена Викторовна

    Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы при организации  деятельностного подхода в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.
    Программа Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю, даёт возможность проведения интегрированных уроков обучения грамоте. Такие уроки повышают мотивацию учения. Урок носит развивающий характер, используются проблемный и частично- поисковый методы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Дактуйская средняя общеобразовательная школа

    интегрированный (чтение и письмо)

    Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100»

    Учебник: Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС,2012.

    Ливандовская Елена Викторовна

    учитель начальных классов

    первая квалификационная категория

    электронный почтовый ящик: lliwan@yandex.ru

    2013 год

    Технологическая карта

    Учебный предмет

    Русский язык

    Класс

    1

    Тип урока

    ОНЗ (открытие нового знания)

    Используемые технологии

    Технология деятельностного метода

    Используемые методы

    Проблемный, частично - поисковый

    Тема урока

    Согласный звук [ч']. Строчная буква ч.  Правописание ча- чу.

    Цель

    Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой ч, для формирования УУД учащихся  (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

    Задачи

    Образовательные: способствовать формированию представлений  о звуках и буквах русского языка, вырабатывать навыки осознанного чтения, формировать навыки правильного написания  букв и их соединений.

    Развивающие:  развивать орфографические умения, тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение. Развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, умение контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности и деятельности  своих товарищей, продолжать формировать навыки групповой работы, повышать мотивацию учения.

    Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению,  коммуникативные умения, веру в свои силы.

    Планируемый результат

    Предметные умения:

    - уметь выделять звук [ч'], давать ему характеристику ;

    - уметь делать звуко- буквенный анализ слова;

    - уметь находить «ошибкоопасное место» в слове;

    - уметь сравнивать, обобщать, делать выводы;

    - уметь прогнозировать учебную деятельность.

    Познавательные УУД:

    - ориентироваться в учебнике, тетради;

     -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

     - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

    - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

       Личностные УУД:

    - определять общие для всех правила поведения;

     - определять правила работы в группах;

     -оценивать содержание учебного материала

     -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Регулятивные УУД:

     - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

     - формулировать учебные задачи;

     -работать по предложенному плану, инструкции;

     - высказывать свое предположение;

    Принимать и сохранять  - осуществлять самоконтроль;

      -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

      Коммуникативные УУД:

     - слушать и понимать речь других;

     - уметь чётко выражать свои мысли;

     - учиться выполнять различные роли в группе.

            Формы работы

                        Ресурсы

    Фронтальная

    Групповая

    Работа в парах

    Книгопечатная продукция:

    1. Пропись Пронина О. В. Мои волшебные пальчики: Тетрадь № 5  О.В. Пронина. - М., 2012.
    2. Раздаточный материал для учащихся (карточки  с заданиями).
    3.  Индивидуальные  маркерные досточки , маркеры.

    Технические средства обучения:

    компьютер, медиапроектор,

    интерактивная доска SMART.

    Экранно-звуковое пособие:

    презентация в  Power  Point .

    ЭОР: http://rushkolnik.ru/tw_files/4754/d-4753688/4753688_html_166c49bd.jpgние 

    http://www.brainmusic.ru/cartoon_film/2/27.MP3 

    http://www.brainmusic.ru/cartoon_film/2/17.MP3 

    Пояснительная записка

     В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании  личности, подготовленной  к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

    Федеральный государственный стандарт  определил цель образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении. В связи с этим для меня актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода. Ведущая идея опыта: сформировать у младших школьников УУД, которые обеспечат достижение новых образовательных результатов.

    Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы при организации  деятельностного подхода в обучении. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной  деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.

    Программа Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю, даёт возможность проведения интегрированных уроков обучения грамоте. Такие уроки повышают мотивацию учения. Урок носит развивающий характер, используются проблемный и частично- поисковый методы.

                                            Ход урока.

    Ι. Самоопределение к  учебной деятельности.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Урок пора нам начинать.

    Вы друг другу улыбнитесь.

    И тихонечко садитесь.

    - Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.

    - Какая работа предстоит нам на уроке?  ( Узнать что-то новое)

    - Мы сегодня будем познавать тайны  русского языка.

    -Послушайте  советы парты. Слайд №1

    - В походе за новыми знаниями нам нужно вспомнить правила работы в группе. Сайд №2

    - Девиз нашего урока «Век живи – век учись!».  Слайд № 3

    - Почему, люди учатся всю жизнь?  (Высказывания детей)

    ΙΙ. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    - Я думаю, что всё на уроке у нас получится. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.

    - Из чего состоит наша речь?

    - На какие группы можно разделить все звуки?

    - Что можете сказать о согласных звуках? О гласных? Слайд № 4

    - Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.

    - Что можно составить из звуков и букв?

    - Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить? Вспомним написания словарных слов.

    Учащиеся сидят группами. На каждом столе карточки с заданиями, лист самооценки, сигнальные кружки.

    Карточки № 1.(Приложение 1)

    Учащиеся вставляют букву в слово, передают по карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой (1-2-я, 3-4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Готовы».

    - Обсудите и оцените работу в группах. (Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки  выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)

    - Молодцы!

    Физкультминутка.

    Дыхательная гимнастика по Стрельникову.

    Упражнения «Кошечка» и «Маятник»

    - Ребята, вспомните последнее слово на карточке (Чай, чудо).Слайд № 5

    - На Руси, чаепитие всегда отличалось сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы

    А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. Название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».

    - Какую новую букву вы встретили в словах? (Букву ч)

    - Какие  буквы вставили после неё? Вы можете доказать правильность выбора буквы?  Что мы теперь должны сделать?

    ( Разобраться в чём наше затруднение)

    III. Постановка учебной задачи.

    - У нас появилась проблема!  Итак, какой должна быть цель нашей деятельности? Чему  мы будем учиться? О чем мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её выполнить?  (Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу.)

    - Сформулируйте тему нашего урока.

    - Какой должен быть следующий  шаг нашей деятельности?

    (Самим найти способ решения этой проблемы) Слайд № 6

    IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

    - Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].

    Чтобы звуком управлять,

    О нём всё точно надо знать

    Повторим правила работы в группе. Приложение 2

    - Возьмите карточки № 2 и выполните задание. Приложение 3

    1-я группа.

    Откройте Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.

    2-я группа.

    Откройте  Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой гамме). Сделайте вывод о звуке [ч'].

    3-я группа.

    Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?

    Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.

    4-я группа.

    Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?

    Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )

    Чу – чу – чу – мультик  я сейчас…( включу )

    Ча – ча – ча –  на столе горит …(свеча)

    Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы».

    - Послушаем ответы 4-й группы.  Оценим их.

    - Послушайте и оцените ответы 3-й группы.

    - Молодцы!

    Слайд № 7 - Прочитайте запись на слайде 

       Я знаю, что чайки  живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде.

      Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. А ещё в чёрном чулане не живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.

       Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал. Ничего кроме колёсиков и винтиков там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!

    - Значение  каких слов вы не знаете? (Чабан, чулан, чердак, чемодан)

    - Где можно узнать что обозначают незнакомые слова? (Словари толковые)

    Слайд № 8,9  Чабан – это пастух, пасущий овец;   чулан – кладовка; чердак - помещение между потолком и крышей  дома; чемодан - коробка с прикрепленной запирающейся крышкой, используемая для перевозки вещей, сделанная из прочного материала.

    -Найдите слова с буквой ч и подчеркните в тексте.

    Выполняется работа на интердоске.

    - Молодцы! Так какая же тайна спряталась в часах?

    (высказывания детей)

    Слайд № 10  Физкультминутка.  

    Тик-так, тик-так.

    Все часы идут вот так:

    Тик-так, тик-так.

    Смотри скорей, который час:

    Тик-так, тик-так, тик-так.

    Налево раз, направо раз,

    Мы тоже можем так:

    Тик-так, тик-так, тик-так.

    Работа с учебником.

    - Продолжаем работу. Откройте Букварь  с. 132.

    - Послушаем ответы 1-й группы. Рисуем схему- «человечка» ч.

    Слайд № 11

    Оцените ответы.

    - Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.

    - Найдите слоги вверху.  Обозначьте цветом звук [ч']

    - Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги? (Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)

    - Какой    слог    соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги?

    (Звук [ч'] не бывает твёрдым.)  Слайд №12

    - Итак, расскажите, что мы узнали о букве ч.

    Рассказ в парах. Сигнал «Готовы».

    - Обсудите выполнение задания в группе. Самооценка.

    Слайд № 13  Физкультминутка 

    - Продолжим знакомство с буквой ч.

    Карточки № 3.

    1-я группа.

    Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква Ч». (См. Приложение 4.) Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант.

    2-я группа.

    Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.

    3-я группа.

    Сравните строчную букву ч со строчной  буквой г. Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.

    4-я группа.

    Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (чо че чи чу ач еч).

    Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы».

    -Послушаем ответы 1-й группы...

    2-й группы...

    - Откройте прописи на с. 23.

      Я тетрадочку открою и наклонно положу,

    Ручку я от вас не скрою, ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

    Подготовим руку к письму, обведите узоры. В конвертах вырезанная письменная буква ч из бархатной бумаги. Обведите её указательным пальцем несколько раз.

    - Послушаем ответ 3-й группы.

    Далее учитель показывает написание буквы ч на доске, дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на  ладони и в прописи.

    Письмо буквы маркером на индивидуальной досточке.

    Письмо в прописи: ч ч ч ч ч ч/ч/г ч г ч ч чч ч чч.

    Физкультминутка (моторика).

    Это пальчик дедушка,

    Это пальчик бабушка,

    Это пальчик мамочка,

    Это пальчик папочка,

    Это пальчик я, вот и вся моя семья!

    - Послушаем ответ 4-й группы.
    Письмо в прописи:
    чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн.

    Взаимопроверка в парах: подчеркнуть красным цветом самую красивую букву, самый красивый слог.

    - С написанием какой буквы вы познакомились?

    - Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    Работа с учебником.

    - Прочитайте столбики слов.

    - На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча,  чу.)

    - Почему эти сочетания являются опасными? (Звук '] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.)

    - Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить?

    (Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.)

    - Вот ещё одну тайну вы узнали на уроке. Открыли для себя новое знание!

    V.Первичное закрепление.

    - Работа в прописи. Найдите слова с сочетаниями ча, чу.

    - Прочитайте их. В прописях девочки пишут слова со слогом ча, мальчики — слова со слогом чу.

    - Подчеркните орфограмму простым карандашом.

    Взаимопроверка в парах.

    - А теперь в группах попробуйте придумать коротенькую сказку о том, как буква ч подружилась с буквами а и у:
    1-я и 2-я группа - ча,

    3-я и 4-я группа - чу.

    - Послушаем сказки.
    Оценивание групп.

    - Итак, с какую тайну русского языка вы сейчас узнали? (Ча пиши с а, чу пиши су.)

    - Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    Физкультминутка.

    • Зарядка для глаз по схеме зрительно-двигательных траекторий.

    Слайд №14

    • Работа над правильностью дыхания. (Дети выполняют стоя.)

    - Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.      - Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    VI. Включение в систему знаний и повторение.

    Упражнение в чтении.

    - Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч - «почемучка».

    - Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрацию, о чём прочитаем в рассказе?

    Читаем за звуковым ориентиром (магнитофон)

    - Верны ли ваши предположения?

    - О какой букве идёт речь?

    - Как её называет автор? Почему?

    - А теперь вы отправляетесь в этот текст со своим заданием.

    Карточки № 4.

    1-я группа.

    Найдите однокоренные слова к слову чай. Докажите, что они одно-коренные. (Что обозначает каждое слово?)

    2-я группа.

    Найдите в тексте слова: чаепитие,  перевёрнутый, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?

    3-я группа.

    Ответьте подробно на вопрос: почему букву ч назвали буквой-почемучкой? Хорошо это - быть почемучкой?

    4-я группа.

    Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.

    - Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.

    - А кого ещё называют «почемучками?» ( Детей, потому что нам всё интересно)

    - Значит девиз нашего урока правильный, если человек учится, значит, он будет знать больше.

    - Придумать продолжение сказки.

    Дети работают в парах.

    - Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    VII. Рефлексия деятельности.

    - Ребята, давайте подведём итог нашей работы.
    Самооценка. Выскажите свои мысли по уроку
    . Слайд №15

    - Спасибо за урок!

    Литература

    1. Бунеев Р.Н. Букварь / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. -БАЛЛАС, 2012.

    1. Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина. - М., 1994.

    1. Глазкова ТА, Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности  / Т.А. Глазкова // Начальная школа. -1999. -М 10. -С. 33-36.

    1. Классификация общих методик при коллективных учебных занятиях // Сельская школа. - 2005. - Июнь. - С. 4-8.

    1. Пронина О. В. Мои волшебные пальчики: Тетрадь № 5 / О.В. Пронина. - М., 2012.

    Приложение .

    Приложение 1 Карточки №1

    1 и 3 группы  

    К_пуста, ябл_ня, х_р_шо, к_рова, л_мон, ч_й.

    Ябл_ко, р_бина, в_рона, _сина, м_л_ко,ч_до. 2 и 4 группы

    Приложение 2

    Правила работы в группе

    Приложение 3   Карточки № 2

    1-я группа.

    Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о

    букве ч.

    2-я группа.

    Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой форме). Сделайте вывод о звуке [ч'].

    3-я группа.

    Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?

    Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.

    4-я группа.

    Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?

    Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )

    Чу – чу – чу – мультик  я сейчас…( включу )

    Ча – ча – ча –  на столе горит …(свеча)

    Приложение 4

    На что похожа буква  ч.

    Буква ч сказала: «Есть!»

    Отдала кому-то честь.

    Ч

    Ч с четвёркой так похож!

    Буква с цифрой? Ну и что же?!

    Удивляешься чему ты?

    Просто их не надо путать.

    Первой букве в слове «ЧТЕНИЕ»,

    Букве ч моё почтение!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

    урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

    Урок обучения грамоте (письмо) по теме "Заглавная буква Ч".

    Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

    Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

    Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...