Конспект урока обучения грамоте "Звук у. Строчная буква У"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Харитонова Наталия Владимировна

УМК "Перспектива" 1 класс, учебник "Азбука" авторы: Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звук У Буква У82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема урока: 

Звук [у]. Строчная буква у.

Тип:  урок ознакомления с новым материалом.

Задачи:

  • учить определять под руководством учителя учебную задачу урока
  • учить планировать выполнение учебной задачи урока
  • учить распознавать звук [у] и соответствующую букву;
  • учить давать характеристику звуку [у]
  • учить писать строчную букву у
  • учить проводить звуковой анализ слов
  • учить делить слова на слоги, определять ударный слог в слове
  • учить составлять предложения по схеме, составлять рассказ по картинке
  • учить находить  слова в тексте по заданию
  • учить работать в парах

Планируемые результаты

Предметные:

  • Распознавать звук [у] и соответствующую букву
  • Давать характеристику звуку [у]
  • Писать строчную букву у
  • Делить слова на слоги, определять ударный слог
  • Делать звуковой анализ слов под руководством учителя
  • Составлять предложения по схеме, рассказ по картинке

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока под руководством учителя;
  • планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей совместно с учителем;
  •  осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять логическое действие обобщение.
  •  выражать свои мысли

Личностные:

  • проявлять уважительного отношения к иному мнению
  • проявлять  самостоятельность, личную ответственность за свои поступки
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества;
  • Наличие мотивации к творческому труду

Ресурсы урока: учебник «Азбука» (1 класс, часть 1),  Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Прописи «Мой алфавит» (1 класс, 1часть), ),  Л.Ф. Климанова, А.В. Абрамов, Н.А. Пудикова, электронное приложение к учебнику «Азбука» Л. Ф. Климановой

Картинки с изображением природы осенью

Карточки гласные согласные звуки  (индивидуально у каждого учащегося)

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, классная доска  с набором приспособлений для крепления наглядности, магнитная доска, документ-камера, компьютер с монитором

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

  1. Организационный момент

  • Каким вы хотели, чтобы был наш урок?                        
  • Что для этого нужно?                                                      

Интересным, познавательным, добрым

Дружно работать, быть внимательными, активными, вежливыми друг к другу

Развитие речевого аппарата

  1. Дыхательная гимнастика.

Медленно вдохнуть через нос и медленно выдохнуть на звуки [а-о-у-а-о-у]

  1. Работа над дикцией.

Произнесите скороговорку внятно и медленно. Произнесите с вопросительной интонацией и с интонацией удивления.

Шла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду.

2. Актуализация необходимых знаний

  • Игра «Закончи предложение»

Речь бывает ……(устная и письменная)

Наша речь состоит из ….(предложений)

Предложения состоят из… (слов)

Слова делятся на ….(слоги)

Звуки мы произносим и …(слышим)

             Звуки бывают …(гласные и согласные)

            Согласные звуки бывают твердые и      

  …(мягкие)

  • Заканчивают предложения,
  • По картинке составляют  предложения на тему «Осень», называют «осенние» слова с изученными  звуками [а], [о], с мягкими согласными, слова, состоящие из 1,2,3 слогов, с ударением на 1-ом, 2-ом, 3-ем слоге

  1. Мотивация познавательной деятельности

  •  Послушайте слова и скажите, что их объединяет, чем они похожи (произносит слова, выделяя голосом  1-ый слог):

У-ра, у-лица, у-жин, у-литка

На  какие группы можно разделить слова?

  • Предлагает  сформулировать учебную задачу урока или формулирует вместе с детьми: узнать новое о звуке  [у], букве У, уметь находить звук [у] в словах, делать звуко-буквенный разбор слов
  • Предлагает план урока (при составлении плана используются картинки – условные обозначения):
  1. Говорим, слушаем .
  2. Работаем в азбуке: (работаем в паре )

Составляем предложения по картинке

     

  1. Размышляем, объясняем
  2. Делаем звуковой анализ слов
  3. Работаем в прописи
  4. Закрепляем изученное
  5. Подводим итоги

  • Первый звук в словах [у]
  • Первый слог состоит из одного звука [у]

1 группа: слова, состоящие из двух слогов

2 группа: слова, состоящие из трех слогов

Или

1 группа: слова, с ударением на 1 слоге

2 группа: слова, с ударением на 2 слоге

  • Узнать новое о звуке [у]

  • Вместе с учителем составляют план урока

 (выбирают картинки к плану)

Физкультминутка (двигательные упражнения)

4.Организация познавательной деятельности

  1. В роли учителя  выступает ученик с презентацией проекта «Знакомые незнакомцы. Буква У»

  1. Работа по Азбуке стр. 70.

Рассмотрите рисунок.  

- Что делает волчонок? (Волчонок воет на луну.)

- Почему он закрыл глаза? ( Ему грустно.)

-Почему волчонку грустно?( Он один.)

-Попробуйте изобразить голосом, как воет волчонок. (У-у-у-у)

-Прочитайте предложения под схемой.

- Какое предложение зашифровано в схеме?

- Сколько слов в предложении? Как в схеме показано начало и конец предложения?

-С каким звуком познакомил нас волчонок? (со звуком [у])

- Произнесите  этот звук еще раз и охарактеризуйте его. ( Звук [у] – гласный, потому что при его произнесении воздух не встречает на пути преград, выходит свободно)

  1. - Кто изображен на рисунке слева?  (улитка)

- Почему именно улитка? (улитка напоминает букву У, первый звук в слове улитка - [у])

- Что вы знаете об улитке? ( Медленно передвигающийся моллюск, живет во влажных местах))

- В какой части слова вы слышите звук  [у] ? ( в начале слова)

- Разгадайте ребус (улитка)

  1. Пропись  стр. 10.

Звуковой анализ слова УЛИТКА

- деление на слоги (у-лит-ка)

-определение ударного слога( 2- ой слог ударный)

-составление схемы слова в прописи

  1. Сравните  написание печатной заглавной буквы У и печатной строчной буквы у –чем похожи и чем отличаются?

Письмо печатной заглавной буквы У по образцу

Письмо печатной строчной буквы у по образцу

Рассмотрите письменную строчную букву у в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит? Откуда нужно начинать писать букву? Обведите образец.

Оказывает индивидуальную помощь.

1.Слушают выступление ученика с презентацией проекта «Знакомые незнакомцы. Буква У», отгадывают загадки, ребусы, отвечают на вопросы

2.Отвечают на вопросы, составляют предложение по схеме в азбуке

Читающие дети читают предложения: Волчонок воет на луну. Волчонку грустно одному.

- произносят звук [у]

- дают ему характеристику

3.Отвечают на вопросы

Разгадывают ребус

4.Выполняют звуковой анализ слова УЛИТКА

Заполняют схему слова в прописи

Устно дают характеристику звукам

Форма букв одинаковая, но прописная буква немного возвышается над рабочей строкой

Смотрят образец написания печатных букв на диске ЭП

Повторяют правила посадки во время письма, положение тетради при письме

Печатают  заглавную буквы У по образцу, ориентируясь по стрелкам

Называют элементы буквы у

Смотрят образец написания буквы на диске ЭП

Пишут сначала элементы, потом строчную письменную букву у в воздухе за рукой учителя, затем в прописях с проговариванием.

Сравнивают написание с образцом, выбирают самую красивую букву.

Физкультминутка (упр. для глаз, для рук)

5.Закрепление изученного

  1. Работа с электронным приложением к азбуке

Задания:

  • Найди в словах звук у
  • Составь звуковые схемы слов
  • Отгадай ребус
  • Отгадай загадку, составь схему слова

Схемы слов составляют индивидуально с использование звуковых схем, проверяют друг друга в парах, осуществляют самопроверку с доской.

6.Рефлексия

Игра «Верю-не верю»

Буква у обозначает звук [о]

Звук  [у] – гласный

Звук  [у] может быть ударный и безударный

В слове круг звук [у] стоит в конце слова

В слове дружу только 1 буква у

Отвечают «верю-не верю», объясняют свой выбор, дают правильный ответ

Дополнительный материал к уроку можно использовать в качестве диагностики достижения планируемых результатов:  

Прочитать рассказ может хорошо подготовленный ученик.

Задание : Кто больше запомнит слов со звуком [у].

Виктор Хмельницкий

Сообразительный паучок.

Паучок висел на паутинке…

Вдруг она оборвалась, и паучок стал падать.

«Вот это да…»- подумал паучок.

Упав на землю, он тут же встал, потер ушибленный бок и побежал к дереву.

Забравшись на ветку, паучок теперь выпустил сразу две паутинки… и стал качаться на качелях.

Вопрос после чтения: почему рассказ называется «Сообразительный паучок»?

 Можно предложить нарисовать паучка или/и  нарисовать схему слова «паучок»

Подведение итогов

  1. Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. Какое задание вам показалось самым интересным?
  3. Какое задание вам показалось самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Конспект урока обучения чтению по УМК "Школа России". Тема урока "Звук й, Буквы Йй

В ходе урока дети определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуко...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...