Программа работы с семьей "От чистого истока"
методическая разработка на тему

Рохлина Екатерина Александровна

Организация взаимодействия с семьями учащихся класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_semey_ot_chistogo_istoka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №69

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

г.РЯЗАНЬ

Программа работы с семьей

«ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА»

Рохлина Е.А.,

учитель начальных классов

Рязань, 2011

Существует глубокая связь поколений, ребенок одно из звеньев тянущейся в века   цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал

В.А. Сухомлинский

Введение

В России на протяжении XX века произошли социально-экономические изменения. Считается, что в постсоветский период перед россиянами открылись большие возможности и перспективы. Однако реформы не способствовали укреплению экономической независимости семьи. Это привело к кризису традиционных семейных устоев. Причины этого явления скрываются в отказе от традиций, утраты нравственных ориентиров.

В течение многовековой истории человечества рушились империи, исчезали государства и народы, но через тысячелетия прошла и сохранилась единственная общность – СЕМЬЯ.

Семья-колыбель формирования личности человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка-все это создает максимально благоприятную среду для формирования, для накопления фактов и наблюдений, которые кристаллизируются потом в новую, неповторимую личность.

Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными  и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

В семье ребенок приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и, прежде всего в области общения, человеческих отношений.

 Система семейного восприятия претерпевает значительные изменения. Среди негативных факторов, влияющих на состояние современной семьи, выделяется разрушение статуса семьи как воспитательного института.

Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания.

Неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения наносят непоправимый вред духовному и психологическому становлению личности ребенка.

Одним из следствий кризисного состояния семьи является проблемного здоровья детей.

Детский возраст является одним из благодатных периодов для раскрытия и развития талантов, заложенных в человеке, следовательно, наиболее ответственным. Неправильное воспитание может, если не загубить творческую искорку, то затруднить ее проявление, поэтому необходимо разработать и предложить способы семейного воспитания, которые помогут в создании благоприятных условий для развития ребенка.

Программа работы  с родительским коллективом «От чистого истока» направлена на обеспечение воспитательного процесса взаимодействием ребенка, родителей и социума.

В основе программы – общие положения примерной программы духовно-нравсивенного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Содержание различных видов деятельности, осуществляемых совместно с родителями, направлено на формирование у ребенка базовых национальных ценностей. Система этих ценностей создает смысловую основу воспитательного пространства, помогает минимализировать барьеры между семьей и школой, семье и формированием творческой личности.

В программе отражены основные цели, задачи, методы, мероприятия по развитию традиционного семейного воспитания, а также формы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов в практике современного семейного воспитания.

Научно-методическое обоснование программы

Выбор семьи в качестве предмета исследования обусловлен тем, что «Кризис семьи и детства, поразивший Россию угрожает национальной безопасности и ставит под угрозу перспективу развития страны»

В современных условиях стране нужна физически и нравственно здоровая семья, способная вырастить и воспитать своих детей как полноценных граждан России. Семья - один  из самых эффективных социальных институтов социализации молодого поколения. Она создает наиболее благоприятную обстановку, которая способствует здоровому росту и всестороннему развитию ребенка, формированию его личности. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и быть неотделимой от общих проблем воспитания.

Приоритетным направлением в воспитательной системе школы является нравственное воспитание, которое невозможно без участия семьи. Родители, как участники образовательного и воспитательного процесса, должны быть знакомы не только с документами, регламентирующими жизнь ребенка в школе, но и хорошо знать те требования, которые предъявляет сегодня школа к воспитаннику, а государство к школе.

Таким образом, воспитание нравственной личности, способной поддерживать и приумножать лучшие традиции семейного воспитания - результат равноправного взаимодействия значимых взрослых (близких родственников, педагогов).

Программа работы с родительским коллективом « От чистого истока» призвана поддержать и развить основы нравственного воспитания ребенка в семье.

 

Пояснительная записка

Приоритетная цель программы заключается в формировании комфортных условий для личностного роста и развития детей.

Работа с родительским коллективом ориентирована на психолого-педагогическое просвещение родителей, на организацию взаимодействия родителей и общественных организаций, а также на формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей, оказание психолого-педагогической помощи, способствующей преодолению внутренних проблем взаимоотношений с ребенком, организацию и проведение совместного досуга.

Концепция программы основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:

- опора на базовые потребности ребенка;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию посредством взаимодействия семьи, школы, социума;

- формирование единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе личностного подхода;

- социального партнерства общества, семьи, школы, в ходе которого  формируется модель культуры здорового образа жизни в семье.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:

-гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

- признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

- взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов-детей-родителей-общества;

- преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания.

Кроме этого отметим принципы, заложенные в требованиях стандарта к условиям его реализации:

- создание атмосферы взаимной поддержки и общности интересов;

- повышение роли родительской общественности в управлении учебно-воспитательным процессом.

Программа реализуется посредством:

  • мониторинговых исследований, определения перспектив;
  • формирования партнерских отношений педагогов, родителей, детей;
  • организации единого социокультурного пространства;
  • вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
  • внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования продуктивной установки на ЗОЖ;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.

Работа по программе «От чистого истока» осуществляется в 4  этапа:

1 этап – диагностический. Цель: проведение диагностических исследований по сбору сведений о семьях классного коллектива, определение приоритетных направлений деятельности.

2 этап – основной. Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.

На данном этапе весомую роль занимает работа с проблемными семьями, работа с семьей в системе дополнительного образования.

3 этап – заключительный. Цель: выявление эффективности работы с родительским коллективом «От чистого истока».

4 этап – этап реализации. Цель: реализация программы в конкретных условиях школы.



Работа по программе «От чистого истока» ориентированна на достижение следующих результатов:

  • возрождение традиций семейного воспитания, утверждение ЗОЖ;
  • улучшение микроклимата в семье;
  • оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;
  • уменьшение факторов риска, приводящих к асоциальному поведению
  • формирование высоконравственного, творческого гражданина, способно диалогично взаимодействовать с другими национальными культурами.

Модель выпускника начальной школы:

  1. Ученик должен сохранить интерес, потребность и инициативность в области познавательной деятельности;
  2. Ученик начальной школы должен развивать и сохранять в себе интерес к работе с книгой, интерес к чтению, а также к познанию окружающего мира;
  3. Ученик должен научиться быть наблюдательным;
  4. Ученик должен развивать в себе умение применять правила, предлагаемые взрослыми на практике, в реальной жизни;
  5. Ученик должен самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в ходе приобретения им жизненного опыта;
  6. ученик должен научиться высказывать свое мнение;

Ученику должен научиться слушать других людей, своих сверстников, научиться адекватно оценивать свои и чужие мнения, радоваться своим успехам и достижениям и достижениям и успехам своих сверстников. (при сформированной положительной позиции родительского состава)

Участники программы: союз «родительский коллектив – школа - социальный заказ (общество)». Данный союз оказывает воспитывающее, развивающее влияние на ученический состав.


Содержание программы

Этап

Направление деятельности

Задачи

Виды деятельности

Классы

Дата проведения

1 этап 

Цель: провести  диагностические исследования по сбору сведений о семьях классного коллектива, определить приоритетные направления деятельности.

Организационная деятельность

- изучение состава класса;

- изучение родительского состава;

- составление социального паспорта семьи;

- формирование родительского комитета класса;

1.Анкеты: «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка»,  «Ваш ребенок».

2. Круглый стол «Первый раз в первый класс»

1 класс

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

Информационно-просветительская деятельность

Ознакомление родительского коллектива с особенностями первого года обучения в школе

1. Лектории: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Мотивы учения младших школьников»

2. Круглый стол: «Режим дня в жизни школьника»

3. Педагогический практикум: «знаете ли вы своего ребенка?»

1 класс

1 класс

1 класс

Сентябрь, октябрь

Ноябрь

Декабрь

2 этап

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей, пополнить арсенал их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.

Организационная деятельность

- изучение характеристик семей;

- выявление трудных семей;

- организация совместной работы с общественными организациями по делам несовершеннолетних

-определение учащихся в кружки и спортивные секции по интересам

- создание клуба семейного общения «Этому мы можем научить»

1.Открытая встреча: «Родители должны знать…»

2. Совместное посещение спортивных школ района

3. Работа  с психологом школы

1 класс

1 класс

2 класс

1 класс

Январь

Февраль

Сентябрь-октябрь

Март, апрель, май.

Информационно-просветительская деятельность

Организация ознакомления

1.Родительские собрания психолого-педагогической направленности: «Детские страхи»;

«Родителям о внимании и внимательности», «Игра и игрушка в жизни младшего школьника», « Эмоциональное состояние взрослого и ребенка», «Если родители в разводе», « Причины и последствия детской агрессии», т.д.

2. Клуб обмена опытом семейного воспитания «Этому мы можем научить»:

- «Поощрение и наказание детей в семье»,

-«Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка»,

- «Семейные традиции»,

- «Эффективное общение – залог успеха»,

- «Самооценка и формирование личности».

3.Круглый стол:

- «Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника»,

-«Мужчина нашего дома»,

- «Поощрить или наказать. Основные приемы и методы воспитания в семье»,

- « О родных и близких с любовью…»

- «Поговорим о дружбе».

2, 3 классы

В течение второго этапа

Психолого-педагогическая деятельность

Провести исследование взаимоотношений в семье

Изучение положения ребенка в семье

Выявление степени значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка

1. Тестирование: «Я – родитель, я – приятель»

2. Рисуночный тест: «Выходной день в моей семье», «Наша семейная традиция»,

«Наша семья», « день Рождения в моей семье», «Здоровье и МЫ»

 

Педагогические наблюдения

Проведение педагогических практикумов «Мы вместе»

1 класс

1 класс

2 класс

3 класс

2-3 класс

Второе полугодие

Апрель, май

Сентябрь, октябрь

Ноябрь

Досуговая деятельность

Сплотить родительский коллектив и коллектив детей

1. Спортивные мероприятия:

« Папа, мама, я-спортивная семья»; «А ну-ка мамы»; « Самый спортивный папа»

2. Совместные туристические походы.

3.Игротека:

- Проводы русской зимы,

- Весна-красна,

- Русские посиделки;

-Юморина;

3. Семейное кафе: «День Рождения»

1 класс

2 класс

1 класс

2 класс

3 класс

В течение года

В течение года

3 этап

Цель: выявление эффективности работы с родительским коллективом «Семья».

Организаторская деятельность

Выявление эффективность взаимодействия клуба семейного общения «Этому мы можем научить»

Творческий проект «СемьЯ»

4 класс

Второе полугодие

Информационно-просветительская деятельность

Выявление уровня просветительской работы в рамках вопросов обучения и воспитания

Исследовательский проект «Мы знаем»

4 класс

Первое полугодие

Психолого-педагогическая деятельность

Мониторинг психолого-педагогической деятельности

Проведение диагностических исследований

4 класс

Второе полугодие

Досуговая деятельность

Творческий проект «Родители детям»

4 класс

Второе полугодие

4 этап

Цель: реализация программы в конкретных условиях школы

Организаторская деятельность

Создание эффективности взаимодействия родительского коллектива и школы

Творческий проект «Родители - школе»

4 класс

Второе полугодие

Информационно-просветительская деятельность

Формулирование предложений по организации воспитательной системы класса, школы; внедрение в учебно-воспитательный процесс

Исследовательский проект «Мы предлагаем»

4 класс

Первое полугодие

Психолого-педагогическая деятельность

Мониторинг психолого-педагогической деятельности

Проведение диагностических исследований

4 класс

Первое полугодие

Второе полугодие

Досуговая деятельность

Творческий проект «Родители детям»

4 класс

Второе полугодие



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему : "Чистые руки - залог здоровья"

Когда у ребенка грязное лицо и руки, это производит неприятное впечатление. Даже самый симпатичный человек в чумазом виде покажется некрасивым. Но главное, что грязь не только некрасивая, но...

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Создание мини-проекта «От чистого истока»

Педагогическая мастерская ...

От чистых истоков Родины

Система духовно-нравственного воспитания младшего школьника...