От чистых истоков Родины
рабочая программа на тему

Надёжкина Елена Александровна

Система духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа189 КБ
Microsoft Office document icon План воспитательной работы107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 117

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО   ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

«ОТ  ЧИСТЫХ  ИСТОКОВ  РОДИНЫ »

(1-4 классы)

Автор программы: Надёжкина Елена Александровна

Должность:

учитель начальных классов I категории

Нижний Новгород

2014

                                          Оглавление

I.

Введение

3

II.

Аналитическая часть

6

III.

Концептуальная часть

13

Истоки духовности

13

Основные принципы построения программы программы «От   чистых   истоков   Родины»

14

Цель и задачи программы  «От   чистых   истоков   Родины»

17

Основные направления программы «От  чистых  истоков  Родины»

18

Основные принципы программы  «От   чистых   истоков   Родины» и методологические подходы

20

IV.

Содержательная часть программы «От чистых истоков Родины»

22

Основные модули Программы

22

Формы воспитательной работы в рамках программы

23

V.

Планируемые результаты реализации Программы и способы их проверки

24

VI.

Оценка эффективности реализации Программы

26

VII.

Список используемой литературы

31

Приложение 1 - План реализации программы

Приложение 2 - Характеристики блоков программы

Приложение 3 – Партнеры класса

Приложение 4 – Мониторинг или диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника


«Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»

                                                                                             К.Д.Ушинский

I. Введение

Проблема духовно-нравственного развития относится к числу так называемых «вечных проблем». В настоящее время мы часто говорим о духовном кризисе в обществе, расколе образования и культуры,  а это свидетельство того, что образование оторвано от жизни. Ведь можно дать прекрасные знания, можно благополучно устроиться в жизни, но быть при этом  бесчеловечным, равнодушным, духовно бедным человеком.

Из духовного кризиса можно  выйти всем вместе, и в этом процессе, как всегда водится   на Руси, первая забота о детях. В этом едины прежде всего школа и семья как важнейшие социальные институты воспитания. А задача учителя – помочь обществу  восстановить обрушенную систему духовно-нравственных ценностей, воспитать гражданина своей Родины.

Важная задача классного коллектива – на основе принципов гуманизма, личностно ориентированного воспитания на традициях русской национальной культуры, духовного возрождения народных обычаев, семейных традиций – воспитать высоконравственную личность, для которой главными ценностями станут гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность, высокое чувство ответственности за судьбу своей Родины.

Русская духовность – понятие широкое и многогранное: это и история, и культура, и традиции, и русская душа. Как много может она  дать для воспитания граждан России завтрашнего дня. Возродить русскую духовность  в современных условиях – значит совершенствовать духовный мир человека, отношения между людьми, возвратить уважение  к национальным  духовно-культурным ценностям, воспитать  в детях любовь к Отечеству.

Единство духовно-эстетического, духовно-нравственного, патриотического воспитания  должно создать устойчивую базу для гармонического развития детей младшего школьного возраста.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. По мере взросления у младших школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

Как уже отмечено, ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится школе. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику. А Нижегородский край обогатил мировую культуру неоценимыми по значению духовно-культурными ценностями.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания осуществляется  путем создания такой атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика. Поэтому приступая к сложной деятельности по организации процесса формирования духовно-нравственной культуры школьника, мы должны прежде всего ответить на вопросы: какая деятельность учащихся будет организована как нравственно ценная? какие дела можно поручить учащимся как альтруистические? что сделать для того, чтобы усваиваемые знания о нравственности не расходились с поведением? Мы должны наметить основные источники духовно-нравственного развития, воспитания и социализации. А это, как мы уже подчеркнули,   -  базовые национальные ценности, которые  мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям антикультуры.  

Таким образом, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности в  русле национальной культуры. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие и т. д.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения.


II. Аналитическая часть

        Ученики моего класса начали обучение в 2011 году. В 1 «А» класс пришли 15 мальчиков и 14 девочек. Большинство детей 2004 года рождения. Двое детей из многодетных семей. Из неполных семей 1 ученик. Состав класса из года в год менялся. За это время три человека ушли из класса в другие школы, но на их место пришли пятеро новых учеников. На данный момент в     4 «А» классе 29 учащихся.

        Один из самых трудных для школьника лет – это первый год обучения. Начинается работа по адаптации детей к школьной жизни. Дети привыкают к новому ритму и укладу жизнедеятельности школы, к учителю, друг к другу. Один из  главных целевых ориентиров воспитательной работы в 1 классе – научить детей организовывать свою жизнь и деятельность в новых условиях: готовиться к учебным занятиям, слушать учителя, содержать в порядке свое рабочее место, школьные принадлежности, собирать портфель и, конечно же, научить детей общаться друг  с другом. С первых дней моей работы в классе я обратила внимание на немотивированную агрессивность детей, которая выражалась в ежедневных конфликтах между детьми, что создавало трудности в моей работе на этапе адаптации детей в 1 классе. Приходилось большое количество времени тратить на разрешение конфликтов. Я использовала многое из своего педагогического арсенала: ласку, внимание, сочувствие, заботу. Вместе с детьми мы учились налаживать отношения друг с другом. Поэтому, при планировании работы, пришлось большое внимание уделить данной проблеме. Добрые отношения в коллективе - это одно из условий, чтобы дети ходили в школу с охотой и удовольствием.

Большую помощь в  решении данной задачи на протяжении многих лет оказывает учителю и детям школьный психолог. В 1 и во 2 классах им проводились занятия и тренинги, что способствовало сплочению ребят и привыканию к школе.

Воспитывая детей в школе, необходимо закладывать в их сознание не просто тягу к добру и справедливости, а умение понимать и принимать себя и окружающих, какими бы они ни были: своими взглядами, своими привычками, к какой бы ни принадлежали национальности, культуре, любовь к Родине и родному дому. Все это необходимо делать в тесном контакте с семьей, так как именно семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды , который определяет успешность или неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Мне важно было опираться на семью, а значит, мне важно было знать, каковы отношения в семьях детей класса, будут ли заинтересованы родители в нашей совместной работе.

В 1-м классе результаты проведенного тестирования «Отношения детей в семье» оказались следующими: из 27 опрошенных 14 человек охарактеризовали свои взаимоотношения с родителями как очень хорошие, 8 человек – как хорошие, 5 человек ответили «когда как» и совсем никто не назвал свои отношения как плохие или очень плохие.

Отношения детей в семье

Отношения в семье

Очень хорошие

14

Хорошие

8

Когда как

5

Плохие

0

Очень плохие

0

Результатами проведенного тестирования я осталась довольна, но мне предстоит в течение всего времени ближе знакомиться с родителями: личные беседы, совместные мероприятия и т.д., узнавая характер взаимоотношений ребенка с родителями.

        Существует много методик для изучения самых различных сторон личности ребенка. Знакомясь с детьми в первом классе, а затем, отслеживая результаты работы в других классах, использую те из них, с помощью которых можно выявить направленности и интересы, желания, ценностные ориентиры и потребности детей. Именно эти свойства являются интегрирующими, стержневыми в развитии человека. Так же в течение всех четырех лет работы с классом будет проводиться анкетирование родителей. Прежде всего выясняю, насколько комфортно чувствуют себя дети в школе.

Использовали методику «Изучение процесса адаптации первоклассников в школе и учебной деятельности» (диагностика ведущей мотивации, уровня учебной мотивации, внутренней позиции школьника). П-пед. Практика в системе образования М.В. Ермолаев и другие М-В-98 г.

I. Эмоциональное благополучие (из 26 тестируемых)

Показали высокий уровень – 14 чел.

Выше среднего – 9 чел.

Ниже среднего 3 чел.

Низкий – 0

II. Внутренняя позиция школьника

Высокий уровень – 19 чел.

Выше среднего – 5 чел.

Ниже среднего – 0

Низкий – 1 чел.

III. Учебная мотивация

Высокий уровень – 16 чел.

Выше среднего – 8 чел.

Ниже среднего – 2 чел.

Низкий - 0

Методика –«Золотая рыбка»: представь себе, что приплыла к тебе рыбка и спросила: «Что тебе надобно?» (1 желание)

(См. приложение 4)

Методик «Радости и огорчения».

Первый вариант - методика незаконченных предложений: надо дописать два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда...» и «Больше всего я огорчаюсь, когда...»

(См. приложение 4)

Второй вариант: дети получали лист бумаги, разделенный на две половины. Каждая часть имеет свой символ: солнце – «Что во мне хорошего?» (3-5 слов), туча – «Что во мне не очень хорошо?» (2-4 слова)

(См. приложение 4)

Таким образом, проведенная в 1 классе диагностика помогла выявить следующие особенности:

  • дети семи лет очень эмоциональны, многие – добродушны, отзывчивы;
  • но в то же время их интересы и желания чаще всего сориентированы вокруг собственного «Я»;
  • их отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления;
  • представление о себе, о своих товарищах строятся главным образом на основе оценок взрослого.

В течение года поддерживалась тесная связь с учителями, работающими в классе, психологом и администратором школы.

Организованные воспитательные дела, установленные со всеми участниками и субъектами воспитательного процесса (см. приложение 1) обеспечили достижение главной целевой установки – успешной адаптации детей к школьной жизни.

Так же в течение года проводилась работа по сплочению ученического и родительского коллективов. Родители помогали готовить и проводить совместные мероприятия, позволяющие лучше понять друг друга. Мне хотелось, чтобы родители жили школой, чувствовали себя нужными, а школа жила интересами детей и родителей.

Сотрудничество классного руководителя и родителей строилось по следующим направлениям:

1) Психолого-педагогическое просвещение (тематические родительские собрания).

2) Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.

На одном из родительских собраний мы говорили о том, какими же мы хотим видеть наших детей по окончанию начальной школы, т.е. построили модель ученика. Он должен быть здоровым, умным, добрым, умеющим общаться, творческим, уверенным в себе.

Как осуществляется контроль выполнения программы.

Результаты программы отслеживаются:

  • На уровне коллектива класса
  • На уровне родительского коллектива (собеседование по индивидуальным программам; консультации)
  • На уровне педагогического коллектива (работа с психологом; работа с педагогической документацией; выступления на педагогических советах по итогам реализации отдельных этапов программы)

В конце 2 полугодия 2 класса проводилось анкетирование родителей. Предлагалось 3 вопроса:

1) Изменился ли Ваш ребенок за последние  полгода?

2) Какие положительные изменения Вы наблюдаете?

3) Что Вы хотели бы сделать, чтобы Ваш ребенок стал лучше?

        На 2,3 вопросы родители отвечали одним или несколькими словами (по желанию). (См. приложение 4)

Проведенная диагностика показала следующее:

1. Дети стали более ориентированы на нравственные и познавательные ценности.

2. Дети в классе стали более активными, общительными, дружными; чувствуют себя в школе комфортно.

3. Родители готовы к сотрудничеству, к активному участию в жизни классного коллектива.

        В 3 и 4 классах предполагается проведение диагностики обучающихся начального общего образования по патриотическому направлению духовно-нравственного воспитания

        Методика незаконченных предложений. Анкета «Родина в моей жизни» (См. приложение №4)

        Методика "Незаконченный рассказ"

(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.)

Цель: изучение стремления младших школьников к проявлению гуманных отношений. (См. приложение 4)

        Методика «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива. (См. приложение 4)

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Для того чтобы зафиксировать динамику развития школьного или первичного коллектива, целесообразно составить таблицу, в которую ежегодно следует заносить результаты диагностики. Например, для условий школьного коллектива таблица может быть составлена следующим образом:

Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности.

По результатам работы в рамках программы снизился уровень заболеваемости среди младших школьников. Дети были довольны итогами внеклассной работы, наблюдалось позитивное отношение обучающихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников. Дети стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.

Мы убедились, что программа решает актуальную проблему приобщения детей к национальному наследию России; рассматривает проблему воспитания любви и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему. Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.


III. Концептуальная часть

Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе гражданственности и высокой нравственности, и это одна  из приоритетных задач государства в сфере образования.

Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания.

Программа  духовно-нравственного воспитания гражданина России «От чистых истоков Родины»  разработана на базе образовательного учреждения в МБОУ № 117 г. Н.Новгорода и направлена на всестороннее развитие ребенка с углубленным воспитанием гражданственности. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, учащихся, педагогов дополнительного образования и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.

Особенность программы  заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: гражданственную, культурологическую (воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника), краеведческую (используется местное окружение, проводятся тематические экскурсии), оздоровительную и экологическую – в единое образовательно-воспитательное содержание.

Истоки духовности

Источниками духовности в процессе формирования духовно-нравственной личности младшего школьника, настоящего гражданина  я считаю:

  •  знакомство с историко-культурным наследием;
  • обращение к духовно – нравственным традициям национальной культуры.
  • эстетическое развитие детей, формирование умений видеть, слышать и создавать прекрасное;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • трудовое воспитание, направленное на социально значимую деятельность;
  • развитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.

Программа «От чистых истоков Родины » является проектом воспитательной работы. Продолжительность его - 4 года, с 1 по 4 класс.

Программа составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества.

Основные принципы построения программы «От чистых истоков   Родины»

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учёт требований типовых программ, многоуровневость.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:

Портрет ученика.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется

цель духовно- нравственного развития и воспитания — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими традициями российской семьи.

На основе общей концепции я определила цель и задачи программы

«От   чистых   истоков   Родины»

Цель: 

организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка, формировала социально-успешную личность, духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи:

формировать и развивать:

  • гражданское самосознание;
  • сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания;
  • осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
  • творческие способности в соответствии со склонностями и интересами личности;
  • осознание семейных ценностей как высших ценностей;
  • потребность к самосовершенствованию и саморазвитию; способность успешно адаптироваться в окружающем мире.

Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Таблица «Партнеры класса»  дана в приложении 3


Основные направления программы «От   чистых   истоков   Родины»

Задачи духовно-нравственного и гражданского  воспитания определены по направлениям, которые образно отражают цели развития духовного мира школьников общего начального образования.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4.  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Ценностные установки воспитания гражданина в российской школе 

согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
  • честь;
  • достоинство;
  • свобода (личная и национальная);
  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
  • дружба;
  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Основные принципы программы  «От   чистых   истоков   Родины» и методологические подходы

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания:

1.Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества

7. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям.

Применительно к первой ступени школы реализация этого принципа обеспечивает отказ от идеологического отбора содержания образования; раскрытие пред учащимися роли культуры в развитии общества..

В основе нравственного уклада жизни в классном коллективе  лежат три подхода: аксиологический, системно- деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.

Системно-деятельностный подход.

Он помогает  достигать согласования аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно- нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход.

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Нормативно-правовой и методологической основой Программы являются Закон Российской Федерации “Об образовании”, Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основная образовательная программа начального общего образования ФГОС.

Управление образования администрации г. Н.Новгорода ставит перед собой цель создания городской системы, обеспечивающей духовно-нравственное образование учащихся, основанное на приобщении к культурным ценностям Нижегородского края.


IV. Содержательная часть

Содержание духовно-нравственного и гражданского воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности класса  с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Основные модули Программы

Основные модули в нашей Программе называются  истоками.

Исток  «Моя Родина – Россия»

Исток  «Духовность»

Исток «Познание, творчество и труд»

Исток  «Здоровье»

Исток  «Семейный родник»

Исток  « Живая планета»

Исток  « Прекрасное в жизни и искусстве»

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Работа по каждому блоку имеет свою специфику.

Характеристики блоков программы – девиз, цели, задачи и формы реализации – представлены в приложении 1.

План реализации программы «От чистых истоков Родины» - дан в приложении 2. 

Формы воспитательной работы в рамках Программы:

Воспитательная работа в рамках программы включает:

  • проектную и исследовательскую деятельность;
  • организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
  • походы; кружки и секции;
  • организация спортивных соревнований, праздников;
  • организацию выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • совместных праздников школы и общественности;
  • беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;.
  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
  • конкурсы, беседы, сюжетно – ролевые игры, коммуникативные игры, эстафеты, праздники;
  • блиц турниры,  олимпиады, викторины;
  • путешествия, тематические КВНы;

Таким образом, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся в начальных классах – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления обучающихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.

Школьники участвуют в следующих общешкольных мероприятиях:

•«Братья наши меньшие» - забота о животных;

•«Подарок маме и любимой бабушке» - изготовление поделок к празднику; «Международный женский день»;

•«День матери». И др.

V. Планируемые результаты реализации Программы и способы их проверки

1. В учреждении как в образовательной системе:

  • создание работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания духовно-нравственного и патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
  • в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Реализация данной программы воспитательной работы в течение 4 лет предполагает достижение главного  результата: у младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена тех людей, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.

И, конечно, мы ожидаем психологической и практической готовности выпускников начальной школы к продолжению обучения в среднем звене.


VI. Оценка эффективности реализации Программы

Преимущество программно-целевого подхода заключается в том, что он позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;
  • гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • снижение уровня антиобщественного поведения; 
  • активизация духовного и культурного сознания, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, который формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • педагогическое наблюдение, тестирование;
  • выполнение творческих, проектных  заданий
  • анкетирование родителей и детей.

Формы подведения итогов воспитательной программы:

  • открытые мероприятия;
  • выставки творческих работ воспитанников;
  • участие в конкурсах;
  • создание фотоальбомов и фотогазет;
  • создание презентаций и видеофильмов;
  • выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
  • викторины, кроссворды, игры;
  • инсценировки;
  • итоговые концерты для родителей.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе. (См. приложение 4)

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

Работа духовно – нравственного воспитания детей ведется по программе  в течение учебного года, а в летнее время дети видят вокруг себя жизнь, которая далека от соблюдения тех заповедей, о которых они слышали на уроке, на часах общения. Хорошо, если ребёнок в таком случае не вырастет лицемером, практикующим двойную мораль. Но, в любом случае, подобная ситуация может привести к тяжёлому душевному и духовному кризису.

 Одним из путей решения непрерывности  духовно-нравственного воспитания является продолжение работы  в этом направлении  в летнее время в новой для детей форме.  С этой целью была разработана программа, по духовно-нравственному воспитанию детей в школьном летнем лагере дневного пребывания. Реализация этой программы помогла ребятам не только получить новые знания, но и создала во время их летнего отдыха атмосферу любви, взаимопомощи, терпения, поддержки, добра.        Усилило эффект духовно-нравственного воспитания школьников экологическая практика, заключавшаяся в разумной организации среды обитания, в освоении природного окружения, а также общее оздоровление организма в естественных условиях. С этой целью организовывались физкультурно-оздоровительная деятельность в виде народных игр и забав, спортивно-художественных мероприятий, конкурсов.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Но в нашем современном обществе очень сложно осуществить эту задачу, т.к. сегодня многие нравственные ценности воспринимаются искаженно из-за множества социальных, экономических и бытовых проблем. Поэтому, чтобы не потерять будущее наших детей, стоит вернуть истинное значение вышеперечисленным нравственным категориям, составляющим моральное состояние человеческой души. Главное, при этом помнить, что по своей природе нравственные ценности усваиваются добровольно, т.е. в процессе воспитания надо сознавать такие ситуации или использовать любой момент, когда ребенок осознанно принимает решения и несет за них ответственность.

Мы убедились, что программа решает актуальную проблему приобщения детей к национальному наследию России; рассматривает проблему воспитания любви и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему. Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.

И конечно, каждый классный руководитель, каждый воспитатель должен принять как девиз слова великого педагога А. С. Макаренко о том, что важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».


VII. Список используемой литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования.

 Общая литература

1. Аверин В.А. Психология раннего детства. /СПб., 2000.

2. Александрова А.В. Анализ воспитательной работы./Завуч начальной школы.- 2008. - №1-С. 33-48.

3. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы./ Классный руководитель. – 1997. - № 2. – С. 12-15.

     4.   Бурбина С.А. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. – М., 2007.

5. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации / под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

6.  Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5. – /М.,2003.

7. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. /М., «Вербум»., 2001.

8. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. /М, 2003.

9. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2003.

10. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. /М., 2000.



Предварительный просмотр:

Приложение 2. Воспитательный план работы по программе      «ОТ  ЧИСТЫХ  ИСТОКОВ  РОДИНЫ »

 (1 – 4 классы)

Направления и задачи

воспитания

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1-й  класс

1.   Наша страна и люди, которые в ней живут.

 Задача: знакомить с общественно-политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма.

«Я живу в Н.Новгороде»

(урок-путешествие)

Экскурсия в музей завода «Красное Сормово»

«Россия- ро-

дина моя!»

(лирико-

поэтический

час)

Экскурсия на фабрику ново-годней игрушки

«Мой  нижегородский край »

(конкурс-

викторина)

«Улицы нашего микрорайона»

 (путешествие по микрорайону)

Декада

«Мело-дия славы»

 (конкурс творчес-ких работ)

2.    Учимся правильно общаться и жить с людьми.

Задача: развивать коммуникативные отношения, нормы нравственного поведения, правила этики

«Мы стали школьниками»

(о правилах поведения в школе)

Игровая программа в ЦДТ

День имениннника

Новогод-ний праздник в классе

«Как надо

разговаривать

со взрослыми?»

(беседа-игра)

«Что такое правила хорошего тона?»

(учебная игра)

3.   Чтение – вот лучшее учение!

Задача: развивать интерес  и любовь к книге, учить читать и пользоваться книгой.

1. «Учебная книга-наш друг!»

(практические занятия)

2. Посещение театра «Вера»

Спектакль «Аленький цветочек».

«Детские журналы»

(обзор и чтение)

Посещение ТЮЗа.

Спектакль

«День рождения кота Леопольда».

«Выучи стихи, подари маме!»

(концерт в подарок)

«Увидел слово-прочи-тай!»

(задание на лето)

4. Развиваем индивидуальные способности и таланты.

Задача: развивать интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению и предприимчивости.

«Мои любимые уроки!»

(викторина-

игра)

«Кто лучше считает?»

(математич.

соревнования)

«Мы уже писать умеем!»

(поздравление- открытка)

5.  Моя семья.

Задача: учить сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи.

Проведение родительского собрания "Адаптация школьников к обучению".

«Мои родные»

(выставка рисунков)

«Семейные праздники»

(рассказы и рисунки)

«О наших бабушках,ма-мах, сестричках»

(викторина)

6.  Что  такое хорошо и что такое плохо.

Задача: учить отличать хорошее от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях.

«Учимся дружить»

(ролевые игры)

«Какие люди хорошие»

(беседа- диспут)

7. Люби, охраняй наш общий дом-планету Земля.

Задача: учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе.

«Вот и осень пришла»

(экскурсия)

Посещение Планетария.

«Птичкам зимой надо помогать!»

(практическая работа)

«В природе должно быть чисто и красиво!»

(целевая прогулка)

«Пусть чистым будет мой город!»

(практ. задание на лето)

8. Спорт, забота о своём здоровье, соблюдение личной гигиены.

Задача: учить соблюдать режим дня, и правила личной гигиены, правильно одеваться, приобщать к спорту

«Что такое режим дня?»

(беседа с примерами из литературных произведений)

Беседа «Правила бобра Суперзуба»

Ролевая игра «Внимание, дорога»

«Хорошо с горы катиться!»

(игры на улице)

«Самые ловкие и умелые!»

(спортивные соревнования)

«Чистота- залог здоровья!»

(практическая игра)

                           

Воспитательный план работы по программе      «ОТ  ЧИСТЫХ  ИСТОКОВ  РОДИНЫ »

 (1 – 4 классы)

 Направления и задачи

воспитания и развития

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2-й  класс

1. Россия-родина моя.

Задача: развивать чувство патриотизма, знакомить с общественно-политической жизнью страны

Посещение завода «Красное Сормово» Экскурсия в планетарий

Викторина

1. «Наша страна-Россия»

(конкурс чтецов)

2. Посещение музея декоративно-прикладного искусства

(Художественные промыслы)

Посещение зоологического музея Биологического ф-та ННГУ им. Лобачевского

«Наша российская армия»

(литературная композиция, экскурсия в воин. часть)

«Славное прошлое нашего города Н.Новгорода»

(путешествие по городу)

«Названия сормовских улиц города Н.Новгорода»»

(путешествие по району) «Праздники

для всей страны»

(путешествие по календарю)

2. Учимся жить среди людей.

Задача: развивать навыки культурного поведения, прививать нравственные качества

Классный час «Человек среди людей»

(беседа с играми)

«Не забываем про вежливые слова»

(ситуация)

«О весне, дружбе и мире»
(выпуск плаката)

3. Книги читаешь - словно на крыльях летаешь.

Задача: прививать любовь к книге, учить правильно читать и пользоваться книгой

«Мои любимые  книжки»

(литературные посиделки)

Ремонт книг в библиотеке

«Мартовская капель»

(семейный праздник)

4. Выявляем и развиваем способности и таланты.

Задача: выявить интеллектуальные задатки уч-ся, развивать и направлять их для реализации

«Кто что любит и умеет делать?»

(конкурс-викторина)

«Кто лучше и быстрее?»

(интеллект, соревнования)

«Что мы знаем, что умеем!»

(тесты, пантомима, рефлексия)

5. Семейные традиции и обязанности.

Задача: продолжить работу по сохранению семейных традиций, по выполнению своих обязанностей в семье

«Моя семья»

(иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома)

«Мы и наши имена»

(КТД-семейный праздник)

6. Хорошее и плохое.

Задача: учить правильно и вовремя ориентироваться в трудных необычных ситуациях, находить выход из любого положения.

Произведения В. Осеевой и Л. Толстого о поступках детей

(чтение и обсуждение)

«Как лучше поступить?»

(творческие игры)

7. Наш дом-планета Земля.

Задача: учить относиться к природе и всему живому на Земле правильно,ответственно.

Развивать чувство прекрасного

«Славная осенняя пора»

(КТД, экскусия на природные территории

 г. Н.Новгорода)

«Подкормим птичек!»

(практическая работа)

8. Береги здоровье смолоду!

Задача: учить правилам личной личной гигиены, одеваться по погоде, соблюдать режим дня. Развивать спорт. умения и навыки, интерес к спорту.

«О режиме дня»

(беседа)

Конкурс плаката, "Здоровый образ жизни";

«Все на лыжи и санки!»

(игры на улице)

«Как надо весной одеваться?»

(беседа с практической деятельностью)

Воспитательный план работы  по программе      «ОТ  ЧИСТЫХ  ИСТОКОВ  РОДИНЫ »

 (1 – 4 классы)

Направления и задачи

воспитания и развития

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

         

3-й  класс

1.Россия и россияне, наше Отечество.

Задача: развивать чувство патриотизма, знакомить с жизнью страны.

 «Герб города Н.Новгорода»

(практическое занятие)

«Моё Отечество!»

(экскурсия В Нижегородский

Кремль)

Посещение театра «Вера»

Спектакль

«Колокола

Лебединца»

Скульптурные памятники  нашего города

(конкурс проектов)

«Защитники Родины моей»

(конкурс стихов)

«Ай да

Масленица»

(праздник

в музее под открытым воздухом на Щелковском

хуторе)

Экскурсия в

Планетарий

«Звучит памятный набат»

(участие в вахте памяти)

2.Искусство общения.

Задача: развивать качества общения: тактичность, умение слушать, убеждать, наблюдать, быть терпимее, искреннее.

«Учимся правильно жить и дружить»

(практические игры)

«Правила хорошего тона»

(учебные игры)

«Учимся выигрывать и проигрывать»

(беседа-соревнование)

3. Книги-наши верные друзья и помощники.

Задача: прививать любовь к чтению, учить читать с пользой и использовать справочную литературу

«Учебники-наши помощники»
(обучающая игра)

«С книгой жить-век не тужить»

(литературные посиделки)

«Прочти и расскажи!»

(задание на лето)

4. Развитие способностей и талантов.

Задача:  развивать интеллектуальные задатки, учить самовыражению

«Моё любимое занятие»
(анкетирование)

«Умелые ручки»

(работа в творческой мастерской)

«Самый грамотный у нас!»

(конкурс по русскому языку)

Праздник

«До свидания, 3 класс!)

5. Воспитание в семье.

Задача:  учить выполнять обязанности в семье, точности и аккуратности.

«А в нашей семье…»

(сочинение с иллюстрац.)

«Моя помощь родным»

(беседа-диспут)

6. Хорошее и плохое, красивое и безобразное.

Задача:  учить видеть красоту, осудить плохое и гадкое, правильно реагировать на происходящее

«Какому человеку можно доверять?»

(беседа-викторина)

«А можно ли это детям?»

(беседа,

обыгрывание ситуаций)

«Красота может многое!»

(выпуск плаката)

7.Чистота и спорт-залог здоровья.

Задача: учить соблюдать правила личной гигиены, заниматься спортом

«Режим дня-здоровый образ жизни»

«Как правильно одеваться осенью и зимой»

(беседа-диспут)

«Все на лыжи!»

(соревнование)

«Будем плавать, загорать!»

(правила поведения на воде)

8. Плохо природе - плохо человеку!»

Задача: развивать чувство ответственности к природе, учить замечать прекрасное

«Дары  осени»

(выставка поделок из природного материала)

«Весной наводим порядок на улице»

(трудовой десант)

                         

Воспитательный план работы по программе      «ОТ  ЧИСТЫХ  ИСТОКОВ  РОДИНЫ »

   (1 – 4 классы)

Направления и задачи

воспитания и развития

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

4-й  класс

1. Наше современное общество и наша страна.

Задача: знакомить с изменениями в общественно-политической жизни страны, развивать чувство патриотизма

«Россия, мы дети твои»

(КТД-семейный праздник)

Нижегородский кремль. Строительство Кремля

«Какое оно общество?»

(диспут)

2.Коммуникабельность-это здорово!

Задача: развивать правильные коммуникативные отношения и толерантность, нормы этики и нравственности.

«Общение в школе»

(диспут)

«Секреты волшебницы речи!»

(творческая игра)

«Соблюдаем этикет!»

(викторина с инсценировками)

3.С книгой жить-век не тужить!

Задача:прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.

«Учебные книги и справочники

(практическое занятие)

Детская периодическая печать

(обзор)

Посещение театра «Вера».

Спектакль по сказке А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

«Мы - сочинители»

(иллюстрированное сочинение)

«И летом вместе с книгой!»

(задание на лето)

4.Развиваем умственные способности.

Задача: развивать интеллектуальные задатки, учить предприимчивости и самостоятельности

«Как я готовлюсь к занятиям по разным предметам?»

(диспут)

Математическая олимпиада

Викторина по русскому языку

Посещение музея

«Солнечный город»

«Экологическое путешествие по Н.Новгород у»

(открытый урок)

5. Моя семья.

Задача: учить составлять генелогическое дерево, сохранять семейные традиции, уважать старших

Классный час "Моя родословная"

«Рождество-праздник семейный»

(традиции празднования Рождества в разных странах)

«Женщины из нашего рода»

(родит. собрание с детьми)

6. Будем делать хорошо и не будем плохо!

Задача: учить разбираться в людях и их поступках, правильно реагировать на щзамечания, искать выход из трудных ситуаций

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!»

(дом. сочинение)

«Кто-то попал в беду»

(ситуация)

«Хорошие и плохие люди»

(диспут)

7. Земля-наш общий дом.

Задача: прививать ответственное отношение ко всему живому, разумно пользоваться дарами природы

 

«Гармония в природе»

(экологический плакат)

«Будем охранять водоёмы Н.Новгорода)

8. Здоровый образ жизни.

Задача: продолжить работу по формированию здорового образа жизни.

Режим-это распределение времени»

Экскурсия на охраняемые территории-  Варламовский пруд

«Хорошо зимой на лыжах»

Спортивные соревнования

«Опрятная внешность»

(рейд)

Тематическое планирование занятий по эстетическому воспитанию младших школьниковТема        Количество часов        Эстетические качества воспитывающихся на уроках        Форма проведения

1)Учимся говорить так, чтобы тебя поняли        1        Воспитывать у учащихся умения правильно и грамотно общаться; познакомить с видами общения; определить основные правила грамотного общения        Лекция

2)Я и мои друзья        1        Воспитывать учащихся любить, ценить, понимать, уважать окружающих их людей(друзей)        Беседа - игра

3)Говорящий портфель        1        Воспитывать, приучать детей к порядку, аккуратности, бережному отношению, любовь к учебникам и другим вещам        Игра, беседа

4)Эта добрая, добрая сказка        1        

Воспитание у учащихся

Таких качеств как: интерес к литературным произведениям, умения ценить прекрасное в сказках.        Практикум

5)О детском чтении        1        Воспитывать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать, развивать читательский интерес ребенка, воспитывать культуру чтения школьника        Родительское собрание с участием детей.

6)Салют, Победа        1        Воспитание у учащихся патриотические качества, любовь к Родине.        Праздник

7)Этикет        3        Воспитывать правильное поведение в общественных местах, в гостях, школе и дома.        Беседа

8)Поступки людей        1        Воспитывать у учащихся понимать красивые и некрасивые поступки в поведении        Беседа

9)Музыка, песни военных лет        3        Воспитывать у учащихся любовь, интерес, понимание музыки и песен Великой Отечественной войны.        Практикум

10)Природа – ты прекрасна        1        Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.        Экскурсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. К истокам Родины

Глобальные перемены в России последнего десятилетия, растущий информационный поток создали необходимые предпосылки для изменения как всей системы исторического образования, так и его содержания....

кружка "Истоки моей Родины"

Эта программа поможет в работе гражданско - патриотического направления во внеурочной деятельности в рамках ФГОС....

"Чистий клас, чиста школа, чисте подвір’я - чисте місто"

Соціальний проект  "Чистий клас, чиста школа, чисте подвір’я - чисте місто"...

Программа работы с семьей "От чистого истока"

Организация взаимодействия с семьями учащихся класса...

Создание мини-проекта «От чистого истока»

Педагогическая мастерская ...

Отчет по реализации экологического проекта «Чистый двор - чистый поселок - чистая совесть»

       Экологический проект  « Чистый двор – чистый поселок – чистая совесть» сыграл большую роль в жизни класса. Дети участвова...

Социокультурные истоки. Образ Родины.

Цель урока: создать  условия для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьникаЗадачи ...