Урок-викторина "Как жила Древняя Русь"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Мурашкина Светлана Николаевна

Это интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру в 4 классе, который проводился в школьном музее "Русская старина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_muzee.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – викторина

окружающего мира

в школьном музее

«Русская старина»

в 4 классе

Тема урока: «Как жила Древняя Русь»

Цели урока:

- закрепить и пополнить знания учащихся о Древней Руси, о жизни славян;

- провести викторину с целью проверки знаний по теме: «Как жила Древняя Русь»;

- развивать познавательный интерес к истории;

- развивать детскую фантазию и воображение;

- развивать устную речь;

- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну.

                1.

Мотивация к учебной деятельности

Цель урока

Объявление темы

Девиз викторины

1 тур –

литературный.

Часть 1

Часть 2

«Добрая пословица ко времени молвится»

        

2 тур – исторический

«Не зная своего прошлого, мы не имеем права на будущее».

1 команда

     2 команда

    3 команда

2 тур –    

Что узнали о празднике

3 тур –           театр импровизаций

Подведение итогов викторины

    В начале урока звучит песня «Я люблю тебя, Россия»

- Сегодня у нас необычный урок и проведём мы его в необычном классе. В школьном музее.

   Кто знает как называется наш музей? (Русская старина)

- За последнее время на уроках нам приходилось часто слышать слово Родина, Россия.  На уроках окружающего мира мы с вами говорили, как зарождалась и развивалась Русь, на уроках чтения читали стихи о Родине. Наверно, сейчас вы в таком возрасте, когда можете осознанно рассуждать на эту тему, понять свою страну, проследить её нелёгкую судьбу, принять такой какая есть и задуматься над тем, что очень многое в нашей жизни и жизни страны зависит от нас с вами. Мне хотелось бы, чтобы   сегодняшний урок помог разобраться в этих сложных вопросах.

- Тема нашего урока: «Россия – родина моя».

- Как вы думаете, почему сегодняшний урок мне захотелось начать с  песни «Я люблю тебя, Россия»?  Какие чувства вызывает она у вас?

       ( В ней рассказывается как красива, сильна наша страна, называют неразгаданной сказкой.

      Душу переполняет чувство гордости за свою Родину).

            Ты добром своим и лаской,
              Ты душой своей сильна.
              Неразгаданная сказка,
              Синеокая страна.
              Я б в берёзовые ситцы
              Нарядил бы белый свет.
               Я привык тобой гордиться,
              Без тебя мне счастья нет!

- Давайте последние слова из песни возьмём эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

- А за что вы любите свою Родину?

- В истории России, как и в любой другой стране,  есть чем   дорожить, гордиться, и о чём сожалеть, но главное, есть, что любить. У каждого человека есть свои примеры, по которым он может сказать: «Я люблю тебя, Россия»

Наш урок пройдёт в форме игры – викторины. В ней будут принимать участие три команды. Каждая команда придумала себе название.

1команда –

2команда –

3 команда –

- Я представлю жюри:

-  Желаю всем успехов.

- У каждого народа и государства много песен и стихов о матери-родине. Есть они и у нас.

- Послушайте стихотворение Ивана Савича Никитина «Русь», которое было написано в 19 веке. Когда это стихотворение вышло в свет, поэт самоучка сразу стал знаменитым. Стихотворение понравилось всем, видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.

- А что почувствуете вы, слушая это стихотворение?

 (Вызываются по 1 человеку из команды, которые читают    стихотворение)

1 ученик.                Под большим шатром                                 

                        Голубых небес —

                        Вижу — даль степей

                        Зеленеется.

                        И на гранях их,

                        Выше тёмных туч,

                        Цепи гор стоят

                        Великанами.

                        По степям в моря

                        Реки катятся,

                        И лежат пути

                        Во все стороны.

                        Посмотрю на юг —

                        Нивы зрелые,

                        Что камыш густой,

                        Тихо движутся;

                        Мурава лугов

                        Ковром стелется,

                        Виноград в садах

                        Наливается.

                        Гляну к северу —

                        Там, в глуши пустынь,

                        Снег, что белый пух,

                        Быстро кружится;

                         

                        Это ты, моя

                        Русь державная,

                        Моя родина

                        Православная!

                        Широко ты, Русь,

                        По лицу земли

                        В красе царственной

                        Развернулася!

2 ученик                               У тебя ли нет

                        Богатырских сил,

                        Старины святой,

                        Громких подвигов?

                        Перед кем себя

                        Ты унизила?

                        Кому в чёрный день

                        Низко кланялась?

                        На полях своих,

                        Под курганами,

                        Положила ты

                        Татар полчища.  

                        И давно ль было,

                        Когда с Запада

                        Облегла тебя

                        Туча тёмная?

                        Под грозой её

                        Леса падали,

                        Мать сыра-земля

                        Колебалася,

                        И зловещий дым

                        От горевших сёл

                        Высоко вставал

                        Чёрным облаком!

                        Но лишь кликнул царь

                        Свой народ на брань —

                        Вдруг со всех концов

                        Поднялася Русь.

                        Собрала детей,

                        Стариков и жён,

                        Приняла гостей

                        На кровавый пир.

3 ученик                               И в глухих степях,

                        Под сугробами,

                        Улеглися спать

                        Гости навеки.

                     

                                             Хоронили их

                        Вьюги снежные,

                        Бури севера

                        О них плакали!..  

                        По седым морям

                        Из далёких стран

                        На поклон к тебе

                        Корабли идут.

                        И поля цветут,

                        И леса шумят,

                        И лежат в земле

                        Груды золота.

                        И во всех концах

                        Света белого

                        Про тебя идёт

                        Слава громкая.

                        Уж и есть за что,

                        Русь могучая,

                        Полюбить тебя,

                        Назвать матерью,

                        Стать за честь твою

                        Против недруга,

                        За тебя в нужде

                        Сложить голову!

- Какое же чувство вызвало это стихотворение у вас?

( Восхищение богатством  и простором Руси, гордость поэта  за свою Родину, за её героический народ).

- За что же можно гордиться страной?

   (Красивая природа: бескрайние степи, реки, горы-великаны)

      Показ слайдов: озеро Байкал, степь, Черноморское побережье Кавказа, … .

- Что ещё вас удивляет?

    (Огромное пространство нашей необъятной Родины: на юге сады цветут, виноград наливается, а на севере горы льда ходят по морю, северное сияние освещает мглу непроглядную)

-Чем ещё всегда гордились на Руси?

     (Врагу никогда не удавалось покорить нашу страну: как бы долго не тянулось тяжёлое время, Россия всегда выходила из него достойно)

- Чем ещё богата наша страна?

   (И лежат в земле груды золота, земля богата полезными ископаемыми)

- Хорошо ребята рассказали стихотворение и заработали для своей команды по 2 баллу.

- Благодаря чему одерживались победы?

    ( Родина – это не только степи, горы, огромные леса.  Родина – это ещё и героический народ. который готов сложить голову за Русь великую)

- Так издавна сложилось, что для народа Родина – это мать, которую надо уметь защищать. Это нашло отражение во многих пословицах и поговорках. 2 часть нашего литературного тура: «Добрая пословица ко времени молвится»

- Человеческая память коротка. Но есть ещё и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, которые передаются через песни, сказания, предания, пословицы – всё то, что называется устным народным творчеством.

- Вам надо вспомнить как можно больше пословиц о родине.

  На выполнение задания даётся 3 минуты.

  ( Совет: рационально используйте время: выберете 2 участников, которые будет записывать пословицы, а остальные вспоминают их.)

Проверка задания: одна команда читает пословицу, если эта пословица есть у других команд, её надо вычеркнуть и ещё раз читать не надо. Выигрывает тот, кто назовёт последнюю пословицу.

Подведение итогов 1 тура: за пословицы … получила 3 балла, … 2 балла, … - 1балл. Общая сумма баллов:

- А теперь мы отправимся туда, где зарождалась Русь

Следующий тур – исторический, и пройдёт он под девизом:            «Не зная своего прошлого, мы не имеем права на будущее».

 -Как вы понимаете смысл этих слов?

     ( Каждый народ силён своим прошлым. Чем лучше вы будете

   знать прошлое своего народа, тем больше будете любить и ценить его историю, понимать культуру. А наши предки оставили нам прекрасные произведения искусств, обычаи, традиции, сказания. Всё это наше культурное достояние, наше наследие, которое нужно бережно хранить и изучать)

-  Сегодня мы вспомним о своих предшественников, о тех, кто с давних пор жил на территории России. Это они расчистили землю под посевы, возвели крепостные стены, построили храмы, первые города, сложили песни и былины о храбрости русского народа. И где, если не здесь, нам провести этот урок, где каждый уголок расскажет: в каких условиях жили наши предки, чем занимались, какую носили одежду, чем питались.  

- Итак, мы отправляемся в один из славянских посёлков.

- Кто помнит от каких славян произошли русские, украинцы и белорусы?  ( От восточных)

- Какие племена объединяли восточные славяне? (поляне – жили на открытом месте, в поле; древляне(древо) – жили в лесной местности; словене ильменские – около озера Ильмень; полочане – на реке Полоте; северяне – жили к северу от полян; вятичи, кривичи)

- Славяне какого племени были первыми жителями Москвы?

   ( Предками москвичей были славяне из племени вятичей.)

- А на чём же мы туда доберёмся?  (На лошадях или по реке)

- Мимо чего мы будем проплывать?  (Через густые леса и болота мимо небольших деревень, городов тогда было очень мало)

 - И вот мы добрались до места. Заходим в избу. Как известно, изба делилась на несколько углов-закутков: мужской угол, женский и красный угол. В нашем музее это хорошо выражено. Сейчас каждая команда, используя экспонаты музея, попробует рассказать о быте, обычаях, труде, занятиях славян.

Командиры команд подойдут и выберут, кому какая часть избы достанется.

- Каждой команде даётся 2 минуты, чтобы обговорить какие-то вопросы всей командой и выбрать 2-3 человека, которые будут представлять вашу команду.

   Мужской угол: Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды деятельности славян: рыболовство, охота, скотоводство, бортничество и земледелие, поэтому в мужском углу находились те  предметы и орудия труда, которые необходимы для основных занятий славян.

 Самым главным делом у славян постепенно становится ЗЕМЛЕДЕЛИЕ.  Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой или плугом. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивая золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Горсти зёрен разбрасывались налево и направо. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Чтобы закрыть семена землёй, поле обрабатывали бороной - суковаткой, так называли большую ветвь от дерева с обрубленными не до конца сучьями). Когда зерновые культуры вызреют, их срезали серпом и ставили в снопы. Когда колос высохнет, его надо обмолоть. Для этого использовали цеп. Работа очень тяжёлая: целый день в жаркую погоду приходилось заниматься физическим трудом.

  (Ученики показывают названные предметы – экспонаты музея)

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы) Было специальное приспособление – дымник (показать).

Детёнышей некоторых диких животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота, нужно было заготавливать для него корм: сено, солому, ветки. Косили косой.  Грабли нужны, чтобы ворошить сено для просушки; вилы , чтобы собирать сено в стога. ( Показать ). Увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

РЫБОЛОВСТВО. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Орудием ловли рыбы служила сначала деревянная рогатина. потом гарпун - специальное метательное орудие, а позже сплетённые неводы - сети. Мужчины сами плели такие сети.

СТРОИТЕЛЬСТВО. Это приспособление – колун использовали при строительстве. Строили избу всей деревней. Когда надо было расколоть толстое бревно, колун вставляли в щель и били по нему молотом. Таким образом можно было расколоть бревно в три обхвата. Гвозди ковали кузнецы, вручную отбивали и получался четырёхгранник. Так же ковали петли для дверей.

  (Если рассказ детей был неполный, задаются дополнительные вопросы)

Показывается незнакомое орудие труда – скобель.                                    - Как вы думаете, что делали с его помощью?  Догадаться можно, если подумать от какого слова оно произошло.             (От слова скоблить, использовали для первичной обработки бревна или доски)

- Знаете ли вы, что покровителем землепашества и скотоводства, охранителем домашних животных в народе считали святого Георгия. Имя Георгий значит – земледелец. Верили в народе, что сам Георгий Победоносец устроил Русь, крестьянскую страну, и 6 мая отмечали большой народный праздник – Егорьев день.                                         Мы с вами уже говорили о некоторых праздниках, которые отмечались на Руси. Сегодня узнаем ещё об одном.                                – Как его отмечали, какие были обычаи, нам расскажут ребята из 1 команды. Знаете? (Никто не знает)                                                             - Что же делать?   (Узнать в Интернете или использовать  дополнительную литературу ) Это задание 2 части 3 тура.

    Самостоятельная работа в группе по поиску информации.

Женский угол.  Конечно же, самой главной и необходимой в жилище была печь. Печь обогревала дом, в ней готовили еду и пекли хлеб, на печи сушили разные травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи даже можно было мыться и париться. О печи с любовью говорили: «Печь нам мать родная». Печи были без трубы, то есть топились по-чёрному, когда весь дым шёл прямо в комнату. Поэтому стены и потолок покрывал толстый слой сажи.  Хозяйка вставала рано, топила печь, готовила еду на весь день: пекла хлеб – самый главный продукт питания. Вторым по значимости продуктом была соль. В те времена она была очень дорогая, раньше все блюда на Руси готовили без соли. Варили кашу из ячменя, проса или овса,  самая древняя каша считается пшённая, а любимой кашей русского народа  была гречневая, риса в древности не было. Ещё парили или жарили репу. Готовили в чугунках.( Показать ухват, венчик, кочергу, ступу с пестом) Показать … Еду надо было в чём-то готовить и хранить, из чего-то есть. Без посуды обойтись было нельзя. Посуду изготавливали из дерева и глины. Древнейшее ремесло - гончарное. Глины по берегам рек было очень много. Глиняные сосуды сначала лепили руками. Известно, что делали это преимущественно женщины.  Позже появился гончарный круг, приводимый в движение рукой или ногой, потом посуду обжигали в печи.

- А это что за приспособление?  (Показать катку)                                                             - Что можно было с её помощью делать, можно догадаться, если знать от какого слова оно произошло. (От слова катать)                                                                               - Это приспособление помогало хозяйке ставить тяжёлые чугуны на ухвате в печку. ( Показать, как)

Относились к печи с уважением: нельзя было класть что-нибудь грязное в печь, грехом считалось ругаться там, где стоит печь. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у неё было что есть и пить. А ещё люди верили, что за печкой живёт домовой – воображаемое маленькое лохматое существо, охранявшее дом. Считалось, что днём домовой спит, а ночью по-хозяйски обходит дом и двор. Следит, всё ли в порядке.

Женщине приходилось ещё нянчить детей, поэтому колыбельку (показать)             вешали сразу за печкой. Колыбельку не ставили на пол, а подвешивали, чтобы туда не заселился злой дух. Чтобы отгонять злых духов, в колыбель клали погремушку, только тогда она выполняла роль не игрушки, а оберега: хозяйка периодически подходила, гремела погремушкой вокруг колыбельки, отгонит злых духов и опять шла заниматься хозяйскими делами. Были и другие обереги. Куклы делали сами братья или сёстры из тряпок, золы, соломы. Лицо кукле не рисовали (показать), боялись, что тогда в неё поселится злой дух.

 Интересные экспонаты музея рассказывают, как раньше стирали и гладили бельё (Показать валёк, как с его помощью стирали.) Мыла не было, использовали золу или песок. А гладили с помощью рубеля и скатки  (Показать. как это делали)

(Если рассказ детей был неполный, задаются дополнительные вопросы)

- А вот покровительницей семьи, брака, свадеб, замужества в народе считали Пресвятую Богородицу. 14 октября отмечался большой праздник Покрова Пресвятой Богородицы или просто Покров. А вот как его отмечали, узнают и нам расскажут ребята 2 команды.

Самостоятельная работа в группе по поиску информации.

Красный угол. Самое святое место. Здесь помещались иконы и другие почитаемые предметы: свечи, святая вода. Иконы не разрешалось вешать на гвоздь, поэтому их ставили на специальную полку – божницу. Иконы украшались расшитыми полотенцами – набожниками. Нельзя было выкинуть икону, даже если она становилась совсем старой. Её можно было закопать в землю или пустить по воде. В красном углу стоял стол. Считалось, что стол – это божья ладонь, поэтому не разрешалось стучать по столу, ставить на него посторонние вещи, не полагалось громко разговаривать, смеяться.  Ели все из одного чугуна. Долго на Руси не пользовались тарелками. Твёрдую пищу брали руками, а жидкую – ложками. У каждого была своя ложка, а вилок не было вовсе. Ложки били деревянные, их  стругал из дерева хозяин. Первые ложки не расписывали и не украшали. (Всё показывать во время рассказа) Вся посуда хранилась на полатях. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки неподвижно крепились вдоль стен, а скамьи можно было передвигать.  Под лавками стояли сундуки и рундуки, где хранилось разное добро.

На печках спали старики и дети, а другие члены семьи спали на сундуках и лавках, для этого лавки делались широкими.                                                                   В красном углу встречали гостей. С давних времён славянский народ считался самым гостеприимным.  Гость сначала должен помолиться перед иконой, а потом подсесть к хозяину. Даже, если приходил незнакомый человек, его должны накормить, напоить и уложить спать. Об этом рассказывают пословицы: Гостю щей не жалей, погуще налей. Что есть в печи, на стол мечи. Много гостей – много новостей.

(Если рассказ детей был неполный, задаются дополнительные вопросы)

-А  3-ей команде  достаётся один из самых любимых праздников на Руси – Троица.  Чем интересен этот праздник, какими обычаями прославился узнаете и расскажете нам.

- Пока готовятся ребята 3 команды, мы послушаем, что узнала о празднике 1 команда.

                   2 команда

                   3 команда

Подведение итогов 2 тура

- Вы знаете, что такое театр – импровизация?

- Сейчас мы в таком театре побываем.

- В 4 туре вам надо обыграть ситуации по заданию учителя.

Задание для 3 команды: сценка –  в славянской семье за столом. Если пришёл гость.

Задание для 2 команды: сценка –  В светлице. Три девицы под окном… .

Задание для 3 команды:  прочитать .

 - О чём эта сказка?

  (Всё в мире  со всем связано)

- Мир виделся нашим предкам как единое целое. Порядок и гармония в нём зависят от каждого существа, включенного в неразрывную цепь взаимодействий: леса, гор, воды, огня, людей, зверей, птиц. Порядок нарушается тогда, когда кто-либо отказывается выполнять своё предназначение. Так может быть и нам в современном мире пора навести порядок и жить в гармонии с природой, со всеми членами общества, с самим собой, и тогда реки снова станут полноводными, леса зеленее, воздух чище, люди добрее, Родина милее. Очень многое зависит от нас с вами.

Подведение итогов 4 тура и всей викторины. Поздравление победителей. Оценки за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Урок по окружающему миру "Золотые ворота в Древнюю Русь""

Предоставлен материал открытого урока по окружающему миру на тему "ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В ДРЕВНЮЮ РУСЬ". З КЛААСС...

Презентация "Древняя Русь - страна городов"

Материал содержит презентацию к уроку истории по теме "Древняя Русь - страна городов" (3 класс, "Школа 2100")...

Презентация "Древняя Русь"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе на тему "Древняя Русь. Древние славяне"...

Урок окружающего мира в 3 классе "«Золотые ворота» в Древнюю Русь»

Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнер...

Интеллектуальная игра "Древняя Русь"

Проведение классного часа, а также обобщающего урока по окружающему миру в форме интеллектуальной игры " Древняя Русь"позволяет обобщить имеющиеся знания учащихся, развивать интерес и уважение к прошл...

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.

Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....