Урок окружающего мира в 3 классе "«Золотые ворота» в Древнюю Русь»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнерусское государство, которое славилось своими богатыми красивыми городами с неповторимой культурой. На уроке применяются компьютерные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_3_klasse.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 3 классе.

                                          Пасяева Клара Хакимовна,

                                            учитель начальных классов,

                                                             высшая квалификационная категория,

                 стаж 25 лет,

                                                             МОУ «Средняя общеобразовательная

                                       школа №35» городского

                        округа Саранск.

                                          Программа «Школа 2100»

                                                            Стаж работы по данной программе –

       5 лет.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Особенности урока. Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнерусское государство, которое славилось своими богатыми красивыми городами с неповторимой культурой. На уроке применяются компьютерные технологии.

Тема урока: «Золотые ворота» в Древнюю Русь».

Цели урока:

сформировать у учащихся образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших далеких предков;

дать первичные представления о таких терминах, как икона, кириллица, монах, монастырь, летопись;

создать образ быта монахов средневековой Руси и монастырей как центров культуры, творческой деятельности, нравственного поведения;

способствовать становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая обеспечит гражданскую позицию человека в будущем;

учить анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение;

учить проверять на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях;

развивать интеллектуальные умения.

Планируемые достижения учащихся на уроке: ученики должны усвоить содержание основной мысли урока (О временах Древней Руси нам могут рассказать сохранившиеся памятники культуры: дома, храмы, книги) и терминов (икона, кириллица, монах, монастырь, летопись).

Оборудование: учебник: Окружающий мир. 3 класс. «Мое Отечество» (Часть 1)/ Данилов Д.Д., Тырин С.В. – М.: Баласс/ учебник, 2006; Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество», 3 класс/ Данилов Д.Д. и др. – М.: - Баласс, 2006; компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация к уроку, конверты с кусочками бересты и деревянные палочки для письма на бересте.

Ход урока

Самоопределение к деятельности.

Слайд №1.

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим  изучать историю нашего Отечеста.

-Что здесь изображено?

 (Река времени российской истории)./Сначала дети дают ответ на вопрос, затем на слайде появляется соответствующая запись./

- Какие века охватывает участок реки, который мы вместе с Илюшей и Анютой мы будем рассматривать особенно внимательно, «под лупой»?

(IX-XIII века).

- Как называется этот участок времени?

(Времена Древней Руси).

Актуализация знаний и постановка проблемы. Проверка домашнего задания.

- Сейчас мы с вами проверим, насколько внимательны вы были на прошлых уроках. Я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Слайд №2.

Военный вождь славянских племен. Позже – правитель государства. /Князь/

Как назывался воин, который  служил у князя? /Дружинник/

Великий князь, который в 988 году повелел всем жителям Руси принять христианство. /Владимир/

Европейский знатный воин, который сражался в конном строю, используя железные доспехи. /Рыцарь/

Народы, которые занимались скотоводством и кочевали со своими стадами, часто совершали набеги на русские земли. /Степняки/

Богатый человек в Древней Руси, который торговал разными товарами, ездил в далекие страны и привозил диковинные вещи. /Купец/

Мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду. /Ремесленники/

Здания, в которых христиане собирались для богослужений, произнесения молитв. /Храмы/

- Какое слово получилось по вертикали?

 (Культура)

- Что называют культурой?

(Культура – все достижения человечества, все то полезное или красивое, что было сделано человеком, а не природой.)

Слайд №3.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О культуре Древней Руси.)

Слайд №4.

- Назовите памятники культуры. (Вещи, предметы, искусство)

Слайд №5

- Посмотрите, внимание Илюши и Анюты привлекло старинное сооружение.

- Как вы думаете, что это такое? (Золотые ворота в г. Владимире)

-   Тема нашего урока: «Золотые ворота» в Древнюю Русь.

- Кто стоит рядом с нашими путешественниками? (Художник)

- Для чего у  него в руках кисть? ( Видимо он рисует этот памятник культуры.  Хочет нарисовать город Владимир таким, каким он был во времена Древней Руси).

3.Открытие нового знания.

- Что для этого нужно? ( Изучить все уцелевшие в водовороте времени древнерусские здания, вещи, книги.)

- Как их можно назвать обобщенно? (Памятники культуры)

- Так, давайте сделаем вывод, что нам может рассказать о временах Древней Руси? ( О временах Древней Руси нам могут рассказать сохранившиеся памятники культуры: дома, храмы, книги…).

- Давайте, проверим наше предположение. Откройте учебник на стр. 46. Прочитайте вывод в учебнике. /Один из уч-ся зачитывает вслух./

- Мы с вами сделали верный вывод.

4. Первичное закрепление расширение нового знания.

- Вам, было бы интересно оказаться в том времени? (Да.)

- Как вы думаете, каким был город во времена Древней Руси? / Предположения уч-ся./

- Отправимся вместе с Илюшей и Анютой  к Золотым воротам. /Чтение вслух по абзацам текста учебника на стр. 46 – 47 до иллюстрации./

Слайд № 6.                                      

- Войдем вместе с путешественниками в храм. Слайд №7.


- Вы видите службу в православном храме. Священнослужитель, облаченный в дорогие, блестящие одежды, произносит слова молитвы, а горожане повторяют за ним. Обратите внимание на стены храма. Кто знает, чем они покрыты? /Предположения уч-ся./ Стены храма покрывались фресками. Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке.

- О чем рассказывают эти изображения? (О жизни Иисуса Христа и святых).

- Как называется главная часть храма? (Алтарь)  Слайд №8.

- Алтарь отделен от остальной части храма специальной преградой, на которой располагается иконостас. Так называют ряд икон, которые расставлены на преграде.

- Что такое иконы? (Изображения Иисуса Христа и святых). Художники-иконописцы пишут их красками на деревянных досках. В Древней Руси этот труд был очень почетным и многие люди верили в то, что иконы могут творить чудеса. Посмотрите внимательно на иконы. На нижней иконе можно разглядеть затейливые буквы. Попробуйте прочитать. Получается? (Нет.)

- Этот алфавит немного отличается от современного. Его называют старославянским.

Слайд №9.

-У него есть еще другое название: Кириллический алфавит. Может быть, кто-то из вас знает, почему? /Предположения детей./

Слайд №10.

-Специально для славян эту азбуку придумали два брата, Кирилл и Мефодий. По имени одного из них она называется кириллицей.

-Посмотрите на рукописную книгу времен Древней Руси.

Слайд №11.

- Эти буквы  в книге сложнее современных? (Да, их очень сложно прочитать.)

- Как вы думаете, много было грамотных, умеющих читать в те времена? (Наверное, немногие умели читать и писать.)

Слайд №12.

/Чтение рисунка-комикса./

- Что вы можете ответить на вопрос о грамотности в Древней Руси? (Знали грамоту и простые люди, и женщины, и дети.)

- Посмотрите, на чем писали в те времена. (Похоже, что на коре березы.)

- Правильно, в XII веке на Руси еще не умели изготавливать бумагу, но грамотой владели многие и для каждодневных записей использовали березовую кору (бересту). А чем писали на бересте? /Предположения уч-ся./ Буквы на ней продавливали заостренной палочкой, которая называлась писало.

Физкультминутка.

- Представьте, что мы отправились в лес за берестой для письма.

Нам повстречалась речка. Движения текучие, мягкие. Мы переплываем ее.

А теперь на пути густая чаща. Надо через нее перейти. Движения сильные, рубящие.

Ищем березу. Поводим глазами в разные стороны.        

Нашли березу. Режем кору. Делаем острую палочку для письма.

Практическая работа.

- Достаньте из конвертов бересту, заостренные палочки. Представьте, что вы живете в XII веке.  Попробуйте написать несколько букв кириллического алфавита.

Слайд №13.

     - Назовите буквы, которые вы написали.
- А книги тоже на бересте писали? /
Предположения уч-ся./

- Почему? (Береста непригодна для хранения.)

- Какой сделаем вывод? (Нужен более прочный материал.)

- Книги писали на пергаменте. Он был прочнее и поэтому долговечнее, для письма использовали обе стороны, можно было изготовить не только свиток, но и отдельные листы, которые складывали вдвое и сшивали.

- Как вы думаете, из чего делали пергамент? /Предположения уч-ся./

- Подскажу вам немного: на Руси пергамент первоначально называли «кожами», «телятинами», «мехом».

- Приготовление пергамента требовало большого умения и мастерства. Для его изготовления употребляли главным образом телячьи и бараньи кожи. Шкура животного обрабатывалась золой и поташом, тщательно очищалась от мяса, шерсти, растиралась мелом для обезжиривания, выглаживалась пемзой и выстругивалась ножом для получения ровной поверхности. Свое название пергамент получил от города Пергам, откуда его привозили.

Работа с учебником.        

- Текст учебника поможет нам узнать, кто писал книги в Древней Руси. Прочитаем текст учебника на стр. 51.

Слайд №14.

           - Кто писал книги во времена Древней Руси? (Священники, путешественники, купцы.)

-Как выглядели книги того времени?

- Кто переписывал книги? ( Чаще всего монахи.)

- Почему они носили черную одежду? Ответ на этот вопрос вы найдете на стр. 52.

Слайд №15.

        - Какую работу выполняли монахи в монастыре?

- В монастырях монахи из года в год записывали сведения о самых важных событиях в жизни Русской земли. Так появились летописи – записи событий русской истории, расположенной по годам. Монастыри стали в ту эпоху центрами культуры, творческой деятельности, нравственного поведения.

Посмотрите на рукописные книги того времени.

Слайд №16.

                      - Рукописные книги и летописи, созданные в монастырях, сохранили для нас память о временах Древней Руси – сильного государства, в котором была создана богатая и яркая культура.

- Наше путешествие подходит к концу, вместе с Анютой и Илюшей вновь пройдем под сводами Золотых ворот и вернемся в наше время.

6.Самостоятельная работа в тетради с последующей самопроверкой.

Учитель предлагает закрепить полученные знания, выполнив задания №22 и самостоятельно проверить свою работу по эталону.

Слайды  №17,18,19,20,21,22..

Неверные ответы на слайдах исчезают, а правильные остаются.

   


- Если вы выполнили верно 6 заданий теста, то вы получаете за работу на уроке «5», 5 заданий – «4», 3-4 задания – «3», меньше трех заданий – «2».

7.Домашнее задание.

Прочитать текст учебника на стр. 46-53, ответить на вопросы после текста, выполнить №21 в тетради.

Итог урока.

- Назовите основные понятия урока. (Икона, кириллица, монах, монастырь, летопись.)

- Что для вас явилось открытием?


        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира (2 класс) "Золотое кольцо России".

Конспект урока разработан в рамках курса "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградовой....

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства. Как жили древние славяне. Рисование избы.

Конспект открытого урока с мультимедийной презентацией . Урок проводился в 4 классе....

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Золотое кольцо России"

Материалы презентации позволяют познакомить уащихся с достопримечательностями городов России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»

Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и ...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс золотое кольцо россии Батищева Н.А

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс золотое кольцо россии Батищева Н.А...

Дидактическое средство к уроку окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России"

Дидактическое средство создано при помощи приложения Microsoft PowerPoint и платформы «LearningApps»...