Конференция по повести Альберта Лиханова "Никто"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Цели:

1.           Познакомить детей с романом А. Лиханова «Никто» и его основными проблемами;

2.           вызвать интерес к личности и творчеству писателя;

3.           развить представление о роли и сущности материнства;

4.           нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_povesti_lihanova_nikto1.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МУК ЦБ «Белгородский район»

Филиал №33

Майская поселенческая библиотека

Библиотекарь: Голубова Т.В.

Учитель: Кузнецова О.И.


         Цели:

  1. Познакомить детей с романом А. Лиханова «Никто» и его основными проблемами;
  2. вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
  3. развить представление о роли и сущности материнства;
  4. нравственное воспитание.

Оборудование:

выставка книг А.Лиханова, изданий Российского детского фонда, фонограмма песни «Родительский дом», презентация.

На фоне музыки библиотекарь читает:

       Родительский дом – начало начал

       Ты в жизни моей надёжный причал

        Родительский дом … Пускай много лет

        Горит в твоих окнах добрый свет…

Такие знакомые, проникновенные, трогающие душу строки из песни.

Слышишь песню и вспоминаешь малую родину, знакомые с детства места, дорогих сердцу людей, и кажется, что трудности отступают…

Я давно заметила: песня оказывает мощное эмоциональное воздействие и на взрослых, и на детей: взгляд теплеет, в глазах загорается огонёк радости…

Воспоминания о доме, о семье согревают, помогают выстоять в трудных жизненных ситуациях.

Семья

Заботливая, дружная

Помогает, советует, поддерживает

Это главная ценность человеческой жизни

Надёжный тыл

Дом

Родной, уютный

Ждёт, встречает, согревает

Дом славен трудом и единством

Пристань

Мама

Добрая, беспокойная

Любит, лелеет, верит в меня

Самый главный человек в жизни

Стержень семьи

Семья, дом, родители – вечные, незыблемые ценности.

Что значит семья в вашей жизни?

(Предполагаемые ответы:  я не могу представить себя без семьи; дома всегда помогут, подскажут; если меня что – то очень тревожит, беспокоит, то за помощью и советом я обращусь к родителям.)

Но, к сожалению, не все дети живут в  семьях, имеют родителей.

Это великое благо, что у тебя есть отец и мать, или хотя бы только мать, или же только отец, потому что в России сегодня 700 тысяч ребятишек, у которых нет ни того, ни другого, а многие из них в таком обретают состоянии, что и вовсе не знают, от кого они произошли. Это и есть безродное детство, которое само собой постепенно превращается в отрочество, а потом и в юность.

Почему существует сиротство?

Каковы причины этого явления?

(Войны, трагедии, природные катаклизмы.)

Выводы:

Семья переживает кризис. Основная причина сиротства – социальная. Число детей, воспитывающихся в неблагополучных, неполных семьях, обучающихся в интернатах, имеет тенденцию к росту. Появилась новая категория детей – опекаемые.

Всё, о чём мы говорим, это реалии нашей жизни. Литература всегда отображала жизнь, затрагивала сложнейшие проблемы времени. Литература конца ХХ – начала XXI века не является исключением. Она ставит, в частности, проблему сиротства.

II.Биография писателя.

Сегодня мы будем говорить о о повести Альберта Лиханова «Никто», но сначала давайте познакомимся с автором. (Презентация)

Альберт Лиханов - один из тех писателей, которым наша литература для детей и молодежи обязана своими главными художественными завоеваниями, признанием читателей и международным авторитетом.                                А. Алексин

В годы, когда Альберт Лиханов начал печататься в разных журналах (таких, как детский журнал “Пионер”, полулярнейший тогда у читателей всех возрастов журнал “Юность”, литературный журнал “Знамя”), было принято за истину обособление “страны детства”, живущей будто бы по своим внутренним законам. Но книги Лиханова, выходившие в издательстве “Детская литература”, в это обособление не стали укладываться с самого начала.  И прежде всего не мирился с таким обособлением его герой: “Смешно, даже маленького пацана ведь не спрячешь в коробку, как, например, бабочку или кузнечика. Он живет и дышит, и ходит по улицам, как всякий человек, и мир ему не заслонишь, а в мире всякого полно - и хорошего, и не очень - и уши ватой не заткнешь”. (“Кикимора”)

        Писатель в своих произведениях не только предлагает нам увидеть взрослую жизнь чистыми глазами. У Альберта Лиханова детство и отрочество предстают в качестве одного из точнейших и главных критериев состояния всего нашего общества. И это не только действительно для того времени, в котором живут его герои, но остается надолго, во всяком случае, и в наши дни.

        Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове, по-старому в Вятке, что стоит на реке Вятке, а “вятские” всегда имели на Руси свое отличие, гордились им.

        Дом, где прошло детство Лиханова, - деревянный, когда-то принадлежавший его деду по отцовской линии, сыну служилого офицера из небогатых дворян. Сюда будет он стремиться, уже став известным писателем, - поработать в родных стенах.

        Глава семьи Анатолий Николаевич был слесарем, до войны работал на заводе. На войну ушел добровольцем. Он отвоевал всю войну, до последнего дня, дважды был ранен и выпал ему счастливый случай очутиться в госпитале родного города, увидеть жену и сына.

        Милица Алексеевна Лиханова, мать писателя, была родом из Архангельска, по профессии - медицинский лаборант, всю жизнь проработала в больницах. Как вспоминал Альберт Лиханов, он и таблицу умножения учил в маминой лаборатории, стерильная чистота которой, тишина и строгость ему запомнились за всю жизнь. И он еще с малых лет знал, что кровь состоит из лейкоцитов и эритроцитов и что где-то рядом - боль и страдания.

        В войну семья состояла из трех взрослых: мама работала в госпитале, дед Иван Петрович работал на овчинно-шубном заводе, где шили полушубки для армии, бабушка Мария Васильевна вела хозяйство. Вечерами из экономии не зажигали керосиновую лампу, в темноте бабушка читала внуку стихи, которых она знала очень много. Спустя много лет Лиханов, отвечая на вопросы  корреспондента эстонской газеты “Коорте хяяль”, скажет: “Да, именно бабушка указала мне путь к книгам. У нее была великолепная память, и в то же время мне казалось, что она может без конца рассказывать веселые, красивые, захватывающие истории. И во время рассказов что-то во мне напрягалось, как струны у скрипки. Литература становилась и осталась моей обетованной землей...” Культурным приютом для детей того времени была также детская библиотека. И первым человеком, который привел маленького Альберта в этот храм книги была его бабушка. Не случайно повесть “Детская библиотека” - одно из самых теплых, по-детски интимных, написанных от лица мальчика произведений.

        Другую бабушку, по отцовской линии, звали Елена Степановна. В ее комнате висел старинный женский портрет в золоченой раме. “Это твоя прабабка”, - сказала однажды Елена Степановна мальчику. По ее словам,  портрет был написан художником-итальянцем Андриолли. В это трудно было поверить: откуда взяться в Вятке итальянцу? Но в старших классах будущий писатель добрался .до энциклопедии Брокгауза и Ефрона и нашел там Михаила Андриолли, занесенного судьбой сначала в Польшу, а после восстания 1863 года - в вятскую ссылку.

         И учителя в повестях Альберта Лиханова - его учителя. Всех их он помнит. Но самые святые, вынесенные из детства воспоминания, - об Апполинарии Николаевне Тепляшиной, у нее он учился со второго по четвертый класс. Это она покупала в те голодные годы на свои деньги таблетки витамина “С”, единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе: на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кончались деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, и ребята его пили, - вот так она их берегла.

        После войны в 1958 году Лиханов окончил Уральский государственный университет им. М.Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики и стал журналистом,  и только потом потом - писателем.

1958—1961 гг. — литсотрудник газеты «Кировская правда»,

1961—1964 гг. — главный редактор газеты «Комсомольское племя»,

1964—1966 гг. — собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири (Новосибирск),

1968—1987 гг. — журнал «Смена»: ответственный секретарь (1968-1975), главный редактор (1975-1988),

Но почему же он, выбирая свой путь в литературе, “нацелился” на детей и подростков? Сам он на одной из встреч с читателями так говорил об этом: “Мне показалось очень несправедливым, что именно подростки как-то заброшены. В самом деле, пока ребенок мал, мать, не щадя себя, отдает ему все - от заботы до ласки. Подрос - и вроде бы сам по себе: у него уже свои интересы, свои друзья, свой мир. И приласкать-то... неловко. Уже большой. И посоветовать - воспримет как посягательство на свою самостоятельность. Каждый в таком возрасте считает себя  совсем взрослым, не так ли?  А на самом деле - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Особое отношение нужно. Понимание. Его-то и не хватает. И в литературе - тоже. Ведь привычные мерки детской литературы здесь не подходят”.

        Путь Лиханова - писателя отнюдь не был легким и прямым. “На первый взгляд ты хозяин, перо - в руках,  захочешь - ночь напишешь, захочешь - день. Но власть эта обманчива. Я повторяю известную истину, но ее стоит повторять: литература только тогда бывает литературой, когда она следует не слепой воле автора, а реальной объективной правде жизни. И умение сдерживаться и отворачиваться от соблазнов, умение быть достоверным, а не тасовать факты и события, - на мой взгляд, это и есть настоящая ответственность писателя”, - такое признание Лиханова тем более ценно, что оно выстрадано, выношено.

        Его любимым героям по десять-пятнадцать лет. Обыкновенные мальчишки, мечтатели и романтики, жадно всматриваются в мир, стремятся поскорее стать взрослыми, умеют постоять за себя, за друзей и любимых. И именно это привлекает к ним сердца читателей. Ведь стремление к идеалу в юности неискоренимо. Настоящим мужчиной вырастет лишь тот, кто и мальчишкой был мужественен. Настоящим мужчиной, то есть надежной опорой в любом деле, верным в дружбе и любви, сильным не только и не столько физически, но - обязательно - в нравственном отношении.

        Первые его повести вышли в 1959 году. И до сих пор Альберт Лиханов остается одним их популярных писателей. Его книги живут в детских библиотеках и школах и безусловно прочитаны целым поколением детей. Знают произведения Лиханова и за рубежом: в США, Германии, Японии, Греции, Китае.

В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три — инсценированы.

Основные литературные произведения — повести «Чистые камушки», «Обман», «Лабиринт» (трилогия «Семейные обстоятельства»), «Благие намерения», «Голгофа», «Невинные тайны», «Высшая мера», «Паводок», «Никто», «Сломанная кукла». Роман в повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская школа» составляют дилогию о военных действиях.

Творческая и общественно-педагогическая деятельность А.А. Лиханова удостоена многочисленных отечественных и международных наград: Государственная премия России, Российская премия им. А.С. Грина, премия Ленинского комсомола, Международная премия им. М.Горького, Международная премия им. Януша Корчака, Международная культурная премия им. Виктора Гюго, американская премия «Оливер», японская премия «Сакура», премии - им. Н.Островского, им. Б.Полевого, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования.

Награжден многими медалями СССР, медалью К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, Л.Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, грузинским «Орденом Чести», украинским орденом «За заслуги», медалями Белоруссии и Армении.

А.А. Лиханов признан Человеком года в России и США в 2005 году

                В 1987 году А. Лиханов выступил инициатором создания Советского детского фонда, который в 1991 году был преобразован в Российский детский фонд. Российский детский фонд собирает средства, чтобы затем использовать их для защиты прав детей. Он помогает обездоленным детям - сиротам, инвалидам, беженцам.

        Весь свой опыт борца за интересы детей, всю нервную страсть человека - писателя и деятеля, посвятившего не одно десятилетие практическому улучшению жизни этих детей, смягчению нравов общества в их пользу, вложил Альберт Анатольевич Лиханов в повесть “Никто”, написанную в 1999 году.

         

III. Осмысление.

Роман А.Лиханова «Никто» многоплановый, многоаспектный. Мы проследим судьбу главного героя – Коли Топорова (Топора, Топорика, Топорища, Кольчи), попробуем ответить на вопрос: кто виноват в трагедии героя.

 1V.  Прогнозирование по названию.

Никто – Николай Топоров. Название имеет и более широкий смысл. Человек, потерявший связи с семьёй, с родственниками, ничего не знающий о родителях, - никто. О нём некому горевать, за него некому  радоваться, он песчинка, никому не нужная в этом мире.

V. Чтение с остановками  отдельных страниц романа «Никто».

«Странное дело, ни одна из женщин, приходивших в интернат, не запоминалась Кольче. И фигурами, и лицами, и одеждой, и даже ростом они все походили одна на другую, будто были скроены, сшиты одной рукой. Этакие одинаковые поношенные куклы. На них мог быть платок или берет, они могли быть простоволосы, но это не обманывало проницательный взгляд. Лица стёрты и невыразительно круглы, ноги коротки и некрасиво обуты, руки недлинны, а сами тела будто обрезаны – этакие  обрубыши.

Это были матери, когда – то родившие сдержанно идущих к ним или опрометью бегущих детей. Детей, которые им больше не принадлежали, и потому, наверное, наблюдавшие интернатовцы женщин этих матерями не называли, а называли мамашками.

Кольча знал, как и все остальные: бывшие матери приходят сюда со страхом. Некоторые для храбрости принимали полстакашка, и это было видно на расстоянии не одним детям, но и взрослым.

Зачем они являлись вообще? Чтобы отдать своему дитю шоколадку и полистироловую игрушку – какого – нибудь крохотного медвежонка? Чтобы все в интернате узнали, какая у тебя мать?

А несколько раз, то ли по причине редких посещений, то ли из – за пропитой памяти, а может, по иным, неведомым первому взгляду причинам, мамашки просили позвать своего сынка или доченьку у ребячьего кружка, в котором и были эти сынок или доченька, не узнавая их. На фиг нужны такие мамашки?» (ч.I, «Нечаянный интерес», гл.1,)                                                     Где и почему воспитывается Коля? (в интернате, он отказной)

Как описаны матери? Ваше отношение к этим женщинам (их жалко, их презираешь; это опустившиеся женщины, променявшие детей своих на водку; алкоголь сделал их похожими: стёрты лица, некрасиво одеты…)

Как относятся интернатовские дети к таким мамашкам?

Однозначно ответить трудно, так как даже таких мамашек дети ждут, особенно маленькие дети. Став взрослее и всё оценив, они их стыдятся. Но всё равно ждут.

Чтение с остановками.

Часть 1, глава 4, стр.8. Гнедой и его мать.

Часть 1, глава 5, стр.9. Гошман об отце.

Часть 1, глава 5, стр.11. Макарка о матери.

Как описаны родители этих интернатовских детей? (Резко отрицательно)

Почему же Кольча им завидует? Мать. Где ты? Что ты? Почему? Эти слова, как рефрен, звучат в романе. Почему он торопится уйти из интерната? (Он хочет забыть о своей безродности, раствориться в людском потоке, чтобы никто не знал, что он интернатовский,  чтобы не носить этого клейма. Он хочет состояться,  достичь в жизни каких-то высот).

Вывод 1:

Коля рано повзрослел, начал задумываться о себе, о своём месте в жизни. Он правильно мыслит. Все его трудности – от безродности. Если бы у него была мать, то всё было бы по – другому.

Каковы функции матери? («Слепой музыкант» В.Короленко. Какова роль матери в судьбе слепого мальчика?)

VI. Часть II «Червовый валет».

Беседа.

Что изменилось в жизни Кольчи после поступления в училище? (Ничего. Он также одинок. Понял, что на каждом отрезке времени надо начинать всё сначала. Помочь ему некому.)

Ребята, а как вы думаете, почему у одних подростков всё складывается хорошо, а у других - не очень?

(Жизнь зависит от тех людей, которые встретятся тебе на пути, и от тебя самого, твоих нравственных устоев, твоей силы воли).

Как появился Валентайн? Как он приручил Колю, расположил его к себе?

(Пригласил покататься на машине, дал поводить машину, предложил работать, помог получить права, обеспечивал материально, купил подарки для интернатовских детей, наконец, просто проявил к нему интерес).

Колю всё это подкупило, Валентайна он воспринимает положительно. Кольча – умный, думающий подросток. Он понимает, что просто так никто денег не даёт. Валентайн становится хозяином Кольчи.

«Пусть он будет хозяином. Ведь разве плохо, когда у собаки – безродной, бездомной, появляется хозяин. Такой щенок трижды крепче любит человека, поднявшего его из грязной лужи, отогревшего, давшего миску с тёплым молоком и имя?»

Почему он называет Валентайна хозяином? (Он распоряжается Кольчей. Всё, что делает Кольча, он делает с разрешения Валентайна: покупает подарки в интернат, водит машину, отправляется на задание …

Хорошо это или плохо?

Вывод 2:

Коля втянут в преступную группировку. Валентайн даёт ему ощущение надёжности, уверенности. Кольча не знает дороги назад. Если бы у него была семья, мать…

VII. Дерево предсказаний.

Какой будет жизнь Кольчи? Что его ожидает?

IX. Чтение с остановками.

«Вот он, крайний случай. Настал. Пора делать ноги, но ведь это значит – предать Валентина. Нет, это было не по нему -думать лишь о своей шкуре. Не зря он вырос в интернате, а значит, в стае…

Мы только двое одной крови - ты и я. Это хозяин процитировал «Маугли» Киплинга. Оказался прав… Выходит, Валентайна сдает своя же кодла. Рассчитывает полакомиться джемом, который он наварил. Но для этого же надо сдать. Выходит, сдают себе, а приезжего наняли. Для чего, не стоит и гадать. Наемный киллер. Или еще хуже? Какой-то столичный наезд, захват чужого хозяйства? Прибирают к рукам… Если все это так, то у Валентина  два приема. Первый - нанести  упреждающий удар. Они вдвоем –хозяин и Кольча –запросто бы это сделали вдвоем… Но ,похоже, в остатке, второй вариант. Инициативный. Кодла убирает хозяина и выбивает его запасы. Из кого? Конечно, из сторожа, не зря в боеголовке Таракан, кассир, второе по доверию лицо после сторожа. Третье в общей табеле о рангах.

Топорик вскочил, бездействовать было нельзя».

Коля оказался в сложнейшей жизненной ситуации. Как быть? Где выход?   Кольча его не находит, поэтому он умирает.

Вывод 3: Кольча погибает от никомуненужности, он не встретил человека, который бы принял деятельное участие в его судьбе.

Х. Рефлексия.

Письмо по кругу. В чем трагедия Кольчи?

Назови положительные и отрицательные качества героя.

 

 Между первым рассказом Альберта Лиханова о трудном детстве и повестью “Никто” прошло много времени - времени крутых перемен, слома одной эпохи. и воцарения другой. А что же русские мальчики? Что происходит с ними? Коля Топоров, по прозвищу Топорик, а для бандитов Никто - он-то что за человек?

        Глаза у него как стеклянные шарики. Этот мальчишка создан, выкован, выструган, начинен изнутри нашими “рыночными” отношениями.

        Он с малолетства сирота, сданный матерью в дом ребенка и оттуда переданный в интернат. Сдали - передали. Ничей... Сам он не знал и никогда не интересовался когда и как попал в интернат, он вырос в нем. Сколько он помнил себя, всегда в его памяти были заунывные интернатские корпуса из серого кирпича, дощатый, посеревший от времени забор, сараи за стеной у школьного корпуса и рыжеусого дворника неизвестных лет, который как будто не старел с тех пор, как сознание Коли зафиксировало его среди всегдашних вещей интерната.

        Отсутствие чувства времени - один из признаков казенного сиротства. В спальнях не бывает больших настенных часов, никто никуда не спешит. У самих интернатовцев тоже часов нет, потому что делают они все не по минутным стрелкам, а по командам. Команда - подъем, команда - на завтрак. Закричит воспитательница - значит надо что-то делать: идти  на прогулку, на репетицию, на занятия.

        Повзрослевший Коля начинает всерьез задумываться над своим будущим. Аттестат, по его мнению, не имеет значения, а в жизни все решает удача и деньги.

        Ему страстно хочется поскорее расстаться  с детством, уйти их интерната, забыть свою безродность, поскорее чему-то научиться, чего-то достичь в жизни. И он намерен сам “сделать свою жизнь”.

        Для Коли наступила пора нового отрезка жизни, отличающегося от интернатовского. “Надо просто набраться терпения, сжать зубы и выдержать все, что положено. А пока - понять: ты на дне, ты, даже среди этих пэтэушников, самый низший и выжить можно только двумя способами - или вернуться в интернат, признать свое поражение, неумение жить на свободе, или попробовать сломать себя, победить свою слабость, пройти уже однажды пройденный в интернате путь от слабого и подчиненного к сильному и подчиняющему”.

        Коля с усердием относится к учебе, допозна торчит в учебных мастерских, внимает, слушает, разглядывает, осваивает. Из этого мальчика мог бы выйти... Впрочем, какой смысл заглядывать в будущее Коли Топорова, Топорика... Для интернатовца, по большей части, распахнуты двери лишь в криминальный мир, чаще всего жизнь загоняет его именно туда. Обратим внимание на картежные названия четырех глав, из которых состоит повесть: “Нечаянный интерес”, “Червонный валет”, “Пустые хлопоты”, “Пиковый туз”. Вот и вся жизнь...

        Здесь, в ПТУ, и состоялось знакомство с Валентином, с “новым” бандитским миром.

        “Он сиял правильными белыми крупными зубами, здорово загорелый. Так что лицо его, казалось, оттеняют светлые, почти белые волосы, а голубые глаза, подстать всем этим цветам здоровья, так и лучились доброжелательностью и приветливостью.

Красив он был, этот не то молодой мужик, не то сильно взрослый парень, а если к доброму лицу этому прибавить его спокойную, без мата и вульгарных выражений, речь, можно подумать, что он учится в аспирантуре какого-нибудь сложного факультета, что перед вами образованный современный человек, который даже внешне талантлив и подает большие надежды”.

        Под такой, казалось бы, безупречной внешностью, “маской”, скрывалась совсем иная сущность Валентина.

        А как легко Валентин находит Коле прозвище: “...А Валентайн сказал ему на прощание, улыбаясь:

        - Кликуха у тебя классная выходит, ты не думал?

        Кольча покачал головой.

        - А из первых букв имени и фамилии: Николай Топоров! Что получается?

        Опять Топорик не понял.

        - Эх, ты! Ник-то! Никто - И рассмеялся. - Никто. Ничто. Нигде. Никому. Ничему”.

        С этого времени жизнь Коли круто меняется. Валентин берет над ним “шефство”: покупает ему одежду, кормит, приобретает подарки для друзей - интернатовцев.

        А еще Валентин хочет помочь найти Колину мать, хотя Коля сам точно не знает: хочет он этого или нет.

        “Мать! Где ты? Кто ты? Почему? Кольча мучительно, до слез в бесстрастных глазах, пытался вообразить ее облик - лицо, руки, одежду. Но у него не получалось. Никаких намеков даже не подавала его младенческая память. Не кроилась ее внешность и из мозаики встреченных им женщин - поварихи тети Даши, воспитательниц, не дай Бог, вроде Зои Павловны, и уж совсем спаси, из частей образа парикмахерши Зинаиды, вернее множества Зинаид, встреченных им в разнообразных обстоятельствах. Эти Зинаиды давно уже слились в его сознании в стандартную болванку, не выражающую чувств, но он согласился бы и на самую убогую и стандартную форму головы, окажись только это частью матери, его матери, пусть полупьяной, шепелявой, вонючей - лишь бы объяснила она хоть что-нибудь, пусть самую бесстыдную ложь рассказала, пусть только бы протянула эту ниточку, соединяющую людей в невидимую цепь.... Молчаливое, бесстрастное, неподвижное решение вступило в Кольчу: мать найти, ее судить своим собственным судом и отомстить. А самому... Коля вырастет - жениться и родить дитя, спастись самому ниточкой, которая потянется от малыша к отцу”.

        Коля работает у Валентина и его компании сначала просто шофером, а затем - сборщиком налогов. Валентин становится для Коли другом, шефом, хозяином.

        “... И верно ведь. Валентайн стал хозяином Кольчиной жизни... Пусть он будет его хозяином. Ведь разве плохо, когда у собаки - безродной, бездомной - появляется хозяин? Такой псина, такой щенок трижды крепче любит человека, поднявшего его из грязной лужи, отогревшего, давшего миску с теплым молоком и имя. Пусть даже имя теперь у него такое странное: Никто”.

        Вот в чем парадокс: бандит помогает мальчику, а свои, “государственные”, люди не в состоянии протянуть руку помощи.  Его наставники по автослесарному делу в училище - прекрасные мастера, но надежда читателя, что эти два чудака выведут Николая в люди, - мизерная.

        А между тем жизнь течет своим чередом. Коля знакомится с девочкой Женей, влюбляется в нее,  и кажется ему, что все складывается у него хорошо, и наконец-то счастье распахнуло над ним свои руки. Но умирает его лучший друг - Гошка. Топорик очень тяжело переживает его смерть. Но беда не приходит одна. Валентина, завладевшего огромной суммой денег, убивают свои же подчиненные. И Коля жестоко мстит за его смерть.

        Наступает момент передышки. Вспомним эпизод, когда Коля попадает в дом лесника. Ему кажется, что он попал в сказку. Чувства переполняют подростка. Словно добрался он наконец до дому, и все прошлые испытания - от самого неясного рождения - остались где-то далеко, а этот дом и поляна и есть настоящая жизнь. Он боится разрушить это видение, одновременно с тоской думая о неясности, которую представляет вся его последующая жизнь.

        Финал повести печален. Гибнет чистая и светлая душа. Незадолго до того, как бандиты его настигнут и убьют, Коля пришел в свой интернат: “Первый раз, наверное, в сознательные свои годы Коля Топоров заплакал. Парень со стеклянными, почти немигающими глазами. Человек, не пожелавший прятаться за стенами интерната, личность без роду и племени, чистый во всех родственных отношениях, то есть абсолютно одинокий, человек, с детства не отведавший чувства, плакал, думая о себе...”

        Такое вот прощание... Наверное, его будут хоронить всем интернатом, как хоронили Гошку. И весь интернат сдвинется теснее,  возьмут все друг друга за руки. Может, детская эта процессия, с немногим вкраплением возвышающихся взрослых, возьмется за руки, чтобы устоять перед бедой, которой наградили их самые близкие люди?  Возможно, дети таким наивным образом смогут оборонить себя от несчастья, которое  может закончиться непонятным будущим, по кремнистой дороге к которому кое-кого настигает и смерть?

        Автор назвал свое произведение “Никто”, вкладывая в это название не только сокращенные имя и фамилию Николая Топорова, но и некий символ никомуненужности, который стал данностью нашего времени для очень многих детей.

        И перед каждым, который прочитал повесть Альберта Лиханова, встает один из вечных вопросов, который мучит вот уже в течении многих веков всю русскую литературу, - кто виноват? Сам Лиханов ответил в этом романе однозначно: взрослые, весь мир взрослых снижу доверху - от непутевых “мамашек” и неизвестных отцов до лицемерно-безразличного государства.

        Второй же ”вечный” вопрос - что делать? - вызвал почти прямое воззвание писателя к читателям:

        “Люди, деньги сдающие на почте, отправляющие их куда-то, а уж тем более в школу-интернат в далеком и малоизвестном городишке, подозрения не вызывают. Так что шлите, жулики всех мастей - вольные или невольные, - скорей деньги свои неправедные в детские дома, в школы-интернаты сиротские, в дома ребенка, это для тех самых кинутых мамашками полешков, из которых вырастают девочки и пареньки вроде Коли Топорова”.

        Проза Альберта Лиханова освещена изнутри теплым светом всепонимания, всеучастия, но в ней живет и свет резкий, жестокий. Обратим внимание: когда Лиханов рассказывает о вещах, казалось бы, самых обыденно-знакомых каждому, например, идет у него мальчишка по улице, где ему все так интересно, - это становится для нас таким ярким, значительным, исполненным глубочайшего смысла, становится частью нашего понимания. И когда в лихановских книгах - в таких, как повесть “Никто” - перед нами людская несправедливость, печальные события, трагические судьбы, все равно это читательское сопереживание с лихановскими героями возвышает, очищает душу, вселяет надежду.

        У Альберта Лиханова - десятки светлых и умных книг, обращенных и к детям и к взрослым.  Они помогают читателям стать внимательнее к людям, добрее и чище, они закаляют душу в борьбе за торжество реального гуманизма.

        Все произведения Лиханова не просто о подростках, а прямо или косвенно в защиту подростка. В  защиту права юного человека на свой мир, на собственную личность, на дружбу, на любовь, на творчество, на человеческие отношения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Барышня-крестьянка. Литературный сценарий по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.

Сценарий сокращен.  Оптимальный возраст для постановки - 8-11 класс....

Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик»

Литературная викторина. Внеклассное чтение 4 класс. УМК - любой....

Исследовательская работа "Что такое счастье?" Автор Акбашев Альберт

В ходе  своего исследования я очень многое узнал и переосмыслил. Оказывается,  чтобы быть счастливым не обязательно  иметь  компьютер, канал Дисней и сладости, счастье порой ...

Конференция на тему: ЗОЖ для учащихся начальных классов Конференция «Мы за здоровый образ жизни» Автор: Захарина Н.Л.- учитель начальных классов

Сценарий исследовательской конференции  по привитию навыков здорового образа жизни. Включает в себя прграмму и концертные омера. Можно применять в работе учителям начальных классов...

Сценарий открытия школьной научно- практической конференции " Будущее-это мы" и резолюция конференции по итогам работы за год

Школьный проект- это коллективная работа. Итоги проекта  ежегодно проводятся в виде  научно- практической конференции. Это всегда интресно, неожиданно и творчески. Для организаторов такого с...