Главные вкладки

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
    статья на тему

    Лазарева Лариса Александровна

    «Портрет» выпускника начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lazareva_l.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лазарева Л.А.

    учитель начальных классов

    выступление на педсовете

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

    «Портрет» выпускника начальной школы

    «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что  каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».

    В.А.Сухомлинский

               Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

          Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

               Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,  любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

                В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова написано следующее: «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.».Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но именно сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания молодежи в современной России как нельзя актуален.

     В настоящее время весь мир переживает один из непростых  периодов. Материальные ценности явно преобладают  над духовными, поэтому молодежь неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

            Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».  Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей  и молодежи.

           Обозначу новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

    - перестройка взглядов учителя на новое (принятие нового);

    - целостность направления;

    - система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

    - просветительная работа среди родителей;

    - интегрированность программ духовно-нравственного воспитания;

    -духовно-нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;

    -интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

    -развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

         Проблемой  исследования является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание младших школьников.

          Эта задача обозначена одной из главнейших для каждого педагога. Все решают её по-разному, ведь очень важно каким человеком станет сегодняшний ученик. Будет ли он способен на чувства сострадания, сопереживания, на помощь ближнему, сумеет ли отличить «черное от белого»? Ни для кого не секрет, что в современном мире компьютерных технологий очень много соблазнов для маленького человека, дать отпор которым ребёнок не может. Семья и школа должны быть единой основой, на которой растет личность. К сожалению, в силу своей занятости, родители часто, полностью или частично, перекладывают эту роль на школьного учителя.

            Жизнедеятельность моего классного коллектива строится на основе школьной воспитательной программы «Человек будущего». Данная программа перекликается с основными направлениями, целями и задачами программы развития школы и её основной проблемой «Развивающая образовательная среда школы как условие формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса». В центре воспитательной работы- организация социального опыта учащихся, создание особого уклада жизнедеятельности детско-взрослого сообщества школьников, педагогов, родителей.

            И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.

            ФГОС предъявляет высокие требования личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Пример увлеченного, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости, заботы в отношениях с учащимися укрепляют веру в детях в торжество морали. Учитель должен помнить, что воспитывает  не само мероприятие, а пережитое ребенком эмоциональное состояние. Я, как классный руководитель, занимаю позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств. Моё главное предназначение заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка.

           Программа включает в себя пять целевых подпрограмм:

    1.« Золотой фонд школы» - цель которой оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

    2. «Вдохновение и талант» - это художественное творчество, гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям через концерты, праздники.

    3.«Чемпион года» использует педагогические технологии и методические приемы для демонстрации учащимися их физического и психологического здоровья, для будущего самоутверждения. Это проведение спортивных  соревнований, школы, города, встречи с медицинскими работниками, с сотрудниками правоохранительных и противопожарных служб.

    4.«Лидер» - это развитие лидерского потенциала, расширение социально-психологических знаний о себе и окружающем мире. Эта подпрограмма включает в себя три направления: организаторская деятельность, гражданско-правовое и патриотическое воспитание, общение.

    5.« Твори добро» помогает  учащимся в осознании нравственных норм и правил. Её направление - добрые дела. Учащиеся знакомятся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях, происходит формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

          Программа «Человек будущего» соответствует требованиям, предъявляемым программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, « которая должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества».

    Хотелось бы остановиться на педагогическом потенциале  занятий внеурочной деятельностью.

    Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является социокультурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения,  совместной социально значимой  деятельности, способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом  со взрослыми,  в процессе которых ребенок усваивает социальный  опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

    Все материальные и духовные богатства, накопленные человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда - единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и физическое развитие личности, что соответствует «современному  национальному  воспитательному идеалу - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»

     Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

           В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

    • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
    • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
    • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

    Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

    Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка.

    Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Целью духовно-нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в её гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

    1.выработку понимания жизненной важности морали;

    2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

    3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

    4.выработку моральной стойкости, желание и умение сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

    5. милосердие и любовь к людям;

    Средствами духовно-нравственного воспитания являются:

      -моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность;

      -моральное принуждение как форма морального осуждения;

    Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы:

    *социальная среда; *различные виды деятельности; *ведущие типы общения; *полоролевые различия детей (при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности); *социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

    В заключении хотелось бы отметить, что стандарты можно рассматривать как трёхсторонний договор между школой, государством и родителями. Каждый из договаривающихся не только предъявляет требования, но  несет ответственность за общий результат духовно – нравственного развития ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС

    Новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию младших школьников....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС.

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях перехода на ФГОС....

    Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС

    Статья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в условиях ФГОС....

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

    «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, ком...

    «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС».

    Средствами разных предметов я воспитываю в детях благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отноше...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС

    Доклад на тему " Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС" была подготовлена для заседания МО учителей начальных классов МБОУ "Байлянгарская средняя школа"...