Программа формирования УУД
методическая разработка на тему

Попова Галина Васильевна

Программа разработана на основе требований ФГОС и представлена в ООП НОО  МАОУ "Средняя школа № 8" г. Когалыма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

  Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся

на ступени начального общего образования

        Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться. способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

          • устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

          • определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

         • выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

         • определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Ценностные ориентиры:

Уровневый результат

Целевые установки

Формирование

Гражданской идентичности

Психологических условий развития общения и сотрудничества

Развитие

Ценностно-смысловой сферы личности

Умения учиться

Самостоятельности, инициативы, и ответственности личности.

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия,  контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения.

Понятие

Функции

Состав УУД  (виды)-

Универсальные учебные действия – умение учиться.

- Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

4 блока:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации; обеспечение успешного освоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Содержание каждого блока универсальных учебных действий подробно раскрыто в Основной образовательной программе начальной школы .

Связь универсальных учебных действий с содержанием  учебных предметов.

        Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

        На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического,

наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

        Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Учебный предмет

Формирование  (приоритетных)  УУД

Создание условий/ обеспечение формирования УУД

Русский язык

Познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Формирование «языкового чутья», как результата ориентации ребёнка в грамматической и синтаксической структуре языка.

Литературное чтение

Всех видов УУД

(с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Смыслообразование, самоопределение и самопознание;  основы гражданской идентичности; эстетических ценностей; нравственно-этического оценивания; эмоционально-личностной децентрации; умение понимать и произвольно, выразительно строить контекстную речь; умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Английский язык

Коммуникативных, познавательных.

Развитие: общее речевое; произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; письменной речи.

Формирование ориентации на партнёра.

Смысловое чтение.

Математика

Познавательных, регулятивных.

Развитие логических, алгоритмических, знаково-символических действий, планирования, моделирования.

Формирование элементов системного мышления  и приобретение основ информационной грамотности.

Окружающий мир

Всех видов УУД

Формирование: целостной научной картины природного и социокультурного мира; гражданской российской идентичности; общепознавательных УУД.

Способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни.

Музыка

Личностных, коммуникативных, познавательных.

Формирование: эстетических и ценно-смысловых ориентаций; гражданской российской идентичности и толерантности; УУД замещения и моделирования.

Изобразительное искусство

Личностных, познавательных, регулятивных.

Формирование УУД: замещения и моделирования; логических операций, целеполагания, планирования; гражданской идентичности, толерантности, эстетических ценностей.

Технология

Всех видов УУД

Формирование УУД: планирования и моделирования, целеполагания, ИКТ-компетентности, знаково-символического и пространственного мышления .

Формирования картины мира материальной и духовной культуры.

Физическая культура

Личностных, регулятивных, коммуникативных.

Формирование: гражданской российской идентичности.

Освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Развитие умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

         Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов: 

  1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание – применение –анализ -синтез- оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему. 
  2. Требования к задачам.

Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были  валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемые к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на  освоение соответствующих УУД;

- избыточными, с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими  возможность оценить  общий подход к решению,  выбор необходимой стратегии;

- - «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий  конструкт задачи, менять некоторые из её условий.

В разработке задач учителя исходят из того, что уровни учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к любому УУД, т.е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на каждом уровне преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных

учебных действий при переходе от дошкольного к начальному

и основному общему образованию.

    Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу (в 1 класс) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

     Возникновение трудностей имеет следующие причины: недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Готовность детей к обучению в школе.

Комплексное образование

Физическая готовность

Психологическая готовность

Состояние здоровья, морфофункциональная зрелость организма, развитие двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физическая и умственная работоспособность.

Эмоционально-личностная (главная роль – произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация, самооценка),

интеллектуальная, коммуникативная.

Формирование фундамента готовности должно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры,  изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Проблемы  обучающихся к началу обучения в среднем звене.

Трудности перехода

Причины трудностей

Ухудшение успеваемости и дисциплины.

Необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения.

Рост негативного отношения к учению.

Совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности – переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности.

Возрастание эмоциональной нестабильности нарушения поведения.

Недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной  с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

    Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

    Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация  на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

Структура работы по обеспечению преемственности -

Программа действий

Направление работы

Объекты

Мероприятия

Информационно-просветительская деятельность

Взаимоизучение содержания программ обучения и воспитания   в рамках введения новых ФГОС

Программа обучения и воспитания  ДОУ

Теоретические семинары.

Образовательная программа начальной школы на основе  ФГОС

Практические занятия.

Программы обучения  5 класса

Ознакомление участников образовательного процесса с Программой универсальных учебных действий начальной школы

Программа универсальных учебных действий начальной школы

Теоретические и практические семинары.

Изучение психологических особенностей детей

Первоклассники,

Учащиеся 4 класса

Теоретические семинары.

Организационно-исполнительская деятельность

Знакомство с детьми с целью определения стартового уровня сформированности универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей на момент поступления в школу и перехода в 5 класс.

Будущие  первоклассники  

-Посещение занятий в ДОУ.

-Изучение  «Карты

                     личности».

- Наблюдение за детьми во

  время   учебных занятий.

Будущие пятиклассники

- Посещение уроков в 4-х

    классах.

- Изучение   комплексной

   характеристики

   обучающегося.

-  Изучение   «Портфеля  

    достижений».

Организация учебного процесса с учётом требований ФГОС и результатов определения уровней развития личности.  

1-ые классы

5-ые классы

Планирование работы по Программе формирования УУД с приложением стартовых характеристик учащихся.

Коррекционно-развивающая работа с целью своевременного определения и выявления   проблемных областей формирования УУД.

1-4 классы

Документальное оформление итогов работы по формированию УУД в конце каждого года обучения

(по необходимости).

Аналитическая деятельность

Подведение итогов работы

Выпускные 4-ые классы

Характеристики учащихся 4-х классов.

 Раздел – формирование УУД.

( Приложение 1).

Аналитическая справка по результатам проведённой работы.

Корректировка Образовательной программы  по формированию УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)

 Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.

Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...

Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколен...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся как одно из условий выполнения основной образовательной программы

Изменения, происходящие в современном обществе, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обу...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...