Рабочая программа по курсу Мир профессий 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему

Кельник Ольга Михайловна

Рабочая программа по курсу Мир профессий: пояснительная записка, тематическое планирование, литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_mir_professiy_3_klass.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Мир профессий»

Начальное общее образование – 3-б  класс

Направление – социальное

Количество часов – 35

Учитель – Кельник  Ольга Михайловна  

Программа разработана на основе авторской программы  Е.Ю. Сухаревской, Е.В. Прилипской  «Мир профессий» Издательство - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2008 год, в соответствии с требованиями ФГОС.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

       

            Рабочая программа курса «Мир профессий» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и требованиями к организации внеурочной деятельности,  на основе авторской программы  Е.Ю. Сухаревской, Е.В. Прилипской  «Мир профессий» Издательство - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2008 год.

Программа курса «Мир профессий» на 2015-2016 учебный год разработана на основе следующих нормативных документов:

Законы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».

- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.06.2015 №1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

Приказы:

- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

-  приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Письма:

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования»;

-Методические материалы по планированию и организации урочной и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, при введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования Ростовской области  по вопросам  введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

       Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.    

Актуальность программы курса «Мир профессий» определена тем, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребенка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемая работа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпрофильное и профильное обучение. В основе данной деятельности лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся.

        Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Место учебного курса в учебном плане

Курс  «Мир профессий» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 138  часов.

1класс –33 часа

2 класс –35 часов

3 класс – 35 часов

4 класс – 35 часов

    Часы, отводимые  на изучение  курса «Мир профессий» в 3  классе выделены из части,  формируемой участниками образовательных отношений. На основании учебного плана МБОУ Веселовская СОШ №1 на 2015-2016 учебный год,  в соответствии с  календарным учебным планом - графиком  на 2015-2016 учебный год,  расписанием  занятий на 2015 -2016 учебный год, с учетом праздничных дней в 2015 -2016 учебном году - рабочая программа составлена на 35  часов.

   Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся 8 – 10 лет.

    Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

    Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

  Задачи:

 Расширить представление детей о мире профессий;

  Научить детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

 Развивать творческие способности детей;

 Развивать речевую деятельность;

 Приобщить детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Принципы:

 доступность, познавательность и наглядность

 учёт возрастных особенностей

 сочетание теоретических и практических форм деятельности

 усиление прикладной направленности обучения

 психологическая комфортность

Основной метод

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно

Формы и объем занятий:

 Игровая к рассматриваемой профессии.

  деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).

 Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

 Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).

 Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).

  Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).

     Программа «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

 

Формы учёта знаний, умений

        В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы опросные листы, тесты, беседы.

Планируемые результаты освоения курса «Мир профессий»

     В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса «Мир профессий» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

    Регулятивные УУД:

∙ Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану        

∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

∙ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

∙ Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

∙ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

∙ Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

∙Слушать и понимать речь других.

∙ Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

∙ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

∙ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Личностные УУД:

∙ овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

∙ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

∙ формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Кол-во

часов

Сроки изучения

Характеристика основных содержательных линий

Темы практических, лабораторных, творческих работ

Вид контроля

1

Введение в мир профессий

5

1.09 – 29.09

Знакомство с миром профес сий. Значение и польза всех без исключения профессий.

Творческая работа по теме: Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Выставка работ

2

Профессии в школе

3

6.10 – 20.10

Знакомство с профессиями: библиотекарь, учитель.

Творческая работа по теме: Создание папки «Загадки о школе»

Проект

3

Знакомство с  различными  профессиями

19

37.10 – 5.04

Знакомство с профессиями: воспитатель, пекарь,  повар, архитектор, врач, следователь, биолог, водитель, бухгалтер, фермер, цветовод, юрист, художник.  Очные и заочные экскурсии.

Практическая работа по теме: Про ект  «Книга кулинарных рецептов»

Практическая работа по теме:Про ект Домик для котёнка или щенка.

Практическая работа по теме:

Проект по  оформлению школьного двора

Творческая работа по теме: Конкурс рисунков «Я - художник»

Выставка работ

Проект

4

Профессия моих родителей  

5

12.04 – 10.05

Профессия моих родителей. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Творческая работа по теме: Создание папки Профессия моих родителей

Практическая работа по теме:

Проект  Мамина одежда для дома

Проект

5

Итоговые занятия

3

17.05 – 31.05

Викторина «Что мы узнали?»

Праздник-отчёт «Все профес сии важны, все профессии нужны!»

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

 Итого

  35 час.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Дата

Описание примерного содержания  занятий

Характеристика основных видов деятельности

Оборудование

Раздел 1. Введение в мир профессий 5 ч

1

Зачем человек трудится?

1.09

Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Выявить знания детей о пользе труда. Игра.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

2

Какие профессии ты знаешь?

8.09

Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Выявить знания детей о профессиях. Игра.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

3

Мир интересных профессий

15.09

Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

 Беседовать о профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

4

Чем пахнут ремесла?

22.09

 Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Обсудить стихотворение и ответить на вопрос:  почему бездельник не пахнет никак? Презентация

Компьютер, интерактивная доска, проектор

5

Кем я хочу стать?

29.09

Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Участвовать в диалоге: кем я хочу стать, рисование.

Листы, краски, иллюстрации с изображением      людей различных профессий

Профессии в школе 3 ч

6

Профессия – учитель

6.10

Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа»

Инсценировать стихотворение «На уроке»

Отгадывать загадки на тему «Школа»

Компьютер, интерактивная доска, проектор

7

«Каких профессий не хватает в школе?»

13.10

Конкурс загадок на тему «Школа»

Участвовать в диалоге: с  обоснованием мнений, например, о необходимости профессии  врача, дворника, цветовода

8

Профессия – библиотекарь

20.10

Экскурсия в школьную библиотеку.

Экскурсия в школьную библиотеку

Компьютер, интерактивная доска, проектор

Знакомство с  различными  профессиями 19 ч

9

Профессия – воспитатель детского сада.

27.10

Кто такой воспитатель? Конкурс загадок на тему «Игрушки»  

Участвовать в диалоге о любимых воспитателях, выявление главных их качеств, за что можно не любить воспитателя, учителя, человека.

Компьютер, интерактивная доска, проектор, мяч, загадки об игрушках

10

Профессия – воспитатель детского сада.

10.11

Экскурсия в детский сад.

 Участвовать в диалоге о качествах, необходимых для профессии Разучить с малышами подвижные игры.

11

Профессия – пекарь

17.11

 Знакомство с профессией  пекаря.

Участвовать в диалоге о качествах, необходимых для профессии. Рисование рисунков.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

12

Профессия – пекарь

24.11

Экскурсия  на пекарню

Экскурсия

13

Профессия – повар

1.12

Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара.

Участвовать в диалоге о качествах, необходимых для профессии.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

14

Профессия – повар

8.12

Пробуем себя в роли кулинаров.

Подготовить и презентовать информационный  проект «Книга кулинарных рецептов»

15

«Профессия –   архитектор.

15.12

Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности.

Проектировать домик для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

16

«Профессия – архитектор.

22.12

Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности.

Проектировать  домик для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.

17

Профессия –  врач

29.12

Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Участвовать в викторине «Каких специалистов врачей вы знаете?» Сюжетно-ролевая игра

Компьютер, интерактивная доска, проектор,

халат врача, аптечка.

18

Профессия – следователь.  

12.01

Игра  «Зрительная память».

Участвовать в диалоге о должностных обязанностях следователя. Работать с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

19

«Следствие ведут третьеклассники!».  

19.01

Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при  работе следователя.

Участвовать в диалоге о должностных обязанностях следователя.

20

Профессия – биолог.

26.01

 Комнатными растениями.

 Ухаживать за цветами

Компьютер, интерактивная доска, проектор

21

Профессия – водитель автомобиля.  

2.02

Машины современные и старинные. Маршрутная карта водителя.

Практическая работа с маршрутными картами  «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

22

«Ты – водитель, я – пешеход».  

9.02

Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти).

 Обсуждать и анализировать ситуации.

23

Профессия – бухгалтер

16.02

Знакомство с профессией бухгалтер

Обсудить.  Что важно знать третьекласснику, который хочет стать бухгалтером?  Что значит быть усидчивым?

Компьютер, интерактивная доска, проектор

24

Профессия  Мастер сельско хозяйственного производства Фермер.

1.03

Знакомство с профессией фермер

Участвовать в диалоге.  Игра «Что ты умеешь, сельский житель?».

Компьютер, интерактивная доска, проектор

25

Профессия «Мастер – цветовод».

15.03

Знакомство с профессией цветовод

Практическая работа по составлению букетов. Создать проект « Пришкольный участок». Защита проектов.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

26

Профессия – юрист.

29.03

Знакомство с профессией юрист Ответственность человека перед законом

Решение практических задач и ситуаций.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

27

Профессия –  художник

5.04

Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я – художник»

Участвовать в диалоге , викторине, конкурсе рисунков

Компьютер, интерактивная доска, проектор, альбомы, карандаши, краски

Профессия моих родителей 5 ч

28

Кем работают мои родители?

12.04

Мини-проект «Профессия моих родителей»

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»

Альбомы, карандаши, краски

29

Кем работают мои родители?

19.04

Мини-проект «Профессия моих родителей»

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»

Альбомы, карандаши, краски

30

«Мама – домохозяйка».

26.04

Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию.

Участвовать в диалоге.  Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.

Компьютер, интерактивная доска, проектор

31

Встреча с родителями

3.05

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Участвовать в диалоге. Рисование.

32

Встреча с родителями

10.05

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.

Итоговые занятия 3 ч

33

Викторина «Что мы узнали?»

17.05

Викторина «Что мы узнали?»

Групповая работа. Презентация

Компьютер, интерактивная доска, проектор Презентация

34

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

24.05

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Групповая работа. Презентация

Компьютер, интерактивная доска, проектор

35

Итоговое занятие

31.05

Литература, используемая в учебном процессе:

Основная литература:

Литература для учителя:

  • Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008 г
  • Развитие интеллектуальных способностей школьника.    Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  • Журнал «Досуг в школе» №11, 2006г.
  • Журнал «Начальная школа» №7, 2007 г.
  • Сборник загадок о профессиях.
  • Журнал «Начальная школа» №12, 2006 г.
  • Журнал «Начальная школа» №2, 2008 г.

Литература для учащихся:

  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
  2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.
  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.
  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...

Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...

Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...

Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...

Рабочая программа по курсу чтение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика курса.Рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.На уроках чтения и развития речи в...