Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Григорьева Мария Дмитриевна

Данная статья полностью раскрывает понятие "творческие способности", благодаря чему, выявлены критерии творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема творческих способностей – одна из самых дискуссионных и актуальных в современной педагогике и психологии. Значительные трудности в определении понятия «творческие способности» связаны с общепринятым бытовым пониманием этого термина. Отсюда и неоднозначность трактовки термина «творческие способности», несмотря на его широкое применение в психологии, педагогике, философии и наличие в литературе многих его определений.

Рассмотрение творческих способностей младших школьников мы начнем с выяснения сущности понятия "способности" и "творчество".

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, B.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Б.М. Теплова и других). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме.

 Для отечественной психологии характерен деятельностный подход в интерпретации способностей. Среди ученых значимый вклад внесен Б.М. Тепловым. Он выделил три обязательных признака способностей: «Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [6].

Позиции Б.М. Теплова разделяли К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн. Так, например С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «... сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному виду деятельности» [5, с. 44]. Психолог К. К. Платонов отнес к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности [4, с. 117].

Второй подход, связанный с рассмотрением способностей, в первую
очередь, как родовых качеств человека, основан на теории Л. C. Выготского, который изложен в концепции культурно-исторического происхождения и развития способностей. Психолог связывает способности человека с культурой и эпохой, в которой живет человек.

Л.С. Выготский задает как минимум три характеристики способностей. Во-первых, это понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью. Во-вторых, развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого. И, наконец, развитие способностей характеризуется через освоение ребенком определенных достижений культуры [4, с. 98-109].

Интерес представляет и понимание способностей в русле концепции функциональных систем, предложенное В.Д. Шадриковым: «Способности – одно из базовых качеств психики. Способности конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, характеризуют индивидуальную меру выраженности этого свойства, отнесенного к конкретной психической функции» [9, с. 7-13]. Иными словами, способности являются конкретным проявлением психических функций. И если у С.Л. Рубинштейна психологическая функция характеризуется аналитичностью и абстрактностью (соотнесенностью с миром), то способность будет характеризоваться аналитичностью и конкретностью (отнесенностью к условиям конкретной деятельности) [3]. В.Д. Шадриков, как и Л.С. Выготский, рассматривает проблему взаимосвязи способностей и психических функций через родовые формы деятельности [20]. В его понимании «...психические функции являются наиболее общими родовыми формами деятельности... Отдельные психические функции реализуются сложными нейрофизиологическими функциональными системами». Можно сказать, что функциональные системы обладают свойством, благодаря которому возможно осуществление определенной психической функции. Это свойство функциональных систем, по словам В.Д. Шадрикова, и есть «...общая природная способность, отнесенная к конкретной психической функции» [2, с. 15].

Исходя из позиций единого, отдельного, индивидуального, В.Д. Шадриков дополнил приведенное выше определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [8, с. 26]. Исходя из данного определения, ученый предлагает трехмерное измерение способностей – как индивида, субъекта деятельности и личности.

Б.М. Теплов отмечал что, всякая способность существует не сама по себе, а только в конкретной деятельности человека. Нельзя говорить о способностях без соотнесения с соответствующей деятельностью. Способности отыскиваются не иначе, как в ходе психического анализа той или иной деятельности [6], Б.М. Теплов, рассматривая вопрос о взаимоотношениях способностей и деятельности, подчеркивал, что способность по самому своему существу «...есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. Приняв, что способность существует только в развитии, нельзя упускать из виду, что развитие осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности» [6, с. 19 - 20].

Определяя способности как индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения той или иной деятельности нужно отметить, что не отдельные способности как таковые определяют возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, а своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность. Так Б.М. Теплов писал, что «...одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью... Поэтому надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей» [6, с. 21-22].

Идеи Б.М. Теплова получили свое дальнейшее развитие в работах
таких известных отечественных психологов, как К.К. Платонов и В.Н. Дружинин. По мнению К.К. Платонова, способности не только проявляются и развиваются в определенной деятельности, но, более того, вне деятельности их вообще не существует, как не существует «способностей к икс-деятельности» [4, с. 117]. И отсюда следует, что «способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» [6, с. 14].

В известном смысле, как писал К.К. Платонов, способности можно понимать как «...отражение деятельности: элементарные общие способности как простейшие формы взаимодействия субъекта с объектом; сложные способности как отражение сложных (общих и специальных) видов деятельности...Поэтому учение о способностях не может не опираться на учение о деятельности и в значительной степени зависит от того или иного понимания последней» [4, с. 121].

В.Н. Дружинин, развивая идеи Б.М. Теплова, особенно подчеркивал в способностях скорость и легкость овладения той или иной деятельностью: «...чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности» [3, с. 12]. Иными словами, более способный к той или иной деятельности человек платит за продуктивность и успех меньшую «цену», чем человек малоспособный, хотя и мотивированный.

Со второй половины XX века в психологической науке начал дискутироваться вопрос о наличии общих и специальных способностей, их соотношении в деятельности человека. Хотя Б.М. Теплов не признавал существование общих способностей, но отмечал, что в способностях человека к той или иной деятельности есть моменты более общего и более специального характера. Б. Г. Ананьев, напротив, считал, что идет общее развитие личности, и только на фоне формирования общих способностей могут проявляться способности к конкретной деятельности. Хотя и существуют такие отдельные точки зрения на природу общих и специальных способностей, нужно отметить, что в настоящее время большинство ученых склонны выделять оба вида способностей (К.К. Платонов, Е.И. Игнатьев, Д.Б. Дружинин, Р.С. Немов и др.).

Рассмотрим некоторые классификации современных ученых.

К.К. Платонов все многообразие способностей личности предлагает классифицировать как элементарные и сложные. В каждом классе способности подразделяются на общие и частные.

Элементарными общими, являются способности к отдельным свойствам форм отражения как элементарным, присущим всем индивидам, но не в равной мере психическим деятельностям (глубинный глазомер, воображения и т.д.).

Элементарными частными (или основными) способностями являются отдельные свойства (черты) личности, сформировавшиеся на основе индивидуально своеобразного обобщения соответствующих психических процессов как тоже элементарных, но уже не всем присущих психических видов деятельности (сообразительность, смелость, эмоционально-моторная устойчивость и т.д.).

Сложными общими к обучению, воспитанию, равной мере, всем людям.

Сложными частными (специальными) являются профессиональные и аналогичные им способности.

В данной классификации прослеживается, что элементарные общие и сложные частные способности заметно и четко отличаются друг от друга, а элементарные частные и сложные общие различаются не столь отчетливо [13].

В классификации Е.И. Игнатьева, также различаются общие и специальные способности. Под первыми ученый понимал высокий общий уровень развития личности: высокие качества ума, хорошая память, тонкая наблюдательность, развитое воображение; вторые же обозначаются им как высоко развитые у человека отдельные психические свойства и качества, необходимые для успешного выполнения какой-либо определенной деятельности [14].

Хотя ученые по-разному интерпретируют понятие «общие способности», но сходятся в том, что они существуют, проявляясь в различных видах деятельности, являясь условием успешного выполнения любого социально значимого вида деятельности. К ним относится общий интеллект и креативность (общая способность к творчеству), а также практические способности. Можно говорить о наличии или отсутствии общих способностей к научной деятельности вообще, независимо от конкретной сферы исследований, а также о наличии общих художественных способностей, связанных с восприятием или созданием художественных образов не в одном, а в нескольких видах искусства.

Для того, чтобы раскрыть в полной мере понятие «творческие способности» необходимо также проанализировать понятие «творчество».

На сегодняшний день в философской, психологической, педагогической литературе существуют различные подходы к определению творчества. Основная трудность связана, в первую очередь, с отсутствием непосредственно, операционального, психологического наполнения данного понятия; этим можно объяснить использование до сих пор определения творчества лишь по его продукту - созданию нового. Философы определяют творчество как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества. Философская энциклопедия определяет творчество таким образом: «Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда раннее не бывшее» [15, c. 154-158].

Психологический словарь трактует творчество как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей… Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [13, 367].

Педагогика определяет, что творчество - «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне)».

По сути дела, творчество, по словам Г.С. Батищева - это "способность создавать любую принципиально новую возможность".

Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты, но и новые мысли, идеи, решения. Творчество - это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество характеризует не только социально значимые открытия, но и те, которые человек делает для себя. Элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение [17, c.206-208].

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

По мнению зарубежных авторов, творчество - это: "… сплав восприятий, осуществляемый новым способом" (Маккаллар), "способность находить новые связи" (Кюби), "… появление новых сочинений" (Меррей), "деятельность ума, приводящая к новым прозрениям" (Жерар), "трансформация опыта в новую организацию" (Тейлор) [5, 65-67].

Американский ученый П.Хилл определяет творчество как "успешный полет мысли за пределы неизвестного". Из всех зарубежных концепций и теорий наиболее близкой по своим позициям к взглядам большинства отечественных психологов, исследующих творчество, является гуманистическая психология. Ее представители (А.Маслоу, К.Роджерс) считают, что творчество- это способность к глубокому осознанию собственного опыта, это самоактуализация, самовыражение, усиление себя через реализацию своего внутреннего потенциала [20, 367-371].

Н.А. Бердяев в работе "Смысл творчества" определяет творчество как свободу личности, а смысл творчества - эмоциональным переживанием наличия противоречия и поиска путей его разрешения. В.И. Страхов характеризует творчество через единство труда и таланта, выделяя соответственно, два аспекта: деятельностный и связанный с творческими способностями человека.

По Э.В. Ильенкову, творчество - это диалог, даже потому, что не имея решенного результата, является субъектно-субъектным поиском. И далее, многие исследователи связывали творчество с диалогом, с наличием ситуации неопределенности, проблемности, с разрешением реальных противоречий. В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию". Творчество проявляется, развивается и совершенствуется в деятельности под влиянием мотивационно - потребностных установок, которые составляют базовые свойства личности, основу ее жизненной позиции (Г.С. Альтшуллер, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский) [13, c.438-456].

Л. С. Выготский говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждодневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [13, 249-251].

Характеристика понятий «способности» и «творчество» дает нам основание для раскрытия понятия «творческие способности».

В качестве синонима творческих способностей часто используется понятие креативность (от лат. Creatio – создание, сотворение).

Креативные способности не связаны прямо с уровнем общих и специальных способностей, которые являются реальным средством успешного осуществления деятельности, но не определяют однозначно творческий потенциал личности. Их вклад реализуется, лишь преломляясь через мотивационную структуру личности, её ценностные ориентации, т.е. нет творческих способностей, существующих параллельно с общими и специальными (разделение коэффициента интеллекта и креативности Гилфордом). Вместе с тем, творческий потенциал личности не есть результат чисто количественного роста способностей. То, что принято называть творческими способностями, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, есть способность к осуществлению ситуативно- нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способность к познавательной самодеятельности. Её проявление не ограничено сферой профессий умственного труда и характеризует творческий характер любого вида труда [7, с. 212-215].

П. Торренс описывает креативность в терминах мышления как «процесс ощущения трудностей, проблем, разрывов в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировок гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез, возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов» [20, c. 148].

К. Тейлор, подобно Дж. Гилфорду, рассматривает креативность не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени.

У Дж. Рензулли креативность также понимается как особенности поведения личности, выражающиеся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы, новых подходах к проблеме с разных точек зрения.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить как минимум три основных подхода к сущности творческих способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. В качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности выступает интеллектуальная одаренность. Главную роль в активизации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А.Танненбаум, А.Олох, А.Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческая (креативная) способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория утверждает, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная связь.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих (креативных) способностей и наоборот. Процесс решения творческих задач есть взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В. Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Ф. Гальтон, Д.Векслер, Р.Уайсберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стернберг и др.) [18, c.117-119].

Понятие «творческие способности» можно определить исходя из положений таких исследователей, как В.Н.Мясищев, А.Г.Ковалев, Н.С.Лейтес, К.К.Шатонов, С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, А.Н.Лук, Т.И.Артемьев, В.И.Андреев и др.

Творческие способности - это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности (В.И.Андреев). Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

В логике нашей работы необходимо рассмотреть взаимосвязь творческих способностей с художественно-эстетической деятельностью.

Тесная взаимосвязь способностей с деятельностью выявляет необходимость раскрыть природу художественно-творческих способностей.  Как показывают современные исследования в области психологии творчества, большинство авторов (Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, В. С. Кузин и др.) считают центральным звеном творческой деятельности возникновение творческого продукта, который целостно раскрывает личность и его отношение к окружающему, соответствует возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений личности и ее роли в системе общественных отношений

[12, c.84-92].

С научно-педагогической точки зрения творчество - документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребенка, представляющий большую исследовательскую ценность.

Из определения художественного творчества следует, что это процесс создания новых художественных ценностей; процесс, непосредственно связанный с пониманием прекрасного в жизни и искусстве, с вхождением, вчувствованием в жизненную реальность, с самовыражением личности и объективизацией своего отношения к действительности через создание ее художественного образа. По мнению ряда авторов (А. А. Мелик- Пашаева, Г. Н. Кудиной, З. Н. Новлянской и др.), в основе всех видов художественных способностей лежит общее свойство человеческой личности, особое отношение к миру. А значит, одним из значимых компонентов развития творческих способностей в художественно-эстетической деятельности является эстетическое отношение к миру, человеку, искусству, которое мы, вслед за авторами, выделяем в качестве значимого компонента в развитии творческих способностей.

Благодаря этому отношению к миру зарождаются художественные замыслы, требующие работы воображения, т. е. создания образа, выражающего внутреннее, идейно- эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства.

В научных исследованиях, посвященных вопросам генезиса эстетического отношения к различным произведениям искусства, затрагиваются аспекты эстетического и художественного восприятия. Эстетическое восприятие – способность ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства процессов, свойств, качеств, порождающих эстетические переживания (Б.Т. Лихачев, Е.В. Квятковский). Цель художественного восприятия – воспитание эстетического отношения к миру, человеку, искусству.

Для эстетического и художественного восприятия (а также эстетического отношения) характерно взаимодействие двух аспектов: яркой эмоциональной отзывчивости и установки на красоту и выразительность содержательной формы воспринимаемого объекта. Таким образом, эмоционально-эстетический и художественно-эстетический аспекты, выступают в рамках единого эстетического отношения и являются компонентом творческих способностей личности.

Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [8, с. 81]. Дж. Гилфорд считал воображение «дивергентным мышлением» (то есть мышлением, основанным на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи) и его критериями оценки воображения стали гибкость, оригинальность, беглость, точность.

В психологии и педагогике творчества выделяют такие виды воображения, как творческое, художественное, художественно-творческое, являющиеся наиболее актуальными в рамках темы нашего исследования.  Современные исследования показывают, что творческое воображение является ядром способностей ко всем видам искусства. В силу этого оно является еще одним компонентом творческих способностей личности.

Для реализации образа, первоначально складывающегося в сознании личности, в ходе практической деятельности (изобразительной, литературной, музыкальной, пластической и др.) необходимо хорошо владеть языком и средствами конкретных видов искусства, т. е. необходимы некоторые специальные умения и навыки для создания художественного образа. Эти своего рода специальные практические умения являются еще одним компонентом творческих способностей личности. Безусловно, необходимо понимать, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но определяют успешность овладения ими [17].

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что эстетическое отношение, творческое воображение, а также специальные практические умения и навыки, необходимые для воплощения творческого замысла, в творческом процессе «пересекаются» между собой, дополняют друг друга. А их комплексное развитие, основанное на эстетико-художественном опыте личности и в условиях художественно-эстетической среды способствует развитию творческих способностей личности, так как каждый из компонентов выступает в роли взаимосвязанных элементов цельной структуры творческих способностей личности.

Таким образом, изучение и анализ научной литературы позволил нам представить в данном параграфе интерпретацию ключевых понятий исследования: способности, творчество, творческие способности.

Творческие способности интерпретируются нами как совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Компонентами творческих способностей являются: эстетическое отношение к действительности (миру, человеку, искусству); творческое воображение; специальные практические умения в одном или в нескольких видах искусства.


Список литературы

  1. А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. URL:    http://azps.ru/handbook/k/konv985.html
  2. Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства / Б.Г. Ананьев // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн. : Харвест, 1999. – С. 452 – 464.
  3. Ананьев, Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера / Б. Г. Ананьев. – М. : Политиздат, 1956. – 126 с.
  4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 124 с.
  5. Баранцева, О.И. Внеурочная деятельность – инструмент творческого развития личности ребенка: статьяURL:    http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/76-preschool-out/280-2012-08-04-06-42-53
  6. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / B.C. Безрукова. – Екатеринбург: Изд-во Гос. инж.- проект. ин-т. 1994. – 152 с.
  7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Учебное  пособие  для студентов  высших  учеб. заведении. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
  8. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-еврознак: Олам-пресс, 2004. – 672 с.
  9. Борев, Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / Ю.Б. Борев – М. : Астрель: ACT, 2003. – 575 с.
  10. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста / И.С. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т. – 2002. – 106 с.
  11. Бушуева, Л.С. Методы активизации творческого мышления младших школьников // Начальная школа. – 2008. – №3 – С. 13-17.
  12. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства/ В.В. Ванслов. – М. : Современный художник, 1966. – 118 с.
  13. Введение в психологию: Учеб. для высш. шк. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496 с.
  14. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. – Луганск: Изд-во ЛГУ, 1990. – 125 с.
  15. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей. М. : Образовательный центр «Педагогический поиск» , 1999. – 144 с.
  16. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // Пособие для учителей. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, М. : Просвещение, – 2010. – 224 с.
  17. Волчегорская, Е.Ю. Развитие творческого воображения школьников на уроках музыки / Е.Ю. Волчегорская // Начальная школа. – 2005. – № 9 – С. 38-41.
  18. Воюшина, М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой – М. : Высшая школа, 2003. – 168 с.
  19. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с.
  20. Выготский, Л.С. Сборник сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, т. 3: История развития высших психических функций, 1983. – 87 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»

Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»...

Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова»

Выступление по теме:  «Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова»....