Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова»
материал

Румянцева Надежда Борисовна

Выступление по теме:  «Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала в системе Л.В. Занкова».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rumyantseva_vystuplenie_-3.docx56.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала в системе Л.В.Занкова»

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца. Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания.

Основные задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключается в том, чтобы создать у детей чёткие и правильные геометрические образы, развить пространственное представление, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненное практическое значение. И тем самым подготовить  учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.

Наша начальная школа работает по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, где математика  является частью этой системы и отражает характерные её черты, сохраняя при этом свою специфику.

Математика построена на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

Цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.    

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Именно практическая деятельность является условием разностороннего развития детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности. В этой программе заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

Основной методической линией является организация разнообразной геометрической деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование – в результате которой учащиеся самостоятельно добывают геометрические знания и развивают специальные качества и умения: геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

При поступлении  в 1 класс мы проверяем у учащихся сформированность и развитие элементарных геометрических представлений, полученных в дошкольном возрасте.

Выполняются задания:

-на сформированность геометрических представлений;

- на ориентацию в пространстве;

- на взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Предлагаемые задания (слайды):

Задание № 1

«Построим домики для фигур»

 (можно воспользоваться плоским изображением фигур,

 счетными палочками кубиками различной формы)

Направлено на выявление представлений об эталонах формы, умение воспроизводить фигуры, распределять фигуры в пространстве и на плоскости.

Оценка

1-й показатель – знание эталонов форм, обозначение их словом, расположение в пространстве, на плоскости.

2-ой показатель – воспроизведение геометрических фигур.

Результаты:

Не справились -3 человека (5%)

Выполнили половину задания – 6 человек 11%)

Средние результаты  - 29 человек (50%)

Высокие результаты – 19 человек (33%)

Задание № 2

«Найди предмет такой же формы»

Направлено на выявление умения детей узнавать (находить) в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Результаты:

Не справились - 6 человек (11%)

Средние результаты - 31 человек (54%)

Высокие результаты – 20 человек (27%)

Задание № 3

«Составь картинку»

 (используются пазлы из геометрических фигур)

Задание направлено на выявление у детей умения расчленять изображения предметов на составные части и воссоздавать сложную форму из частей; выявить уровень речевого развития (знание терминов).

Результаты:

Не справились - 3 человека (5%)

Средние результаты  - 28 человек (49%)

Высокие результаты – 20 человек (46%)

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ (слайд)

Общие выводы:

Средний показатель сформированности и развития элементарных геометрических представлений у первоклассников.

Для диагностики творческого мышления совместно со школьным психологом проводим тест креативности Торренса.

Креативность  по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.

Данный тест Е. Торренса  предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Он состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Задание № 1  «Нарисуйте картинку» (слайды).

Нарисуйте картинку, дать название своему рисунку.

Задание № 2. «Завершение фигуры».

Дорисуйте десять незаконченных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.

Задание 3. «Повторяющиеся линии».

30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

 (слайды) не разъясняю

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

 «Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения.

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею».

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи.

Результаты теста Торренса.

Просуммировав  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») делим эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

Плохо – 18 (32%)

Ниже нормы – 13 (23%)

Несколько ниже нормы – 14 (25%)

Норма – 12 (21%)

Проанализировав результаты диагностики и теста Торенса, мы увидели  невысокий уровень развития пространственного мышления  и воображения, недостаточную сформированность и развитость элементарных геометрических представлений у мл.шк. на начало 1 класса.

Следующим нашим шагом  стал анализ программы по математике.

Проанализировав программу И. И. Аргинской, мы увидели, что геометрический материал занимает довольно большой объём.

Сравнив программу И. И. Аргинской с «Примерной программой по учебным предметам», мы пришли к выводу, что в программе Аргинской  присутствует  сочетание обязательного содержания по Примерной программе и  сверхсодержания  - темы добавленные автором.

Так, например, программа для 2 класса:

Раздел «Геометрические фигуры» добавлены темы:

Объемные тела. Установление сходства и различий между телами разных наименований и одного наименования. Знакомство с терминами: грань, основание, ребро, вершина объемного тела.

4 класс:

Раздел «Геометрические величины» добавлены темы

Нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a · b) : 2. Нахождение площади произвольного треугольника разными способами. Определение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников. Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.

Общепринятые единицы измерения объема кубический миллиметр (мм3), кубический сантиметр (см3), кубический дециметр (дм3), кубический метр (м3), кубический километр (км3). Соотношения между ними: 1 см3 = 1000 мм3, 1 дм3 = 1000 см3, 1 м3 = 1000 дм3.

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а также площади его основания и высоты.

Большой объём геометрического материала и сверхсодержание  - это плюс. Но при этом существенным минусом является  нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению.

Для решения этой проблемы,  одним из направлений нашей работы стало «Развитие творческих способностей обучения на основе геометрического материала на уроках и во внеурочной деятельности», так как мы пришли к выводу, что именно раннее изучение  геометрического материала положительно влияет на своевременное формирование геометрической зоркости, пространственного воображения и мышления, творческих способностей учащихся.

Задачи: (слайд).

                

1.Изучить по данной теме теоретические материалы: работы выдающихся педагогов и психологов.

2.Развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление.

3.Формировать конструктивно-геометрические способности: способности читать графическую информацию и комментировать ее на доступном младшему школьнику языке.

4.Раскрыть перед младшим школьником его возможности, способствовать получению творческого удовлетворения ребенка любой интеллектуальной направленности.

5.Развивать мелкую моторику у учащихся.

Список литературы (слайд).

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: «Просвещение», 1991. – 93 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология. - М: Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2000. – 1008
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.
  4. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В2 ч.Ч. 1-5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.
  6. Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова.-  Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. -224с.
  7. Белошистая А.В. Математика и конструирование (наглядная геометрия) – Мурманск МОИПКРО, 1997.89 с.
  8. Белошистая А.В. Наглядная геометрия. Пособие для учителя. – М.:Классик стиль, 2004.86 с.

Изучив по данной теме теоретический материал,  труды психологов, опыт педагогов, в том числе и Интернет  ресурсы  мы ещё раз убедились, что формирование пространственного мышления должно начинаться в начальной школе, поскольку этот возраст, благодаря специфике психологического развития, наиболее благоприятен для формирования как базовой, так и операциональной стороны пространственного мышления. А умение ориентироваться в пространстве составляет необходимый компонент любого вида учебной деятельности.

Структура этапов изучения геометрического материала

Геометрический материал

Формирование геометрических понятий и представлений о геометрических фигурах

и пространственных телах.

Формирование практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерений.

Развитие умений решать задачи, применяя геометрические знания и умения.                        

Происходит  через способность к восприятию формы геометрических фигур и пространственных тел.

Использование приёма  конструирования для развития моторики, осязательных, зрительных ощущений так же способствует рациональному восприятию формы фигуры.

Схемы изучения фигур:

Происходит через развитие мелкой моторики у младших школьников.

Через усвоение уч-ся правил работы с линейкой, угольником, циркулем, транспортиром.

Через формирование навыков черчения и измерения.

Через построение различных геометрических фигур и развёрток пространственных фигур на уроках математики, технологии.

Этапы формирования чертёжных умений в

начальной школе.

1. Подготовительный этап. Изображение геометрических фигур с использованием шаблонов.

2. Изображение геометрических

фигур от руки (без использования чертёжных инструментов).

3. Знакомство с чертёжными

инструментами: линейкой, угольником, циркулем, транспортиром. Правила работы с ними.

4. Формирование умения решать элементарные задачи на построение.

Происходит через умение работать с геометрическим чертежом, умение рассматривать и выделять на чертеже фигуры, нужные для решения. Через знания основных понятий и формул.

В начальной школе рассматриваются следующие виды задач на построение:

1.Задачи на элементарное построение геометрических фигур на клетчатой бумаге без использования чертёжных инструментов.

2. Задачи на элементарное построение геометрических фигур на нелинованной  бумаге без использования чертёжных инструментов.

3. Задачи на элементарное построение геометрических фигур с помощью чертёжных

инструментов:

- построение фигуры по образцу;

- построение фигуры по заданным параметрам (метрические задачи);

- построение фигуры с опорой на их свойства;

-преобразование фигуры, в том числе по заданным параметрам;

-построение фигуры с учётом её расположения на плоскости.

-произвольное построение фигур

Этапы решения задач на построение:

1.Анализ.

2.Построение.

3.Доказательство.

 

Изучение геометрической фигуры осуществляется по схеме:

 

получение фигуры

название фигуры

распознавание фигуры в окружающей обстановке

построение фигуры

изучение свойств

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство,  художественная деятельность. Этому способствуют уроки изобразительного искусства, технологии.

Большое внимание на уроках уделяем осуществлению  метапредметных связей.  Интеграция. (слайды)

Например:

  • При изучении математики в 1 классе одновременно вводятся понятия: цифра 1 и точка, цифра 2 и отрезок, цифра 3 и треугольник и т.д. Сразу понятие – многоугольник.
  • Русский язык – на уроках русского языка при чтении статей школьники встречаются с высказываниями о направлении, форме предметов, и их взаимном расположении.
  • Технология: пластилин напоминает параллепипед, клей – цилиндр. Рассматривается симметрия в архитектуре.
  • Изобразительное искусство: при рисовании дома дети видят сходства с кубом – вводится понятие «куб», труба похожа на параллепипед и т.д.  Или рисуем только из кругов – узор в круге, в квадрате.
  • Окружающий мир: глобус - шар, ось земли –  диаметр. Симметрия в мире живой и неживой природы.
  • Физическая культура:  на  уроках ученики получают ориентировку в направлении: на право, на лево, вверх, вниз, в горизонтальном и вертикальном направлении, в построение по прямой линии, в круг, по границе участков в форме прямоугольника, квадрата, в поворотов на прямой; развернутый, полный угол.
  • Литературное чтение: симметрия в художественных произведениях играет огромную роль, её используют в качестве обычного приёма в поэзии (ритм, рифма).

  

Итак, при изучении всех учебных предметов идет накопление геометрических представлений о формах предметов, о их взаимном расположении. Задача состоит в том, чтобы координировать все эти виды работ, которые служат одной цели.

Для восприятия объектов, усвоения учебного геометрического материала опираемся на жизненный опыт ученика, его практическую  деятельность, обязательно включаем осязание. Творчество детей — естественный компонент их развития.

 Ещё одна из возможностей развития творческих способностей – это работа с конструктором.

Акцент в работе с конструктором ставится:  

-на анализ задачи – какие детали имеем, что хотим получить;

-конструирование модели;

-сопоставление возможностей модели с требованиями (модель должна быть динамической);

-модификация модели и пояснение, зачем нужны эти модификации, насколько они функциональны.

Ребята увлечённо собирают заданные конструкции, они овладевают знаниями в процессе игровой деятельности. У них развивается мелкая моторика, ориентировка в пространстве, пополняется и активизируется словарный запас. Помимо этого у детей в процессе работы с конструктором развиваются внимание и память, формируется умение творчески мыслить.

В результате конструирования по чертежам и наглядным схемам у детей развивается образное мышление и познавательные способности,///// т.е. они начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Управление развитием творческих способностей младших школьников мы посчитали возможным в проектной деятельности. Проектная деятельность – один из важнейших способов развития творческих способностей учащихся, предоставляющих ученикам самостоятельность, способствующих развитию целого ряда ценных качеств личности.

Примеры проектов учащихся 3-4 классов:

- «Геометрические цепочки для малышей»,

- «Геометрические магические квадраты»

- «Геометрические примеры».

Задачи развития творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках.

Леонид Владимирович Занков придавал большое значение внеурочной занятости детей. Считал, что «обучение и воспитание органически связаны между собой…», поэтому так важно сохранить познавательную составляющую внеурочной деятельности, расширить границы общения и взаимодействия, предоставлять детям широкий выбор направлений деятельности и саму возможность выбора как части самовоспитания.

Наша школа работает по следующим направлениям:

 (общеинтеллектуальное) направление:

  • «Мир геометрии» (Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С.)
  • «Я – исследователь» (Савенков А.И.)

 (общекультурное) направление:

  • «Рисуем – мастерим» (Проснякова Т.Н., Ларичева Е.И., Кубышева Е.С.)
  • «Оригами. Школа дизайна» (модифицированная программа)

 Курс «Мир геометрии»

Цель курса «Мир геометрии» - расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Мы считаем, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Включаем в занятия геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», онлайн игры для детей.

(слайды):

Для конструирования моделей фигур используем игры «Танграм» (из квадрата), «Пентамино», «Вьетнамскую игру» (из круга),  «Колумбово яйцо»  (овал). Такие игры требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Они предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления.

Курс «Рисуем – мастерим»

Цель курса: раскрытие творческого потенциала ребенка средствами изобразительного искусства и художественного труда.

Одна из задач:

  • развивать воображение, творческое мышление, художественные и конструктивные способности на основе приобретения творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Знакомясь с различными видами линий, развиваем моторику.

Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками: вырезают и наклеивают, моделируют, вырезают развёртки и склеивают, образуют фигуры на подвижных моделях, перегибают бумагу.

(слайды)

Курс «Оригами. Школа дизайна»

Модифицированная программа, призер Всероссийского сетевого Конкурса «Профессиональный успех - ХХI» в номинации «Программы дополнительного образования детей».

Цель: развитие креативности мышления детей средствами бумажной пластики и оригами.

Ещё в 19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, а также развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на  геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мы связываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей младших школьников.

Мы преследуем не только узкопрактические цели, но и развиваем кругозор детей, их творческие способности, изучаем правила общения. Идёт отработка способности к сотрудничеству в творческой деятельности.

(слайды)

И как результат спланированной работы  -  результат диагностических работ учащихся.

1 классы

Усвоение элементов стандарта (%):

Построение отрезка заданной длины

94

Построение ломаной с определенным количеством звеньев, нахождение длины ломаной

100

2 классы

Усвоение элементов стандарта (%):

Построение треугольников различных видов.

84

Нахождение периметра треугольника.

94

Нахождение периметра квадрата.

91

Нахождение периметра прямоугольника.

90

Нахождение периметра многоугольника.

75

3 классы

Усвоение элементов стандарта (%):

Построение окружности с помощью циркуля.

79

Площадь квадрата.

91

Площадь прямоугольника.

97

4 классы

Усвоение элементов стандарта (%):

Площадь нестандартной фигуры.

74

Площадь прямоугольного треугольника.

86

Выводы: 

Результат нашей деятельности:

уровень усвоения знаний учащимися геометрического материала значительно увеличился, повысился интерес к математике, наблюдаются значительные продвижения в мышлении.

Учащиеся четко проводят логические рассуждения, делают обоснованные выводы, не затрудняются в различении геометрических фигур. Всё это позволило также повысить уровень развития пространственного мышления учащихся, приобрести базу для изучения стереометрии в старших классах, развить творческие способности.

Геометрический материал, как ни одна другая область науки, обладает широкими возможностями для развития обоих полушарий головного мозга, так как в ней интуитивно понятные, наглядные факты получают строгое логическое обоснование и доказательство. Действительно, геометрия, по образному выражению А.Д.Александрова, это «лед и пламень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Рекомендации по подготовке проблемных уроков при изучении геометрического материала в системе Л.В.Занкова

Значительное место в математике занимает геометрический материал. Его сравнительно большой объём диктуется следующими основными причинами: во - первых, он позволяет активно использовать наглядно – дей...

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова»

Работа представлена для обмена опытом работы учителей-занковцев...

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников

Данная статья полностью раскрывает понятие "творческие способности", благодаря чему, выявлены критерии творческих способностей....

Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»

Свидетельство «Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала»...