Главные вкладки

    Совершенствование техники чтения в условиях ФГОС.
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

           В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей  направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.

           Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связанно с развитием интереса к чтению. Это – важная проблема. Почему многие дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоёмкий, требующий больших временных затрат, а более лёгких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важными в работе учителя являются два фактора: развитие у учащихся интереса к содержанию чтения и к самому процессу чтения. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                             

           В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей  направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений является навык чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.

           Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связанно с развитием интереса к чтению. Это – важная проблема. Почему многие дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоёмкий, требующий больших временных затрат, а более лёгких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важными в работе учителя являются два фактора: развитие у учащихся интереса к содержанию чтения и к самому процессу чтения.

            Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребёнка, личностно – значимым для него, эмоционально -  насыщенным или иметь яркую познавательную направленность.

            Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И наоборот, именно успех рождает мотив. При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. Этому способствует:

    • троекратный самозамер скорости чтения по методике В. Н. Зайцева, когда темп чтения «растёт на глазах»;
    • дозированность нагрузки, доступность и посильность заданий, постепенное нарастание их сложности.

        Учитывая индивидуальные особенности детей в освоении чтения, одному нужно дать строгое ограничение временного интервала или объёма чтения, другому обязательно требуется активное соучастие взрослого в процессе чтения.

        Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышении скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Если ребёнок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого, то скорость восприятия графических знаков, а значит и скорость чтения, у него увеличиваются. Важным стимулом в развитии интереса к чтению является и творческая деятельность младшего школьника. Поиск необходимой информации, стремление переконструировать и переработать текст, возможность изменения его содержания – всё это способствует творческой активности ученика.

        Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

        Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает  быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам».

        Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т. е. равномерно – внимательное. Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; осуществляющимся в нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.

        Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик ещё не овладел навыком чтения про себя, но находится на переходном этапе. Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.

        Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, чёткость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50 – 100 %. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость речедвигательного аппарата и его возможности.

        Мне хочется поделиться теми находками, которые помогают ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно. На первых уроках обучения грамоте ведётся подготовка речевого аппарата ребёнка. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей. В первом классе в разминку ввожу чтение сочетаний тренируемого звука с гласным: ри – ре – ра – ро – ру – ры, чтение слов, содержащих тренируемый звук, чтение коротких текстов с тренируемым звуком, чтение скороговорок, чистоговорок для выработки навыков сохранения чёткости произнесения при любом темпе речи.

         Все эти задачи решаются на уроке во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5 – 7 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

    1.   Чтение шёпотом и медленно.

    1. Чтение тихо и умеренно.
    2. Чтение громко и уверенно.

    Использую игры на звукоподражание. Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами, игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай, какая буква пропущена» и т.п. Работая со скороговоркой, отрабатываю чистоту звука, а затем интонацию с помощью задания, например: «Прочитай скороговорку с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить».

        Для того чтобы повысить технику и сознательность чтения, использую нетрадиционный метод обучения чтению – метод динамического чтения. Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами.      

          Поэтому  начинать  работу    над   скорочтением нужно  с развития зрительной памяти,    

          внимания. Этому  способствует так называемое «фотографирование»: различного рода

          картинок, карточек, предметов. Учащиеся  должны за одну секунду запомнить всё, что

          изображено     на     картинке,   т.   е.    «сфотографировать».      Например,    показываю    

          иллюстрацию к   сказке.    Дети должны     за   одну   секунду запомнить всё, что на ней

          изображено, и сказать, как называется сказка.

                Чётко воспринимается только тот текст, который находится в зоне ясного видения.  

          Но боковое зрение  забегает вперёд, готовя для ясного видения следующую часть  

          текста. Поймав взглядом контуры следующего слова, на основе смысла прочитанного,  

          ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение

          следующего слова или буквы, слога называется антиципацией, или смысловой

          догадкой. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения:

    1. На доске записаны 2 – 3 пословицы. Предлагаю их закончить.

            Делу время - __  __.

            Кончил дело - __  __.

    1. Части пословиц записаны в два столбика. Ученики стрелками соединяют части между собой так, чтобы они подходили друг другу по смыслу.
    2. Прочитать загадку, подставив недостающие слова.

    При чтении глаза ребёнка движутся не только слева направо, но и наоборот, т. е. регрессивно. Это хотя и оказывает некоторое положительное влияние (исправляется ошибка), в то же время отрицательно сказывается на темпе чтения. Чтобы преодолеть повторы и достичь полноценного зрительного восприятия, я внимательно изучаю текст и выбираю слова, трудные для понимания и прочтения. Перед самостоятельным прочтением слова записываю на доске, дети читают, затем находят слова в тексте и читают их в предложении. Особое внимание здесь уделяю слабым учащимся, так как именно они наиболее склонны к регрессии. Помогают детям следующие упражнения:

    1)Постепенное наращивание слова.

        Лес, лесник,

        лесничество

    2)Артикуляционное прочтение (без голоса), чтение шёпотом медленно, громко медленно, громко быстро.

    3)Чтение слов, записанных равновеликим шрифтом.

          В работе над техникой чтения мне помогают эффективные резервы обучения чтению, разработанные В. Н. Зайцевым.

          Важна не длительность, частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то  нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие – то умения, довести их до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Необходимо, чтобы домашняя тренировка проводилась порциями. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки достаточно высока.  

          Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, а кто – то медленнее. Этот приём общепризнан и очень эффективен.

          Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на столе лежит книга. Любой урок начинается с того, что дети пять минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок.

           Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

           Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Хорошо бы просмотр диафильмов проводить перед сном. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в пятом классе ребёнок, который не любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью режима щадящего чтения.

          Развитие техники чтения тормозится из – за слаборазвитой оперативной памяти. Необходимо работать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко.

          Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течение определённого времени (для каждого предложения оно указанно) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

         Из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко три упражнения оказались наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

         При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

         Проводится это практически таким образом. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения.                        

         Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, или хочется читать ещё раз. Однако больше трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат. Вот для этого и предназначено следующее упражнение системы Федоренко – Пальченко – чтение в темпе скороговорки.

         При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем остановить учеников и начать третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть – чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети прочитают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможности не надолго хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две – три недели чтение ребёнка заметно улучшится.

         Очень важны для учителя приёмы стимулирования. На одном из этих приёмов хочу остановиться. В конце урока чтения оставляю три – четыре минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в тетрадь по чтению. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю результат показывает прибавку скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

        Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети работают заинтересованно, увлечённо.

        Очень полезно сравнивать  результаты, достигнутые учеником, с его прежними. У всех ребят есть тетрадь для домашнего чтения. Там отмечена дата проверки и количество слов в минуту. Сравниваем с результатами, полученными через неделю, через месяц. Каждый ученик видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.

        Повышению скорости чтения способствует и домашняя тренировочная работа. И здесь важная роль отводится родителям. Многие из родителей моих учеников знают, как помочь детям, как проконтролировать их работу. На родительских собраниях подробно рассказываю, как организовать работу с детьми дома. Родители обмениваются опытом своей работы – рассказывают, как они организовали в домашних условиях совершенствование техники чтения своих детей. Надо сказать, что без такого сотрудничества трудно добиться хороших результатов.

           Работая на уроках чтения, использую различные упражнения, которые воздействуют на основные параметры чтения, помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи.

    Звуковая разминка.

    1.Артикуляция.

    Гласные: а, о, у, ы, и, э.

    Сочетания: а – у, а – о, ы – и, э – а, и – о.

    Согласные: з – с – ж, ш – ж – с.

    Согласные и гласные: же, че, ща.

    2.Слова, трудные для произношения.

    3.Скороговорки.

    Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

    «Фотоглаз».

    1.За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение.

    2.За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

    Использование этого приёма помогает детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Влияет на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

    «Молния».

    Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости, чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния» и продолжается с 20 секунд (в начале) до двух минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

    «Губы».

    Упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а так же предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде  «Читать про себя» дети прикладывают палец левой руки.

    «Угадай».

    1.Антиципация слов, предложений, пословиц.

    2.Чтение текста, перекрытого полосками.

    Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

    «Буксир».

    Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в минуту). Дети читают тот же те

    о себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю, путём внезапной остановки, на каком – либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю. Упражнение для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).

    «Инструкция»

    Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают всё молча.

    1. Прочитай загадку.
    2. Подойди к учителю и на ухо скажи отгадку.

    Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для тренировки чтения.

    «Сравни»

    Чтение домашнего и незнакомого текстов в сравнении (проверка скорости чтения). У учащихся есть тетрадь учёта скорости чтения, где они 1-2 раза в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят «свой рост» и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

    Считаем слова.

    При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. Цель этого упражнения – загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой – счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами.

    Считаем строчки.

    Понимание при счёте строк. Это упражнение аналогично первому, но отличается следующими моментами: вертикальные движения глаз по странице; просматривание каждой строки на один удар метронома. Цель данного упражнения: расширение зоны восприятия при чтении путём формирования навыка одномоментного восприятия строчек текста.

    Чтение «спринт».

    На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

    Чтение «эхо».

    Используется на первом этапе обучения грамоте: по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать. На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями. Цель: сильный ученик отдаёт все силы выразительному чтению, а у слабого остаётся время на прочтение следующего слова. Он опять более уверен в себе.

    Чтение «канон».

    Один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3 – 4 слова (как при пении канона). Цель: держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивают их работу.

    Чтение «разведка».

    В целях обучения детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение можно использовать на уроках русского языка, например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова, на какое – либо правило.

        Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом. Выполнение каждого из этих упражнений занимает 5 – 7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией.

        Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю очень большое внимание. Помогает в этом методика авторов И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке использую следующие приёмы и методы:

    1. чтение за диктором;
    2. чтение в парах, групповое чтение;
    3. чтение с убыстрением темпа;
    4. жужжащее чтение («птичий базар»);
    5. ежеурочные пятиминутки чтения;
    6. самозамер скорости чтения.

    Дети в течение одной минуты читают текст, подсчитывают количества прочитанных слов и записывают результат в дневник;

    1. выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую часть текста;
    2. чтение в темпе скороговорки;
    3. зрительные диктанты.

    Уроки чтения и развития речи должны, прежде всего, решать две задачи:

    нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Учитель должен, прежде всего, определить идею произведения и в соответствии с нею наметить конкретную цель урока и его план. Ведь на самом уроке стержнем будет выяснение идеи произведения. Если тема произведения – это ответ на вопрос, о чём пишет автор, то идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете миропонимания, взглядов самого автора. Она не преподносится как нечто готовое, требующее запоминания. Это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета.

         Общеизвестно требование: каждый урок должен совершенствовать умение детей читать. Под умением читать надо понимать не только овладение техникой чтения. Умение читать обязательно  включает в себя возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нём изображена.

         Требования индивидуального подхода и дифференцированных заданий по чтению должно выполняться. Слабо читающие дети должны читать чаще. Если понадобится, то следует подобрать более лёгкие тексты. Хорошие результаты даёт чтение под контролем класса: следить за чтением товарища и исправлять его ошибки. Такая  система, хорошо и тактично организованная, повышает ответственность и внимание каждого ученика.

          Громкое чтение в виде полноценного первичного знакомства со всем содержанием, в виде выборочного чтения на всех этапах урока должно иметь место. Выделяют основные мысли – перечитывают предложение; готовятся к пересказу – выразительно читают слова и выражения, которые желательно в него включить; анализируют план, составленный самостоятельно – иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком; отчитываются за самостоятельную работу по заданию – иллюстрируют ответ чтением.                    

                Нельзя упускать ни одной возможности дать ученику показать себя, а учителю и    

          классу – увидеть его усилия.

                Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда  

          интересной и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над    

          текстом ведётся анализ произведения, строится беседа. Хочется напомнить требования    

          к беседе на уроках чтения и характер вопросов в беседах.  

                  Беседа – всегда диалог, в котором вопросы ставит не только учитель, но и  

         учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения добиться  

           отчётливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить  

           своё отношение к прочитанному. В центре беседы – выявление идейного содержания    

           и  формирования его главной мысли.

              Итак, беседа – всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы  

           по их направленности можно разделить на следующие группы.

           1.Выяснение, как поняли дети фактическое содержание.

           2.Выяснение представлений детей о данном факте.

           3.Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста,    

           временных

           связей и т. п.

           4.Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям.

           5.Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям    

           произведения.

        Беседы не должны быть длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что – то выяснить, чему – то научила. Только тогда, на протяжении всего урока чтения, дети будут работать: и читать, и думать.  

        Процесс работы мысли на уроке характеризуется как процесс аналитико- синтетический. Надо выделить три важнейших момента: синтез, т. е. целостное восприятие произведения в чтении учителя или самостоятельного.

       Далее идёт самый длительный этап – анализ произведения. Анализ текста, его языка составляет центральную часть урока. Анализ можно начать на основе самостоятельной работы, более детальный - в процессе чтения вслух под руководством учителя.

        Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы. Беседу нельзя превращать в назидание, поучение со стороны учителя. Она должна быть построена так, чтобы дети сами обсудили своё отношение к прочитанному и к той действительности, о которой оно нам напомнило.  

         Проблема совершенствования уроков чтения состоит в том, чтобы все эти виды занятий вели читателя самым эффективным путём к выделению главной мысли, к определению своего отношения к прочитанному. Только при этом условии урок будет затрагивать эмоциональную сферу ребёнка, будить мысль и направлять её на организованную работу.

        Среди произведений всех литературных жанров, помещённых в «Книге для чтения», особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика, работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов.

         Это объясняется, прежде всего, специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы, «в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора». В центре лирического произведения находится описание внутреннего состояния лирического героя, его отношения к каким – либо событиям, фактам, явлениям: картинам природы, торжественным событиям в истории нашей страны и т. д.

        Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера, по данным психологов, развита не достаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому главное направление работы учителя при чтении лирических стихотворений состоит в том, чтобы разбудить, развить эмоции и чувства ребёнка, добиться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту.

        Для этого учеников необходимо вовлечь в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Такой деятельностью может и должно стать выразительное чтение лирического стихотворения.

        Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передаёт своё понимание и свою оценку читаемого. Подготовка к выразительному чтению и само исполнение и есть та практическая деятельность с текстом художественного произведения, которая помогает ученику понять содержание прочитанного и выразить своё отношение к этому содержанию, приблизившись тем самым к внутреннему миру лирического героя, воспринимая настроение и чувства, волнующие его, как свои личные.

        Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего процесс поиска верной интонации чтения текста, т. е. поиска нужного тембра, темпа, силы и мелодики речи. Это процесс творческий, т. к. интонация рождается не на основе простого логического рассуждения, а на основе глубокого проникновения в содержание текста и яркого, зримого представления этого содержания в воображении исполнителя.

        Как же при изучении лирического стихотворения добиться того, чтобы учащиеся овладели, уловили, почувствовали верную интонацию чтения? Для этого рассмотрим, как строится процесс работы над лирическим стихотворением.

    1.Работу начинаем с подготовки учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаем конкретные учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения; сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значения слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено. Для решения этих задач используем беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей, элементы рассказа, а также такие виды искусства, как музыка и живопись.

    2.После такой подготовки приступаем к первому чтению лирического стихотворения. Учебная задача этапа работы: донести до детей содержание стихотворения и, главное, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Из всего многообразия методических приёмов, используемых на этом этапе (комбинированное чтение, прослушивание текста в г/з и др.), исходя из поставленной задачи, выбираем один, наиболее целесообразный: выразительное чтение стихотворения учителем.

        Готовясь к выразительному чтению стихотворения в классе, будем предельно требовательны к себе: наше чтение должно быть таким, чтобы у детей появился познавательный и эмоциональный интерес к дальнейшей работе с текстом. Кроме этого, чтение учителя – это своего рода образец выразительного чтения для учащихся; дети постараются чутко уловить интонацию, с которой он исполнял стихотворение, а затем скопируют, воспроизведут её (и это не просто механическое подражание, а подражание через понимание и сопереживание).

    3.Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом. На этом этапе необходимо выявить уровень восприятия детьми текста художественного произведения, понять, как они осознали текст в целом, как отнеслись к нему, что уже успели выделить, отметить, а что упустили из виду, на что не обратили внимание и т. д. Для решения этой задачи используем беседу на основе впечатлений учеников. Вот примерные вопросы: понравилось ли стихотворение? Чем? Что вам особенно запомнилось? Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины…? И т. д.

    4.После проверки первых впечатлений дадим детям возможность самостоятельно поработать с текстом стихотворения: не спеша прочитать его про себя и отметить карандашом слова и выражения, значения которых им непонятно. Это нужно для того, чтобы ученики внимательнее, глубже вчитались в стихотворение, подготовились к его анализу.

    5.Анализ лирического стихотворения призван решать следующие задачи:

       а) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

       б) углубить, расширить образные представления (видения), возникшие в  

           воображении учеников при первом знакомстве с текстом.  

                Работая над решением поставленных задач, не будем забывать о главном:  

           постараемся не разрушить то чуткое эмоциональное состояние класса, которое  

           возникло на первых этапах работы с текстом, проведём анализ стихотворения  

           осторожно, ненавязчиво, так, чтобы в ходе работы с текстом всё возрастало удивление  

           и восхищение детей мастерством поэта, чтобы за каждым словом и каждой строчкой  

           они увидели яркую картину и обрадовались этому открытию.

                Какие приёмы для этого используем? В первую очередь выборочное чтение  

           отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя. Для выборочного чтения  

           отбираем наиболее важные с точки зрения смысла, содержания строки, слова,  

           выражения, а также те, значения которых может быть непонятно детям. Обращаем  

           внимание учащихся на образные средства языка художественного произведения:  

           эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

                Выборочное чтение обычно сопровождается беседой – размышлением по поводу  

           прочитанного. Используют вопросы типа: какое настроение у вас возникает при  

           чтении этих строк? Какие слова помогают автору создать такое настроение? Как вы  

           думаете, почему автор сравнивает…? Как вы понимаете смысл этого выражения?  

           Какие звуки повторяются в этой строке? Для чего поэт использует этот приём?

                Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического  

           стихотворения, испытывать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором  

           слова, учитель использует приём стилистического эксперимента, суть которого  

           состоит в искусственной замене авторского слова или сочетания слов другим,  

           близким по смыслу словом или выражением, и в уяснении на основе сопоставления  

           особой выразительности, точности, прелести поэтического текста.

               Для развития видения, т. е. ярких образных представлений на основе читаемого, учитель использует приём иллюстрирования текста. Как показывает практика, при чтении лирических стихотворений наиболее целесообразны следующие его разновидности: рассматривание готовых иллюстраций, а также словесное и музыкальное иллюстрирование.

              Рассматривание готовых иллюстраций проводится примерно по такому плану: посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению. Можем ли мы её отнести ко всему стихотворению или к какой – то его части? Что изобразил художник на своей картине? Что он нарисовал в центре картины? Вдалеке? Справа? Слева? Как он изобразил…? Опишите картину, используя слова, строки из стихотворения. Какие краски художник выбрал для своей картины? Какое настроение они создают?  

              Иллюстрация – это такая картина, которая раскрывает, дополняет художественный текст.

     -  Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте себе, что вы художники.    

     Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисуете к этому стихотворению. Это уже  

     пример словесного иллюстрирования текста.

              Музыкальное иллюстрирование, т. е. подбор звуковых «картин» к стихотворению,  

           используется на уроке чтения в трёх основных методических вариантах. Приведём их:

    • Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению? Почему?
    • Из двух музыкальных произведений выберите то, которое более соответствует прочитанному стихотворению.
    • Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? Какой она будет по характеру, настроению.

    6.Анализ лирического стихотворения должен способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию видений, т. е. образных представлений на основе прочитанного. Это имеет большое значение для выработки правильной интонации чтения стихотворения. Для того чтобы  дети сумели по – настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых учащиеся смогут передать своё понимание и свою оценку прочитанного. Иными словами, требуется специальная работа над основными компонентами интонации. Это и составляет содержание следующего этапа процесса изучения лирического стихотворения.

        Какие приёмы целесообразно использовать на этом этапе?

        Для работы над тембром речи: музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседа, направленная на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей.

        Для работы над темпом речи: расстановка пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых). Для того, чтобы это не вызывало особых затруднений у учеников, целесообразно сообщить им несколько вполне доступных правил расстановки пауз при чтении стихотворения:

    1. в конце предложения делаем остановку подлиннее (II), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки, - остановку покороче (I).
    2. в конце каждой стихотворной строки делаем остановку: короткую, если нет ни какого знака или же стоит запятая, тире и др.; подлиннее, если это конец предложения.

    Особенно внимательно следует относиться именно к межстиховой паузе, которую многие ученики в своём чтении не соблюдают. Строка в стихотворении представляет собой интонационно – законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение, которое ломает ритм стиха.

          7.Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение  

    всей работы, праздник, конкурс на лучшее его исполнение. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

        Работа над лирическими произведениями требует и особых домашних заданий. Я предлагаю узнать о жизни поэта, подобрать стихи на эту тему других авторов, найти другие стихи этого автора, выполнить иллюстрацию, выучить наизусть.

        Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, помогает учителю решить сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках.

        Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосферы в классе, когда можно возразить, попробовать прочитать по – своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, пассивности детей. Дети развиваются как читатели. Они тянутся к хорошим стихам, много заучивают наизусть по желанию, выразительно читают. Но не менее важно, что литература воспитывает, формирует ребёнка как личность. В классе, не без помощи этих уроков, складываются доброжелательные, чуткие отношения.

        Уроки чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребёнка. Здесь налицо активное творчество, а учитель ведёт, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети.

       Наблюдая за отношениями детей во время уроков, на переменах, во внеурочное время, необходимо постоянно обращаться к тем моральным понятиям, с которыми дети знакомились на уроках чтения, непременно перекидывая  «мостик» в реальную жизнь: почему товарища нет в классе? Болен? Напишем ему добрые записки: он нам нужен, мы его ждём. В дальнейшем дети остаются добрыми и отзывчивыми, и это – одна из составных учительского счастья: уроки сопереживания не прошли бесследно.

        Воспитание нравственных качеств, норм поведения – длительный процесс, и решить задачу за четыре года не представляется возможным: впереди ещё долгие годы школьной зрелости, но главное делает учитель начальных классов, «упражняя» детей в «нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, представленных широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику.

        В знаменитой книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть глава, которая называется «Что такое начальная школа?». В ней великий педагог пишет: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к вредной для здоровья и умственного развития ребёнка зубрёжке… Хочется, что бы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье».  

                                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пути совершенствования техники чтения

    Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....

    Совершенствование техники чтения

    Упражнения, приведенные в данном материале можно использовать для совершенствования техники чтения....

    Система работы по совершенствованию техники чтения

    Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на урок...

    Совершенствование техники чтения в начальной школе.

    Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач нача...

    Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

    Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

    урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.

    урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....

    урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.

    урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....