Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир знаний"
рабочая программа (1 класс) на тему

Нечаева Алена Вячеславна
Направленность программы — научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации в начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vd_mir_znaniy_1_klass.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир знаний»

Пояснительная записка

Направленность программы — научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.

Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.

В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.

Цели курса

  • создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.

Задачи курса

  1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
  2. Формирование положительной «Я — концепции».
  3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
  4. Развитие навыков рефлексивных действий.
  5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
  6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
  7. Ожидаемые результаты:
  • улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
  • развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
  • укрепление здоровья школьников.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты

Самоопределение:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

  • мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

  • уважительное отношение к иному мнению;
  • навыки сотрудничества в разных ситуациях;
  • эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение учитывать установленные правила в планировании;
  • умение решать проблемы творческого характера;
  • умение адекватно воспринимать оценку;
  • умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
  • умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение добывать новые знания;
  • умение перерабатывать информацию;
  • умение строить суждения в простой форме;
  • умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
  • интерес к познанию природы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение договариваться;
  • умение работать в паре, группе, коллективе;
  • умение адекватно использовать речевые средства;
  • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Общая характеристика курса

Основной задачей современной школы является всестороннее развитие личности. Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. И, главное при этом, осуществить преемственность общего и дополнительного образования.

Особенностями системы оценивания являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.

Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 4 часа в неделю. Всего 144 часа. Включение данного курса предусмотрено во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности

Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Содержание учебной программы

В первом классе в силу возрастных особенностей ребенку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.

Основные виды заданий:

  • динамические — развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
  • познавательно-логические;
  • коммуникативные.

Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребенка.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребенка.

Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.

В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов — язык, губы, и т.п., таки на развитие мелкой моторики рук. Это упражнения «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.

Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.

Формы занятий могут быть разнообразными — групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.

Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила по ТБ. Знакомство с объединением

1

1

2

«Учиться… А что это значит»

1

-

1

3

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления

2

1

1

4

«Учитель и ученик»

2

1

1

5

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

6

«Я ученик. Правила работы на уроке»

2

1

1

7

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

2

1

1

8

«Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности»

2

1

1

9

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

2

1

1

10

«Учимся дружно. Работа в парах»

2

1

1

11

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

12

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

13

Изготовление работ в технике рваной аппликации

2

1

1

14

«Как научиться быть внимательным»

2

1

1

15

Творческая работа в технике рваной аппликации

2

1

1

16

«Затруднение – мой помощник в обучении»

2

1

1

17

Совершенствование воображения

2

1

1

18

«Ценности нашей жизни. Здоровье»

2

1

1

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

2

1

1

20

«Учимся дружно. Работаем в группах»

2

1

1

21

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

22

«Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности»

2

1

1

23

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

2

1

1

24

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

25

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

26

Занятие диагностики №1

2

1

1

27

Изготовление объемных поделок из бумаги

2

1

1

Творческая работа по изготовлению украшений из бумаги

2

1

1

28

«Как выяснить, что я не знаю?»

2

1

1

29

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

2

1

1

30

«Зачем ученику домашнее задание»

2

1

1

31

Совершенствование воображения

2

1

1

32

«Семья – мой помощник в учении»

2

1

1

33

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

34

«Пробное учебное действие»

2

1

1

35

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

2

1

1

36

«Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать»

2

1

1

37

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

2

1

1

38

«Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться»

2

1

1

39

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

2

1

1

40

«Не могу? Остановлюсь, чтобы подумать»

2

1

1

41

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

42

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

43

Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток

2

1

1

44

«Как проверить свою работу»

2

1

1

45

Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги

2

1

1

46

«Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности»

2

1

1

47

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

2

1

1

48

Занятие диагностики №2

2

1

1

49

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

50

«Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности»

2

1

1

51

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

2

1

1

52

«Я ученик: что я уже знаю и умею: творческая гостиная для детей и родителей»

2

1

1

53

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления

2

1

1

54

Удивительная страна

2

1

55

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения

2

1

1

56

Аллея Признаков

2

1

1

57

Порядковый проспект

2

1

1

59

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

2

1

1

60

Улица Волшебного квадрата

2

1

1

61

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

2

1

1

62

В космической лаборатории

2

1

1

63

Конструирование. Изготовление простейших многогранников

2

1

1

64

Испытание в городе Закономерностей

2

1

1

65

Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур

2

1

1

66

Цифровой проезд

2

1

1

67

Числовая улица

2

1

1

68

Заколдованный переулок

2

1

1

69

Улица Магическая

2

1

1

70

Улица Правдолюбов и Лжецов

2

1

1

71

Проспект Логических задач

2

1

1

72

Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года

2

1

1

Итого

144

72

72

Материально-техническое обеспечение программы

  • примерная рабочая программа курса;
  • поурочные разработки для учителя;
  • рабочие тетради для ученика.
  • материалы для оформления и детского творчества;
  • наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.

Список литературы

Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. — М.: Речь, 2011.

Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребенка. — М.: Ридерз Дайджест, 2006.

Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. — Минск: Харвест, 2007.

Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. — М.: ACT, 2010.

Тюлле Эрве. Каляки-маляки. — М., 2012.

Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. — М.: Ридерз Дайджест, 2008.

Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. — СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.

Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. - М.: Издательство РОСТ.

Программа курса «Заниматика».

Холодова О. А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». - М.: Издательство РОСТ.

Мир деятельности. Методические рекомендации для учителя к надпредметному курсу под ред. Л.Г. Петерсон. М.- «Национальное образование», 2014.

Мир деятельности. Малый комплект для ученика. Л.Г. Петерсон М.- «Национальное образование», 2014.

Мир деятельности. Демонстрационный материал. Л.Г. Петерсон М.- «Национальное образование», 2014.

Мир деятельности. СД, электронное приложение. Л.Г. Петерсон М.- «Национальное образование», 2014.

Оборудование

Smart доска.

Мультимедиа.

Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «ДОРОГОЮ ЗНАНИЙ», 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою знаний» для 1 классов разработана на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт н...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»

Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским пр...