Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир знаний"
рабочая программа (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир знаний»
Пояснительная записка
Направленность программы — научно-познавательная и художественно-эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
- создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
- Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
- Формирование положительной «Я — концепции».
- Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
- Развитие навыков рефлексивных действий.
- Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества.
- Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
- Ожидаемые результаты:
- улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
- развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
- укрепление здоровья школьников.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение учитывать установленные правила в планировании;
- умение решать проблемы творческого характера;
- умение адекватно воспринимать оценку;
- умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение добывать новые знания;
- умение перерабатывать информацию;
- умение строить суждения в простой форме;
- умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
- интерес к познанию природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- умение договариваться;
- умение работать в паре, группе, коллективе;
- умение адекватно использовать речевые средства;
- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Общая характеристика курса
Основной задачей современной школы является всестороннее развитие личности. Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков. И, главное при этом, осуществить преемственность общего и дополнительного образования.
Особенностями системы оценивания являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса отводится 4 часа в неделю. Всего 144 часа. Включение данного курса предусмотрено во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Содержание учебной программы
В первом классе в силу возрастных особенностей ребенку трудно долго удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
- динамические — развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребенка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребенка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов — язык, губы, и т.п., таки на развитие мелкой моторики рук. Это упражнения «Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными — групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила по ТБ. Знакомство с объединением | 1 | 1 | |
2 | «Учиться… А что это значит» | 1 | - | 1 |
3 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления | 2 | 1 | 1 |
4 | «Учитель и ученик» | 2 | 1 | 1 |
5 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
6 | «Я ученик. Правила работы на уроке» | 2 | 1 | 1 |
7 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 2 | 1 | 1 |
8 | «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» | 2 | 1 | 1 |
9 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
10 | «Учимся дружно. Работа в парах» | 2 | 1 | 1 |
11 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
12 | «Я ученик: что я уже знаю и умею» | 2 | 1 | 1 |
13 | Изготовление работ в технике рваной аппликации | 2 | 1 | 1 |
14 | «Как научиться быть внимательным» | 2 | 1 | 1 |
15 | Творческая работа в технике рваной аппликации | 2 | 1 | 1 |
16 | «Затруднение – мой помощник в обучении» | 2 | 1 | 1 |
17 | Совершенствование воображения | 2 | 1 | 1 |
18 | «Ценности нашей жизни. Здоровье» | 2 | 1 | 1 |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 2 | 1 | 1 |
20 | «Учимся дружно. Работаем в группах» | 2 | 1 | 1 |
21 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
22 | «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности» | 2 | 1 | 1 |
23 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
24 | «Я ученик: что я уже знаю и умею» | 2 | 1 | 1 |
25 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
26 | Занятие диагностики №1 | 2 | 1 | 1 |
27 | Изготовление объемных поделок из бумаги | 2 | 1 | 1 |
Творческая работа по изготовлению украшений из бумаги | 2 | 1 | 1 | |
28 | «Как выяснить, что я не знаю?» | 2 | 1 | 1 |
29 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 2 | 1 | 1 |
30 | «Зачем ученику домашнее задание» | 2 | 1 | 1 |
31 | Совершенствование воображения | 2 | 1 | 1 |
32 | «Семья – мой помощник в учении» | 2 | 1 | 1 |
33 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
34 | «Пробное учебное действие» | 2 | 1 | 1 |
35 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
36 | «Не могу? – Остановлюсь, чтобы подумать» | 2 | 1 | 1 |
37 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 2 | 1 | 1 |
38 | «Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться» | 2 | 1 | 1 |
39 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 2 | 1 | 1 |
40 | «Не могу? Остановлюсь, чтобы подумать» | 2 | 1 | 1 |
41 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
42 | «Я ученик: что я уже знаю и умею» | 2 | 1 | 1 |
43 | Изготовление цветов и декоративных элементов из бумажных салфеток | 2 | 1 | 1 |
44 | «Как проверить свою работу» | 2 | 1 | 1 |
45 | Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумаги | 2 | 1 | 1 |
46 | «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности» | 2 | 1 | 1 |
47 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 2 | 1 | 1 |
48 | Занятие диагностики №2 | 2 | 1 | 1 |
49 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
50 | «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности» | 2 | 1 | 1 |
51 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
52 | «Я ученик: что я уже знаю и умею: творческая гостиная для детей и родителей» | 2 | 1 | 1 |
53 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
54 | Удивительная страна | 2 | 1 | |
55 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Совершенствование воображения | 2 | 1 | 1 |
56 | Аллея Признаков | 2 | 1 | 1 |
57 | Порядковый проспект | 2 | 1 | 1 |
59 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | 2 | 1 | 1 |
60 | Улица Волшебного квадрата | 2 | 1 | 1 |
61 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций | 2 | 1 | 1 |
62 | В космической лаборатории | 2 | 1 | 1 |
63 | Конструирование. Изготовление простейших многогранников | 2 | 1 | 1 |
64 | Испытание в городе Закономерностей | 2 | 1 | 1 |
65 | Творческая групповая работа по конструированию. Создание макета из простейших фигур | 2 | 1 | 1 |
66 | Цифровой проезд | 2 | 1 | 1 |
67 | Числовая улица | 2 | 1 | 1 |
68 | Заколдованный переулок | 2 | 1 | 1 |
69 | Улица Магическая | 2 | 1 | 1 |
70 | Улица Правдолюбов и Лжецов | 2 | 1 | 1 |
71 | Проспект Логических задач | 2 | 1 | 1 |
72 | Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления на конец года | 2 | 1 | 1 |
Итого | 144 | 72 | 72 |
Материально-техническое обеспечение программы
- примерная рабочая программа курса;
- поурочные разработки для учителя;
- рабочие тетради для ученика.
- материалы для оформления и детского творчества;
- наличие канцелярских принадлежностей — цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.
Список литературы
Гвоздева Е., Плотникова Н. Волшебные лабиринты. — М.: Речь, 2011.
Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребенка. — М.: Ридерз Дайджест, 2006.
Надеждина В. Танграм. 1000 + 1 фигура. — Минск: Харвест, 2007.
Перельман Я. И. Веселые задачки и головоломки. — М.: ACT, 2010.
Тюлле Эрве. Каляки-маляки. — М., 2012.
Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. — М.: Ридерз Дайджест, 2008.
Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. — СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» в двух частях. + Приложение к рабочим тетрадям. - М.: Издательство РОСТ.
Программа курса «Заниматика».
Холодова О. А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». - М.: Издательство РОСТ.
Мир деятельности. Методические рекомендации для учителя к надпредметному курсу под ред. Л.Г. Петерсон. М.- «Национальное образование», 2014.
Мир деятельности. Малый комплект для ученика. Л.Г. Петерсон М.- «Национальное образование», 2014.
Мир деятельности. Демонстрационный материал. Л.Г. Петерсон М.- «Национальное образование», 2014.
Мир деятельности. СД, электронное приложение. Л.Г. Петерсон М.- «Национальное образование», 2014.
Оборудование
Smart доска.
Мультимедиа.
Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-1376588-1641928867.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «ДОРОГОЮ ЗНАНИЙ», 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою знаний» для 1 классов разработана на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-457467-1402883853.jpg)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1188750-1573814995.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»
Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским пр...