проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОС
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

Таланова Ольга Юрьевна

Тема: Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОС

Аннотация.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_proektnaya_deyatel.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс педагогов начальных классов на лучшую   методическую разработку   «Мой лучший урок в рамках ФГОС»

Номинация: «Методическая разработка мастер- класса по использованию технологии системно- деятельностного метода в учебном процессе».

Тема: Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОС

                                 Автор: Таланова Ольга Юрьевна,

                         учитель начальных классов,

                                           высшей квалификационной категории.

                                   (УМК «Школа XXI века, 2 класс»

                                       МБОУ «Высокогорская СОШ №2 »

Высокогорского муниципального района

Аннотация.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. 

 Введение.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Цель работы над проектами в начальной школе: Развитие мыслительных и творческих операций учащихся: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение, абстрагирование, классификация.

Группы умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

- презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

             Деятельность ученика и учителя в проектной деятельности.

Ученик                        

Учитель

Определяет цель деятельности          

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Этапы работы над проектом.


I. Мотивация к учебной деятельности . погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы

Цель этапа: мотивирование обучающихся к учебной деятельности. 

Как будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем; потом постараемся сами открыть новое знание.)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

Цель этапа: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, фиксирование их в речи и знаках (эталоны) и обобщение;

 2) актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;

 3) мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»), и его самостоятельное осуществление;

 4) фиксация индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися пробного учебного действия или его обосновании.

- Какое задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)

- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами определили, что мы ещё не знаем.)

- Что необходимо предпринять, если вы не знаете что делать? (Остановиться и подумать.)

III. Выявление места и причины затруднения. Осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.

Цель этапа: 1) организация восстановления выполненных операций;

2) организация фиксации места, где возникло затруднение;

3) организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием);

4) организация выявления и фиксации во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Какое задание вы не смогли выполнить?

-В чём затруднение? Почему возникло затруднение?

-Вы готовы преодолеть затруднение? (Конечно.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Цель этапа: организация построения проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите перед собой? 

- Что поможет вам открыть новый способ?

- Как вы будете открывать новый способ?

- Построим план выхода из затруднения.

Обучающиеся предлагают свои шаги, учитель записывает их в виде плана действий на доске. В заключение, открывается план на слайде. Сделать вывод. Зафиксировать новый алгоритм.

V. Реализация  построенного проекта (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Цель этапа: 1) реализация построенного проекта в соответствии с планом;                                            2) фиксирование нового способа действия в речи и знаках (с помощью эталона);                                        3) организация решения исходного задания, данного  для пробного действия;                                         4) уточнение общего характера нового знания;                                                                                                                       5) фиксирование преодоления затруднения.

- Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.

  • В группе должен быть ответственный.
  • 2. Работать должен каждый на общий результат.
  • 3. Один говорит, другие слушают.
  • 4. Если не понял, переспроси.
  • 5. Свое несогласие высказывай вежливо.

Начинайте работать по плану

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

Цель этапа: 1) проверка на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2)  организация рефлексии усвоения нового способа  по результатам выполнения  самостоятельной работы.

VIII. Включение в систему  знаний и повторение.

 Цель этапа: 1) выявление границ применимости нового знания; 2) повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

IX. Рефлексия учебной деятельности .

Цель этапа: 1) фиксирование нового содержания, изученного на уроке; 2) проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;  3) оценка собственной деятельности на уроке; 4) фиксирование неразрешенных затруднений  как направление будущей учебной деятельности; 5) обсуждение и запись домашнего задания.

     Первым проектом моих учеников стал проект «Традиции моей семьи».  Ребята узнали  о том, что история страны начинается уже с их семьи. Ученики тщательно выбирали фотографии, придумывали подписи к ним. Эта работа способствовала сближению учеников и их родителей.

Доступной и выигрышной темой проектов является сфера «Здоровья». Ученица Утяганова Софья подготовила исследовательскую работу «Мои четыре секрета здорового образа жизни». Одноклассники с интересом слушали и обсуждали  эти секреты, знакомые практически всем с детства.

Следующим проектом стала работа над темой «Великая Отечественная война  семье каждого ребенка». В процессе его реализации решались задачи патриотизма, воспитание в детях уважения к людям, отстоящим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды.С данным проектом моя ученица Мифтахова Эльвина выступила на республиканской конференции научно- исследовательских, проектных и творческих работ в г. Мамадыш. А  Газизуллина Диана приняла участие в конкурсе «Вперед в прошлое» в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Девочки учились выступать перед большой аудиторией. Было не легко. Убедительно,  с достоинством, чувством гордости они делились с незнакомой публикой своими работами.

Очень увлекательной оказалась работа над следующей исследовательской работой « История моей школы». В котором приняли участие и учащиеся класса, и родители, и педагог-организатор, библиотекарь, работники школьного и районного музеев, и редактор районной газеты «Высокогорские вести» и работники архива Высокогорского района. С данным проектом мы с  ученицей ездили на научно- практическую конференцию «Малые Ломоносовские чтения» в гимназию №7 г. Казани. В ходе работы менялось отношение учеников к школе. Ценной стала преемственность поколений, выпускников. Узнали о роли школы во время ВОВ.

    Хочу обратить ваше внимание на  экологический проект « Быть или не быть Комаровке» и  проект по благоустройству пришкольной территории «Мы построим город –сад».  С данными проектами мы с ребятами заняли первые места в республиканском конкурсе исследовательских творческих работ «Деревенька моя» в г.Осиново Зеленодольского района.  Ребята очистили берег пруда в с. Высокая гора, своими руками соорудили клумбы, посадили цветы, изготовили таблички с просьбой соблюдать чистоту и беречь природу. А так же сделали пробы воды в Санэпидемстанции.  Работа в этом направлении оказалась настолько увлекательной, а диапазон открытий настолько широк, что в школе теперь организован клуб «Юных краеведов» и мы вместе занимаемся изучением экологии и геологии Высокогорского района, в частности каскадом прудов в селе Высокая гора и работаем над проектом «Моя малая Родина».

По продолжительности это долгосрочный проект (в течение второго полугодия учебного года); по числу участников – групповой (дети, педагоги, родители). Количество участников в группах варьируется  на каждом этапе, так как ребёнку предоставляется  право выбора того участка работы, который ему интересен. Такое сочетание предполагает достижение наибольшего воспитательного и образовательного успеха.

Заключение.

Практика показывает, что подобная совместная проектная деятельность детей школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радость, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительного окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой жизни.  

Литература:

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.

5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.

6.Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.

7. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.

8. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.

9.Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ).

УДК 372.016:811.161.1*01/03(04)Т.Т. Шпунтовастарший преподаватель кафедры методики преподаваниярусского языка в начальной школе МГОГИМахмудова И.В.студентка 5 курса педагогического факультета МГ...

ИТОГ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РИП ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Итог работы по теме  «Реализация системно-деятельностного подхода через проектную и исследовательскую деятельность младших школьников» в рамках РИП «Обеспечение  реализациисистемно-деят...