уроки
план-конспект урока (2 класс) на тему

Малчанова Донара Валерьевна


Уроки 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе  «Школа XXI века»                            

Тема:Различаем приставки с буквами о, а.

Цели: Создать условия  для дифференциации правил написания приставок с буквами а и о, организации обсуждения проблемной ситуации.

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения принимать учебные цели, проявлять желание учиться (ЛУУД 3);

Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место (РУУД1);  определять цель учебной деятельности с помощью учителя.(РУУД3);  осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД6);

Познавательные: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание) (ПУУД 1); ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках. (ПУУД 3); выполнять задания по аналогии (ПУУД8); наблюдать и самостоятельно делать простые выводы (ПУУД7);

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. (КУУД3); участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения (КУУД4); Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре(КУУД5).

Оборудование: учебник 2 класса (1 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., печатная тетрадь, презентация, карточки

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

Настраиваются на урок, проверка готовности.

ЛУУД3

РУУД1

2.Актуализация знаний.

1. Чистописание.

-Посмотрите на слайд. Прочитайте четверостишье. Догадайтесь, написание какой буквы мы вспомним сегодня.

«…» - добро, Добрята,

Дружные ребята!

Делать добрые дела

Важно им всегда!

 - Какие особенности нужно помнить об этой букве?

1.Обозначает  звуки [д’] и [д]

2.Имеет пару по звонкости – глухости.

- Пропишите букву, подчеркивая ту, которая, по вашему мнению, записана каллиграфически правильно.

2.Игра «Помоги Незнайке».

- Незнайка спешил с заданиями от Знайки, но уронил один из конвертов и карточки высыпались, а что они обозначают и какое задание дал Знайка, наш гость забыл. Что же обозначают схемы на карточках?

- Какое задание мог дать Знайка?

- Выполните его.

- Проверьте. Оцените себя.

- Молодцы! Вы быстро определили местоположение каждой части слова.

Отгадывают

Выделяют особенности

Прописывают, оценивая свою работу

Части слова

Определить местоположение каждой

Сличают с эталоном

КУУД4

ПУУД8

РУУД6

КУУД4

РУУД3

РУУД6

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, а ведь с другой стороны одной из карточек написаны буквы а и о.

- Какая часть слова на ней?

- Что эти буквы  могут обозначать?

- Давайте сформулируем тему и цели урока.

Тема: Приставки с буквами а и о.

Цель: Учиться различать приставки с буквами а, о.

Рассматривают карточки

Приставка

Правописание букв а, о в приставках

Формулируют тему и цели под руководством учителя

ПУУД7

РУУД3

4. «Открытие» нового знания.

1.Работа в паре.

- У вас на партах конверты с приставками. Ваша задача, работая в паре, распределить их на группы.

- Сколько групп получилось?

-  Что послужило основанием  для разделения их на группы?

1) до-, о-, об-, от-, по-, под-, про-

2) за-, на-, над-

- Сложите приставки в конверт, попробуйте восстановить приставки,  в которых пишется о (1 вариант), в которых пишется а (второй вариант)

- Проверим, сличая с эталоном.

2.Составление алгоритма выбора буквы при написании приставок.

- Открываем третий конверт. В нём два слова, которые начинаются с транскрипции. Что вам предстоит сделать?

- С чего начнём рассуждение?

- Какая часть в слове самая главная?(подсказка)

(далее  в процессе обсуждения появляется алгоритм)

1.Выделим корень.

2.Поставим ударение.

3. Определим «опасное место».

4. Если безударный гласный в приставке, то вспоминаем, как пишется данная приставка.

Рассуждения:

В словах [за]грустить, [па]грустить корень

–груст-, безударный гласный в приставке.

В приставке за- всегда пишется  буква а, пишем: загрустить.

В приставке по- всегда пишется  буква о, пишем: погрустить

Две

В приставках первой группы пишется о, второй- а

Выяснить, какая буква пишется на месте гласного звука

Предложения детей

Корень

КУУД5

ПУУД3

КУУД4

ПУУД8

ПУУД7

КУУД4

5. Первичное осмысление и закрепление.

Упр.1 стр.154

- Прочитайте задание и поднимите руки те, кто его понял.

- Спрогнозируйте свой результат ( те, кто уверен, что справится с заданием, ставят на полях «+», если не уверены – «-»)

- Пользуясь составленным алгоритмом, выполните задание самостоятельно.

(проверка выполняется коллективно у детей, выполнявших задания на доске, остальные сверяют и исправляют ошибки)

Упр.2 стр.154

(выполняется фронтально, устно)

Работают

самостоятельно с последующей проверкой, а одна пара работает у доски

ПУУД8

КУУД3

6.Самостоятель-ная работа

Работа в печатной тетради № 1 «Пишем грамотно»

Упр.2 стр.84

Упр.3 стр.85

- На парте стоит карточка с номером группы, с которой вы будете работать.

( дети должны подобрать приставку, которая подойдёт ко всем словам группы)

Самостоятельно с последующей проверкой

ПУУД1

КУУД5

РУУД6

8 Итог урока

–Какую цель ставили?

- Выполнили ли её?

- Что было для вас самым трудным?

- Оцените свою работу и поднимите соответствующий смайлик.

КУУД4

Дома: упр 1 стр.83 (печатная тетрадь)



Предварительный просмотр:

МКОУ «Бельтирская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку.

 2 класс.

«Начальная школа ХХI века»

Тема: «Правописание суффиксов

-ёнок-, -онок-»

Учитель начальных классов

Тадырова С.П.

2015 год

Предмет: Русский язык, 57 урок (3-й ур. по данной теме)

Класс: 2.

Тема: Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык, часть первая, 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: «Вентана-Граф», 2010.

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-исследование

Дидактическая цель: создание условия для открытия новых знаний по данной теме.

.Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

 Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

  1.  предметные УУД:содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -онок-, -ёнок- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
  2. метапредметные:способствовать формированию УУД:
  3. регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
  4. познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
  5. коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
  6. личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.

Методы: частично  - поисковый,  проблемный, креативный (метод конструирования правила).

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

У У Д

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

                Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Покажите ваше настроение на смайликах

Дети настраиваются на активную работу на уроке.

Личностные: самоопределение,

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель : подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Минутка чистописания.  (Слайд №2)

– Посмотрите на первые три пары букв, какую закономерность вы видите?  

 – Посмотрите на группы букв, догадайтесь, какой буквы не хватает? Почему?

- Что про эту букву можете рассказать? Пропишите показ.

- Прочитаем  слова с парной согласной в середине слова.

( Слайд № 3)   Лапка, шляпка, скрипка, голубка, папка.

– Какой один и тот же звук мы встречаем в каждом слове?

-  Какой буквой на письме мы обозначаем этот звук?  Какое слово лишнее?

-Каким способом образованы новые слова?

На что он указывает?  Какое значение придаёт слову?

– Пропишите слова, обратите внимание на соединение.

Теперь сами проверьте свою работу если написали чисто, без ошибок поставьте на полях «5», если допустили 1-2 ошибки «4», 3- ошибки «3» Очень в вас верю, что вы больше ошибок не сделали.

   Сказанные детьми понятия, открываются на слайде. (Слайд №4)

После работы идет подведение итогов.

-О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

- Что вы знаете о суффиксе?

Изобразите графически на листочках которые лежат перед вами.

Мы, с вами вспомнили что такое суффикс, как они образуются.

Дети устанавливают  закономерность, рассматривая три пары букв. Устанавливают, с какой буквой работаем на минутке красивого письма.

Дети записывают данные слова в тетради и выделяют суффикс.

Дети называют известные им сведения о суффиксе   и графически оформляют  в виде грозди (кластера).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

с учителем  и сверстниками;

познавательные:

логические - анализ

объектов с целью

выделения признаков

3) Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

На слайдах появляются слова,  содержащие ошибочную информацию. (Слайды №5-8)

Задание «Лови ошибку»

 содержит в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые  достаточно легко выявляются учащимися, исходя из полученных раннее знаний;

Б  - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

  Учитель предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Сергеивна или Сергеевна

Ильинична или «Ильинишна»

Ирачка или Ирочка

зайчонок или зайчёнок

Учащиеся анализируют предложенные задания, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

 Разбирая слова «зайчонок» или «зайчёнок», перед детьми встает проблема, которую необходимо решить, если изучить новое правило. Дети определяют тему урока и ставят перед собой задачи.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные:

постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные -

самостоятельное

выделение -

формулирование познавательной цели; логические -

формулирование

проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения

Целью является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Решение проблемного вопроса.

-Знаем ли мы, когда пишутся суффиксы -ёнок-, -онок-? Значит  тема нашего урока……

 Какую цель вы поставили  перед собой на уроке?

Я то же поставлю перед собой цель.

Как мы можем узнать об этом? (прочитать правило в учебнике или самим вывести это правило)

 Какой путь выбираете?  Как нужно работать, чтобы понять тему урока?

Я предлагаю вам слова, где уже определены суффиксы.   Вы разделите эти слова на два столбика, в1-й столбик слова с суффиксом –ёнок, во 2-й столбик с суффиксом –онок.  Обратите внимание на звуки перед суффиксами.

Лосёнок, медвежонок, галчонок, тигрёнок, мышонок, телёнок

Проверяем по слайду

 

Физминутка. Динамическая пауза направлена на сохранение здоровья детей.

Составление алгоритма.

Учитель просит вывести алгоритм действий, который поможет  правильно писать   суффиксы:

-  Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс     –ёнок–.  

Парная работа. Сравнение алгоритмов.

- Обратимся к научному источнику. Откройте рубрику «Тайны языка» на странице 120. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

 – Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Так какое же написание будет верным? (зайчонок)

На какой вопрос отвечает это слово?

Какой частью речи является?

- Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы. Какие этапы работы вы предлагаете?

Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд №9) Что заметили?

- Давайте разберем вариант, который предлагают создатели учебника. (стр. 120)

Зарядка для глаз. (Слайд №10)

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

 В результате появляются   варианты решений. Каждая группа предлагает свои варианты ребятам. Идет обсуждение детьми, и делаются выводы. Затем ребята сравнивают их с выводами с правилом в учебнике.

   Идет осмысление новой информации детьми. Установление причинно - следственных связей между блоками информации.        Высказывания детей.

Кто?

Имя существительное

1.Выделить корень

2.определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом;

3.если это твёрдыё согласный или [ч], пишем суффикс –онок, если нет пишем -ёнок

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

познавательные:

моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5) Этап реализации построенного проекта.

Основной целью  является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Основной целью  является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 

В задании  заложены реакции на верные и на неверные ответы учащихся, поэтому сразу видны слова, в которых допущены ошибки. Проводится работа над ошибками.

Слон…нок     ут..нок

Лягуш…нок   еж…онок

Зайч…нок       орл…нок

Выполнение практических заданий на основе изученной информации.

Учитель проводит  дифференцированную работу. Задание для слабоуспевающих детей – составлено на слайде. (Слайд №11)

Задание выполняется комментировано под руководством учителя:

выполняют задание в карточках. После выполнения работы проверка на слайде

-Какой вывод по этой работе сделаем?

Задание на интерактивной доске. «Редактирование слов»:

     стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок.

- Исправьте возникшие ошибки. Проверьте и оцените вашу пару.  Почему в работе возникают ошибки?

Ребята учатся применять правило на письме.

Дети делают выводы.

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

 После работы ребята делают выводы.

Работа по карточкам

Работа по карточкам, по парам

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные:

управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра

        

7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основной целью этапа является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Работаем по рядам задание для 1-го ряда

Раскрыть скобки, и записать буквами

Мыш[онок], тел[онок], морж[онок], цыпл[онок]

Для 2-го ряда Запишите детёнышей этих животных мышь, корова, морж, курица

Для 3-го ряда Поставить правильно суффиксы

Мыш…., тел…., морж…,цыпл….

Определите корень и  суффикс

Поменялись работами и проверяем по слайду

Оцените…

Какой частью речи являются данные слова?

Ученики работают по карточкам

Ученики объясняют написание суффиксов -ёнок-, --онок-.

Делают выводы: по какой причине допущена ошибка, какие встретились трудности?

Мышонок, телёнок, моржонок, цыплёнок

Им.сущ.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: самоопределение

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Основной целью этапа является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

9) Рефлексия деятельности

Основной целью  учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подставить суффиксф –онок, -ёнок

Рысёнок…….

Задание на слайде

Составьте предложение с одним из слов, и запишите его в тетрадь

Найдите внё слово которое отвечает на вопрос кто? или что?

Рефлексия. В заключение урока учитель предлагает  определить ценность урока, его полезность.

- Какова была тема урока? А проблема?

Что нового вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся правильно писать суффиксы –онок–,–ёнок–? Вам в жизни эти правила понадобятся?

Достигли ли вы своей цели?

Давайте посмотрим ваше настроение в конце урока

Оценки за работу. (Слайд №13)

Детям предлагается домашнее задание:  правило  стр. 120, упр. 2 стр. 122, упр. 1 стр. 121

- Прочитаем задание. Какие вопросы у вас возникли?

                Вот закончился  урок,

Он пошёл ребятам впрок,

Постарались всё понять,

Учились  тайны открывать,

Ответы полные давать,

За работу получили

И «четвёрки» и «пятёрки»!

Отвечают на вопросы, делают выводы по теме урока

Ученики разбирают домашнее задание.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные:

рефлексия;

личностные:

смыслообразование


Мыш…

тел…

морж…

курица…

Мыш…

тел…

морж…

курица…

Мыш…

тел…

морж…

курица…

Мыш…

тел…

морж…

курица…

Мыш…

тел…

морж…

курица…

Мыш…

тел…

морж…

курица…



Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-м классе, по теме: «Правописание слов с суффиксами –  ик-, -ек-.»(УМК "Начальная школа XXI в.")

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Правописание слов с суффиксами –ик-,-ек-.

Цель урока

Задачи урока

формировать у учащихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;

−       организовать наблюдение за  условием выбора суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе собучающимися способ проверки написания суффиксов – ек -, - ик -, выработать  алгоритм применения правила; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; планировать свою работу,формулироватьцели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия:

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения, применять алгоритм, искать и выделять  необходимую информацию, на основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов –ик- -ек-, выбирать способ проверки в зависимости от задания.

Коммуникативные:  развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению, учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность  невозможность его выполнения

Основные термины, понятия

Суффикс, корень,орфограмма ("опасное место")

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах,

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Петленко, В.Ю.Романова"Русский язык2  класс";2013г.

Технические средства обучения:

компьютер,

презентация в  PowerPoint «Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек-»

Ход урока.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование универсальных учебных действий

Примечание

I.Мотивация к учебной деятельности.

- Поприветствуем наших гостей добрыми улыбками, а теперь улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте каждому творческих успехов и открытий.

Личностные УУД: умение организовать себя на урок; формирование положительных мотивов учения, ценностные установки, нравственная ориентация

Мотивация на активное включение в работу

II.Актуализация знаний

Проверка  домашнего  задания

- И начнём наш урок с блиц-опроса.  Найди верное утверждение:

  • Суффикс – это маленькое слово или  это часть слова.?
  • Суффикс служит для образования новых слов или для связи слов  в предложении.?
  • Суффикс стоит перед корнем или  после корня.?
  • Суффикс не имеет значение или  имеет значение.?
  • Суффикс  -ёнок пишется после твердых согласных и  ч . Суффикс- ёнок пишется   после мягких согласных, кроме ч

-О какой части слова мы с вами говорили? (О суффиксе)

- Что такое суффикс?

-Откройте тетради с домашним заданием.

-Приготовьте  карточки с суффиксом –онок-  -ёнок-

-Покажите какой суффикс вы вставите в слова : слон-----, морж---

тел----, льв----, мыш---, барсуч---.

-На сколько групп можно разделить эти слова?.

По какому признаку вы их распределили?

-Когда же пишется суффикс –онок-, а когда –ёнок-?

-Кто может привести свои примеры с этими суффиксами?

-Были ли у вас трудности при выполнении домашней работы?

-Молодцы ,я убедилась, что вы правильно выполнили  задание.

-Откройте тетради и подпишите число, классная работа

-А теперь  минутка чистописания.

В центре нашего внимания будут сочетание –ек-  -ик-

(учитель объясняет написание буквосочетаний),дети прописывают строку.

-Подчеркните каллиграфически правильно записанные вами сочетания букв.

-На следующей строке напишите отгадки–что это?

  3. -Кафтан на мне зелёный

А сердце как кумач

На вкус как сахар сладок

А сам похож на мяч   (арбуз)

  1. -Без окон, без дверей

Полна горница людей   (огурец)

  1. -На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка  (горох)

  1. -Кто альбом раскрасит наш

Ну конечно  (карандаш)

-Проверка словарных слов.

На доске на карточках записаны словарные слова:

арбуз

огурец

горох

карандаш

-Проверьте ещё раз, вы так записали эти слова?

-А у кого эти слова записаны не так?

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные УУД:осознание того, что уже усвоили

Познавательные: анализ объектов с целью выделение признаков, выбор оснований для классификации

Выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.

Систематизировать информацию

III.Открытие нового знания

   -От данных слов образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением  с помощью суффиксов –ек- -ик-

арбузик, огурчик, горошек, карандашик

-Каким же способом образованы эти слова?(суфф)

                 Внимание на экран

 огурец             огурчик

           горох               горошек

          арбуз               арбузик

        карандаш         карандашик

-

-Запишите слова  в тетрадь

огурчик

горошек

арбузик

карандашик

1)поставьте ударение в словах

2)выделите корень

3)обозначьте суффикс

-Посмотрите внимательно на суффиксы в этих словах, ударная или безударная гласная в суффиксах?(безуд)

-Мы с вами знаем, что безударная гласная в корне требует проверки и мы её умеем проверять,кроме словарных слов, как вы думаете, а будет ли работать это правило для правильного написания безударной гласной в суффиксе?

-А умеем ли мы проверять правильность написания этих суффиксов?

-Чему мы должны научиться?

-Попробуйте  сформулировать  тему нашего урока

«Правописание суффиксов –ек- -    ик-     »

-Какие задачи мы поставим перед собой? (будем учиться писать гласную в суффиксах  -ек-  -ик-)

-Как найти выход из этой ситуации? (спросить у учителя, посмотреть в учебнике, провести  наблюдения.

-А как вы хотели  бы это сделать?

    1.Взять готовое правило

     2.Самим его сформулировать

-Я предлагаю самим  сформулировать это правило и побывать исследователями.

Слово исследователи  на  экране

 -А вы знаете кто такие исследователи?

Послушайте, как об этом написано в толковом словаре Ожегова

Исследователи-это те люди, которые  занимаются  изучением чего-либо,обследуют что-либо и устанавливают  что-то –читает ребёнок по словарю

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения

Личностные УУД:

Учебно -познавательный интерес     к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи

Побуждение к формулированию проблемы

Учебная проблема как вопрос

Тема появляется на экране

Целеполагание

Учащиеся отмечают уровень своих знаний

а)  Поиск решения

Физкультминутка

-Мы будем исследовать написание суффиксов –ик-  -ек—выясним, когда в суффиксе пишется гласная  -е- , а когда –и-

-Прочитайте  слова: огурчик,замочек, арбузик, горошек

-Скажите, а можно ли их разбить на группы?

арбузик             замочек

огурчик            горошек

-По какому признаку вы их разбили? (по суффиксу)

-Измените форму этих слов.

Запишем  эти слова в тетрадь

арбузик -        нет арбузика

огурчик  -      нет огурчика

горошек-       нет горошка

замочек-        нет замочка

-Выделите суффиксы

-Давайте сравним пары слов, а для этого понаблюдаем за гласным звуком в суффиксах

-Что вы заметили?(Когда мы изменили форму слова,гласныйзвук  и в суффиксе сохраняется, значит пишем суффикс –ик-, если в форме слова гласный звук «убегает», значит пишем суффикс –ек-

-Молодцы, вы сами попробовали выяснить, когда пишется суффикс –ек-, а когда –ик-, это наш вывод,

-Что предлагают нам авторы?

-откроем учебник на стр. 123 и прочитаем правило,

-Наше правило совпадает с правилом в учебнике?

-Теперь составим алгоритм наших действий

-Для чего будем составлять алгоритм? (чтобы правильно писать слова с суффиксами ек–ик-

1шаг-измени форму слова

Есть столик—нет столика

Есть орешек—нет орешка

2 шаг-«Убегает ли гласный звук?»

         Да                                Нет

пишу –ек-                   пишу –ик-

-Что будете делать, чтобы не ошибиться в написании суффиксов –ек- -ик-?

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл

Видно ключик не нашёл

А чтобы ключик нам достать

На носочки надо встать

Регулятивные  УУД:

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

-допускать возможность различных мнений

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

Коммуникативные УУД:

Высказывать своё мнение, выслушивать мнения других

Формулируют правило (открытие нового знания).

IV.Первичное закрепление

- А сейчас  обратимся к учебникустр.125 №2

-Прочитайте задание

-Добавь суффикс в слова, чтобы получилось слово с уменьшительно –ласкательным значением

Пенёк-пенёчек, изменяю форму (нет) пенёчка –и-убегает, значит суффикс –ек-, мяч, , остальные работаем в паре, проговаривая алгоритм друг другу.(дождь,корабль,замок)

-Чем пользовались  при выполнении этого задания? (алгоритмом)

-А сейчас я предлагаю следующее задание

У доски по карточке работают  Анпилогова и Константинова, все по карточкам за своими столами.

Регулятивные УУД  :контролировать собственные действия  с алгоритмом

Личностные УУД:

Учебно  - познавательный интерес     к новому  учебному материалу и способам решения новой задачи

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ учебного материала;

V.Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа  :  карточка №1

 Допишите  пары слов по образцу. Обозначьте суффиксы, подчеркните  доказательство правильности выбора суффикса.

            Супчика -супчик, котика -…, блинчика-.., ., …, -…,  -…., человечка -…, глоточка -….      

 Вставьте  суффиксы – ек или – ик. Вспомните  правило.

Сыноч…к,  мяч..к,  самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, огурч..к.

После выполнения задания – самопроверка. Сверяют правильность выполнения по карточке №2

А на этом этапе урока я предлагаю вам следующее задание.

- По карточкам будут работать  -3 учащихся .Прочитайте инструкцию и выполните её.

 А мы свами запишем предложение.

 1.Пошёл дождик.

2.Его капли напоминают мелкий горошек.

3.—читает ученик.

4.-читает ученик.

5. читает ученик.

-Что мы с вами записали? (предложения)

-Внимание на экран.

-А теперь прочитайте все предложения, которые у нас получились.

-Что у нас получился? Текст.

-Почему вы так думаете? (все предложения связаны по смыслу)

-Тип текста? (повествовательный)

-Как бы вы его озаглавили?

Пошёл дождик. Его капли напоминают мелкий горошек. Листики на деревьях мокрые. Подул лёгкий ветерок и разогнал тучи. Выглянуло солнышко и послало свой яркий лучик на землю.

Найдите в этом тексте слова с нашей орфограммой и объясните её.

Дожд---, горош--, лист--, луч--.

Личностные УУД:

Стимулировать и развивать любознательность, потребность в познавательной информации.

Регулятивные УУД:

-работать по алгоритму;

-высказывать свое      предположение; отличать верно, выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Познавательные УУД: умение осознанно  и произвольно строить предложения

Уровень сложности отмечен  цветом:

 синий - самый легкий уровень,

зеленый - уровень средней степени сложности,

 Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который, по его мнению, соответствует степени освоения им учебного материала, и выполняет его.

VI.Итог урока. Самооценка.

-Чему мы научились на уроке)

-Где будете применять свои знания ?(выполняя дом. работу)

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

VII.Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Продолжите моё предложение:

-Я узнал---

-Я научился---

Билет---, кармаш--,

Регулятивные УУД:

-давать  эмоциональную оценку  своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

VIII.Домашнее задание.

Домашнее задание: стр. 124 №1. С объяснением  учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...