Опыт работы учителя начальных классов Яковлевой Светланы Ивановны
опыты и эксперименты (3 класс) на тему

Яковлева Светлана Ивановна

Обобение опыта работы учителя начальных классов Яковлевой Светланы Ивановны по теме  "Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах в рамках реализации ФГОС" Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_yakovlevoy_s.i.docx189.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Обобщение опыта работы

учителя начальных классов

Яковлевой Светланы Ивановны

Тема:

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе

в рамках реализации ФГОС»

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Современная система образования  направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.    

Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения.  В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.  

В связи с этим стала искать ответы на  вопросы:

- Чему учить (обновление содержания)?

- Ради чего учить (ценности образования)?

- Как учить (обновление средств обучения)?

Здесь на помощь пришли новые программы разработанные издательством «Просвещение»,  а так же методические пособия: «  Универсальные учебные действия», «Планируемые результаты начального общего образования », «Оценка достижений планируемых результатов», «Проектные задачи в начальной школе» под ред.  А.Г. Асмолова. С целью изучения опыта работы по формированию УУД посещала  уроки учителей начальных классов. Изученный материал и опыт коллег постепенно стала применять на практике. При составлении поурочного планирования  использовала технологию проектной деятельности с целью формирования УУД, приступила к  интерактивным  формам  организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.    Ориентируясь на виды УУД, стала отбирать нужное содержание, определять виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, оптимальные  методы, приёмы, технологии.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Схема работы над формированием УУД указывается в программе формирования УУД и тематическом планировании. Способы учета уровня сформированности УУД -   в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности. Назову ряд примеров из моей практики по формированию УУД в контексте разных учебных дисциплин.  Универсальные учебные действия состоят из  четырех основных блоков: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные УУД формируются, когда:

  • учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
  • учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды зaданий:

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений и др.

Регулятивные УУД формируются, когда:

  • учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какойлибо задачи, оценивать

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Для диагностики и формировaния регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  •  «ищу ошибки»;

Познавательные УУД формируются, когда:

  • учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  •  «найди отличия» (можно задать их количество);
  •  «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  •  «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  •  «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;

Коммуникативные УУД формируются, когда:

  • ученик учится отвечать на вопросы;
  • ученик учится задавать вопросы;
  • ученик учится вести диалог;
  • ученик учится пересказывать сюжет;
  • учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».

Для диагностики и формирования коммуникaтивных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  •  «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  •  «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Стремлюсь сделать  процесс учения привлекательным для своих учеников:  

  • не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а   организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, понимая и принимая систему ее норм;
  • учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
  • выбираю средства обучения, формирующие  у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);
  • создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  • формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
  • создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности.

Также уделяю особое внимание взаимосвязи уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • степень владения русским языком;
  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • стремление принимать и решать учебную задачу;
  • навыки общения со сверстниками;
  • умение контролировать свои действия нa уроке.

 Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность. В 1 классе – игровая. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться. Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу,  хочу,  делаю. 

Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником)
знаю/могу, хочу, делаю

Личностные универсальные учебные действия. 

Воспитание личности 

(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) 

«Я сам». 

Что такое хорошо и что такое плохо
«Хочу учиться»
«Учусь успеху»
«Живу в России»
«Расту хорошим человеком»
«В здоровом теле здоровый дух!» 

Регулятивные универсальные учебные действия. 

самоорганизация 

«Я могу» 

«Понимаю и действую»
«Контролирую ситуацию»
«Учусь оценивать»
«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» 

Познавательные универсальные учебные действия. 

исследовательская культура 

«Я учусь». 

«Ищу и нахожу»
«Изображаю и фиксирую»
«Читаю, говорю, понимаю»
«Мыслю логически»
«Решаю проблему» 

Коммуникативные универсальные учебные действия 

культуры общения 

«Мы вместе» 

«Всегда на связи»
«Я и Мы». 

Обучая детей планированию работы на уроке, с первого класса определяю последовательность  работы. Учащиеся анализируют предложенный учебный материал, выбирают те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определяют их место на уроке.

Для развития умения оценивать свою работу,  мы вместе с учениками разрабатываем алгоритм оценивания своего задания. Я не сравниваю учеников между собой, а показываю достижения ребёнка по сравнению с его вчерашними достижениями. Всегда стараюсь привлекать школьников к открытию новых знаний. Мы вместе с детьми обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Вместе с ребятами исследуем, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения. На уроках большое внимание уделяю самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. Также на уроках создаю проблемную ситуацию, в ходе которой ученики определяют  цель урока.

При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе. Также использую  на уроках проектные формы работы. Уроки по теме «Россия - наша Родина», «Москва – столица России» формируют национальную культуру, основанную на общенациональных ценностях. У значительного большинства детей класса присутствует интерес к учебе, развита мотивация – а это залог будущих успехов. Таким образом, формирование УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Вот несколько примеров.  Ко мне в 1 класс пришла девочка: старательная, опрятная, ответственная. Но очень замкнутая, стеснительная. При ответе голос дрожит, дыхание перехватывает. На протяжении всего периода обучения я старалась включать ее в групповые формы работы. На сегодняшний день девочка свободно общается со сверстниками, добровольно готовит дополнительный материал к урокам и свободно рассказывает одноклассникам, высказывает свое мнение, имеет много друзей. На переменах мои ученики всегда заняты делом. Последнее время замечаю: самые активные ученики класса самостоятельно составляют кроссворды, ребусы, задачи, вопросы к конкурсам по различным предметам. Победителям вручают грамоты, сделанные своими руками. В эту работу активно включаются и остальные одноклассники.

На всех этапах усвоения  содержания (кроме контроля) приоритетную роль отвожу обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы обсуждались коллективно. Это  создает  условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника). При общении и сотрудничестве учащиеся самостоятельно определяют и высказывают правила поведения (этические нормы общения и сотрудничества). В процессе такой работы формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели использую  различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ объектов с различных точек зрения; предложение заведомо неверного способа выполнения задания-«ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий. При этом дети учатся правилам работы в группе (паре), прививаются умения осознанности и критичности своих действий.

При организации урочной деятельности ведущую роль отвожу системно-деятельностному подходу. Увеличилась доля таких уроков, как урок – исследование: форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Уроки дифференцированного обучения: строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Меня всегда волновала проблема эффективного обучения и воспитания,  тесного сотрудничества учащихся, педагога и родителей. Считаю, что я  решила эту проблему посредством УМК «Перспектива». Доказательством этому служит активное участие детей в урочной деятельности, олимпиадах, конкурсах.

УМК «Перспектива» я рекомендую педагогам для работы по стандартам нового поколения. Данный комплект создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития, социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности посредством совместной  и самостоятельной учебно-познавательной деятельности по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на  мотивацию к учению.

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

  • обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников;
  • обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

  УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

В  учебниках УМК «Перспектива»,  методических рекомендациях и «Технологических картах» (новом инновационном методическом пособии) предлагаются материалы,  способы  и  приемы, которые оказывают огромную помощь в  организации образовательного процесса в соответствии с требований ФГОС.  Учебник Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык» имеет общую с «Азбукой» коммуникативно-познавательную основу. Обучение языку ведется с опорой на то, что овладение языком, правописанием необходимо для успешного общения с окружающими, для взаимопонимания. Поэтому введение и изучение новых понятий и правил проводится на основе коммуникативно-речевых умений младших школьников.

 Коммуникативная направленность учебника развивает интерес к изучению языка, воспитывает внимание и уважение к слову.
Работа над лексикой не ограничивается изучением отдельных тем.

 На  уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира  проводится очень важная работа над орфоэпическими нормами: введена тема «Говори правильно», уделяется внимание правильной постановке ударения, произношению слов, их правильному употреблению в речи.

 Во всех учебниках УМК «Перспектива» прослеживается реализация коммуникативного, исторического, гуманистического принципов и принципа творческой активности.

Структура учебников, подбор содержания, иллюстративного материала и организация учебной деятельности направлены на решение обозначенных задач.   Основой всех учебных предметов выступают понятия «культура», «общение», «познание», «творчество». Важным условием успешности реализации   является индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учётом уровня подготовленности  ученика.  

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

   

  Изучаемые алгоритмы действий  носят  не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.

1 этап. Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2 этап. Основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3 этап. Далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4 этапВ завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам − математике, русскому языку и чтению, физкультуре и т.д. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

1 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования УУД  использую технологию деятельностного метода обучения, которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация..

2 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия.

3 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД

После того как учащиеся освоят знание о том или ином способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам.

Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.

4 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Контроль знания способов выполнения УУД проводится на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные диагностические средства.

Одной из важных задач учебной деятельности считаю систематическую ориентировку учащихся на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности.

Для этого осуществляют непосредственное вовлечение обучаемых в учебно – познавательную деятельность с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения.

         Методы активного обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

В своей педагогической практике   применяю следующие активные методы обучения: 

АНАЛИЗ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРУЕМЫХ УУД

 

Название активного метода обучения

Формируемые УУД

групповая и парная работа

коммуникативные

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,

- способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу;

познавательные - осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

дискуссия

регулятивные – умение решать проблемы;

коммуникативные

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.

метод проектов

регулятивные – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

познавательные - умение использовать предметные знания для реализации цели;

-добывать, перерабатывать и представлять информацию;

-оформлять результаты исследования и представлять его;

- осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

коммуникативные- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы;

личностные -различать виды ответственности внутри своей учебной работы;

- осваивать новые виды деятельности

деловые игры;

организационно-мыслительные игры:

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

познавательные - осознавать познавательную задачу;

- извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

метод эвристических вопросов

регулятивные – адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

драматизация, театрализация

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

- участвовать в творческом, созидательном процессе

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

познавательные - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных

жанров;

творческая игра

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе

познавательные - осуществлять для решения учебных задач о перации анализа, синтеза, сравнения, классификации,

- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

имитационный тренинг

Личностные - осваивать новые виды деятельности,

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

познавательные - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

ситуацию успеха

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

«Мозговой штурм»

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

познавательные - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

метод любования

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

метод деятельностного поощрения

Личностные - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

«Круглый стол»,

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

коммуникативные- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

-формулировать собственные мысли,

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- строить небольшие монологические высказывания,

познавательные - осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- выдвижение гипотез и их обоснование.

методы удивления

Личностные - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

   Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность учащихся, вовлекают каждого из них в мыслительную  активность, и направлены на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.

 Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка.          

 Особое место занимают деятельностные поощрения. Детям даётся стимул: интерес товарищей и доверие учителя. Они учатся самостоятельно добывать знания и учат друг друга. К таким заданиям относятся подготовка сообщений, составление кроссвордов, ребусов, подбор загадок, пословиц по теме, мини – сценки, творческие задания. В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышение внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

   Главным методом обучения младших школьников является игра – как основной вид деятельности детей этого возраста. С помощью игры обучение становится важным делом, ибо игра является частью детской жизни. Игра – средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению с разным уровнем развития детей, воспитывать чувство коллективизма. Следующая функция дидактической игры – формирование в процессе игры общеучебных умений и навыков самостоятельной работы. Особый момент дидактических игр – формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля и взаимооценки (работа в парах, группах).

             Метода удивления. Ребенок 7-9 лет активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его ми ром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Ученики сами «открывают» новые для себя знания, являются исследователями окружающего мира.

             Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д.

             Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового.

             Метод «Круглый стол» чаще используется при обобщении материала.

            Сегодня очень часто педагоги используют метод-проектов.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

Я считаю, что деловые, дидактические  игры «круглого стола», метод удивления, успеха и других  эффективно влияют на развитие и воспитание школьников.

 

 

 Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации   использую различные формы: экскурсии, кружки,  олимпиады, конкурсы, соревнования, исследования.
Таким образом, использование методов активного обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность.

  Внеурочная деятельность предусматривает формирование регулятивных действий через разучивание игр, введения правил, через организацию продуктивных видов деятельности, сотрудничества.
При формировании познавательных универсальных действий происходит развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества; развитие познавательной инициативы. Во внеурочную деятельность включены задания на поиск лишнего, сравнение, анализ, синтез, работа со словарями, развивающими заданиями. Работа по научно-познавательному направлению включает в себя экскурсии, работу в детской библиотеке, изучение «вежливых» наук через анализ прочитанных произведений, инсценирование сказок, ситуаций, разрешение проблем.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 
Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности спланировано через: совместные мероприятия с родителями, конкурс «Мой папа- самый,  самый», праздники «Масленица», «День матери»; праздники «День Победы», «Первый звонок», «День учителя», «Последний звонок», «Новый год», «День защиты детей» и т.д.
       

Итак, успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, т. к. являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках перед ребенком ставлю учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.  Любая задача, предназначенная для развития или оценки уровня сформированности УУД    предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание — применение – анализ – синтез - оценка.

В 1 классе, совместно с психологом (с согласия родителей и законных представителей) провожу стартовую диагностику  и веду мониторинг достижений первоклассников в адаптационный период обучения.

Дополняю мониторинг ещё одним видом инструментария – «Листком достижений», где конкретизируются и укрупняются основные общеучебные навыки первого класса и позволяют отслеживать рост по четвертям. Оценку в этих диагностиках заменяет цветовая гамма реальных учебных возможностей: высокий уровень - красным цветом, средний – зеленым, а низкий – синим. Проводится работа по диагностированию таких психологических качеств у детей, как познавательные способности, мотивы учения, адаптации к школьной жизни, отследить положительные или отрицательные изменения этих параметров в процессе взросления ребенка и обучения в школе.

Для выявления индивидуальных способностей применяю методы  педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей.  

 Педагогическая диагностика позволяет: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;  выявить характер трудностей ученика и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии учащихся. С помощью диагностики получаю целостное представление об обученности ученика.

Комплекс универсальных учебных действий, выполняемых учащимися на уроках по технологии деятельностного метода каждого типа (урок открытия новых знаний, урок рефлексии, урок обобщения и систематизации знаний, урок развивающего контроля), независимо от того, по какой образовательной системе работает педагог, создаёт благоприятные условия для реaлизации требований ФГОС к формированию метапредметных и личностных результатов образования.

 Подводя итог работы  в условиях  внедрения ФГОС,  считаю, что учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

  Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника или как сейчас модно говорить - тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен  быть  готов  к  изменению  и  корректировке  плана  в процессе  урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным  является формирование мотивации к дальнейшему обучению.

      Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.

Диагностика

универсальных учебных действий

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности

(методика Н.Лускановой)

Самооценка

(Методика «Лесенка»)

Коммуникативные УУД

Методика «Рукавички»

(О.А. Цукерман)

Регулятивные УУД

Методика «Проба на внимание»

(по П.Я. Гальперину и С.Л. Кабыльницкой)

Методика «Рисование по точкам»

(Л.А. Венгер)

Познавательные УУД

Методика «Выделение существенных признаков»

Методика «Найди отличия»

Оценка школьной мотивации

Уровень предметных умений

 

Уровень развития логического мышления

Список литературы:

  1. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010.

  1.  Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. – 2-е Просвещение изд. – М.. 2010 (Стандарт второго поколения)
  2.  Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного обучения. Психологическая наука и образования. 2010, №4.
  3. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В. Рубцов. – М., 1987
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя начальных классов Шартон И.А.

Использование игровой деятельности на уроках в начальной школе....

Педагогический опыт работы учителя начальных классов.

В статье представлен опыт педагогической деятельности по теме "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках"....

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Опыт работы учителя начальных классов

Воспитательная работа учителя начальных классов...

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Фоминой Веры Ивановны

Материал содержит описание опыта работы учителя начальных классов по использованию современных образовательных технологий: игровой деятельности, проектной и технологии проблемного обучения....

Проектирование урока в системно - деятельностном подходе. Из опыта работы учителя начальных классов Горбачёвой Светланы Викторовны

Учебная деятельность – это процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых. Предметы науки и культуры – это особые предметы, с которыми надо научить...