Педагогический опыт работы учителя начальных классов.
статья на тему

В статье представлен опыт педагогической деятельности по теме "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №5 Тарасян М.А.

Тема инновационного педагогического опыта:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вам свой педагогический опыт.

Я - учитель, первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители ребенка доверяют мне самое дорогое – своих детей. И моя обязанность – оправдать это доверие. Растут мои ученики. Им на смену приходят другие. Вместе с ними расту и я, постигая секреты педагогического мастерства.  

В национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа» подчеркивается, что сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни,  и  поэтому  одной   из основных задач в моей работе - активизация познавательной деятельности младших школьников.

Обозначенную проблему  считаю актуальной и социально значимой,  поскольку  процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Таким образом, новизна моей работы в применении системы приемов, форм, практического содержания и психологических подходов, влияющих на развитие мотивационной потребности и познавательного интереса к обучению младших школьников.

Знаю, что и моих коллег сегодня интересует проблема «Активизация познавательной деятельности школьников», поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег, демонстрируя открытые уроки, выступая на заседаниях  методического объединения,  педсоветах и  семинарах.

Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.

Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Я в своей работе использую следующие средства активизации познавательной деятельности, которые вы видите на слайде.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока.    Таким образом  побудить учащихся к активизации, к  самостоятельному "творчеству" помогают мне нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие, и поэтому каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам 2 класса даю неожиданное задание – 37 умножить на 5, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: одни начинают умножать с десятков, другие – с единиц, третьи используют сложение. Для детей внетабличное умножение – совершенно новый материал, поэтому у школьников проявляется самостоятельность в выборе действий. Далее я рассматриваю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определяют, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске.

Особое внимание уделяю постановке вопросов. Ставлю вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например: «Что вы можете сказать о числе 7?», «Расскажите все, что вы знаете об этой букве?», «Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе» и т.п. Я не задаю параметров мыслительной деятельности – ученики сами определяют все, что надо сказать о числе, букве, произведении. Я спокойно реагирую на ответы, не говорю сразу, прав или нет ученик, об этом должны сказать дети. Мои ученики приучены отвечать не мне, а классу, выражая свое мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «Я согласен с ним, но хочу добавить…», «Я не согласен с ним…». Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так мои дети приучаются жить и работать не «рядом», а «вместе».

Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность, дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет  предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

             

 Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • задачи со сказочным сюжетом.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

        Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им  шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Как сделать учебный процесс более интересным? Где найти инструмент, отвечающий запросам современных школьников?

Знакомство с технологией проблемного диалога (идеи которого восходят ещё к Сократу и Руссо) стало для меня ключом к успешной работе. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. Я не говорю детям слова «Неверно», «Неправильно», «Не думаешь», они заменяются личностно-значимыми и уважительными «Ты так думаешь, а кто думает иначе…». При этом я признаю право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, формируя тем самым регулятивные УУД.

Такая форма проведения урока формирует метапредметные умения, развивает исследовательские способности, способствует формированию коммуникативных качеств ребенка. А это все отвечает требованиям стандартов второго поколения. Так же могу с уверенностью заявить, что дети на таких уроках максимально усваивают новый материал, ибо невозможно не понять то, что ты открываешь сам.

В школьном методическом сборнике напечатаны разработанные мною уроки с использованием данной технологии.

В систему моей педагогической деятельности входит использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет ресурсов, различных мультимедийных приложений – это электронные приложения к учебникам, интерактивные таблицы. Авторские компьютерные презентации подготовлены мной по математике, русскому языку, окружающему миру, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

Огромные возможности перед учителем открывает внедрение в учебный процесс программы для интерактивных досок. Возможности этой программы и педагогический творческий подход позволили мне самостоятельно составить дидактические игры, эффективно использовать их на различных  этапах уроков для формирования познавательного интереса учащихся.

         Приём использования инструмента «ширма» на интерактивной доске  прост и любим детьми.

Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд.

Так с прошлого года мой класс стал участником эксперимента по введению электронного журнала, поддерживаемого Министерством образования

Спектр использования возможностей  ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.  

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!»

   Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

При работе над проектами  мои ученики вместе обсуждают и формулируют цель работы, план действия  и результат. Одной из форм представления выполненной работы является презентация в ходе научно- практической конференции «Шаг в будущее» для учащихся начальной школы.

Сейчас я работаю в 1 классе и мои исследователи еще очень маленькие, но они уже умеют сравнивать,  находить факты, доказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого человека.

Для  определения уровня познавательной активности учащихся проведена диагностика в начале и в конце 4 класса.

      Сравнительный анализ показал рост познавательной активности школьников.  

           Но для меня все таки, как и для всех вас, самым главным показателем работы являются успехи  учеников.

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения.

Мои ребята являются  участниками и победителями многих школьных олимпиад и конкурсов .

Я горжусь своими учениками. Они вдохновляют меня работать  над собой, идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

За годы своей педагогической деятельности определила для себя заповеди, по которым живу и работаю:

  • люби своих учеников;
  • помогай ребенку чувствовать себя уверенно;
  • найди самое лучшее, что есть в ученике, и постарайся развить.

Нет никакой профессии лучше, чем выбранная однажды мной профессия учитель.

Спасибо за внимание!                                    

   


Приложение № 1.                               Анкета.

1. Нравится ли тебе самостоятельно выполнять задания?

а) да                        б) иногда                    в) нет

2. Часто ли ты просишь учителя дать тебе дополнительное задание?

а) да                        б) иногда                    в) никогда не прошу

3. Если тебе встречается очень трудное задание, то ты:

а) с задором постараешься с ним справиться

б) огорчишься, но потом всё-таки выполнишь его

в) разозлишься и не будешь выполнять

4. Любишь ли ты задавать вопросы, чтобы узнавать новое?

а) да, часто              б) иногда                    в) никогда, мне это не интересно

5. Как тебе нравится выполнять задания?

а) самостоятельно, без пояснений учителя

б) после небольшой подсказки учителя

в) после подробного объяснения учителем каждого твоего действия

6. Умеешь ли ты самостоятельно «открывать» новые знания на уроках, делать выводы, формулировать правила?

а) да, умею                б) иногда получается       в) нет, мне это не интересно

7. Какое чувство ты испытываешь, выполнив трудное задание?

а) радость и гордость         б) облегчение         в) тревогу и раздражение

8. Какие задания тебе нравятся?

а) сложные, которые никогда не решал

б) трудные, но похожие на те, которые ты когда-то решал

в) лёгкие

Приложение №2

Уровни познавательной активности

Уровни познавательной активности.

Психолого-педагогические особенности учащихся.

Нулевой уровень

Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.

Относительно - активный уровень

Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной  привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.

Исполнительно – активный уровень.

Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.

Активный уровень познания.

Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.

Творческий уровень.

Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Приложение №3

Критерии оценивания уровня сформированности  учебно-познавательного интереса представлены в таблице:

№ п/п

Уровни

Проявления

1

Высокий (поисково-продуктивный)

Проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

2

Средний (поисково-исполнительский)

Большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий её выполнения и, получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения  задачи, но совместно со взрослым.

3

Низкий

(репродуктивно-подражательный)

Учащиеся не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя начальных классов Шартон И.А.

Использование игровой деятельности на уроках в начальной школе....

Опыт работы учителя начальных классов

Воспитательная работа учителя начальных классов...

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...

Опыт работы учителя начальных классов Яковлевой Светланы Ивановны

Обобение опыта работы учителя начальных классов Яковлевой Светланы Ивановны по теме  "Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальных классах в рамках реализации ФГОС" Формирова...

Инновационный опыт работы учителя начальных классов

По теме " Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС"...

Статья по теме " Опыт работы учителя начальных классов в гендерном классе"

Опыт работы учителя начальных классов в спортивном классе, где учащиеся мальчики....

Опыт работы учителя начальных классов по организации учебного процесса путем внедрения новых технологий в обучении, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе.

В данной статье рассмотрены пути решения по внедренияю новых технологий в учебный процесс начальной школы. Даны первые результаты работы по данному напревлению...