Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников.
материал на тему

Андреева Александра Юрьевна

Исследовательская работа по УМК "Школа России" и мастер-класс по созданию видеофильмов для уроков литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников.

                         

Составитель: учитель 1 квалификационной

                                     категории Мищенкова А. Ю.

                                                МАОУ СОШ № 19 п. Пироговский,

                                              Московской области г.о. Мытищи

        

2017 г.

Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников.

1.Интерактивные средства обучения.

Страшная это опасность – безделье за партой…

В. А. Сухомлинский

Все первоклассники очень похожи друг на друга. Вы спросите, чем? Конечно, желанием учиться! Вспомните, с какими горящими глазами они приходят в сентябре в школу, как боятся пропустить хоть один учебный день, с каким обожанием смотрят на свою первую учительницу. Почему же буквально через несколько месяцев появляются дети, которым становится скучно и неинтересно в школе? Как одним педагогам удаётся сохранить познавательный интерес ребят на всю школьную жизнь и почему это не получается у других?

Дошкольное детство наполнено движением, игрой, которая является ведущим видом деятельности дошколят, свободой выбора (хочу – играю, хочу – не играю). Приобретая гордое и долгожданное звание «ученик», ребёнок часто теряет намного больше – возможность свободного творчества, занятие любимым делом. Но ведь, по сути, он совсем недалеко ушел от дошкольника – он так же любит играть, двигаться, задавать вопросы. В этой ситуации только от нас, педагогов, зависит, сможем ли мы вырастить любознательного, стремящегося к самообразованию творца или взрастим ещё одного равнодушного исполнителя.

Деятельность – основа и решающее условие развития личности. Только то знание станет для ребёнка его собственностью, которое открыто им в активном поиске. Ведь больше всего информации – до 90% - запоминается после участия в реальном процессе его открытия и только около 20% - при пассивном слушании.

Среди активных форм и методов обучения для младших школьников, конечно, это игра. Именно в ней ребёнок имеет возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать свои фантазии, быть свободным и естественным. Активность невозможна без взаимодействия со сверстниками, без споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.

Наверное, порой, учителю удобно, когда в классе «мёртвая тишина», когда дети послушно и терпеливо выполняют любое задание. Но насколько больше пользы принесёт урок, который вызовет у учащихся интерес не только зрительский, но и созидательный, связанный с их собственной поисковой, творческой и даже двигательной активностью.

Чем меньше будет «серых» и скучных уроков, тем больше ребята будут «жить» в классе, вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный багаж, тем больше творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей. А это ли не мечта каждого педагога?

Сделать эту мечту реальностью поможет применение в учебном процессе таких форм и методов, которые заинтересуют, включат в активную работу самых пассивных ребят.

Таким образом, основное преимущество интерактивного обучения состоит в том, что почти все обучающиеся активно участвуют в процессе познания. Каждый вносит свой особый вклад в развитие какой-либо темы или в решении общей проблемы. Значит, обучающиеся берут для себя особый опыт, который потом могут применять во вне учебной обстановке. Работа в команде повышает заинтересованность, а так же активизирует образовательный процесс. Повышается и усвоение материала.

2. Использование интерактивных средств обучения на уроках литературного чтения.

В своей работе я хочу рассказать об использовании интерактивных средств обучения на уроках литературного чтения. Сегодня уже трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока: при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек.

Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Использование икт на уроках литературного чтения широко. Привёдём примеры некоторых из них.

Учитель часто предлагаем задания побуждающие учащихся проиллюстрировать эпизод из изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет увидеть учителю чувства и отношения к героям. В дальнейшем эти иллюстрации  можно использовать в программе Power Point для создания диафильмов по данному произведению. Можно предложить учащимся работу в группах, разложив собственные рисунки  в хронологическом порядке. Это целенаправленная работа поможет учащимся в дальнейшем при пересказе текста, сохранив правильную последовательность.

Нередко на уроках литературного чтения учителя используют и  аудио записи. Это и прослушивание стихотворений  и музыкальных произведений, помогающие окунуть ребёнка в атмосферу, которую предлагает поэт и писатель. Нередко используются в работах и  сканированные архивные материалы,  насыщенные историческими фактами, удивляющие детей младшего школьного возраста. На экране могут также появляться определения, схемы, даты, имена известных людей, которые ребята записывают в тетрадь.

 Сегодня нельзя не отметить, что многие произведения, входящие в круг детского чтения, экранизированы. Это даёт возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения. Просмотр кинофильма может опережать чтение произведения, привлекая внимание детей к сюжету, а может использоваться при обсуждении поступков, характера героев. Экранизацию произведения можно использовать и на этапе закрепления пройденной темы.

Конечно, исходя из выше сказанного, мы делаем вывод, что использование интерактивных средств на уроках литературного чтения обеспечивает эффективную активную деятельность учащихся, расширяют его индивидуальные возможности, воздействуя изнутри на эмоциональное состояние,  а значит и побуждают его познавательную деятельность.

Таким образом, в результате опроса учителей, на уроках литературного чтения они чаще всего используются следующие средства демонстрации:

  1. Презентация- 64%
  2. Показ иллюстрации с помощью стандартных программ просмотра картинок и фотографий – 15%
  3. Видеофильмы 2%
  4. Электронные приложения  7%
  5. Аудио – сопровождение  12%

В своей работе я хочу рассказать об использовании видеофрагментов на уроках литературного чтения.  Я работаю  в школе 6 лет. В результате  своей педагогической практики  я столкнулась  с проблемой: какое представление даёт данное УМК о писателях и поэтах, с произведениями которых мы знакомим учащихся. Например, для знакомства с П. Ершовым авторы учебника предлагают учащимся статью. Однако, обращаем внимание, что  в ней ни разу не упомянуто полное имя и отчество писателя. Приведу ещё пример. Только в 3 классе встречается статья для ознакомления учащихся с биографией А. С. Пушкина. Но первое знакомство этого писателя мы встречаем в 1 классе. А вот с биографией Владимира Фёдоровича Одоевского авторы учебника не знакомят.

 Статьи, которые предлагают составители учебного пособия не дают полноценного представления о жизни и творческом пути авторов. Значит, учителю необходимо потратить достаточно много времени, чтобы подобрать интересный, небольшой и увлекательный рассказ. Конечно, возможно, предложить некоторым учащимся самостоятельно найти что-то интересное о поэте или писателе, но как показывает практика, и я, думаю, многие из Вас со мной согласятся, материал, который приносят учащийся, скачен из интернета, читается учащимися плохо, да и такую работу можно проводить только  в 3- 4 классе.   Значит, передо мной возникла проблема: как интересно, увлекательно и самое главное в короткое время увлечь учащихся биографией авторов.  За решением этой проблемы первое, куда я обратилась, это к электронному приложению  к учебнику (слайд). Авторы предлагают нам только аудио записи со стихотворениями,  а биография писателей отсутствует. Еще одним помощником учителя являются поурочные разработки  к учебнику. (слайд) Многие из Вас со мной согласятся, что объём информации велик, но не всё можно предложить младшему школьнику. Мной был сделан вывод, что методическое подспорье, предложенное к учебнику, данного УМК не решает проблемы знакомства учащихся с биографией.  Значит, следующий мой шаг – обращение к ресурсам интернета. Многие учителя, работающие с интернетом, уже научились скачивать видео ролики с сервера “You Tube”.  Установив соответствующую программу, я стала работать над подбором материала. Здесь видео для анализа достаточно много. Я хорошо понимаю, что ролик должен соответствовать учебным требованиям:

Во первых, чтобы речь персонажей или диктора была четкой и не слишком быстрой, хорошо прослушивалась, была без посторонних шумов. Кроме того язык должен быть современным, соответствующим требованиям и нормам литературного языка, с наличием естественных пауз между высказываниями; сам текст не должен быть перегружен неизвестными  словами, выражениями и незнакомыми жестами.

Во-вторых, изображение фильма должно быть четким и качественным.

В-третьих, это длина видео ролика. Считаю, что ролик не должен быть длиннее  10 минут, а его сюжет обязательно должен быть законченным.

Следуя этим требованиям, начала поиски. Это, конечно, кропотливая работа: подобрать именно то, что подходит уровню твоих учащихся и в соответствии с изучаемой темой, довольно трудно. Тем более, что материал, который предлагает интернет больше подходит для учащихся 5-ого и старших классов. Значит, интернет может предложить нам видеофильмы о поэтах, но не все соответствуют необходимыми требованиям.

В результате своего исследования я сделала вывод, что в интернете есть видео материал, который можно предложить учащимся, но конкретно подходящие для младшего школьника - нет. Это побудило меня создать собственную видеотеку фильмов,  в которой коротко, ясно, интересно можно не только познакомить учащихся с биографией         поэта, но и организовать такую форму работы, которая побуждала учащихся к самостоятельному поиску информации. В связи с этим выделяют три основных этапа работы с фильмом: предсмотровой (pre-viewing), просмотровой (while viewing), послепросмотровой (post-viewing).

Перед просмотром фильма важно мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания. Для этого провожу предварительное обсуждение, задаются наводящие вопросы, предвосхищается содержание ролика по заголовку.

Предлагаю вашему вниманию поэтапное знакомство с программой Windows Movie Maker и  создание видеофильма. Перед вами краткий обзор основных разделов программы, с помощь которой каждый учитель сможет создать диафильм или видеоролик.  

Найдём и откроем  в меню Пуск программу Windows Movie Maker. Познакомимся с меню программы.

Главная. Это главная вкладка программы. В ней можно добавлять видео, фотографии и музыку для вашего проекта. Вы также можете выбирать темы для своего фильма, поворачивать изображения.

Анимация. Эта вкладка позволяет добавлять переходы между видео.

Визуальные эффекты. Эта вкладка позволяет вам менять цвет и оттенок изображений. Вы можете сделать их черно-белыми или добавить насыщенности.

Проект. Здесь вы можете применить общие изменения к своему проекту, настроив звуковой микшер и изменив пропорции видео.

Вид. Эта вкладка позволят уменьшать и увеличивать временную шкалу, менять размер эскиза и просматривать звуковые волны вашего видео.

Поэтапное создание видеоролика

  1. Добавьте видео-файлы. Откройте вкладку Главная и нажмите Добавить видео и фотографии. После этого вы сможете выбрать подходящий видео-файл на своем компьютере. Вы также можете просто перетянуть нужный файл в главное окно программы и таким образом добавить его в проект.

  1. Расположите видео в нужной последовательности. После того, как вы добавите несколько видео, вы можете простым перетягиванием расположить их в нужной последовательности.

  1. Отредактируйте добавленные видео. Выделите одно из ваших видео и откройте вкладку Правка. Разместите курсор в том месте, откуда хотите обрезать видео. Вы можете установить начальную и конечную точку или просто разделить видео с помощью соответствующего пункта.

  1. Добавьте переходы между видео. Выберите первое видео и откройте вкладку Анимация. Вы увидите анимацию переходов, которая будет воспроизводиться в начале вашего видео.

  1. Добавьте саундтрек. Откройте вкладку Главная. Если вы хотите добавить речь, вы можете нажать Записать закадровый текст. С помощью этой функции вы сможете записать свою речь, если у вас есть микрофон. Чтобы добавить в фильм аудио-файл, нажмите Добавить музыку. Вы можете скачать ее с бесплатных онлайн ресурсов или добавить со своего компьютера.

  1. Добавьте титры в начале. Вы можете добавить название в начале любого видео. Это будет полезно для создания видео-презентации. Во вкладке Главная выберите Титры. После этого откроется отдельная вкладка Форматирование, в которой вы сможете менять шрифт текста, его расположение и цвет фона.

  1. Сделайте предварительный просмотр своего творения. После завершения монтажа во вкладке Вид нажмите Предварительный просмотр во весь экран, чтобы просмотреть фильм с начала до конца. Обратите внимание на те моменты, которые, возможно, стоит отредактировать или изменить.

  1. Сохраните видео на компьютер. Во вкладке Главная нажмите стрелку вниз возле пункта Сохранить видео, чтобы увидеть список доступных для сохранения форматов. Выберите устройство, на котором вы планируете смотреть видео, и программа автоматически совершит конвертацию.

Могу признаться, что работаю в этом направлении совсем недавно. Учусь сама, читая методическую литературу по данной теме, желая сделать урок интереснее и содержательнее. Приучаю своих учеников адекватно реагировать на сюжет, речь людей в фильме. Фильм может ознакомить учащихся с изучаемыми реалиями, вызвать интерес, сформировать определенные установки, настроить на работу. Чаще ролик показываю в начале или середине урока, чтобы оставалось время на выполнение заданий.

Я продолжаю работу по созданию видео библиотеки, хотя это и отнимает время. Однако, эти труды не напрасны. Использование видеофильмов на уроке вносит разнообразие в учебный процесс, способствует активизации учащихся, повышает интерес к предмету.

        Подробную информацию вы можете найти на моём личном сайте и там же можно найти пошаговое видео для создания собственных видеофильмов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников на уроках информатики в 3-4 класах.

Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников используются для развития коммуникативных познавательных и личных активных качеств учеников. Интерактивный метод предполагает метод межличнос...

«Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников".

Я убедилЯ убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интерес...

Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших

Дети, познающие мир с помощью зрения — визуалы, лучше воспринимают и запоминают то, что увидели. Они могут часами рассматривать картинки, в их речи чаще можно услышать слова: увидел, разглядел, посмот...

Статья «Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников»

В настоящей статье "Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников" раскрываются понятие и правила интерактивного обучения на уроках....

«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Махатадзе Валерия АлексеевнаУчитель начальных классовМОУ Удельнинская гимназияМосковская область, Раменский г.о.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВВ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВАннотация: в...