ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Валерия Алексеевна Махатадзе

Махатадзе Валерия Алексеевна

Учитель начальных классов

МОУ Удельнинская гимназия

Московская область, Раменский г.о.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ

В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассмотрено понятие «интерактивные средства обучения», рассмотрены особенности их использования в учебном процессе, выявлен потенциал информационных средств обучения для обучения и развития младших школьников.

Ключевые слова: интерактивные средства обучения, интерактивность.

Развитие инновационных технологий и изменяющиеся запросы современного общества приводят к повышению роли интерактивных средств обучения (далее – ИСО) в обучении младших школьников. Проводя анализ современной образовательной практики, можно сказать о том, что в настоящий момент большая часть школ оснащена современным компьютерным оборудованием, таким как компьютерные классы, интерактивные доски, планшеты и прочее. Учебные заведения подключены к сети Интернет, однако обеспечение школ техническими средствами обучения без обновления содержания, методов и форм обучения дает лишь едва ощутимый результат.

Понятие «интерактивность» в педагогике имеет двойственное значение: интерактивность в традиционном учебном процессе описывается как прямое взаимодействие субъектов образовательного процесса в области осваиваемого знания. В связи с информационными технологиями и с использованием ресурсов Интернет интерактивность рассматривается как непрерывное диалоговое взаимодействие между пользователем и информационной системой в режиме реального времени, позволяющая учащимся, по своему усмотрению, управлять ходом обучения, осуществлять отбор информации, менять скорость изучения материала.

В данной статье мы будем рассматривать ИСО как совокупность технических (компьютер, интерактивное оборудование) и дидактических (электронные образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет) средств, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога, реализуемого в электронном образовательном ресурсе.

При использовании ИСО в учебном процессе появляется возможность реализации таких видов учебной деятельности как регистрация, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых предметах, явлениях, процессах, передача большого объема информации, которая может быть представлена в различной форме, организация демонстраций, самостоятельных работ, возможность создания собственного продукта креативной деятельности. Грамотное использование ИСО на уроках позволяет лучше усвоить новый материал, закрепить изученное, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить полученные знания, провести их контроль. Важно отметить, что обучающиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом. Использование ИСО на уроках позволяет дополнительно экономить время и включать в него новые виды деятельности (игровые), дополнительную информацию. Наиболее часто используются такие интерактивные средства обучения, как компьютер и интерактивная доска. На основе анализа проведенных уроков был выявлен потенциал ИСО для обучения младших школьников: динамика предъявления информационных объектов на экране в ИСО и используемые в них средства мультимедиа (графика, фото, анимация, интерактивные элементы) позволяют улучшить восприятие сложных для понимания понятий и ключевых моментов; интерактивные возможности ИСО (управляющие кнопки, гипертекст, постоянный доступ к информации) активизируют учебно-познавательную деятельность обучающихся; возможность в ИСО разбивать учебный материал на этапы создают условия для последовательной работы над каждым из этих этапов; организация взаимодействия между учащимися позволяет гибко управлять учебным процессом как непосредственно в прямом контакте с учителем на уроке, так и в виртуальном при выполнении задания дома.

Подводя итоги, можно сказать о том, что ИСО влияют на образовательный процесс комплексно. Они существенно увеличивают степень вовлеченности ученика в процесс обучения, стимулируют его интерес и вызывают желание учиться. Использование педагогами ИСО помогает более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.

Список литературы

1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 315 с.

2. Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса

обучения // Информатика и образование. – 2011. – №6. – С. 111–114.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Махатадзе Валерия Алексеевна

Учитель начальных классов

МОУ Удельнинская гимназия

Московская область, Раменский г.о.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ

В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассмотрено понятие «интерактивные средства обучения», рассмотрены особенности их использования в учебном процессе, выявлен потенциал информационных средств обучения для обучения и развития младших школьников.

Ключевые слова: интерактивные средства обучения, интерактивность.

Развитие инновационных технологий и изменяющиеся запросы современного общества приводят к повышению роли интерактивных средств обучения (далее – ИСО) в обучении младших школьников. Проводя анализ современной образовательной практики, можно сказать о том, что в настоящий момент большая часть школ оснащена современным компьютерным оборудованием, таким как компьютерные классы, интерактивные доски, планшеты и прочее. Учебные заведения подключены к сети Интернет, однако обеспечение школ техническими средствами обучения без обновления содержания, методов и форм обучения дает лишь едва ощутимый результат.

Понятие «интерактивность» в педагогике имеет двойственное значение: интерактивность в традиционном учебном процессе описывается как прямое взаимодействие субъектов образовательного процесса в области осваиваемого знания. В связи с информационными технологиями и с использованием ресурсов Интернет интерактивность рассматривается как непрерывное диалоговое взаимодействие между пользователем и информационной системой в режиме реального времени, позволяющая учащимся, по своему усмотрению, управлять ходом обучения, осуществлять отбор информации, менять скорость изучения материала.

В данной статье мы будем рассматривать ИСО как совокупность технических (компьютер, интерактивное оборудование) и дидактических (электронные образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет) средств, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога, реализуемого в электронном образовательном ресурсе.

При использовании ИСО в учебном процессе появляется возможность реализации таких видов учебной деятельности как регистрация, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых предметах, явлениях, процессах, передача большого объема информации, которая может быть представлена в различной форме, организация демонстраций, самостоятельных работ, возможность создания собственного продукта креативной деятельности. Грамотное использование ИСО на уроках позволяет лучше усвоить новый материал, закрепить изученное, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить полученные знания, провести их контроль. Важно отметить, что обучающиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом. Использование ИСО на уроках позволяет дополнительно экономить время и включать в него новые виды деятельности (игровые), дополнительную информацию. Наиболее часто используются такие интерактивные средства обучения, как компьютер и интерактивная доска. На основе анализа проведенных уроков был выявлен потенциал ИСО для обучения младших школьников: динамика предъявления информационных объектов на экране в ИСО и используемые в них средства мультимедиа (графика, фото, анимация, интерактивные элементы) позволяют улучшить восприятие сложных для понимания понятий и ключевых моментов; интерактивные возможности ИСО (управляющие кнопки, гипертекст, постоянный доступ к информации) активизируют учебно-познавательную деятельность обучающихся; возможность в ИСО разбивать учебный материал на этапы создают условия для последовательной работы над каждым из этих этапов; организация взаимодействия между учащимися позволяет гибко управлять учебным процессом как непосредственно в прямом контакте с учителем на уроке, так и в виртуальном при выполнении задания дома.

Подводя итоги, можно сказать о том, что ИСО влияют на образовательный процесс комплексно. Они существенно увеличивают степень вовлеченности ученика в процесс обучения, стимулируют его интерес и вызывают желание учиться. Использование педагогами ИСО помогает более эффективно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в образовательный процесс.

Список литературы

1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 315 с.

2. Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса

обучения // Информатика и образование. – 2011. – №6. – С. 111–114.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников на уроках информатики в 3-4 класах.

Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников используются для развития коммуникативных познавательных и личных активных качеств учеников. Интерактивный метод предполагает метод межличнос...

Значение интерактивной доски в обучении младших школьников.

Статья, повествующая о роли интерактивной доски в современном обучении....

Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников.

Исследовательская работа по УМК "Школа России" и мастер-класс по созданию видеофильмов для уроков литературного чтения....

«Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников".

Я убедилЯ убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интерес...

Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших

Дети, познающие мир с помощью зрения — визуалы, лучше воспринимают и запоминают то, что увидели. Они могут часами рассматривать картинки, в их речи чаще можно услышать слова: увидел, разглядел, посмот...

Статья «Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников»

В настоящей статье "Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников" раскрываются понятие и правила интерактивного обучения на уроках....