Значение интерактивной доски в обучении младших школьников.
статья (1 класс) по теме

Киселева Ольга Львовна

Статья, повествующая о роли интерактивной доски в современном обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение интерактивной доски в процессе обучения младших школьников

Долгие годы основными рабочими инструментами учителя и ученика были доска, мел, учебник, тетрадь, ручка. Доска – это неотъемлемый атрибут любого учебного класса. Доска – это не просто кусок поверхности, на котором может писать ребёнок и учитель, а поле информационного обмена между учителем и учеником. «Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…

Чем отличается обучение с помощью интерактивной доски от привычных методов обучения? Как сочетать возможности интерактивной доски с реализацией дидактических принципов?

Интерактивная доска предоставляет учителю широкие возможности для подготовки и проведения уроков.

  1.  Запуск на компьютере различных программ и полное управление ими с поверхности доски.
  2. Работа с графическими и видеоматериалами.
  3. Нанесение комментариев поверх отображаемых на доске материалов.
  4. Сохранение всех записей и пометок в памяти компьютера.
  5. Предварительная подготовка необходимых для занятий материалов и др.

Использование интерактивной доски на уроке может оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность.

 С помощью электронного маркера учитель может полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И всё это с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.

Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену.

Так, например, в первом классе учащиеся овладевают очень сложными для них графическими навыками, учатся ориентироваться на тетрадном листе. Учитель, отсканировав страницу тетради с печатной основой или страницу прописи, имеет возможность показать правильный приём или образец работы сразу всему классу.

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «прожектор»).

Работая на интерактивной доске, можно переместить любой объект по площади доски (инструмент «выделенный элемент»). На обычной школьной доске такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и прикрепив их к доске магнитами. Работа на компьютере сэкономит время и силы учителя. Возможность перемещать объекты по доске поможет при выполнении классификации, группировки, сортировки, упорядочивания различных объектов, установлении причинно-следственных связей и взаимно-однозначных отношений.

При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.

На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность для детей 6-8 лет является ведущей. Интерактивная доска в начальной школе – увлекательная обучающая игра. Поэтому при работе с интерактивной доской в классе не остаётся равнодушных, создаются условия для активной мыслительной деятельности и развития познавательного интереса детей.

 Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Почти у каждого ученика класса есть сотовый телефон, у 90% учащихся есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому дети быстро усваивают  приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке бесспорны.

Но важно помнить, что любой урок имеет двух субъектов – учителя и ученика. Доска третьим субъектом стать не может. должно и не может быть самоцелью на уроке.

 Не доска учит, а учитель. Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только очень удобный инструмент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Значение памяти в обучении младших школьников"

Повышение уровня психологической культуры родителей....

Учебно-методическое пособие "Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников на уроках информатики в 3-4 класах.

Интерактивные приемы школьного обучения младших школьников используются для развития коммуникативных познавательных и личных активных качеств учеников. Интерактивный метод предполагает метод межличнос...

Родительское собрание"Значение памяти в обучении младших школьников"

В методической разработке предложены этапы, приёмы и методы работы над темой.Показана подготовительная работа учителя и психолога.Даны анкеты, тесты для детей и родителей.В конце собрания проходит реф...

Значение средств наглядности при обучении младших школьников

Значение средств наглядности при обучении младших школьников....

Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников.

Исследовательская работа по УМК "Школа России" и мастер-класс по созданию видеофильмов для уроков литературного чтения....

«Эффективное использование интерактивных средств при обучении младших школьников".

Я убедилЯ убедилась, что использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интерес...

Статья «Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников»

В настоящей статье "Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников" раскрываются понятие и правила интерактивного обучения на уроках....