Выступление на городской конференции
статья на тему

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлены виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определена стандартом как главная ценность обучения. На уроках, во внеурочной деятельности  основное внимание уделяется развитию познавательной активности школьников.

Одним из способов вовлечения школьников в активную познавательную деятельность является исследовательская работа. Следовательно, перед учителем начальных классов встает проблема: каковы приемы вовлечения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

        Учебное исследование – деятельность, главной целю которой является образовательный результат; она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

        Важно подчеркнуть, что процесс организации учебного исследования на уроках представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

- мыслительных умений (анализ,  выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

- умений, связанных с культурой устной и письменной речи;

- специальных исследовательских умений (формулировка задач, гипотезы, выбор пути решения проблемы, проверка правильности выбранного пути и др.).

Исследовательская деятельность учащихся – это, прежде всего, эффективный способ образовательного процесса, средство развития общих (способность к анализу, обобщению, синтезу, аналогии, идентификации и др.) и специальных компетентностей учащихся, способ социализации и воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matveeva_s.a._tezisy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы

Тема. Вовлечение младших школьников
в проектно - исследовательскую деятельность  средствами предметов «Математика» и «Технология»

Матвеева Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ Школы № 46 г. о. Самара 

«Только человек обладает способностью

сознательно обдумывать, планировать

и осуществлять свои замыслы».

Н. Энкельнанн

        Как сегодня сформировать у учащихся активную позицию исследователя, экспериментатора и проектировщика? Проектно-исследовательская деятельность характеризуется тем, что при разработке проекта в деятельность обязательно вводятся элементы исследования. Такая деятельность развивает наблюдательность, внимательность, аналитические навыки, которые являются составляющей инженерного мышления. Основными видами творческой деятельности инженера является изобретательство, проектирование и конструирование, которые находятся в определенном соотношении между собой. В соответствии с тремя видами продуктов любой деятельности – предметы (материальные вещи) в пространстве, процессы во времени и идеи в сознании – можно рассматривать три основных продукта инженерной деятельности: принцип, систему (или схему) машины и ее  конструкцию. А главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Использование приемов вовлечения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность доказывает что, это - один из путей повышения эффективности достижения учащимися планируемых результатов, предусмотренных ФГОС НОО; один из инструментов развития общих и специальных компетенций, мотивации учащихся; средство овладения духовными ценностями, развития способности вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство. Целесообразнее всего организовывать проектно - исследовательскую деятельность в начальной школе с элементами инженерных и изобретательских компетенций на уроках и во внеурочной деятельности по предметам «Математика» и «Технология», поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Занятия на основе учебного исследования предполагают организацию познавательной деятельности школьников в соответствии с логикой научного познания и применением исследовательских методов.

       В системе «Школа России» и «Перспектива»  очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. Уроки математики в начальной школе играют в процессе обучения существенную роль. Алгебраические аспекты этого предмета формируют в основном аналитико-синтетическое мышление, а геометрические способствуют развитию такого важного мышления, как пространственное. Основной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаиморасположение составляющих его элементов. И хотя цель его формирования в процессе обучения в начальной школе ставится, однако недостаточный уровень развития пространственного мышления является препятствием усвоения геометрического материала. А в основе  инженерного творческого мышления лежит пространственное мышление, а значит, в том числе, геометрический материал.  

В математике геометрический материал в программе начальной школы не выделяется в самостоятельный раздел, включается в программу каждого года обучения. Он расположен концентрически: знания учащихся постепенно расширяются, совершенствуются практические умения, формируется математическая речь. Изучение геометрического материала идёт на уровне представлений, а за основу изложения берётся наглядная и практическая деятельность.

 В начальной школе ученики практически различают геометрические фигуры, сравнивают, изображают на бумаге и т.д. Графические  умения включают: умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках и чертежах; умение собрать несложный объект (фигуру) из готовых частей; умение изобразить объект (фигуру) на бумаге. На основе предметно - практической деятельности у детей формируются навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения задания.

В рамках предмета «Технология» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность.

Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. На уроках технологии  младшие школьники успешно овладевают за 4 года следующими знаниями и умениями: 1. Проектирование изделия; 2. Конструирование изделия ; 3. Способы обработки различных материалов; 4. Создание моделей; 5. Основы черчения; 6. Основы материаловедения; 7. Основы машиноведения; 8. Расчёт затрат на изготовления изделия; 9. Организация труда; 10. Правила и нормы охраны труда и т.д.

       Программа «Технология» предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». 

        В формировании у обучающихся устойчивых интересов к сложным проблемам, дающим старт исследовательской практике, активную роль могут играть специальные игровые методики, построенные на самых разных игровых сюжетах. Исследовательская работа предполагает длительное индивидуальное или коллективное исследование. Но возможна и очень результативная форма организации исследовательского обучения, названная А.И. Савенковым «экспресс-исследованиями». Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной тематике. Возможны и теоретические, и фантастические экспресс – исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, включить детей в работу.

Осознавая, необходимость развития компетенций способствующих  развитию инженерного мышления был создан проект ««Геометрический материал как средство развития пространственного мышления и представления младших школьников ». Далее появились программы внеклассной деятельности «Юный исследователь» и  «Геометрия вокруг нас». В результате целенаправленной исследовательской деятельности только за прошлый 2016-2017  учебный  год - 24 победителя, призёра и номинанта различных конференций научно-исследовательской направленности. На протяжении двух лет мини – проекты групповые переходят в индивидуальные  проекты. Проект по технологии в  1 классе «LEGO - конструирование – серьезное занятие или увлекательная игра?» занял 3 место в  V открытой городской научно - практической конференции учащихся и педагогов учреждений дополнительного образования детей «Новое поколение». Секция: Архитектура и дизайн. Другие два  проекта были  реализованы  в рамках предметной области «Физика» - «Статическое электричество. Причины возникновения и влияние на человека» и «Оптические иллюзии» - победители номинации «Исследовательское мастерство».   «Свойство фигур пентамино» - секция «Математика» -победитель номинации «Исследовательское мастерство» в межшкольной конференции «Первые шаги в науку». Проекты по технологии в технике оригами занимали  1 место на протяжении двух лет  в городском творческом  конкурсе для начинающих гуманитариев «Золотой ключик» и номинацию в Открытых  Ломоносовских чтениях «Мои личные открытия». Готовятся два  проекта «Бионика и водная/подводная техника» и «Почему корабли не тонут?»

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся – это, прежде всего, эффективный способ образовательного процесса, средство развития общих (способность к анализу, обобщению, синтезу, аналогии, идентификации и др.) и специальных компетентностей учащихся, способ социализации и воспитания личности ребенка, в том числе, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в области инженерно-технологического образования.

                         

 

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...